СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории Казахстана на тему «Военно-промышленный комплекс в Казахстане»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по учебному предмету «История Казахстана» на тему «Военно-промышленный комплекс в Казахстане» для учащихся 9 класса в рамках обновленной учебной программы по истории Казахстана.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Казахстана на тему «Военно-промышленный комплекс в Казахстане»»

Дата:

14.09.2021

Предмет, класс

История Казахстана, 9 класс

Учитель:

Балтабаев Марат Бопышевич

Тема урока:

Военно-промышленный комплекс в Казахстане

Основная идея

Анализировать последствия создания военно-промышленного комплекса Казахстана во второй половине XX века.

Цели:

9.3.1.1 объяснять особенности общественно-политической жизни, давать собственную интерпретацию;

9.3.2.1 анализировать последствия создания военно-промышленного комплекса Казахстана во второй половине XX века

Критерии успеха

Все ученики

Большинство учеников

Отдельные ученики

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.


Время


Этапы

урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оценивание

Используемые модули

Ресурсы

Вызов


2 мин.

Орг. момент

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

(знание факт.мат.-2, послед-ть и полнота ответов-2, активность на уроке-1)

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Форматив­

ное

(похвала)

Оценивание для обучения


Лидерство

Оценочные листы

15 мин

Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос.

1. Назовите последствия тоталитарного режима в Казахстане.

2. Что такое культ личности И.В.Сталина?

3. Назовите причины строительства железных дорог в Казахстане после войны.

4. Назовите причины строительства перерабатывающих предприятий в Казахстане после войны.

5. Как отразились последствия политики командно-административной системы после войны?

6. Назовите позитивные стороны в сфере развития трудовых ресурсов.

7. Назовите негативные стороны в сфере развития трудовых ресурсов.

(проверка домашней работы).


Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп. мат.

Осмысление

25 мин

Освоение нового, применение знаний

Изучение нового материала – § 2, стр. 16-21 (учебник).

Исследовательский вопрос: Почему Казахстан стал полигоном для ядерных испытаний?

1. Работа с текстом (чтение).

После завершения войны экономика стала перестраиваться на мирные рельсы. Некоторые предприятия, выпускавшие ранее военную продукцию, были переориентированы на производство изделий повсеместного спроса. Но в то же время многие предприятия продолжали выпуск продукции военного назначения.

На территории Казахстана функционировало крупное военно-промышленное производство. Здесь располагался мощный ядерный научно-производственный комплекс, включавший почти все циклы создания ядерного оружия - от добычи урана до испытания боезарядов (1 июня 1995 г. на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне был уничтожен последний ядерный боезаряд, подготовленный к испытаниям в тоннеле длиной 592 м на глубине около 130 м).

В Казахстане насчитывалось около 50 предприятий оборонного значения, большая часть которых входило в КЭМПО - Корпорацию электротехнических и машиностроительных предприятий оборонного комплекса. На этих заводах производилось до 18% всех боевых машин пехоты, поступавших в армию, 11% всех артиллерийских систем, стрелковое оружие, оборудование для ВМС (по отдельным компонентам - до 95% всего производящегося в СССР), торпеды и донные авиационно-корабельные мины, пусковые установки для тактических ракет 88-21 (по натовской терминологии), ракетные комплексы береговой обороны, бортовая аппаратура для крылатых ракет, системы управления подводных лодок, химическое и биологическое оружие (за пределами России это были единственные производства в Союзе) и т. д.

Одним из крупных предприятий по производству военной продукции в Казахстане был Алматинский завод тяжелого машиностроения. Завод был основан на базе 3-х цехов Луганского паровозного завода, эвакуированного в 1941 году в Алма-Ату. С 1942 года он выпускал бомбы, мины, снаряды, выполнял военные заказы. После войны производил торпеды.

В городе Курчатове собирали двигатели ядерных ракет. На Петропавловском заводе тяжелого машиностроения выпускали баллистические ракеты средней дальности. В городе Уральске изготавливали крупнокалиберные пулеметы для военных судов. На Ульбинском заводе в Усть-Каменогорске производили имеющие важное военно-производственное значение химические элементы бериллий, тантал.

Военная направленность экономики СССР привела к строительству на территории Казахстана многих военных, бактериологических, химических и космических полигонов. В Казахстане были построены военные базы и испытательные полигоны стратегического значения. На острове Возрождение в Аральском море был сооружен испытательный полигон бактериологического оружия.

В Казахстане находились военные базы и испытательные полигоны стратегического значения. Так, в Северном Казахстане и Семипалатинской области были размещены самые тяжелые в мире межконтинентальные баллистические ракеты (каждая из них была оснащена 10 ядерными боеголовками мощностью по 550 кт), на боевом дежурстве стояли 104 ракеты «РС-20» (по натовской классификации - «88-18»). На военных аэродромах размещались 40 стратегических бомбардировщиков Ту-95 МС с 240 крылатыми ядерными ракетами.

Символом революционного прорыва в развитии науки стал первый в мире полет человека в космос, осуществленный Ю.А. Гагариным 12 апреля 1961 года. Это историческое событие подводило экономику к необходимости начать переход к научно-индустриальному производству, базирующемуся на достижениях научно-технической революции. В честь этого события казахстанский поэт Олжас Сулейменов написал поэму «Земля, поклонись человеку!».

Гигантским объектом, раскинувшимся в периметре примерно 70x70 км, стал космодром «Байконур», начавший функционировать с 1955 года. Со стартовых площадок этого комплекса было осуществлено около 2,5 тыс. пусков ракет, на различные орбиты (высотой 20-40 тыс. км) выведено свыше 1380 аппаратов военного, научного и социально-экономического назначения.

На территории Казахстана находились и другие полигоны, имевшие экстерриториальный статус. К ним относились, например, Семипалатинский испытательный ядерный полигон (общая площадь 18 500 км2), Капустин Яр (объединял три полигона, включая Тай-соган, предназначенный для падения первых ступеней баллистических ракет 88-20), полигон Азгир, объект «Лира» (Карачаганак), где с 1983 гг. было произведено несколько подземных ядерных взрывов. На Сарышаганском полигоне (с центром в Приозерске) проходили испытания стратегические системы ПРО и ПВО, а также лазерное вооружение, тактические системы ПВО проходили испытания на полигоне в Эмбе.


2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника.

Составить 5 вопросов по данной теме – 4 тонких и один толстый. (в парах).

Особенности общественно-политической жизни в Казахстане.


3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь.

Причины и последствия строительства на территории Казахстана военных, бактериологических, химических и космических полигонов.


4. Заполнить таблицу «Милитаризация экономики».


5. Написать историческое заключение: «Почему Казахстан стал полигоном для ядерных испытаний?».


Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.


Формативное (взаимное оценивание)













Стратегия «Стикер»

Оценивание для обучения











Критическое мышление
















Лидерство













Диалогическое обучение











Саморегулируемое обучение


Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана (с 1946 года). Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. Аяган Б.Г. и др.-Алматы: «Атамура», 2019

РЕФЛ

Е

К

СИЯ

3 мин

Анализ урока, домашнее задание

1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме

2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока;

3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным?

4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах.

5) Домашнее задание: § 2, стр. 16-21 учить, ответить на вопросы.

Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники

Самооценивание и взаимооценивание


Лидерство


Критическое мышление


Анализ урока

Что удалось?

Поставленные цели урока достигнуты. 

Что не удалось?

-

Что можно улучшить?

Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!