Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания. | Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог. | Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы. |
15 мин | Актуализация знаний | 1. Фронтальный опрос. 1. Назовите стоянки эпохи палеолита. 2. Когда начался ледниковый период? 3. Назовите каменные орудия труда. 4. Когда появился первобытный человек на территории Казахстана? 5. Назовите три периода палеолита. 6. Как жили древнейшие люди? 7. Назовите археологические открытия казахстанских ученых. 8. Назовите археологические памятники. 9. Какие находки эпохи камня были обнаружены археологами на территории Казахстана? (проверка домашней работы). | Ответы на вопросы. | Формативное (взаимное оценивание) | Критическое мышление (вопросы, открытого и закрытого типа) | Оценочные листы, доп. мат. |
Осмысление | 25 мин | Освоение нового, применение знаний | Изучение нового материала – § 9, стр. 29 – 32 (учебник). Исследовательский вопрос: Как изменилась жизнь первобытных людей в эпоху мезолита? 1. Работа с текстом (чтение). Палеолит – самый продолжительный этап каменного века (2,6 млн – 12 тыс. лет до н.э.). Начавшийся около 100 тысяч лет назад Ледниковый период, ко времени 13 тысяч лет до н.э. переходит к потеплению. Начало мезолита по времени совпадает с окончательным таянием ледника. На освобождавшейся от ледника территории изменялся климат, географический ландшафт, флора и фауна. Изменения в жизни людей в эпоху мезолита напрямую связаны с масштабной переменой природно-климатических условий. Таяние ледника принесло много воды, образовались новые реки. Человек изобрел рыболовные снасти, лодку и плот. Вымерли крупные животные – мамонт, шерстистый носорог, их место заняли кабаны, волки, лисы, бобры, лоси, олени. На смену копьям и дротикам пришло более эффективное оружие – лук и стрелы, которое позволяло охотиться не только на мелких животных, но и на птиц. Охота стала возможной небольшим группам охотников. Были изобретены бумеранг, ловушка и силки для охоты на мелких животных. В эпоху мезолита одной из главных особенностей стало появление микролитов, служивших наконечниками стрел и вкладными лезвиями в костяных, деревянных орудиях. В мезолите происходило одомашнивание диких животных. Заметим, что на планете обитает около 140 тыс. различных видов животных, из них приручено только 47 видов. Как известно, первым домашним животным была собака. На территории Казахстана обнаружено более 20 мезолитических стоянок. Стоянки расположены по берегам рек и озер. Остатки жилищ не сохранились. Люди перемещались с одного места на другое вслед за животными. 2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы (в парах): 1) Назовите хронологические рамки эпохи мезолита. 2) Как изменился климат в эпоху мезолита? 3) Что такое микролиты? 4) Как изменилась техника изготовления орудий труда? 5) Что такое Ледниковый период? 6) Почему лук со стрелами появился именно в период мезолита? 7) Какие изменения в жизни людей происходят в мезолите? 3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь. Определите причины и последствия влияния изменения климата на жизнь древнейших людей. 4. Заполнить таблицу «Особенности эпохи мезолита». Вопросы исследования: 1) Природные условия. 2) Техника обработки камня. 3) Орудия труда. 4) Стоянки, жилища. 5) Занятия людей в эпоху мезолита. 5. Написать историческое заключение: «Как изменилась жизнь первобытных людей в эпоху мезолита?». | Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод. | Формативное (взаимное оценивание) Стратегия «Стикер» | Оценивание для обучения Критическое мышление Лидерство Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение | Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана: Учебник для 5 класса./ Б.Е.Кумеков, Т.С.Жумаганбетов, К.С.Игликова. Алматы: «Атамура», 2017. |
РЕФЛ Е К СИЯ | 3 мин | Анализ урока, домашнее задание | 1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме 2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока; 3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным? 4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах. 5) Домашнее задание: § 9, стр. 29 – 32 учить, ответить на вопросы. | Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники | Самооценивание и взаимооценивание | Лидерство Критическое мышление | |