СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории Казахстана на тему «Раннесредневековые государства на территории Казахстана»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по учебному предмету «История Казахстана» на тему «Раннесредневековые государства на территории Казахстана» для учащихся 6 класса в рамках обновленной учебной программы по истории Казахстана.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Казахстана на тему «Раннесредневековые государства на территории Казахстана»»

Дата:

06.09.2021

Предмет, класс

История Казахстана, 6 класс

Учитель:

Балтабаев Марат Бопышевич

Тема урока:

Раннесредневековые государства на территории Казахстана

Основная идея

объяснять особенности развития тюркских государств в VI-IX веках, выявляя их сходства и различия

Цели:

6.3.1.1 – определять историческую значимость формирования Тюркского каганата, выявляя взаимосвязи между событиями

6.3.1.2 – объяснять особенности развития тюркских государств в VI-IX веках, выявляя их сходства и различия

63.2.2 – определять направления внешней политики раннетюркских государств;

6.2.1.3 – использовать понятие «Великой степь» для описания преемственности исторических событий и процессов

Критерии успеха

Все ученики

Большинство учеников

Отдельные ученики

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.


Время


Этапы

урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оценивание

Используемые модули

Ресурсы

Вызов


2 мин.

Орг. момент

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

(знание факт.мат.-2, послед-ть и полнота ответов-2, активность на уроке-1)

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Форматив­

ное

(похвала)

Оценивание для обучения


Лидерство

Оценочные листы

15 мин

Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос.

Что изучает история древнего Казахстана?

Назовите периоды средневекового Казахстана.

Какую роль играл средневековый Казахстан в судьбах всей Евразии?

(проверка домашней работы).


Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп. мат.

Осмысление

25 мин

Освоение нового, применение знаний

Изучение нового материала – §1, §2 стр.7-16, (учебник).

Исследовательский вопрос: Имена каких каганов VI-IX веков сохранились в истории?

1. Работа с текстом (чтение).

В V–VI вв. на территории Казахстана начали складываться феодальные отношения. Их отличительными чертами были кочевой способ производства и сохранение отдельных черт патриархально-родового строя. В середине I тыс. н. э. произошли крупные этнические сдвиги в степной полосе Казахстана. Период с VI по XII век носит название тюркской эпохи. Современная историческая наука считает прародиной тюрков Алтай. Одной из первых могущественных держав эпохи раннего Средневековья на территории Казахстана в IV–VII вв. был Тюркский каганат. Основу населения каганата составляли тюркоязычные племена. В состав Тюркского каганата входило более 30 племен. Правитель государства носил титул каган. Он избирался из аристократического рода Ашина. Этноним «тюрк», означающий крепкий, сильный, встречается с 542 г. в китайских источниках, согласно которым происходит от названия племени теле. Китайцы считали тюрков потомками гуннов. О появлении тюрков на политической арене Центральной Азии известно из китайских источников: в 545 году к предводителю тюрков Бумыну прибыл посланник китайского императора для установления дипломатических отношений. В 546 году Бумын разгромил на Алтае войско теле (50 тыс. кибиток), которое вошло в состав тюркского племенного союза. Впоследствии подавляющее большинство населения Тюркского каганата составляли племена теле (тирек) – общее название многих тюркских племен. В тюркской державе основу составлял будун – простой народ, аристократы-беги.

В первой половине VI в. тюрки находились в зависимости Жужанского каганата. Жужане (жуань-жуани, авары) называли тюрков «плавильными невольниками», потому что те платили им дань железом. В 552 году Бумын нанес сокрушительное поражение жужaням, после чего ему был присвоен титул елхан – всенародный хан. Он стал основателем Тюркского каганата. В VI в. под власть тюрков попали земли Казахстана. При Мукан-кагане (553–572 гг.) Тюркский каганат достиг политического господства в Центральной Азии. Политическое влияние каганата на востоке было настолько сильным, что правители Северного Китая (Северное Ци и Северное Чжоу) ежегодно платили тюркскому кагану дань – 100 тюков шелковой ткани. Стремясь овладеть богатствами оседлых племен, тюрки двинулись в Среднюю Азию. Поход тюрков на запад возглавил младший брат Бумын-кагана Истеми. К 555 году тюрки захватили земли до Аральского моря. Наиболее опасным противником было государство эфталитов (белые гунны). В 561–563 гг. тюрки заключили против них военный союз с Ираном. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 567 году пoд Бухарой. Полностью покорить их тюрки смогли в 563–567 гг. Когда общий враг был уничтожен, между Тюркским каганатом и Ираном начались разногласия из-за раздела эфталитского наследства, переросшие в непримиримый и открытый конфликт. Объективными причинами этого конфликта стали различные экономические интересы двух государств. 

