СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории России на тему "Смутное время в Российском государстве" для 7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока предназначена для учителей истории, которые преподают курс Истории России в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории России на тему "Смутное время в Российском государстве" для 7 класса»

Задание по итоговой работе в рамках курсов повышения квалификации по методике преподавания истории в школе.


Разработка занятия

1. Автор: Фукс Анастасия Евгеньевна

2. Должность, место работы (указание названия образовательной организации и ее полного адреса): лаборант кафедры методики преподавания истории, политологии и права ГОУ ВО МО МГОУ г. Москва, ул. Радио, д. 10а; учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 17 Московская область, г. Клин, ул. 50 лет Октября, д. 13а

3. Преподаваемый (ые) школьные предметы: история и обществознание

4. Стаж работы в данной должности: 6 лет и 6 мес.; без стажа


УРОК: Окончание Смутного времени в России.

Аннотация: Урок предназначен для проведения в 7 классе. Предлагаемые материалы дают возможность выбора сценария занятия в зависимости от особенностей класса и места урока в образовательной программе. Занятие может быть проведено в форме обсуждения, учащиеся смогут самостоятельно определять важные события, предшествовавшие Смутному времени, а также дать оценку ходу и итогам Смуты в Российском государстве для систематизации и более полной картины по изучаемому периоду. Данный урок может быть интегрирован с уроками литературы (А.С. Пушкин «Борис Годунов», К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин»), а также уроками музыки и изобразительного искусства (опера М.И. Глинки «Жизнь за царя»; опера К.А. Кавоса «Иван Сусанин»; События Смутного времени в России в творчестве художников Э.Э Лисснера, П.П. Чистякова. Далее смотрите Приложение). Учащиеся смогут самостоятельно высказаться о том, что, по их мнению, явилось ключевой причиной, породившей Смуту в Российском государстве.

Цель занятия: Способствовать пониманию учащимися причинно-следственных связей в истории при изучении событий Смутного времени в России.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие «Смута», а также выявить ряд причин, способствовавших наступлению Смутного времени.

  2. Рассмотреть основные события и итоги Смутного времени.

  3. Определить каковы были последствия Смутного времени.

  4. Развить у учащихся способность работать с историческими источниками (документами), с картой, учебником для более точного обобщения и анализа полученных знаний.

  5. Способствовать развитию у учащихся умению самостоятельно или в группе анализировать исторические источники, давать развернутый ответ на поставленный вопрос.

  6. Развивать у учащихся способность к систематизации полученных знаний, и грамотно формулировать выводы по предложенным темам.

  7. Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма, уважения к истории своего народа.

  8. Способствовать пониманию у учащихся роли личности в исторических событиях.

Ожидаемые результаты:

В результате занятия учащиеся смогут:

1) Назвать не мене 3-4 причин Смутного времени.

2) На линии времени определить ключевые события Смуты

3) Назвать основные силы, поддержавшие восстание Ивана Болотникова.

4) Сформулировать цели, которые преследовали Речь Посполитая и Швеция, вторгаясь на территорию России.

5) Выдвигать аргументы и контраргументы при обсуждении проблемных вопросов истории России, а также самостоятельно формулировать вопросы для обсуждения.


Словарь урока: Смутное время, гражданская война, самозванство, «тушинский вор», «Семибоярщина», интервенция, гетман, Первое ополчение, Второе ополчение.



Вводная часть занятия

В начале занятия учитель предлагает учащимся в своих тетрадях продолжить заполнять две линии – времени и идей. На первой они могут по ходу занятия отмечать ключевые даты и события, связанные с событиями Смутного времени. На второй – формулировать собственные идеи и выводы по рассматриваемой теме.

Линия времени





Среди ключевых дат на линии времени могут быть отмечены следующие (предлагаемый вариант не является обязательным): декабрь 1609 г. – начало развала в тушинском лагере, бегство самозванца в Калугу; июль 1610 г. – свержение В. Шуйского, приход к власти Семибоярщины; август 1610 г. – заключение договора Семибоярщины с гетманом С. Жолкевским о приглашении на русский престол польского королевича Владислава; декабрь 1610 г. – убит самозванец Лжедмитрий II; март 1611 г. – организовано Первое народное ополчение; июня 1611 г. – польский король захватил Смоленск; осень 1611 г. – в Н. Новгороде организовано Второе народное ополчение под предводительством К. Минина и Д. Пожарского; начало 1612 г. - смерь патриарха Гермогена; 4 ноября 1612 г. – Москва была полностью освобождена от польских захватчиков; январь 1613 г. – созыв Земского собора, на котором был избран царем М. Романов.

