СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории Казахстана на тему «Путешествие в жизнь древних людей»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по учебному предмету «История Казахстана» на тему «Путешествие в жизнь древних людей» для учащихся 5 класса в рамках обновленной учебной программы по истории Казахстана.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Казахстана на тему «Путешествие в жизнь древних людей»»

Дата:

18.10.2021

Предмет, класс

История Казахстана, 5 класс

Учитель:

Балтабаев Марат Бопышевич

Тема урока:

Путешествие в жизнь древних людей

Основная идея

описать жизнь и быт первобытных людей в творческой форме

Цели:

5.1.2.1 – демонстрировать жизнь и быт первобытных людей в творческой форме

Критерии успеха

Все ученики

Большинство учеников

Отдельные ученики

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.


Время


Этапы

урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оценивание

Используемые модули

Ресурсы

Вызов


2 мин.

Орг. момент

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

(знание факт.мат.-2, послед-ть и полнота ответов-2, активность на уроке – 1)


Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)


Форматив­

ное

(похвала)

Оценивание для обучения


Лидерство

Оценочные листы

15 мин

Актуализация знаний

1.Фронтальный опрос.

1) Что такое наскальные рисунки?

2) Как называются наскальные рисунки?

Наскальные рисунки древних называются петроглифы (греч. - вырезать камень).

3) Что рисовали первые люди?

4) Где рисовали первые люди?

5) Что такое мировоззрение?

6) Как наскальные рисунки отражают мировоззрение древних людей?

(проверка домашней работы)

Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп.мат.

Осмысление

25 мин

Освоение нового, примене

ние знаний

Изучение нового материала – §§ 8, 9, 11, стр. 26 (учебник).

1. Работа с текстом (чтение).

Историки определили время появления первого человека на Земле – это произошло около 2, 5 миллионов лет назад: тогда он еще был покрыт шерстью и не обладал речью. Его называют “человек прямоходящий” или австралопитек. Около полутора миллионов лет назад ему на смену пришел “человек умелый” – более развитый и имеющий зачатки культуры.

В суровых условиях выжить в одиночку было невозможно, поэтому люди объединялись в общины, где занимались коллективным трудом. Орудия труда у них были общие, добыча также разделялась между всеми членами общины. Благодаря такому устройству появилась возможность передавать знания из поколения в поколение: старшие члены общины обучали младших нужным навыкам, если появлялась новая информация, она добавлялась к уже известной – так происходило ее накопление.

Орудия труда древних людей были достаточно примитивными: основные орудия делались из камня, которым потом обрабатывали дерево и кость. Из каменей, откалывая куски нужной формы и размера, первобытные люди делали скребки, рубила и копья, которые пришли на смену просто заостренной палке. Посуда, в основном, изготавливалась из дерева или костей животных. Позже человек научился плести корзины и сети для ловли рыбы. Раскапывая стоянки древних людей, археологи получили массу важных находок, по которым и были восстановлены эти факты.

Труд уже на этой стадии делился на женский и мужской. Более слабые, женщины, занимались собирательством, отыскивая в лесу травы, корешки и ягоды, а также птичьи яйца, личинки, улиток и т. п. Мужчины уходили на охоту. Как охотились древние люди?

Они не только использовали облавы, но и рыли ловушки, делали капканы.

И охота, и собирательство – это присваивающие формы хозяйства, которые принуждали племена к кочевому образу жизни: опустошая одну местность, они переходили в другую. Когда появились лук и стрелы, пищи стало добываться больше, опустошение происходило быстрее. К тому же стоянки нужно было располагать близко к воде, а это усложняло поиски нового места. Так условия вынудили людей перейти от присваивающей формы к производящей.


Составить 5 вопросов по данной теме – 4 тонких и один толстый. (в парах)

2. Горячий стул».

3. Работа по карточкам (прил.)

1. Как жили древнейшие люди? Описывать занятия древнего человека.

2. Как изменилась жизнь первобытных людей в эпоху мезолита? Описывать орудия труда и виды оружия.

Присваивающее хозяйство - хозяйство, где основным источником существования являются собирательство, охота и рыболовство.

3. Как изменилась жизнь первобытных людей в эпоху неолита?

Производящее хозяйство - хозяйство, где основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные.

Неолитическая революция - переход от присваивающего к производящему хозяйству

4. Как использование металла изменило жизнь древних людей на территории Казахстана?

5. Как влияло развитие металлургии на различные сферы хозяйства?


4. Работа в тетради.

Написать историческое заключение: «Как жили древнейшие люди?».


Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, делают вывод.

Формативное (взаимное оценивание)




Стратегия «Стикер»

Оценивание для обучения


Критическое мышление


Лидерство







Диалогическое обучение


Саморегулируемое обучение



Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана. Учебник для 5 кл. общеобразовательной школы. Б.Е.Кумеков, Т.С.Жумаганбетов, К.С.Игликова.-Алматы: «Атамура», 2017.

Р

ЕФЛ

Е

К

С

И

Я

3 мин

Анализ урока, домашнее задание

1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме.

2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока;

3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным?

4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах.

5) Домашнее задание: параграфы 8, 9, 11, читать, ответить на вопросы.

Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап.дом.зад.в дневники

Самооценивание и взаимооценивание


Лидерство


Критическое мышление


Анализ урока

Что удалось?

Поставленные цели урока достигнуты. 

Что не удалось?

-

Что можно улучшить?

Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!