СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по изобразительному искусству: «Основные декоративные элементы росписи Каргопольской игрушки», 5 класс

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по изобразительному искусству

для 5 класса

Тема: «Основные декоративные элементы росписи Каргопольской игрушки»

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель: Сформировать представление о народной глиняной игрушке. Углубление и расширение знаний обучающихся об особенностях уникального народного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по изобразительному искусству: «Основные декоративные элементы росписи Каргопольской игрушки», 5 класс»























Конкурс методических разработок уроков

«Русская культура в зеркале искусства»

Гид – вернисаж для учителей изобразительного искусства


Федорова Надежда Викторовна


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 94 города Донецка»


Тема: «Основные декоративные элементы росписи Каргопольской игрушки»



























Открытый урок по изобразительному искусству 5 класс

Тема: «Основные декоративные элементы росписи Каргопольской игрушки»

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель: Сформировать представление о народной глиняной игрушке. Углубление и расширение знаний обучающихся об особенностях уникального народного искусства

Задачи:

Обучающая

Формирование у учащихся объёмного видения предметов, осмысления пластических особенностей формы, развитие чувства цельности композиции.

Развивающая

Развитие наблюдательности, воображения, эстетического отношения к предметам и явлениям действительности. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета.

Воспитывающая

Воспитание у школьников любви и интереса к русскому народному декоративно прикладному искусству, бережного отношения к традициям своего народа.

Планируемые достижения:

Предметные:

• представление о народном промысле – глиняная Каргопольская игрушка;

• умение видеть цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств;

• умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе

каргопольской росписи;

Метапредметные (УУД):

• умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

• проявят желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.

Вид занятия: лепка из пластилина

Ход урока:

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Приветствие: (положительный эмоциональный настрой на работу).

- Здравствуйте, ребята! Вы готовы сегодня окунуться в мир творчества и русской культуры?

Займите свои места. Проверьте – всё ли готово к уроку.

– Начинаем наш урок.

2. Постановка темы и цели урока.

Тема урока «Каргопольская игрушка»

- Что нам известно о Каргопольской игрушке?

(что это древнее декоративно- прикладное искусство)

- Что можем узнать?

-Историю игрушки.

-Из какого материала сделана игрушка.

-Как расписывать игрушку.

3. Формирование новых знаний.

Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времен и существующая до сих пор, игрушечных дел мастер.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА - русский народный ху­дожественный про­мы­сел с цен­тром в городе Кар­го­поль.

Его про­ис­хо­ж­де­ние на Кар­го­по­лье обу­слов­ле­но бо­га­ты­ми ме­ст­ны­ми за­ле­жа­ми глин. Уже в XIX веке здесь де­ла­ли гли­ня­ную по­су­ду, а на­ря­ду с ней иг­руш­ки (ко­ней, оле­ней, ба­ра­нов, ба­рынь), ко­то­рые про­да­ва­лись на ба­за­рах и яр­мар­ках. Со­хра­ни­лись об­раз­цы иг­ру­шек конца XIX - начала XX веков: не­боль­шие ста­тич­ные фи­гур­ки лю­дей, жи­вот­ных, по­воз­ки и т. д., соз­дан­ные в деревне Гри­нё­во, в 17 км от Кар­го­по­ля. В 1930-х годах по­том­ст­вен­ный гон­чар Иван Васильевич Дру­жи­нин воз­ро­дил тра­ди­цию гли­ня­ной иг­руш­ки. Его про­из­ве­де­ния (ост­ро­ха­рак­тер­ные рас­пис­ные фи­гур­ки кре­сть­я­нок и кре­сть­ян; на­де­лён­ные ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми при­зна­ка­ми фи­гур­ки жи­вот­ных - ко­ней, ко­ров; рас­счи­тан­ные на фрон­таль­ную точ­ку зре­ния ком­по­зи­ции «От­дых», «Кор­ми­ли­ца», «Ка­та­нье») жи­во­пис­ны, при­зе­ми­сты, сдер­жан­ны по рас­цвет­ке. Иг­руш­ки ле­пи­лись по час­тям (на торс на­са­жи­ва­лась юб­ка, при­сое­ди­ня­лись но­ги и т. д.), об­жи­га­лись и по­кры­ва­лись бе­лой крас­кой.

