СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по Истории Отечества 9 класс « Зарождение тяжелой промышленности на Донбассе конец 18 века»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по Истории Отечества 9 класс

« Зарождение тяжелой промышленности на Донбассе конец 18 века»

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по Истории Отечества 9 класс « Зарождение тяжелой промышленности на Донбассе конец 18 века»»

Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики

«Анрацитовская основная школа №8»











Разработка урока по Истории Отечества 9 класс

« Зарождение тяжелой промышленности на Донбассе конец 18 века»





Разработал учитель истории:

Горишняк Елена Викторовна

















2020



Тема урока: « Зарождение тяжелой промышленности на Донбассе конец 18 века»

9 класс

Цели:

-Ознакомить учащихся с первыми угледобывающими предприятиями на Донбассе, освоение месторождений железной руды, изучить жизнь и быт местного населения;

-развивать умения работать с текстом учебника, делать выводы;

- воспитывать интерес к истории

Тип урока: изучение нового материала

ХОД УРОКА

Организационный момент: Добрый день, ребята! Проверка отсутсвующих

Мотивационный момент: Давайте заслушаем отрывок из стихотворения и объяснить о чем же идется речь в этом отрывке?

там, за рекой полноводной,

Где пригнулись к земле ковыли.Тянет гарью горючей, свободной,

Слышны гуды в далёкой дали...Нет, не вьются там по ветру чубы,

Не пестреют в степях бунчуки…Там чернеют фабричные трубы,

Там заводские стонут гудки.

Александр Блок «Новая Америка»

План урока:

  1. Геологическое изучение Донецкого края.

  2. Начало промышленного Донбасса

  3. Строительство железных дорог.

(Запись в тетради)

Рассказ учителя: Когда-то территорию нашего края покрывали тропические леса, которые затем были поглощены морем. В результате тления, продолжавшегося тысячелетия, эта пышная растительность превратилась в торф, каменный уголь, образовав Донецкий угольный бассейн.

При Петре І в начале ХVІІІ (18) в. в Российской империи появляются железоплавильные и сталелитейные заводы, для работы которых требовалось топливо. Древесина не могла удовлетворить этих потребностей. Начинается изучение и исследование запасов каменного угля. Петр обратил внимание на Донецкий бассейн. В 1696 г. он познакомился со здешним углем. История хранит крылатую фразу, произнесенную им во время отдыха на берегу Кальмиуса, когда правителю показали кусок черного, хорошо горящего минерала: «Сей минерал, если не нам, то нашим потомкам зело полезен будет».



В 1721 г. экспедиция рудознатца Григория Капустина открыла месторождение угля на реке Кундрючьей, в Восточной части Донбасса. Это открытие положило начало работам по разведке каменного угля в нашей местности.

Работы по исследованию месторождений «горючего камня» продолжили Семен Чирков, Никита Вепрейский, Евграф Ковалевский, Алексей Гурьев.



! Это интересно:

Каменный уголь дает тепла в три раза больше, чем самые хорошие дрова. При нынешних темпах добычи разведанных запасов угля хватит примерно на 500 лет.

Геологическая экспедиция горного инженера Евграфа Ковалевского

в 1827 г. подтвердили предположения о больших запасах угля.

В 1829 г. в статье опубликованной в «Горном журнале» Е. Ковалевский поместил карту, на которую были нанесены 25 месторождений угля. Это была первая геологическая карта Донбасса. В статье инженер впервые употребил название «Донбасс».

2.Начало промышленного Донбасса

Выход России к побережью Черного и Азовского морей потребовал налаживания производства орудий и боеприпасов для флота и южных крепостей из металла, выплавляемого из местных руд на донецком каменном угле. Доставка железа с Урала на дальние расстояния при примитивных транспортных средствах была дорогостоящей и длительной.

По поручению царского правительства английский инженер Ч. Гаскойн в 1794 г. подготовил проект завода, который решено было построить на р. Лугани в 15 верстах от ее впадения в Донец.

14 ноября 1795 г. был издан указ «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при реке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля».

1795 г. на территории современного Лисичанска был заложен первый в Донбассе каменноугольный рудник.

Уже в 1796 г. здесь стали добывать уголь. Сплавлять его по Донцу и Лугани не удалось, так как расчистка русла рек не была закончена, и топливо доставлялось на волах. Уголь шел на удовлетворение нужд флота, отопление казарм, кузниц и различных хозяйственных целей, а также поступал на рынок.

За первое десятилетие (1796—1806) она составила 2,4 млн. пудов угля, из них 90% приходилось на долю Лисичанского рудника.

В 1799 г. на Лисичанском руднике из каменного угля выжгли кокс для Луганского завода, положив начало производству кокса в стране.

4 октября 1800 г. на заводе задули доменную печь и из местной руды на донецком угле получили чугун.

В Бахмутском и Славяносербском уездах Екатеринославской губернии государственные и помещичьи крестьяне добывали уголь в мелких шахтах («дудках»), разрабатывая с помощью простейших инструментов только верхние слои. Ручным воротом в шахту спускали людей и поднимали уголь. В Области Войска Донского таким же способом добычу угля вели казаки.

В 1817 г. началась разработка антрацита у казачьей станицы Грушевая (ныне Шахты). Уже в 1844 г. на долю Грушевского угля приходилось больше 50, а в 1860 г.— 73% всей добычи в Донбассе.

Физминутка (упражнения для рук)

3. Строительство железных дорог.

(Запись в тетради)

История железных дорог Донбасса начинается в 1865 г., когда к правительству России обратились предприниматели с просьбой о строительстве Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. В рекордные сроки (за 20 месяцев) дорога была построена. Открытие состоялось 5 января 1870 г. В Донбассе появились первые станции: Славянск, Краматорск, Дружковка, Константиновка, Горловка, Иловайск и др.

Благодаря дороге, сельскохозяйственные районы Курской и Харьковской губерний были связаны с промышленным Донбассом, Станция Горловкаиз центра страны был получен выход к Азовскому и Черному морям. Курско-Харьковско-Азовской железной дороги В 1872 г. была сооружена Константиновская железная дорога протяженностью 90 км.

Большую роль в развитии Донбасса сыграла Донецкая Каменноугольная железная дорога. В 1881-1884 гг. строилась Екатерининская железная дорога.

Дорога соединила донецкий уголь с криворожской рудой, создав хорошие условия для развития тяжелой промышленности в регионе. Менее чем за 20 лет практически все города Донетчины были связаны железными дорогами.

Итоги урока: В чем состоит заслуга Е. Ковалевского в изучении нашего края?

Чем были вызваны изменение в повседневной жизни жителей Луганского края?

Чем объясняется , что города нашего края постепенно превращаются из военно-административных центров в хозяйственно-административные?

Рефлексия:

Я узнал, что……

По моему мнению…….

Домашнее задание: выучить даты и ответить на вопросы;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!