Визуально события рассматриваемого периода могут быть иллюстрированы следующими фото

Линия идей





Среди ключевых идей учащиеся могут назвать: Экономическая разруха и обнищание народа; Интервенция Речи Посполитой и Швеции породила за собой народное движение за освобождение Российского государства и сохранения православной веры; Воцарение новой династии Романовых на царском престоле (1613-1917 гг.)

Мотивационный этап

На предыдущем занятии мы началось изучать тему: «Смутное время в России». Учитель задает вопрос классу: Давайте с Вами вспомним, а что же значит, Смута и каковы были его основные причины? Учащиеся демонстрируют знание предыдущего материала, приводят собственные точки зрения, которые оцениваются урока по итогам работы в конце урока. Среди следующих ответов могут быть:

Смутное время – эпоха социально-политического, экономического и династического кризиса, сопровождавшаяся народными восстаниями, правлением самозванцев, разрушением государственной власти, польско- шведской интервенцией, разорением страны.

Дискуссии о причинах Смуты:

С.М. Соловьев считал причиной Смуты «дурное состояние нравственности», явившееся результатом столкновения новых государственных начал со старыми – родовыми или дружинными. Еще одной важной причиной Смуты, по мнению историка, являлось чрезмерное развитие казачества.

С.Ф. Платонов выделял две основные причины Смуты. Первая – пресечение династии Рюриковичей, вторая – социальная борьба народа против наступления крепостного права.

Н.И. Костомаров полагал, что ключевыми причинами Смуты являются внешние факторы: попытки римских пап распространить в России католичество и польских королей присоединить Российское государство к Речи Посполитой. Это совпало со сложной внутриполитической обстановкой в России в начале XVII в.

В.О. Ключевский говорил, что в Смуте участвовали все сословия российского общества в том порядке, в котором они находились на социальной лестнице России начала XVII в. Поскольку на верхней ее ступени находилось боярство, то оно и начало Смуту.

А.А. Зимин главной причиной Смуты считал резкое усиление феодального гнета в опричные и послеопричные годы, а также саму опричнину. Суть Смуты он определял как борьбу низших сословий (крестьянства, холопов и др.) против феодалов.

Р.Г. Скрынников характеризовал события Смуты как первую в истории России гражданскую войну, в которой участвовали все сословия общества. Он выделял следующие причины Смуты: правление Ивана IV, «породившее ужас и отчаяние», введение самодержавия, кризис поместной системы землепользования, закабаление крестьян в конце XVI в., политика Бориса Годунова по ущемлению прав казачества (ликвидация их права торговать без пошлин и т.п.), а также трехлетний голод.

С.В. Бушуев пишет, что Смута была очень сложным процессом и являлась совокупностью нескольких кризисов. Первый из них – династический, второй – государственный, третий – социальный, четвертый – нравственный.


Таким образом, к началу XVII века в России накопилось множество противоречий. Смутное время стало для России периодом социальных конфликтов, политических и экономических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности.

Далее учитель в качестве мотивационного приема зачитывает (можно включить аудиозапись) художественное произведение К. Бальмонта «В глухие дни», после чего перед ученикам ставится проблемный вопрос.

«В глухие дни» Константин Бальмонт

В глухие дни Бориса Годунова,
Во мгле Российской пасмурной страны,
Толпы людей скиталися без крова,
И по ночам всходило две луны.

Два солнца по утрам светило с неба,
С свирепостью на дольный мир смотря.
И вопль протяжный: «Хлеба! Хлеба! Хлеба!»
Из тьмы лесов стремился до царя.

На улицах иссохшие скелеты
Щипали жадно чахлую траву,
Как скот,- озверены и неодеты,
И сны осуществлялись наяву.

Гроба, отяжелевшие от гнили,
Живым давали смрадный адский хлеб,
Во рту у мертвых сено находили,
И каждый дом был сумрачный вертеп.

От бурь и вихрей башни низвергались,
И небеса, таясь меж туч тройных,
Внезапно красным светом озарялись,
Являя битву воинств неземных.

Невиданные птицы прилетали,
Орлы парили с криком над Москвой,
На перекрестках, молча, старцы ждали,
Качая поседевшей головой.

Среди людей блуждали смерть и злоба,
Узрев комету, дрогнула земля.
И в эти дни Димитрий встал из гроба,
В Отрепьева свой дух переселя.

  1. О каких событиях идет речь в стихотворении?

  2. Проблемный вопрос: Правление Бориса Годунова по-разному оценивается историками. Почему, на Ваш взгляд, несмотря на довольно грамотную политику в условиях голода и нищеты Б. Годунову не удалось остановить все усиливающегося народного недовольства, которое переросло в народные восстания?

