Осмысление | 25 мин | Освоение нового, применение знаний | Изучение нового материала – § 2, стр. 16-21 (учебник). Исследовательский вопрос: Почему Казахстан стал полигоном для ядерных испытаний? 1. Работа с текстом (чтение). После завершения войны экономика стала перестраиваться на мирные рельсы. Некоторые предприятия, выпускавшие ранее военную продукцию, были переориентированы на производство изделий повсеместного спроса. Но в то же время многие предприятия продолжали выпуск продукции военного назначения. На территории Казахстана функционировало крупное военно-промышленное производство. Здесь располагался мощный ядерный научно-производственный комплекс, включавший почти все циклы создания ядерного оружия - от добычи урана до испытания боезарядов (1 июня 1995 г. на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне был уничтожен последний ядерный боезаряд, подготовленный к испытаниям в тоннеле длиной 592 м на глубине около 130 м). В Казахстане насчитывалось около 50 предприятий оборонного значения, большая часть которых входило в КЭМПО - Корпорацию электротехнических и машиностроительных предприятий оборонного комплекса. На этих заводах производилось до 18% всех боевых машин пехоты, поступавших в армию, 11% всех артиллерийских систем, стрелковое оружие, оборудование для ВМС (по отдельным компонентам - до 95% всего производящегося в СССР), торпеды и донные авиационно-корабельные мины, пусковые установки для тактических ракет 88-21 (по натовской терминологии), ракетные комплексы береговой обороны, бортовая аппаратура для крылатых ракет, системы управления подводных лодок, химическое и биологическое оружие (за пределами России это были единственные производства в Союзе) и т. д. Одним из крупных предприятий по производству военной продукции в Казахстане был Алматинский завод тяжелого машиностроения. Завод был основан на базе 3-х цехов Луганского паровозного завода, эвакуированного в 1941 году в Алма-Ату. С 1942 года он выпускал бомбы, мины, снаряды, выполнял военные заказы. После войны производил торпеды. В городе Курчатове собирали двигатели ядерных ракет. На Петропавловском заводе тяжелого машиностроения выпускали баллистические ракеты средней дальности. В городе Уральске изготавливали крупнокалиберные пулеметы для военных судов. На Ульбинском заводе в Усть-Каменогорске производили имеющие важное военно-производственное значение химические элементы бериллий, тантал. Военная направленность экономики СССР привела к строительству на территории Казахстана многих военных, бактериологических, химических и космических полигонов. В Казахстане были построены военные базы и испытательные полигоны стратегического значения. На острове Возрождение в Аральском море был сооружен испытательный полигон бактериологического оружия. В Казахстане находились военные базы и испытательные полигоны стратегического значения. Так, в Северном Казахстане и Семипалатинской области были размещены самые тяжелые в мире межконтинентальные баллистические ракеты (каждая из них была оснащена 10 ядерными боеголовками мощностью по 550 кт), на боевом дежурстве стояли 104 ракеты «РС-20» (по натовской классификации - «88-18»). На военных аэродромах размещались 40 стратегических бомбардировщиков Ту-95 МС с 240 крылатыми ядерными ракетами. Символом революционного прорыва в развитии науки стал первый в мире полет человека в космос, осуществленный Ю.А. Гагариным 12 апреля 1961 года. Это историческое событие подводило экономику к необходимости начать переход к научно-индустриальному производству, базирующемуся на достижениях научно-технической революции. В честь этого события казахстанский поэт Олжас Сулейменов написал поэму «Земля, поклонись человеку!». Гигантским объектом, раскинувшимся в периметре примерно 70x70 км, стал космодром «Байконур», начавший функционировать с 1955 года. Со стартовых площадок этого комплекса было осуществлено около 2,5 тыс. пусков ракет, на различные орбиты (высотой 20-40 тыс. км) выведено свыше 1380 аппаратов военного, научного и социально-экономического назначения. На территории Казахстана находились и другие полигоны, имевшие экстерриториальный статус. К ним относились, например, Семипалатинский испытательный ядерный полигон (общая площадь 18 500 км2), Капустин Яр (объединял три полигона, включая Тай-соган, предназначенный для падения первых ступеней баллистических ракет 88-20), полигон Азгир, объект «Лира» (Карачаганак), где с 1983 гг. было произведено несколько подземных ядерных взрывов. На Сарышаганском полигоне (с центром в Приозерске) проходили испытания стратегические системы ПРО и ПВО, а также лазерное вооружение, тактические системы ПВО проходили испытания на полигоне в Эмбе. 2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Составить 5 вопросов по данной теме – 4 тонких и один толстый. (в парах). Особенности общественно-политической жизни в Казахстане. 3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь. Причины и последствия строительства на территории Казахстана военных, бактериологических, химических и космических полигонов. 4. Заполнить таблицу «Милитаризация экономики». 5. Написать историческое заключение: «Почему Казахстан стал полигоном для ядерных испытаний?». | Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод. | Формативное (взаимное оценивание) Стратегия «Стикер» | Оценивание для обучения Критическое мышление Лидерство Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение | Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана (с 1946 года). Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. Аяган Б.Г. и др.-Алматы: «Атамура», 2019 |
РЕФЛ Е К СИЯ | 3 мин | Анализ урока, домашнее задание | 1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме 2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока; 3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным? 4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах. 5) Домашнее задание: § 2, стр. 16-21 учить, ответить на вопросы. | Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники | Самооценивание и взаимооценивание | Лидерство Критическое мышление | |