Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания. | Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог. | Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы. |
15 мин | Актуализация знаний | 1. Фронтальный опрос. 1) Когда образовалось Кыпчакское ханство? 2) В каких веках кыпчаки были в составе государства кимаков? 3) Когда территория кимаков полностью вошла в состав Кыпчакского ханства? 4) Как называется территория расселения кыпчаков в исторических источниках? 5) Как называлась ставка Кыпчакского ханства? 6) В каком городе находилась ставка Кыпчакского ханства? 7) Основу каких народов составили кыпчаки? 8) Что служило показателем обеспеченности людей в кыпчакском обществе? 9) Чем преимущественно занимались кыпчаки? 10) Какие виды скота разводили кыпчаки? 11) Как передавалась власть кыпчакских ханов? 12) Как в русских исторических источниках называли кыпчаков? 13) С какими среднеазиатскими государствами кыпчакские ханы вели упорную борьбу? (проверка домашней работы). | Ответы на вопросы. | Формативное (взаимное оценивание) | Критическое мышление (вопросы, открытого и закрытого типа) | Оценочные листы, доп. мат. |
Осмысление | 25 мин | Освоение нового, применение знаний | Изучение нового материала. § 15, стр. 71-75 (учебник) Исследовательский вопрос: Повлиял ли Великий Шелковый путь на развитие международных отношений? 1. Работа с текстом (чтение). История возникновения Великого Шелкового пути. Путь называется "шелковым” из-за предмета торговли. А "великим” стали называть потому, что он связал бескрайние просторы восточных регионов с западными странами, оживил торговлю в многочисленных городах, находившихся на пути караванов. Вот почему он вошел в историю как "Великий Шелковый путь”. По данным археологических раскопок, шелк стал производиться в Китае в 2750 г. до н.э. Между V-II вв. до н.э. шелк стал вывозиться на продажу и обмен. В китайских письменных источниках содержатся сведения о том, что в VI в. каган Западнотюркского каганата и его свита были одарены шелковыми халатами. Это было время, когда шелк стал известен уже во всей Евразии. Великий Шелковый путь начинается с бассейна реки Хуанхэ. Он проходит вдоль западной части Великой Китайской стены и по реке Или доходит до Иссык-Куля. С этого места путь разветвляется на две стороны - на южное и северное направления. Южное направление ведет в Фергану, Самарканд, Иран, Сирию, к Средиземному морю. Северное направление - в город Испиджаб в Южном Казахстане и здесь снова делится на две ветви. Одна уходит в Среднюю Азию, вторая - через Туркестан, по нижнему течению Сырдарьи, - выходит в Западный Казахстан, обходит с северо-востока Черное море и направляется в Европу. Влияние Великого Шелкового пути на развитие международных отношений. Великий Шелковый путь помог развитию между народами не только торговых отношений, он способствовал установлению дипломатических связей между странами Востока и Запада. По данным китайских рукописей, Шелковый путь стал развиваться с середины II в. до н.э. Послы, которых отправил император Китая У Ди в 138 г. в западные страны, вернулись только через 13 лет. После возвращения 150 этой делегации и начинаются торговые отношения Китая с западными странами через Казахстан и Среднюю Азию. И наконец, с Запада пошли караваны с товаром в Китай. Благодаря торговле в 568 г. были установлены дипломатические отношения между Тюркским каганатом и Византией. Две страны создали торгово-дипломатический союз между собой в противовес Ирану. Обмен послами усилил международную торговлю. Первое время китайский шелк высоко ценился за рубежом и был нужен не только для нужд двора, в торговле он выполнял функцию денег, был превосходным подарком. Например, шах Ирана получил в подарок от имени китайского императора шелковую, украшенную шитьем, одежду. Великий Шелковый путь способствовал не только развитию между странами торговли, но и созданию атмосферы дружбы, доверия. 2. Работа в группах: 1-я группа - «Начало функционирования Великого Шелкового пути». 2-я группа - «Торговля на Великом Шелковом пути». 3-я группа – «Города на Великом Шелковом пути». 3. «Мозговой штурм». 1) Что вы знаете о начале функционирования Великого Шелкового пути? 2) Кто был заинтересован в возникновении Великого Шелкового пути? 3) Между какими странами были установлены дипломатические отношения? 4) Какое влияние оказал Великий Шелковый путь на развитие связей между государствами? 5) Какие цивилизации связывал Великий Шелковый путь? 6) Какое влияние оказал Великий Шелковый путь на развитие торговли в Казахстане, в городах на пути следования? 7) Какое влияние оказало развитие торговли между странами на развитие культуры? 8) Через какие главные города Казахстана проходил Великий Шелковый путь? 9) Каково значение Великого Шелкового пути для Казахстана? 10) Опишите характер торговли на Великом Шелковом пути. 4. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь. Определите причины и последствия возникновения Великого Шелкового пути. 5. Заполнить таблицу «Влияние Великого Шелкового пути на развитие международных отношений». Вопросы исследования: 1) Установление дипломатических связей между странами Востока и Запада. 2) Торгово-дипломатический союз между Тюркским каганатом и Византией. 3) Торговые и дипломатические отношения с Китаем и Ираном. 6. Написать историческое заключение: «Повлиял ли Великий Шелковый путь на развитие международных отношений?». | Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод. | Формативное (взаимное оценивание) Стратегия «Стикер» | Оценивание для обучения Критическое мышление Лидерство Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение | Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразоват. шк./ Н.С. Бакина,. Н.Т. Жанакова, К. К. Сулейменова. – Алматы: Атамұра, 2018 |
РЕФЛ Е К СИЯ | 3 мин | Анализ урока, домашнее задание | 1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме 2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока; 3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным? 4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах. 5) Домашнее задание: § 15, стр. 71-75 учить, ответить на вопросы. | Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники | Самооценивание и взаимооценивание | Лидерство Критическое мышление | |