Конкурс методических разработок уроков
«Русская культура в зеркале искусства»
Гид – вернисаж для учителей изобразительного искусства
Федорова Надежда Викторовна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 94 города Донецка»
Тема: «Основные декоративные элементы росписи Каргопольской игрушки»
Открытый урок по изобразительному искусству 5 класс Тема: «Основные декоративные элементы росписи Каргопольской игрушки»
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Цель: Сформировать представление о народной глиняной игрушке. Углубление и расширение знаний обучающихся об особенностях уникального народного искусства
Задачи:
Обучающая
Формирование у учащихся объёмного видения предметов, осмысления пластических особенностей формы, развитие чувства цельности композиции.
Развивающая
Развитие наблюдательности, воображения, эстетического отношения к предметам и явлениям действительности. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета.
Воспитывающая
Воспитание у школьников любви и интереса к русскому народному декоративно прикладному искусству, бережного отношения к традициям своего народа.
Планируемые достижения:
Предметные:
• представление о народном промысле – глиняная Каргопольская игрушка;
• умение видеть цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств;
• умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе
каргопольской росписи;
Метапредметные (УУД):
• умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
• проявят желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.
Вид занятия: лепка из пластилина
Ход урока:
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Приветствие: (положительный эмоциональный настрой на работу).
- Здравствуйте, ребята! Вы готовы сегодня окунуться в мир творчества и русской культуры?
Займите свои места. Проверьте – всё ли готово к уроку.
– Начинаем наш урок.
2. Постановка темы и цели урока.
Тема урока «Каргопольская игрушка»
- Что нам известно о Каргопольской игрушке?
(что это древнее декоративно- прикладное искусство)
- Что можем узнать?
-Историю игрушки.
-Из какого материала сделана игрушка.
-Как расписывать игрушку.
3. Формирование новых знаний.
Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времен и существующая до сих пор, игрушечных дел мастер.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом.
КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА - русский народный художественный промысел с центром в городе Каргополь.
Его происхождение на Каргополье обусловлено богатыми местными залежами глин. Уже в XIX веке здесь делали глиняную посуду, а наряду с ней игрушки (коней, оленей, баранов, барынь), которые продавались на базарах и ярмарках. Сохранились образцы игрушек конца XIX - начала XX веков: небольшие статичные фигурки людей, животных, повозки и т. д., созданные в деревне Гринёво, в 17 км от Каргополя. В 1930-х годах потомственный гончар Иван Васильевич Дружинин возродил традицию глиняной игрушки. Его произведения (острохарактерные расписные фигурки крестьянок и крестьян; наделённые индивидуальными признаками фигурки животных - коней, коров; рассчитанные на фронтальную точку зрения композиции «Отдых», «Кормилица», «Катанье») живописны, приземисты, сдержанны по расцветке. Игрушки лепились по частям (на торс насаживалась юбка, присоединялись ноги и т. д.), обжигались и покрывались белой краской.
До конца 1970-х годов в Гринёве работала мастерица Ульяна Ивановна Бабкина: её произведения (сказочные полканы и птицы, собаки, медведи, гармонисты, всадники, сцены катаний, кадрили) отличаются живостью и теплотой, мягкостью трактовки образов. Промысел каргопольской игрушки существовал в деревнях Гринёво, Погост, Печниково, Мосеево, Олехово, Коншино, Гарь, в Каргополе. Ныне каргопольскую игрушку изготовляют в гончарном цехе, возникшем в Каргополе в 1967 году (входит в состав архангельского предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры»), а также в Каргопольской школе искусств. Однако зачастую такие игрушки копируют лишь внешние признаки каргопольской пластики. Наиболее близки традиционным образцам игрушки Виталия Дмитриевича, Валентина Дмитриевича и Василия Валентиновича Шевелёвых, возрождающих народное искусство Каргополья.
Обычно каргопольскую игрушку делали из целого маленького кусочка глины, маленькие налепные детали почти не использовали. Лепили лишь только руками, без особых инструментов: гончар проминал глину пальцами, выбирал из нее маленькие камни и непромешанные комки, чтобы они не испортили готовое изделие.
Вылепленные из глины игрушки оглаживали влажными руками, чтобы убрать неровности и придать окончательную форму. Вслед за тем их просушивали на ветру и обжигали в печи. До конца XIX века фигуры практически не раскрашивали, лишь только декорировали «обварным» способом: сразу после обжига раскаленное изделие погружали в плотный мучной раствор, мука пригорала к поверхности и оставляла черные разводы.