В результате анализа исторической ситуации учащиеся приходят к выводу, что неурожаи и голод в начале XVII в. резко ухудшили внутреннее положение России. Недовольством народа сумело воспользоваться боярство, направившее его против царя Бориса Годунова. Россия погрузилась в Смуту. Одним из признаков Смутного времени стало самозванство. Измученные налогами посадские люди, беглые крестьяне и холопы, казаки, часть дворянства и бояр поддержали Лжедмитрия I. С восшествием на престол Василия Шуйского Смута стала разрастаться, центральная власть все больше ослабевала. Появлялись новые самозванцы. Этим воспользовались соседи – Речь Посполитая и Швеция, вмешавшись в российские дела.

Основная часть занятия

Выделяются ключевые события политической и социально-экономической истории России в рассматриваемый период. Учитель может давать краткую характеристику этих периодов, обращая внимание на значимые даты, или дает возможность школьникам индивидуально или в группах найти самостоятельно информацию по каждому из выделенных периодов (используя при этом учебные материала, интернет или другие источники). Учащиеся могут в ходе урока самостоятельно сделать календарь событий с ключевыми датами, а также вести словарь, занося туда основные понятия.

В течение всего урока учащиеся вместе с учителем заполняют следующую таблицу

Кандидаты на российский престол

Кандидат

Кто поддерживал

  1. Лжедмитрий II

Население ряда территорий, не разграбленных тушинцами, часть населения Москвы

  1. Владислав

Большинство тушинцев во главе с патриархом Филаретом

  1. Сигизмунд

________

  1. Карл Филипп

Новгородские светские и духовные феодалы

  1. «Ворёнок»

Часть тушинцев, поддерживающих Лжедмитрия II после его смерти поддерживала «ворёнка»

  1. Михаил Романов

Дворяне, духовенство и казаки



Ключевые события:

  1. Распад тушинского лагеря

декабрь 1609 г. – начался развал в тушинском лагере, польские наемники стали все настойчивее требовать плату за службу, но в ответ слышали только обещания. В Россию вторглись войска польского короля Сигизмунда III; бегство Лжедмитрия II в Калугу. Большинство же тушинцев видели выход в приглашении на российский престол сына польского короля Владислава (при условии, если он примет православие). Однако распад тушинского лагеря не привел к окончательной ликвидации движения Лжедмитрия II. Самозванца продолжало поддерживать население ряда территорий, не разграбленных тушинцами. А после разгрома войска В. Шуйского под Клушином отряды самозванца оказались единственной военной силой, способной остановить наступление польских войск на Москву. Даже часть населения столицы была готова признать Лжедмитрия II правителем. Самозванец воспрял духом, наспех собрал свои отряды и двинулся на Москву. Он обосновался в селе Коломенском к югу от столицы.

  1. Семибоярщина

июль 1610 г. – дворяне при поддержке посадского населения Москвы свергли Василия Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи. К власти пришло правительство, состоявшее из семи знатных бояр во главе с самым родовитым из них князем Ф.И. Мстиславским (Семибоярщина).

август 1610 г. – когда польские войска подступили к Москве, боярское правительство заключило договор с гетманом С. Жолкевским о приглашении на русский престол польского королевича Владислава. Главным условием договора было требование принятия Владиславом православной веры. Жители Москвы присягнули Владиславу. Но многие горожане на церемонию не явились, а часть из них приняла сторону Лжедмитрия II, который вскоре отошел в Калугу.

Против приглашения на престол Владислава резко выступал патриарх Гермоген.

Короткий доклад (заранее подготовленный одним или несколькими учащимися) о подвиге патриарха Гермогена и осаде поляками Троице-Сергиева монастыря.

октябрь 1610 г. – посольство под руководством тушинского патриарха Филарета в Смоленск к польскому королю Сигизмунду III, который потребовал сдачи Смоленска и заявил, что сам хочет занять российский престол, но категорически отверг условие принятия будущим царем православной веры. Это означало включение Российского государства в состав Речи Посполитой и попытку распространения католицизма среди русского населения. Переговоры затянулись.

апрель 1611 г. – русские послы во главе с Филаретом по приказу польского короля были взяты под стражу и отправлены в Речь Посполитую.

декабрь 1610 г. – самозванец Лжедмитрий II был убит.

Через некоторое время Марина Мнишек родила сына, которого прозвали «ворёнком».

Трудные ни наступили для Российского государства. Польские отряды захватывали города и монастыри, грабили и убивали население. Продолжалась осада Смоленска поляками. Шведы удерживали Новгород. Польские войска вели себя в Москве как завоеватели. По стране рыскали и бесчинствовали отряды недобитых тушинцев. Боярское правительство не пользовалось уважением у народа. Многие города на западе страны признали в качестве законного государя польского королевича, некоторые – шведского принца. Кое-где присягали едва появившемуся на свет сыну Марины Мнишек.

Под угрозу была поставлена не только независимость государства, но и само существование России. Осознание этого факта привело к пробуждению патриотических чувств российского народа. Он поднялся на борьбу за освобождение Отечества.