После завоевания Средней Азии тюрки стали хозяевами Великого Шелкового пути. Находившиеся под властью тюрков согдийцы были заинтересованы в торговых связях с Византийской империей. Перспектива стать посредником в торговых операциях между Западом и Востоком не устраивала иранского шаха Хосpова, что привело к разрыву отношений с тюрками. Истеми-каган решил напрямую наладить торговые отношения с Византией. В 568 году согдийский купец Маниах возглавил посольство Тюркского каганата, отправленное Истеми-каганом в столицу Византийской империи Константинополь. Были заключены торговое соглашение и военный союз против Ирана. В ставку кагана выехал «cтратег восточных городов» Византийской империи Земарх Киликиец. Византийский историк Менандр упоминает о 7 посольствах к тюркам.

Иранский шах не хотел войны, но переговоры оказались безрезультатными. Официальным поводом для начала войны стало требование кагана, чтобы иранцы платили ему ту дань, которая раньше шла эфталитaм. После отказа Хосрова тюркская конница перешла Амударью, захватив по пути несколько иранских городов и морских портов. В 571 году Истеми-каган заключил с иранским шахом мирный договор, по которому границей между двумя государствами стала река Амударья. Иран обязался выплачивать тюркам дань в размере 40 тысяч золотых динаров и не препятствовать торговле, тюркские войска были отведены за Амударью. В 576 году тюркские армии под предводительством Tюpксанфа (сын Истеми-кагана) предприняли походы в Крым и на Кавказ. В 70-е годы VI вeкa Тюркский каганат расширил свои границы до Черного моря и Северного Кавказа. В 581 году в Тюркском каганате начались междоусобицы. Политический кризис длился более 20 лет. В результате этого против тюрков объединяются Bизантия и Иран. Стремясь использовать сложившееся положение, на тюрков начал совершать частые походы Китай.

В 603 году Тюркский каганат распался на Западнотюркский и Восточнотюркский каганаты.

История Тюркского каганата не исчерпывается войнами. В своих владениях тюрки содействовали развитию торговли. Они впервые создали культуру, основанную на письменности.

В тюркское время дальнейшее развитие получили градостроительство, архитектура и искусство.

Тюркский каганат сыграл важную роль в истории народов Средней Азии и Восточной Европы. В его недрах закладывались основы современных тюркских народов.


2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы (в парах):

1. Когда и где был образован Тюркский каганат?

2. Назовите причины раскола Тюркского каганата.

3. Определите причины образования Западно-Тюркского каганата.

4. Назовите причины упадка Западно-Тюркского каганата.

5. Кто возродил могущество Восточно-Тюркского каганата?



3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь.

Определите причины и последствия формирования Тюркского каганата.


4. Заполнить таблицу «Направления внешней политики раннетюркских государств».



5. Написать историческое заключение: «Имена каких каганов VI-IX веков сохранились в истории?».

Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.


Формативное (взаимное оценивание)













Стратегия «Стикер»

Оценивание для обучения











Критическое мышление




Лидерство



Диалогическое обучение


Саморегулируемое обучение


Таблица ЗХУ, учебник:

История Казахстана: учебник для 6 класса общеобразоват. шк./ Н.С. Бакина,. Н.Т. Жанакова, К. К. Сулейменова. – Алматы: Атамұра, 2018

РЕФЛ

Е

К

СИЯ

3 мин

Анализ урока, домашнее задание

1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме

2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока;

3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным?

4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах.

5) Домашнее задание: §1, §2 стр.7-16, учить, ответить на вопросы.

Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники

Самооценивание и взаимооценивание


Лидерство


Критическое мышление


Анализ урока

Что удалось?

Поставленные цели урока достигнуты. 

Что не удалось?

-

Что можно улучшить?

Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!