СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории Казахстана на тему «Освоение железа на территории Казахстана»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по учебному предмету «История Казахстана» на тему «Освоение железа на территории Казахстана» для учащихся 5 класса в рамках обновленной учебной программы по истории Казахстана.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Казахстана на тему «Освоение железа на территории Казахстана»»

Дата:

12.11.2021

Предмет, класс

История Казахстана, 5 класс

Учитель:

Балтабаев Марат Бопышевич

Тема урока:

Освоение железа на территории Казахстана

Основная идея

объяснять влияние развития металлургии на различные сферы хозяйства

Цели:

5.4.2.2 – объяснять влияние развития металлургии на различные сферы хозяйства

Критерии успеха

Все ученики

Большинство учеников

Отдельные ученики

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.


Время


Этапы

урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оценивание

Используемые модули

Ресурсы

Вызов


2 мин.

Орг.момент

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы.

3) Озвучивание критериев оценивания

( знание факт.мат.-2, послед-ть и полнота ответов-2, активность на уроке – 1.

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Форматив­

ное

(похвала)

Оценивание для обучения


Лидерство

Оценочные листы



15 мин

Актуализация знаний

1.Фронтальный опрос.

1) Что такое металлургия?

2) Что привело к образованию металлургии на территории Казахстана?

3) Что такое железо?

4) Что люди использовали для выплавки железа?

5) Что является самым главным достижением железного века?

(проверка домашней работы)

Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп.мат.

Осмысление

25 мин

Освоение нового, примение знаний

изучение нового материала – параграф 20-21, стр. 56-60 (учебник)

Исследовательский вопрос: Каким образом производство железа изменило жизнь людей?

1. Работа с текстом (чтение).

Конец I тысячелетия до н. э. является переломным моментом в истории Казахстана. Для племен, населявших территорию Казахстана, VII-VII века до н. э. это временя, когда началась эпоха открытия и широкого использования железа.

На смену каменному и бронзовому веку пришел железный век, так как основные орудия труда стали изготавливать из железа. Железные орудия труда были более острыми, удобными, прочными по сравнению с орудиями из камня и бронзы.

Древняя история эпохи железа делится на 2 периода:

эпоха раннего железа (VIII-VII вв. до н. э) и эпоха позднего железа (III- IV вв. до н.э.)

Разные области не одновременно подошли к этому этапу. Там, где были богатые месторождения меди и олова, железо на первых порах с трудом пробивало себе дорогу. К таким районам можно отнести Казахстан и Южную Си­бирь, где развилось до высокого уровня бронзолитейное искусство.

Увеличение произ­водства продуктов: мяса, шерсти, кожи — создало излишки, что способствовало развитию обмена. Рост стада требовал новых пастбищ, и между родами и племенами происходила борьба за землю, начались войны. Побежденные племена были вынуждены уходить в другие районы. Выделились более сильные племена.

Рост численности населения, необходимость органи­зации защиты от врагов заставляли роды и племена вступать между собой в тесные контакты. Роды объе­динялись в племена, а племена ― в союзы племен. К таким раннеплеменным объединениям относятся со­юзы саков, уйсунов, кангюев, гуннов и сарматов.

В руках отдельных семей сосредоточились большие стада скота. Владельцы вынуждены постоянно менять места выпасов. Постепенно осваиваются не только долины рек, но также зоны степей и полупустынь, высокогорья Тянь-Шаня.

Люди изобретают удила, и конь становится важнейшим средством передвижения на дальние расстояния. Под постоянное жилье приспосабливается юрта ― жилище легкое и удобное для перевозок.

Дальнобойный лук, стрелы с трехгранными наконечниками, меч-акинак стали грозными орудиями защиты и нападения.

Курганы эпохи железа на территории Казахстана.

