Осмысление | 25 мин | Освоение нового, применение знаний | Изучение нового материала – §§ 1-2, стр. 4-10 (учебник). 1. Работа с текстом (чтение). В Центральной Азии очень древние заселения и орошаемое земледелие. Здесь сочетаются равнины и горы Тянь –Шань, Памир. Холодная зима, жаркое лето, малое количество осадков. Это зоны полупустынь, пустынь, где почти нет воды. На юге региона субтропическая растительность. Существуют оазисы среди пустынь -орошаемые реками и каналами. В этот регион входят пять стран: Казахстан – Астана; Узбекистан- Ташкент; Киргизия –Бишкек; Таджикистан – Душанбе; Туркменистан-Ашхабад. Центральная Азии –включает в себя некоторые наименее густонаселенные регионы мира. Совокупное население в 51 млн человек состоит из представителей более 100 различных этических групп – от немцев и австрийцев, до тибетцев и корейцев. Наиболее крупная этническая группа – это узбеки. На территории Узбекистана находится четыре знаменитых исторических города Центральной Азии – Самарканд, Бухара, Хива и Коканд. Это столицы империй кочевников и великих государств прошлого, а также центры развития исламской культуры в Центральноазиатском регионе. На протяжении столетий многочисленные медресе, исламские колледжи в Бухаре и Самарканде привлекали студентов из далеких стран. Для многих мусульман Бухара – место паломничества и важный исламский город, по значимости уступающий лишь Мекке, Медине и Иерусалиму. Казахстан - самая большая и экономически развитая страна в Центрально-азиатском регионе. Столица Казахстана – Астана. Национальные традиции и культура казахов объясняются кочевым прошлым их предков. Казахстан является многонациональным государством, где проживают представители более 120 национальностей. Основная часть населения исповедует ислам и христианство. Столь обширные земли делятся на несколько географических поясов, отсюда и столь разнообразный ландшафт Казахстана: на севере леса и степи, на юге – полупустыни. Казахстан богат минеральными месторождениями. Предприятия, занимающиеся добычей и переработкой угля, нефти, газа, цветных и черных металлов играют ведущую роль в национальной экономике. Здесь находится космодром –Байконур. Узбекистан - государство, находится в самом сердце Центральной Азии. Когда-то здесь проходили караванные пути, в том числе знаменитый Великий Шелковый путь. Именно здесь находятся города – драгоценные Жемчужины Востока: Самарканд, Бухара, Хива, Ташкент, Коканд. Здесь много предгорий, равнин, рек, текущих с гор. Узбекистан производит больше всего хлопка. Выращивают шелковицу, абрикосы, яблоки, дыни, виноград. Много полезных ископаемых: нефти, цветных металлов, угля. Производят станки, самолёты, трактора, делают ткани. Таджикистан – единственное ирано-язычное государство Центральной Азии с уникальной культурой и традициями. Это красивая страна с суровым климатом, расположенная в живописных предгорьях Памира, находится вдали от евразийских транспортных маршрутов. Современный Таджикистан сформировался в результате влияния древних обычаев иранцев и персов, ислама, соседнего Узбекистана и Советской России. Большая часть населения заняла северные равнинные территории Таджикистана. Кыргызстан. Более трех четвертей ее территории занимают величественные горы Тянь-Шаня и Памира. Природа её сурова и необычно красива. Радуют глаз сочные зеленые равнины, веками служившие местным кочевникам пастбищами для скота. Здесь находится незамерзающее озеро Иссык-Куль. В Киргизии все еще сильны национальные традиции и обычаи кочевников, которые формировались веками. Основная часть жителей живёт в сельской местности. Половина городских жителей живёт в столице. рода Душанбе и Худжанд. Туркменистан – страна в Центральной Азии. От своих соседей выгодно отличается тем, что имеет выход к Каспийскому морю. Туркменистан - страна пустынь и оазисов. В Туркменистане расположены богатые месторождения нефти, газа, калийных и каменных солей, цветных и редкоземельных металлов. Страна, которой в наследство достались уникальные памятники великих династий прошлых эпох, имеющие общемировое значение. Особой гордостью туркменов является столица страны – Ашхабад. Здесь выращивают хлопок, разводят верблюдов, овец. Есть фабрики по обработке шерсти, каракулевых шкурок, производство шёлка и знаменитых ковров. 2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы: 1) Что такое Центральная Азия? 2) Раскройте понятие «Средняя Азия». 3) Что такое Внутренняя Азия? 4) Раскройте понятие «Туркестан». 5) Что такое аридность? 6) Какой климат Центральной Азии? 7) Роль Центральной Азии в мировой цивилизации. 3. Заполнить таблицу «Соотношение терминов «Центральная Азия» и «Средняя Азия»». 4. Написать историческое заключение: «Исторические и географические аспекты понятия «Центральная Азия»». | Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод. | Формативное (взаимное оценивание) Стратегия «Стикер» | Оценивание для обучения Критическое мышление Лидерство Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение | Таблица ЗХУ, учебник |
РЕФЛ Е К СИЯ | 3 мин | Анализ урока, домашнее задание | 1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме 2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока; 3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным? 4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах. 5) Домашнее задание: § 1-2 учить, ответить на вопросы. | Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники | Самооценивание и взаимооценивание | Лидерство Критическое мышление | |