В конце XIX — начале XX века каргопольские игрушки стали лепить иначе. Теперь их нередко создавали по частям, добавляли мелкие налепные детали. На смену «обварной» керамике пришла «поливная»: перед обжигом изделие обмазывали дегтем и обсыпали свинцовым порошком. При обжиге свинец расплавлялся, и на поверхности глины получалась зеленоватая глазурь. В то же время мастера начали декорировать игрушки росписью — мелом, цветной глиной, сажей, охрой. Всю фигурку полностью белили, чтобы сделать фон, затем намечали лицо или же морду, расписывали одежку людей или же тело животных красноватыми, зеленоватыми, голубыми, темными узорами. Составляющие орнамента еще происходили из древности: к примеру, круги, кресты и стрелы олицетворяли солнце и тепло, прямые или же волнистые линии — воду, колосья, зерна и другие растительные узоры — землю и богатый урожай.
Примеры каргопольской игрушки
4. Актуализация новых полученных знаний
- Ребята, скажите, из какого материала делают Каргопольские игрушки?
(красная глина)
- А какие краски используют для раскрашивания?
(Мел, цветная глина, сажа, охра)
- Давайте вспомним, какими узорами расписывают Каргопольские мастера свои игрушки. Древние символы.
Круги с крестами и стрелами – солнце и тепло
Прямые и волнистые линии – вода
Колосья и зерна – земля и богатый урожай
По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.
- В этих незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла.
А сейчас послушайте прекрасное стихотворение о Каргопольской игрушке от автора Ольги Шарко «Игрушки Каргополья»:
Ах, игрушки Каргополья,
Как люблю смотреть на вас!
Развесёлое раздолье,
Ярких красок перепляс!
Вы как будто не из глины,
А из сказки созданы,
Из далёких лет былинных
Нам для радости даны.
Бережёт нас Берегиня,
Охраняет Конь-Полкан –
Самый сильный и поныне
Справедливый великан,
Ну, а если надо очень
Чтобы в жизни повезло –
Конь двуглавый днём и ночью
Различит добро и зло.
Дорогие тарарушки,
Вы несёте мир и свет!
Каргопольские игрушки,
Лучше вас на свете нет!
Тарарушка – диалектное название игрушки в северных областях России. Возникло от слова тарарай – шутник, забавник, сказочник.
5. Физкультминутка
А сейчас проведем физкультминутку.
На поляне стоит сосна,
к небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
быть он хочет подлинней.
(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх,
потом то же, стоя на другой ноге)
Ветер сильный налетал,
все деревья раскачал.
(Наклоны корпуса влево-вправо)
Ветки гнутся взад-вперёд,
ветер их качает, гнет.
(Рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать –
раз, два, три, четыре, пять.
(Приседания)
А теперь на месте шаг,
выше ноги! Стой, раз, два!
6. Практическая часть
Ребята, сегодня мы станем с вами мастерами, которые лепят игрушки. Делать мы это будем из пластилина. Но прежде давайте узнаем технологию изготовления и какие этапы проходят глиняные Каргопольские игрушки, прежде чем попасть на прилавки сувенирных магазинов!
Первый этап - подготовка материала. Каждый мастер сам выбирает способ: кто-то изначально подсушивает глину, а потом превращает в порошок и смешивает с водой; кто-то сперва замешивает до состояния теста и подсушивает; кто-то и вовсе обходится без сушки.
Второй этап - фигурки лепятся из цельного куска, иногда с добавлением дополнительных элементов. Каргопольским игрушкам свойственна простота в исполнении, поэтому глине придают самые незатейливые формы в виде силуэта человека или животного. Образ героя передается обобщенно, несколько примитивно.
Третий этап – сушка. Сначала на столе, а после в печи. Из печи фигурки выходят закаленные, крепкие, звонкие.
Четвертый этап - после придания формы следует обжиг, который многие мастерицы производили в домашних печах. После тепловой обработки изделие необходимо было поместить в густой раствор из муки. Пригоревшая мука создавала на поверхности причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывались красками. Подобная технология давала фигурке рельефность и объем.
Завершающий этап – покраска и роспись изделия. Раньше ремесленники смешивали красящий пигмент с мелом, что придавало игрушке светлый оттенок.
Ну а теперь возьмите в руки пластилин, и начинайте творить!
Практическое задание.
Перед практическим заданием сделаем пальчиковую гимнастику.
Разогреваем ладошки, сжимаем и разжимаем пальцы. Теперь встряхнули ладошки и приступаем к работе.
При необходимости учитель оказывает учащимся соответствующую помощь.
Вариации форм игрушек для лепки:
7. Закрепление материала.
Вопросы:
1. С каким замечательным народным промыслом вы познакомились сегодня?
2. Почему игрушка называется каргопольской?
3. Какая характерная отличительная особенность у каргопольской игрушки?
4. Какие элементы узора характерны для росписи каргопольской игрушки?
5. Какие цвета традиционны при росписи каргопольской игрушки?
8. Рефлексия
На уроке я узнал о….
Мне понравилось….
Меня удивило….
Я хотел бы….
Мне удалось….
9. Подведение итогов урока.
Выставка и оценивание работ.
Ребята, урок окончен. До встречи!