О жизни людей эпохи раннего железа рассказали курганы и письменные источники. Самое большое количество курганных могильников сосредоточе­но в районах зимних пастбищ, в местах, которыми древние скотоводы особенно дорожили и куда ежегодно возвращались зимовать. Там археологами открыты и изучены уникальные памятники раннежелезного века. Интересные находки сделаны в курганах Чиликтинской долины (южнее оз. Зайсан), в Семи­речье (на правом берегу р. Или), в Центральном Казахстане (Тасмола).

Письменные источники об эпохе железа.

 Наибольший интерес из дошедших до нас письменных источ­ников представляют тексты, составленные по приказу персидских царей Дария и Ксеркса. В них упоминаются названия ряда племен Средней Азии и Казахстана. Много полезных сведений можно извлечь из священной книги древних иранцев — «Авесты». Большую ценность имеют и античные источники на греческом и отчасти латинском языках. Среди них выделяются труды Геродота, Страбона, Птолемея, Плиния Старшего и др.

«Авеста» ― одна из древнейших книг на Зем­ле, сборник священных писаний учения Заратуштры, получившего распрост­ранение на территории древнего Казахстана, Цен­тральной Азии, Ирана, Азербайджана, Афганиста­на. Дает полное представ­ление о жизни, культуре, религиозных верованиях, нравах-обычаях древних народов арийской эпохи. Состоит из 21-ой книги, до нашего времени сохрани­лась лишь четвертая часть. Существуют два варианта сохранившейся части «Авесты». Первый вариант составляют изречения, взятые из различных книг. Второй вариант со­стоит из молитв и гимнов, посвященных религии, природе, сотворению мира. На протяжении длительно­го исторического времени это произведение неоднок­ратно дополнялось и изме­нялось. «Авеста» является духовным учением проро­ка Заратустры и пропове­дует служение богу. Нази­дания «Авесты» получили распространение во всем мусульманском мире, ока­зали сильное влияние на исламскую культуру. События, изобра­женные в «Авесте», позже нашли художественное от­ражение в древнем эпосе тюркских народов.

Глоссарий.

Железный век – эпоха, которая пришла на смену эпохи бронзы; орудия труда стали изготавливать из железа.

Военная демократия – политическая организации общества в условиях разложения родовой общины и образования государства.

Государство – главный механизм организации и управления общественной жизнью, где разные социальные группы людей подчиняются общим целям.

 

Составить 5 вопросов по данной теме – 4 тонких и один толстый. (в парах)

2. «Горячий стул»

3. Работа по карточкам.

1) Как использование металла изменило жизнь древних людей на территории Казахстана?

2) Как влияло развитие металлургии на различные сферы хозяйства?

3) Почему период с VIII века до н.э называют железным веком?

4) Как изменилась жизнь людей в железном веке?

5) Как древние люди плавили металл?

6) Какой стиль использовали при изготовлении ювелирных изделий?

7) Из каких металлов изготавливали ювелирные изделия?

4. Работа в тетради.

Написать историческое заключение: «Каким образом производство железа изменило жизнь людей?».


Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы

Формативное (взаимное оценивание)

Стратегия «Стикер»

Оценивание для обучения


Критическое мышление


Лидерство



Диалогическое обучение


Саморегулируемое обучение


Критическое мышление


Таблица ЗХУ, учебник:

История Казахстана. Учебник для 5 кл. общеобразовательной школы. Б.Е.Кумеков, Т.С.Жумаганбетов, К.С.Игликова.-Алматы: «Атамура», 2017.






Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).

Р

ЕФЛ

Е

К

С

И

Я

3 мин

Анализ урока, домашнее задание

1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме.

2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока;

3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным?

4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах.

5) Домашнее задание: параграф 20-21, стр. 56-60 учить, ответить на вопросы.

Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание;

оценивают друг друга, зап.дом.зад.в дневники

Самооценивание и взаимооценивание.


Лидерство


Критическое мышление


Анализ урока

Что удалось?

Поставленные цели урока достигнуты. 

Что не удалось?

-

Что можно улучшить?

Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!