До конца 1970-х годов в Гри­нё­ве ра­бо­та­ла мас­те­ри­ца Ульяна Ивановна Баб­ки­на: её про­из­ве­де­ния (ска­зоч­ные пол­ка­ны и пти­цы, со­ба­ки, мед­ве­ди, гар­мо­ни­сты, всад­ни­ки, сце­ны ка­та­ний, кад­ри­ли) от­ли­ча­ют­ся жи­во­стью и те­п­ло­той, мяг­ко­стью трак­тов­ки об­ра­зов. Про­мы­сел каргопольской игрушки су­ще­ст­во­вал в де­рев­нях Гри­нё­во, По­гост, Печ­ни­ко­во, Мо­сее­во, Оле­хо­во, Кон­ши­но, Гарь, в Кар­го­по­ле. Ны­не каргопольскую игрушку из­го­тов­ля­ют в гон­чар­ном це­хе, воз­ник­шем в Кар­го­по­ле в 1967 году (вхо­дит в со­став ар­хан­гель­ско­го пред­при­ятия народных ху­дожественных про­мы­слов «Бе­ло­мор­ские узо­ры»), а так­же в Кар­го­поль­ской шко­ле ис­кусств. Од­на­ко за­час­тую та­кие иг­руш­ки ко­пи­ру­ют лишь внеш­ние при­зна­ки кар­го­поль­ской пла­сти­ки. Наи­бо­лее близ­ки тра­диционным об­раз­цам иг­руш­ки Виталия Дмитриевича, Валентина Дмитриевича и Василия Валентиновича Ше­ве­лё­вых, воз­ро­ж­даю­щих народное искусство Кар­го­по­лья.

Обычно каргопольскую игрушку делали из целого маленького кусочка глины, маленькие налепные детали почти не использовали. Лепили лишь только руками, без особых инструментов: гончар проминал глину пальцами, выбирал из нее маленькие камни и непромешанные комки, чтобы они не испортили готовое изделие.
Вылепленные из глины игрушки оглаживали влажными руками, чтобы убрать неровности и придать окончательную форму. Вслед за тем их просушивали на ветру и обжигали в печи. До конца XIX века фигуры практически не раскрашивали, лишь только декорировали «обварным» способом: сразу после обжига раскаленное изделие погружали в плотный мучной раствор, мука пригорала к поверхности и оставляла черные разводы.

В конце XIX — начале XX века каргопольские игрушки стали лепить иначе. Теперь их нередко создавали по частям, добавляли мелкие налепные детали. На смену «обварной» керамике пришла «поливная»: перед обжигом изделие обмазывали дегтем и обсыпали свинцовым порошком. При обжиге свинец расплавлялся, и на поверхности глины получалась зеленоватая глазурь. В то же время мастера начали декорировать игрушки росписью — мелом, цветной глиной, сажей, охрой. Всю фигурку полностью белили, чтобы сделать фон, затем намечали лицо или же морду, расписывали одежку людей или же тело животных красноватыми, зеленоватыми, голубыми, темными узорами. Составляющие орнамента еще происходили из древности: к примеру, круги, кресты и стрелы олицетворяли солнце и тепло, прямые или же волнистые линии — воду, колосья, зерна и другие растительные узоры — землю и богатый урожай.

Примеры каргопольской игрушки











4. Актуализация новых полученных знаний

- Ребята, скажите, из какого материала делают Каргопольские игрушки?

(красная глина)

- А какие краски используют для раскрашивания?

(Мел, цветная глина, сажа, охра)



- Давайте вспомним, какими узорами расписывают Каргопольские мастера свои игрушки. Древние символы.

