Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания. | Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог. | Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы. |
15 мин | Актуализация знаний | 1.Фронтальный опрос. 1) Что такое наскальные рисунки? 2) Как называются наскальные рисунки? Наскальные рисунки древних называются петроглифы (греч. - вырезать камень). 3) Что рисовали первые люди? 4) Где рисовали первые люди? 5) Что такое мировоззрение? 6) Как наскальные рисунки отражают мировоззрение древних людей? (проверка домашней работы) | Ответы на вопросы. | Формативное (взаимное оценивание) | Критическое мышление (вопросы, открытого и закрытого типа) | Оценочные листы, доп.мат. |
Осмысление | 25 мин | Освоение нового, примене ние знаний | Изучение нового материала – §§ 8, 9, 11, стр. 26 (учебник). 1. Работа с текстом (чтение). Историки определили время появления первого человека на Земле – это произошло около 2, 5 миллионов лет назад: тогда он еще был покрыт шерстью и не обладал речью. Его называют “человек прямоходящий” или австралопитек. Около полутора миллионов лет назад ему на смену пришел “человек умелый” – более развитый и имеющий зачатки культуры. В суровых условиях выжить в одиночку было невозможно, поэтому люди объединялись в общины, где занимались коллективным трудом. Орудия труда у них были общие, добыча также разделялась между всеми членами общины. Благодаря такому устройству появилась возможность передавать знания из поколения в поколение: старшие члены общины обучали младших нужным навыкам, если появлялась новая информация, она добавлялась к уже известной – так происходило ее накопление. Орудия труда древних людей были достаточно примитивными: основные орудия делались из камня, которым потом обрабатывали дерево и кость. Из каменей, откалывая куски нужной формы и размера, первобытные люди делали скребки, рубила и копья, которые пришли на смену просто заостренной палке. Посуда, в основном, изготавливалась из дерева или костей животных. Позже человек научился плести корзины и сети для ловли рыбы. Раскапывая стоянки древних людей, археологи получили массу важных находок, по которым и были восстановлены эти факты. Труд уже на этой стадии делился на женский и мужской. Более слабые, женщины, занимались собирательством, отыскивая в лесу травы, корешки и ягоды, а также птичьи яйца, личинки, улиток и т. п. Мужчины уходили на охоту. Как охотились древние люди? Они не только использовали облавы, но и рыли ловушки, делали капканы. И охота, и собирательство – это присваивающие формы хозяйства, которые принуждали племена к кочевому образу жизни: опустошая одну местность, они переходили в другую. Когда появились лук и стрелы, пищи стало добываться больше, опустошение происходило быстрее. К тому же стоянки нужно было располагать близко к воде, а это усложняло поиски нового места. Так условия вынудили людей перейти от присваивающей формы к производящей. Составить 5 вопросов по данной теме – 4 тонких и один толстый. (в парах) 2. Горячий стул». 3. Работа по карточкам (прил.) 1. Как жили древнейшие люди? Описывать занятия древнего человека. 2. Как изменилась жизнь первобытных людей в эпоху мезолита? Описывать орудия труда и виды оружия. Присваивающее хозяйство - хозяйство, где основным источником существования являются собирательство, охота и рыболовство. 3. Как изменилась жизнь первобытных людей в эпоху неолита? Производящее хозяйство - хозяйство, где основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные. Неолитическая революция - переход от присваивающего к производящему хозяйству 4. Как использование металла изменило жизнь древних людей на территории Казахстана? 5. Как влияло развитие металлургии на различные сферы хозяйства? 4. Работа в тетради. Написать историческое заключение: «Как жили древнейшие люди?». | Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, делают вывод. | Формативное (взаимное оценивание) Стратегия «Стикер» | Оценивание для обучения Критическое мышление Лидерство Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение | Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана. Учебник для 5 кл. общеобразовательной школы. Б.Е.Кумеков, Т.С.Жумаганбетов, К.С.Игликова.-Алматы: «Атамура», 2017. |
Р ЕФЛ Е К С И Я | 3 мин | Анализ урока, домашнее задание | 1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме. 2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока; 3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным? 4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах. 5) Домашнее задание: параграфы 8, 9, 11, читать, ответить на вопросы. | Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап.дом.зад.в дневники | Самооценивание и взаимооценивание | Лидерство Критическое мышление | |