Тарарушки из села Полоховский Майдан.
Народная роспись: повтор и импровизация.
Цель: выполнять элементы Полхово –Майданской росписи.
Задачи:
- познакомить учащихся с секретом технического приема народных мастеров Полоховского Майдана;
- способствовать развитию потребности детей в творчестве, формированию художественно-графических умений кистевой росписи, композиционного навыка – сочетать изображение узора с поверхностью украшаемого предмета;
- воспитание бережного отношения к окружающей нас действительности.
Планируемые результаты:
Личностные: понимание красоты в жизни человека.
Метапредметные: активно используют язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.
Предметные: освоение особенностей элементов росписи.
Оборудование: линейка, простой карандаш, альбом, гуашевые краски, тряпка для кисти, кисти непроливайка, ластик.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку, смачивание красок, приветствие учащихся. Проверка отсутствующих.
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Актуализация знаний.
- Вспомните, ребята над какой темой мы работали на прошлом уроке?
Мы с вами рисовали пейзаж весны.
-Кто скажет, чем хороша весна? Какими хорошими качествами она обладает? (приносит тепло, красоту, веселье)
Что мы видим на представленной иллюстрации? Назовите. (Ответы детей) (Матрешки, дымковские игрушки)
-А кто может сказать, что общего у весны с матрешкой?
-Если затрудняетесь ответить, послушайте, пожалуйста.
С приходом весны все мастера выезжали на ярмарки, на которых выставляли свои изделия на продажу.(Матрешки, посуду, игрушки для детей)
-А каким общим словом можно назвать все изделия? (народное искусство, ремесла)
-Молодцы! Мы продолжим сегодня увлекательное знакомство с русским искусством)
III. Основной этап.
Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие в веселое сказочное царство народных мастеров, где расписывали деревянные игрушки.
На юге Нижегородской области расположено село Полхов – Майдан, один из самых известных центров росписи по дереву. Согласно местному приданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова после войны с Наполеоном, когда настала пора неурожаев. Тогда-то и стали крестьяне точить из дерева липы всевозможные игрушки для продажи на ярмарке. Как правило, мужчины делали заготовки из липы, а женщины и дети расписывали готовые изделия.
И сегодня делают в Полховском Майдане яркие, расписные деревянные игрушки - тарарушки — это матрешки, птички-свистульки, кони-тройки, грибочки, копилки, вазочки, солонки, толкушки для кухни и др. Само название напоминает шум, прибаутки, бойкую торговлю на базаре. Весёлое сказочное царство расписных деревянных игрушек и посуды из Полхов-Майдана радует своей праздничной красотой.
-Давайте рассмотрим матрёшку.
Обратите внимание, фигурка матрёшки удлинённая, прямая.
Назовите детали одежды. Правильно, это платок, покрывающий всю спину, платье и фартук.
А чем украшен фартук? Огромными пятилепестковыми цветами, они называются мальвы. А ещё могут быть нарисованы яблочки и ягодки.
Посмотрите, как расположен узор. Как будто ветка проходит по всему фартуку, а на ней- крупный цветок, украшенный ягодками, листиками, усиками-завитками.
-Кто скажет какие цвета присутствуют в матрешке?
Цвет накладывают на цвет( на желтый синий, на желтый - красный)
-Кто внимателен, посчитайте сколько красок в игрушке матрешке?
Сегодня мы с вами более подробно остановимся на искусстве народных мастеров Полоховского Майдана. Палитра и узоры их изделий напоминают о весенней поре цветения. Вот скромные неброские первоцветы появляются на проталинке. А затем распускаются более яркие цветы. Например, очень крупные цветы шиповника, от бледно-розовых до ярко – красных.
Ловко наносят майданцы контурный рисунок на деревянное яйцо и ярко расписывают его, используя цветовой контраст.
Сегодня мы с вами будем учиться выполнять элементы росписи полохово-майданских мастеров на дощечке. Сочините свою композицию орнамента и украсьте ею дощечку.
IV. Рефлексия.
Что нового узнали?
- как применить художественные приемы: повтор, импровизацию по мотивам росписи Полховского Майдана – в создании своего изделия.
Давайте оценим работы. (оценивает работы). Все молодцы, спасибо за работу.