Круги с крестами и стрелами – солнце и тепло

Прямые и волнистые линии – вода

Колосья и зерна – земля и богатый урожай



По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

- В этих незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла.



А сейчас послушайте прекрасное стихотворение о Каргопольской игрушке от автора Ольги Шарко «Игрушки Каргополья»:

Ах, игрушки Каргополья,

Как люблю смотреть на вас!

Развесёлое раздолье,

Ярких красок перепляс!

Вы как будто не из глины,

А из сказки созданы,

Из далёких лет былинных

Нам для радости даны.

Бережёт нас Берегиня,

Охраняет Конь-Полкан –

Самый сильный и поныне

Справедливый великан,

Ну, а если надо очень

Чтобы в жизни повезло –

Конь двуглавый днём и ночью

Различит добро и зло.

Дорогие тарарушки,

Вы несёте мир и свет!

Каргопольские игрушки,

Лучше вас на свете нет!

Тарарушка – диалектное название игрушки в северных областях России. Возникло от слова тарарай – шутник, забавник, сказочник.

5. Физкультминутка

А сейчас проведем физкультминутку.

На поляне стоит сосна,

к небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх,

потом то же, стоя на другой ноге)

Ветер сильный налетал,

все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса влево-вправо)

Ветки гнутся взад-вперёд,

ветер их качает, гнет.

(Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

раз, два, три, четыре, пять.

(Приседания)

А теперь на месте шаг,

выше ноги! Стой, раз, два!



6. Практическая часть

Ребята, сегодня мы станем с вами мастерами, которые лепят игрушки. Делать мы это будем из пластилина. Но прежде давайте узнаем технологию изготовления и какие этапы проходят глиняные Каргопольские игрушки, прежде чем попасть на прилавки сувенирных магазинов!

Первый этап - подготовка материала. Каждый мастер сам выбирает способ: кто-то изначально подсушивает глину, а потом превращает в порошок и смешивает с водой; кто-то сперва замешивает до состояния теста и подсушивает; кто-то и вовсе обходится без сушки.

Второй этап - фигурки лепятся из цельного куска, иногда с добавлением дополнительных элементов. Каргопольским игрушкам свойственна простота в исполнении, поэтому глине придают самые незатейливые формы в виде силуэта человека или животного. Образ героя передается обобщенно, несколько примитивно.

Третий этап – сушка. Сначала на столе, а после в печи. Из печи фигурки выходят закаленные, крепкие, звонкие.

Четвертый этап - после придания формы следует обжиг, который многие мастерицы производили в домашних печах. После тепловой обработки изделие необходимо было поместить в густой раствор из муки. Пригоревшая мука создавала на поверхности причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывались красками. Подобная технология давала фигурке рельефность и объем.

Завершающий этап – покраска и роспись изделия. Раньше ремесленники смешивали красящий пигмент с мелом, что придавало игрушке светлый оттенок.



Ну а теперь возьмите в руки пластилин, и начинайте творить!

Практическое задание.

Перед практическим заданием сделаем пальчиковую гимнастику.

Разогреваем ладошки, сжимаем и разжимаем пальцы. Теперь встряхнули ладошки и приступаем к работе.

При необходимости учитель оказывает учащимся соответствующую помощь.







Вариации форм игрушек для лепки:





7. Закрепление материала.

Вопросы:

1. С каким замечательным народным промыслом вы познакомились сегодня?

2. Почему игрушка называется каргопольской?

3. Какая характерная отличительная особенность у каргопольской игрушки?

4. Какие элементы узора характерны для росписи каргопольской игрушки?

5. Какие цвета традиционны при росписи каргопольской игрушки?



8. Рефлексия

  • На уроке я узнал о….

  • Мне понравилось….

  • Меня удивило….

  • Я хотел бы….

  • Мне удалось….

9. Подведение итогов урока.

Выставка и оценивание работ.

Ребята, урок окончен. До встречи!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!