СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по изобразительному искусству "Создание тонального пейзажа на зимнюю тематику"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока будет интересна учителям изобразительного искусства и педагогам дополнительного образования. В простой и доступной форме, на современном уровне показаны основные этапы знакомства шестиклассников с графическими приёмами изображения зимней природы в соответствии с лучшими традициями реалистического рисунка.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по изобразительному искусству "Создание тонального пейзажа на зимнюю тематику"»




Составитель – Коренец Анна Викторовна,

педагог дополнительного образования

МОБУ СОШ № 34, г. Таганрог, Ростовская область

Урок изобразительного искусства в 6-ом классе

ТЕМА: Создание тонального пейзажа на тему: «Зима».

ЦЕЛИ: развитие эмоционального восприятия и образного мышления учащихся; умение использовать способы художественной выразительности рисунка, дать представление понятиям «тон», «тональный масштаб»; воспитание художественно-эстетического отношения к миру.

Оборудование:

а) бумага, простой карандаш или перо, чёрная тушь, чёрная и белая гуашь, кисть;

б) Зрительный ряд: тональная таблица, компьютерная графика, чёрно-белые фотографии, репродукции;

Музыкальный ряд: П. Чайковский «Времена года»;

Литературный ряд: А. Лопатина «Кто землю украшает», И. Бунин «Зимним холодом пахнуло».




ХОД УРОКА

1. Организация класса

2. Актуализация опорных знаний

Предложить учащимся сформулировать понятия «пейзаж», «воздушная перспектива», «графика».

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, передающий объекты природы, архитектурных сооружений, ландшафтов.

Воздушная перспектива – вид перспективы, передающий изменения цвета и тона в зависимости от расстояния и природного освещения.

Графика – это один из видов изобразительного искусства, основой которого является рисунок. Выразительными средствами рисунка являются линия, тоновое пятно, штрих, точка.

3. Объявление темы урока. Задачей сегодняшнего урока является изучение способов изображения тонального рисунка пейзажа на тему «Зима».

Мотивация учебной деятельности.

Для изображения тонального пейзажа на пленере необходимо знать и уметь применение законов линейной и свето-воздушной перспективы, графических способов выразительности в трактовании основных планов , обобщение объектов пейзажа по мере их отдаления и освещённости. Вначале рассмотрим выразительные возможности тонального рисунка. Перед нами тональная таблица, выполненная: 1) простым мягким карандашом, 2) пером и чёрной тушью, 3) гуашью чёрного и белого цветов с помошью кисти. Разобравшись с техническими возможностями тонального рисунка переходим к объектам изображения.

4. Изучение нового материала.

Организация восприятия произведений искусства.

Учитель обращает внимание учащихся на видеоряд работ. Просмотр репродукций и чёрно-белых фотографий пейзажей сопровождается литературным и музыкальным рядом произведений о зиме. Таким образом достигается эмоциональное восприятие учебного материала учащимися. Чтобы показать более широкий спектр технических возможностей рисунка учитель демонстрирует работы, выполненные в различных манерах и техниках. Один из видов – это компьютерная графика. В итоге объяснения новой темы учитель акцентирует внимание детей на том, что все технические приёмы подчинены главному – передаче состояния природы, определённого настроения.

По мнению французского художника А. Сислея, «одна из наиболее привлекательных черт пейзажа – движение, жизнь…Вдохнуть жизнь в произведение искусства - несомненно, обязательная цель каждого художника, достойного этого звания. Всё должно способствовать этому: форма, цвет, фактура. Но эту жизнь в картину может вдохнуть только взволнованность её творца, и именно она волнует зрителя». Изображать мотив природы таким образом, чтобы зритель легко мог уловить его, исключая случайные черты, почувствовать, что хотел передать художник.

Лирикой разнообразного состояния природы насыщены пейзажи И.Шишкина, И. Левитана, Т. Шевченко, Н. Рериха, М. Сарьяна. Каждый из этих мастеров обладает удивительными способностями передавать состояние природы, при этом сохранять свой колорит и индивидуальность. Наша с вами задача - научиться сегодня использовать выразительные возможности не цвета, а рисунка, тона. При этом на потерять главное – передачу определённого настроения, впечатления от увиденного. Приступаем к мастер-классу.






Методические рекомендации.

Вот несколько практических советов перед работой.

- правильно заточите карандаш,

- при нанесении штрихов держите карандаш под углом 45 градусов

- карандаш держите без напряжения, линии рисуются легко,

- переход от светлого к темному постепенный

- самые темные места рисуются в первую очередь.

Попробуйте рисовать простым карандашом, ведь графика - это так интересно!

Показ учителя.

Учитель выполняет рисунок на листе бумаги мягким карандашом, демонстрируя с помощью линий, точек, штриховки, тоновой растяжки, возможности рисунка. (Приложение 1.) Рисунок условно делится не несколько планов (передний, средний, дальний). Усиление тона происходит постепенно от светлого к тёмному. Все предметы по мере их удаления от зрителя воспринимаются уменьшенными, линии, параллельные между собой и уходящие вдаль, имеют общую точку схода на линии горизонта. Плановость пейзажа передаётся последовательностью тональных отношений. На завершающей стадии работы необходима прорисовка деталей переднего плана, уточнение тональных отношений и обобщение работы в целом.

5. Практическая работа.

Учащиеся приступают к выполнению собственных композиций. Учитель помогает им советами, рекомендациями.

Последовательность работы.

1. Композиционное решение работы, определение линии горизонта и распределение основных элементов пейзажа.

2. Построение объектов рисунка с учётом линейной перспективы.

3. Тональное решение плановости работы.

4. Детализация рисунка, передача выразительности и целостности композиции.

6. Завершение урока

Просмотр рисунков, демонстрация лучших работ. Общая оценка урока. Анализ характерных ошибок.

7. Домашнее задание.

Продолжить наблюдение за состоянием природы, создать натурные зарисовки карандашом.


Литература.

1. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.1. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996.

2. Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская; Под ред. Б.М. Неменский. - М.: Просв., 2013.






Пейзаж «Зима»

(графический материал по выбору)


Пространственное построение пейзажа решается как средствами линии, так и тона. Первый план пейзажа трактуется контрастными тонами. По мере удаления планов тон теряет свою насыщенность и на горизонте растворяется в воздушной дымке














1.Линейный рисунок 2. Первая стадия тональных отношений























3. Прорисовка деталей, уточнение тональных отношений, обобщение и завершение работы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!