Технологическая карта урока
Класс 8.
Тема: Россия и Европа в конце XVIIвека.
Основные вопросы изучения материала:
1) Усилениеосманской угрозы Европе.
2) Россиявборьбе с Турцией и Крымским ханством.
3) Россия и Священная лига.
4) Борьба Франции за господство в Европе.
5) Балтийскийвопрос
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ресурсы урока: Учебник История России часть 1 под ред. Торкунова А.В., Карта “Карта Европа в XVIIв.», контурные карты к учебнику.
Основные понятия и термины: Лига, гегемония, экспансия.
Основные даты:
1683- разгром турецкой армии по Веной.
1686 – заключение «вечного мира» между Россией и Речью Посполитой.
1687, 1689 гг. –Крымские походы русской армии.
Персоналии: П. Дорошенко, Б. Хмельницкий, Я. Собеский, Август II, Н.М. Зотов.
Домашнее задание: п. 1 карты, иллюстрации. Составьте рассказ «Крымские походы 1687, 1689гг.».
*Найдите в Интернете описания и изображения военных кораблей XVIIв. Сделайте презентацию – обзор основных видов кораблей этого времени.
Мотивационно-целевой
Какие актуальные ,на ваш взгляд, внешнеполитическиезадачи стояли передправителями странык началу XVIIIв.?
*Творческое задание: Какими способами можно было их решать?(ответы на эти вопросы подготовьте в форме записки посланника одной из стран Западной Европы, прибывшего из Москвы.)
Какие вопросы (задания) потребуют работы с картой? Какой картой вы воспользуетесь? (работа с картой)
Актуализация
Какие территориальные изменения произошли в России к началу XVIIIв.? Самостоятельно выберите соответствующую карту. (использовать карту как источник информации).
Как менялось положение России в мире в течение XVIIIв.?
Какие важные события происходили в Западной Европе на рубеже XVII-XVIIIвв.?
Когда и где возникла Османская империя?
Какие факторы способствовали успехам внешней политика Франции во второй половине XVIIв.?
Перечислите важнейшие события, связанные с русско-шведскими отношениями в XIII - XVI вв. (Актуализация знания из курса всеобщей истории, истории России. Выявлять причинно-следственные связи исторических процессов).
Содержательно-операционный этап.
Прочитайте пп. 1-2 § 1. Укажите на карте объекты, о которых идёт речь. Перечислите основные события, характеризующие отношения России и Османской империи в XVIIIв. Какие страны и народы находились в составе Османской империи в конце XVIIв. Когда и как они оказались под властью османов? Опираясь на карту, объясните, почему Россия смогла начать решительную борьбу с крымско-османской угрозой лишь после присоединения Левобережной Украины. Почему Турция и Россия заключили Бахчисарайский мир? Можно ли называть борьбу европейских стран с Османской империей религиозными войнами. Объясните своё мнение.
Какие государства боролись за контроль над Балтийским морем в XVIIв.? Какие союзы складывались в ходе этой борьбы? (Учащиеся должны находить на карте изучаемые объекты. Определить причинно-следственные связи исторических процессов. Определять значение исторических событий. Использовать сведения из исторической карты. Аргументировать ответ, опираясь на материалы параграфа. Актуализировать знания из курса всеобщей истории и истории России.)
Составьте развернутый план рассказа”Россияи Ресь Посполитая: от вековой враждык союзу”. (Учащиеся составляют план рассказа)
Контрольно-оценочный этап.
Охарактеризировать позицию, которую заняло Крымское хансвто в конфликте между Священной лигой и Османской империей.
Сформулируте главные принципы внешней политики Франции во второй половине XVIIв. Почему изначально она была успешной, а затем последовали неудачи? (Определять причинно-следственные связи исторических процессов.)
Составьтетаблицу, включающие основные направления внешней политики России в XVIIIв., основные способы её реализации (предпринятые меры и мирные договоры), результаты. (составить обобщающую таблицу)
Оцените результаты проводимой внешней политики. Удалось ли решить главные задачи?Аргументируйте свойответ. (Давать оценку результатм проводимой политики.)