  1. Первое и Второе ополчения

Учащиеся разделяются на три группы и работают с учебником в течение 7 минут. Первая группа ищет ключевые события Первого ополчения, вторая, соответственно события Второго ополчении, а третья группа изучает документ (выдержка из Курса русской истории В.О. Ключевского) В результате представитель первой и второй групп зачитывает то, что у них получилось. В итоге весь класс пытается ответить на вопрос: Почему первому ополчению не удалось освободить Москву?

Имена лидеров народных ополчений вошли в историю. А два из них известны всем по памятнику на Красной площади. Назовите этих героев.

  1. Освобождение Москвы

Ни Семибоярщине, ни Лжедмитрию II, ни Первому ополчению не удалось освободить Москву от поляков. Как вы думаете, какие силы могли положить конец Смутному времени и почему 4 ноября отмечается в России как государственный праздник?

Июль 1612 г.второе ополчение двинулось на Москву. В это время на помощь осажденным в столице полякам спешил с большим войском гетман Я. Ходкевич. Пожарскому удалось опередить Ходкевича и расположиться на западной окраине Москвы. Первый бой произошел 22 августа 1612 г. Кремлевский гарнизон поляков совершил на рассвете вылазку и устремился навстречу гетману. Но русские отряды заставили неприятеля укрыться за кремлевскими стенами. Затем ополченцы вступили в сражение с войсками Ходкевича. Трубецкой не хотел участвовать в нем, но часть его отрядов самовольно бросилась помогать ополченцам Пожарского. Объединенными усилиями они обратили в бегство поляков. Главное сражение состоялось 24 августа. 22 октября ополченцы заняли Китай-город, а 4 ноября остатки польского гарнизона, засевшие в Кремле, сдались. Москва была полностью освобождена от захватчиков.



  1. Воцарение династии Романовых

Учитель предлагает вспомнить учащимся из истории России уже изученных периодов примеры, свидетельствующие об объединении русских земель против общей опасности.

Собор, собравшийся в январе 1613 года, после изгнания польских интервентов из Москвы, был наиболее многолюдным из всех земских соборов (700-800 человек). Это был единственный Земский собор, на котором присутствовали представители стрельцов, казаков и даже черносошных крестьян. Наличие представителей низших сословий - это главная особенность Земского собора 1613г. 2) Победила группировка, поддерживавшая кандидатуру Михаила Романова, сына патриарха Филарета, связанного родственными узами с династией Рюриковичей. Шестнадцатилетний малограмотный Михаил Романов импонировал некоторым боярам. Ф. И. Шереметьев выразил эту мысль в частном письме в таких словах: «Выберем де Мишу Романова, он ещё молод и разумом не дошёл ...и будет поваден». Юный возраст и недостаточность знаний, в делах управления государством, - это наиболее вероятные причины избрания Михаила Романова на царство.

Вспомните из истории, чьим современником являлся М. Ф. Романов (1596-1645)? (Англия)

Предполагаемый ответ: Карл I Стюарт (1600-1649 гг.)


ИТОГ ЗАНЯТИЯ (ВЫВОДЫ УРОКА):

Линия идей – МОИ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ УРОКА










Ни боярским верхам, ни служилому дворянству не удалось вывести страну из тяжелого положения. Когда, казалось бы, Российское государство окончательно ослабло и потеряло свою независимость, сам народ – крестьяне, посадские люди, купцы – сформировал ополчение и освободил Москву, создав условия для восстановления центральной власти.

4 ноября – день окончательной сдачи польского гарнизона Кремля – с 2005 г. Отмечается в России как государственный праздник – День народного единства.

Смута произошла не случайно, а была обнаружением и развитием давней болезни, которой прежде страдала Русь. Эта болезнь окончилась выздоровлением государственного организма. В смуте шла борьба не только политическая и национальная, но и общественная. Борьба привела к торжеству оседлых слоев, поддерживавших спасенный ими государственный порядок. Такими словами охарактеризовал события С.Ф. Платонов.

Домашнее задание:

  1. Работа с контурной картой: обозначить на карте путь следования Второго ополчения к Москве и подумать, почему он был именно таким.

  2. Написать мини-сочинение на тему: «Роль Смуты в истории России».

Выставляются оценки по итогам работы на уроке.


Рефлексия

Данный этап может быть связан с возвращением к ожидаемым результатам, обсуждением форм работы и возникших трудностей

  1. На уроке я работал

  2. Своей работой на уроке я

  3. Урок для меня показался

  4. За урок я

  5. Мое настроение

  6. Материал урока мне был

  7. Домашнее задание мне кажется

Активно/пассивно

Доволен/недоволен

Коротким/длинным

Не устал/устал

Стало лучше/стало хуже

Понятен/не понятен/полезен/бесполезен/интересен/скучен

Легким/трудным/интересно/не интересно


Что на уроке Вам показалось самым интересным?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!