Тембаева Татьяна Николаевна
учитель истории и географии
ГУ Воскресенская СОШ, Качирский район, Павлодарская область
Цель: Раскрыть исторические условия появления независимого Казахского ханства.
7 класс
Разработка урока по истории Казахстана
Тема: «Казахское ханство в период правления хана Тауке».
Цель: знакомство с политической ситуацией Казахского ханства в период правления хана Тауке.
Задачи:
- Познакомить учащихся с политической ситуацией накануне и в период правления хана Тауке, о роли казахских биев в жизни общества.
-Развивать умение и навыки работы с учебником.
-На примерах жизни исторических личностей их роли в истории казахского народа, воспитывать чувство патриотизма, чувство долга и ответственность перед Родиной.
Оборудование: учебник, карта, таблица - схема.
Тип: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент (цели и задачи урока, дежурные, отсутствующие).
1. Проблемная ситуация. Подведение учащихся к теме урока
Как нам известно Казахское ханство в период правления хана Есима стала бурно развиваться, как вы считаете как развивалась дальнейшая судьба государства?
Тема урока: «Казахское ханство в период правления хана Тауке »
Задачи урока:
1. Выяснить в каких условиях шло упрочнение и возвышение Казахского ханства.
2. Рассмотреть политику первых правителей, их стратегию и тактику в борьбе за сохранение и расширение территории и укреплении суверенитета.
3. Роль биев в жизни общества.
Со времени образования Казахского ханства прошло более 5 столетий. Мы живем в государстве, основы которого были заложены во второй половине XV века.
Каждое новое поколение людей, вступая в жизнь, не начинает историю заново. Оно использует то, что уже сложилось, и на этой основе реализует собственные интересы и потребности, осуществляет свои собственные цели.
И тут уместны слова Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева
« Почему мы этому вопросу – «Изучение истории Казахстана»- придаем особое значение? Потому, что гражданин должен мысленно пропустить через себя историю своей страны и продумать круг вопросов: Кем были мы вчера? Кем будем завтра»
Как вы понимаете слова Президента? Кому они адресованы? Какое отношение, имеют к теме сегодняшнего урока? ( Все в истории взаимосвязано, нам необходимо изучать историю чтобы делать правильные выводы и быть патриотами своей страны)
Открываем тетради, записываем дату, и тему нашего урока.
Для того, чтобы решить задачи, поставленные в начале урока мы должны вспомнить домашнее задание, для этого выполним игру «Марафон».
II Проверка домашнего задания
-работа по таблице
-работа по тестам в учебнике
Вопросы:
1Как вы обьясните причины образования двух ханств на территории Казахстана во второй половине 14 века.
2.В чем причина раздора и воин между ханами Турсуном и Есимом?
3. Чем закончилась казахско-бухарская война?
4. Каковы результаты мятежа хана Турсуна?
5. В чем особенность законов хана Есима. Найди отличия от законов хана Касыма?
III. Работа над новой темой. Вступительное слово учителя.
«В середине XV появляются качественно новое государство - Казахское ханство. Это государство национальное, объединившее в своих границах сформировавшуюся к этому времени казахскую нацию.
Итак, мы имеем следующие исходные факты: время образования Казахского ханства, имена его основателей, название государства, с территории которого произошла откочевка части населения, образовавшего ядро будущего государства и имена правителей этих государств.
1. Работа с учебником. В течение 12 минут ученики работают с 42 параграфом ( 1 пункт по группам) Задание:
следствие
причина
Распри между султанами
1.
2. . Работа с учебником. В течение 12 минут ученики работают с 42 параграфом ( 2 пункт по группам) Задание:
Почему Жангира называли Салкам? (Внушительный)
Основная причина нашествия джунгар?
Каким образом Жангир 600 воинами победил 50000 армию джунгар?
Почему 1665 году казахи проиграли джунгарам?
3. Работа с датами.
1643 год
1652
1665
1680
1715
4.Рассмотрите реформы найдите особенности.
IV.Рефлексия
Тесты страница 180.
Домашнее задание: параграф 42, 43 с.174-178, таблица с.164
Итоговое слово: Действительно, казахский народ на протяжении всех минувших веков живет и здравствует на земле своих предков. Это благодаря великой воле народа его неиссякаемому чувству патриотизма. Народные предводители закаляли волю, воспитывали и укрепляли святое чувство патриотизма.
Именно эти предки выводили нас из сложных исторических перипетий, высоко пронесли честь и достоинство народа. Если будем постоянно познавать пройденный ими путь, то нашей державе обеспечена вечность, вечной будет и суверенность.
Как сегодня прошел урок, что вам понравилось?
Я хочу вас поблагодарить, за хорошую работу на уроке.