Осмысление | 25 мин | Освоение нового, примение знаний | изучение нового материала – параграф 20-21, стр. 56-60 (учебник) Исследовательский вопрос: Каким образом производство железа изменило жизнь людей? 1. Работа с текстом (чтение). Конец I тысячелетия до н. э. является переломным моментом в истории Казахстана. Для племен, населявших территорию Казахстана, VII-VII века до н. э. это временя, когда началась эпоха открытия и широкого использования железа. На смену каменному и бронзовому веку пришел железный век, так как основные орудия труда стали изготавливать из железа. Железные орудия труда были более острыми, удобными, прочными по сравнению с орудиями из камня и бронзы. Древняя история эпохи железа делится на 2 периода: эпоха раннего железа (VIII-VII вв. до н. э) и эпоха позднего железа (III- IV вв. до н.э.) Разные области не одновременно подошли к этому этапу. Там, где были богатые месторождения меди и олова, железо на первых порах с трудом пробивало себе дорогу. К таким районам можно отнести Казахстан и Южную Сибирь, где развилось до высокого уровня бронзолитейное искусство. Увеличение производства продуктов: мяса, шерсти, кожи — создало излишки, что способствовало развитию обмена. Рост стада требовал новых пастбищ, и между родами и племенами происходила борьба за землю, начались войны. Побежденные племена были вынуждены уходить в другие районы. Выделились более сильные племена. Рост численности населения, необходимость организации защиты от врагов заставляли роды и племена вступать между собой в тесные контакты. Роды объединялись в племена, а племена ― в союзы племен. К таким раннеплеменным объединениям относятся союзы саков, уйсунов, кангюев, гуннов и сарматов. В руках отдельных семей сосредоточились большие стада скота. Владельцы вынуждены постоянно менять места выпасов. Постепенно осваиваются не только долины рек, но также зоны степей и полупустынь, высокогорья Тянь-Шаня. Люди изобретают удила, и конь становится важнейшим средством передвижения на дальние расстояния. Под постоянное жилье приспосабливается юрта ― жилище легкое и удобное для перевозок. Дальнобойный лук, стрелы с трехгранными наконечниками, меч-акинак стали грозными орудиями защиты и нападения. Курганы эпохи железа на территории Казахстана. О жизни людей эпохи раннего железа рассказали курганы и письменные источники. Самое большое количество курганных могильников сосредоточено в районах зимних пастбищ, в местах, которыми древние скотоводы особенно дорожили и куда ежегодно возвращались зимовать. Там археологами открыты и изучены уникальные памятники раннежелезного века. Интересные находки сделаны в курганах Чиликтинской долины (южнее оз. Зайсан), в Семиречье (на правом берегу р. Или), в Центральном Казахстане (Тасмола). Письменные источники об эпохе железа. Наибольший интерес из дошедших до нас письменных источников представляют тексты, составленные по приказу персидских царей Дария и Ксеркса. В них упоминаются названия ряда племен Средней Азии и Казахстана. Много полезных сведений можно извлечь из священной книги древних иранцев — «Авесты». Большую ценность имеют и античные источники на греческом и отчасти латинском языках. Среди них выделяются труды Геродота, Страбона, Птолемея, Плиния Старшего и др. «Авеста» ― одна из древнейших книг на Земле, сборник священных писаний учения Заратуштры, получившего распространение на территории древнего Казахстана, Центральной Азии, Ирана, Азербайджана, Афганистана. Дает полное представление о жизни, культуре, религиозных верованиях, нравах-обычаях древних народов арийской эпохи. Состоит из 21-ой книги, до нашего времени сохранилась лишь четвертая часть. Существуют два варианта сохранившейся части «Авесты». Первый вариант составляют изречения, взятые из различных книг. Второй вариант состоит из молитв и гимнов, посвященных религии, природе, сотворению мира. На протяжении длительного исторического времени это произведение неоднократно дополнялось и изменялось. «Авеста» является духовным учением пророка Заратустры и проповедует служение богу. Назидания «Авесты» получили распространение во всем мусульманском мире, оказали сильное влияние на исламскую культуру. События, изображенные в «Авесте», позже нашли художественное отражение в древнем эпосе тюркских народов. Глоссарий. Железный век – эпоха, которая пришла на смену эпохи бронзы; орудия труда стали изготавливать из железа. Военная демократия – политическая организации общества в условиях разложения родовой общины и образования государства. Государство – главный механизм организации и управления общественной жизнью, где разные социальные группы людей подчиняются общим целям. Составить 5 вопросов по данной теме – 4 тонких и один толстый. (в парах) 2. «Горячий стул» 3. Работа по карточкам. 1) Как использование металла изменило жизнь древних людей на территории Казахстана? 2) Как влияло развитие металлургии на различные сферы хозяйства? 3) Почему период с VIII века до н.э называют железным веком? 4) Как изменилась жизнь людей в железном веке? 5) Как древние люди плавили металл? 6) Какой стиль использовали при изготовлении ювелирных изделий? 7) Из каких металлов изготавливали ювелирные изделия? 4. Работа в тетради. Написать историческое заключение: «Каким образом производство железа изменило жизнь людей?». | Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы | Формативное (взаимное оценивание) Стратегия «Стикер» | Оценивание для обучения Критическое мышление Лидерство Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение Критическое мышление | Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана. Учебник для 5 кл. общеобразовательной школы. Б.Е.Кумеков, Т.С.Жумаганбетов, К.С.Игликова.-Алматы: «Атамура», 2017. Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями). |
Р ЕФЛ Е К С И Я | 3 мин | Анализ урока, домашнее задание | 1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме. 2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока; 3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным? 4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах. 5) Домашнее задание: параграф 20-21, стр. 56-60 учить, ответить на вопросы. | Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап.дом.зад.в дневники | Самооценивание и взаимооценивание. | Лидерство Критическое мышление | |