СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по химии по теме "Валентность"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по химии по теме "Валентность". 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по химии по теме "Валентность"»


Тема. Валентность


Цели: способствовать формированию у учащихся понятия валентности; показать простые способы определения возможных валентностей атомов элементов по периодической системе; научить определять валентность атомов элементов по формулам бинарных соединений , используя алгоритм; развивать познавательный интерес к предмету , навыки логического и образного мышления; развивать кругозор учащихся через использование межпредметных связей (химия, математика, литература, физика), способствовать развитию речи , эмоций и творческих способностей; развивать умение выделять главное , существенное , уметь сравнивать и обобщать материал; формировать основные мировоззренческие идеи: причинно - следственные связи явлений , познаваемость мира; формировать основные группы компетентностей учащихся на различных этапах урока; воспитывать чувство товарищества , коллективизма , доброжелательности и требовательности к себе.


Оборудование и материалы: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; шаро-стержневые модели молекул.


Тип урока: комбинированный. (урок формирования ключевых компетентностей)


Ход урока


I. Организационный этап


  1. Организационный момент

  2. После основных организационных моментов в классе сообщаю тему, цели и условия проведения этого урока.

  3. Цель. Должны знать: 1) что такое валентность элементов, 2) какие бывают валентности, 3) числовые значения валентностей некоторых элементов.
    Должны уметь: 1) определять валентность элементов по положению в периодической системе, 2) определять валентность элементов по формулам бинарных соединений, используя алгоритм.


«Работая от души, вы делаете всё и для близких, и для себя. А если успеха не будет, работайте еще!»

Д.И. Менделеев

Я вам желаю чтобы к концу урока каждый узнал много нового и интересного, чтобы вас не покидало хорошее настроение, и вы были уверенными в себе.


У всех учащихся на столе есть рейтинг-лист, с содержанием которого они знакомятся в течение 1 минуты.

1. Подписали рейтинг-лист.

2. 8 заданий - 10 баллов.

3. Устные ответы - жетоны 0,5 и 1 балл.


Здоровьесберегающая компетентность.
Чтобы не было сколиоза, сидите прямо за столом.
Держите ноги на подставке только под прямым углом.
Также зрение берегите – ровно голову держите.


II . Актуализация опорных знаний - формирование информационной компетентности ( 1 балл за каждый правильный ответ )


Расположите термины в логической последовательности
( На доске строится схема из понятий «вещество», «молекулы», «атомы». )


Беседа с учениками (0,5 баллов)

♦ Из каких частиц состоит вещество?

♦ Что такое молекулы?

♦ Из каких частиц состоят молекулы?

♦ Что такое атом?

♦ У меня в руке табличка «химический элемент». К какому из понятий на доске я могу отнести химический элемент?

♦ Что такое индекс?

♦ Что такое группа элементов в периодической системе?


Р

Задание 1 (1 балл)

Химический диктант

Записать символы химических элементов: Водород, Хлор, Кислород, Азот, Карбон, Алюминий, Фосфор, Медь, Кальций. (взаимопроверка)


Проблемный вопрос
(формирование компетентности саморазвития и самообразования)

Как вы думаете, каким же образом атомы соединяются в молекулы и за счет каких сил они в них удерживаются? (Мнения учащихся). (Вешаю вопрос на доску.)


III . Мотивация учебной деятельности - формирование информационной компетентности

Оказывается, еще двести лет назад ученые установили, что атомы соединяются в молекулы с помощью особых связей, которые называют химическими. Тогда атомы представляли в виде шариков, в которых есть «крючки», с помощью которых они удерживаются в молекуле.


В жизни нам часто встречаются химические формулы веществ: когда мы покупаем в аптеке лекарства с аннотацией к ним, продукты, работаем с реактивами на уроках химии. (демонстрирую) И как порой хочется знать, почему в одной формуле содержатся два атома кислорода (СO2), в другой - три (А12O3), а в третьей - одиннадцать (С12Н22О11) (Написано на доске). Так что же нужно знать для того, чтобы уметь самому составлять формулы веществ и при этом не перепутать формулу воды и кислоты.


IV . Изложение нового материала

Весь класс объединяется в четыре группы, каждая из групп получает свое задание.


Р

Задание 2 (1 балл)

Работа в группах (формирование коммуникативной, социальной компетентности и компетентности саморазвития и самообразования)

У вас на листах написаны брутто-формулы, которые показывают только качественный и количественный состав вещества. Вам нужно составить шаро-стержневые модели молекул, которые показывали бы расположение атомов в пространстве. После окончания работы представитель от каждой группы должен защитить свой ​​проект и нарисовать на доске структурную формулу вещества, отражающую порядок связывания атомов друг с другом. Все остальные члены группы изображают структурную формулу в рейтинг-листе.



Примечание. Атомы (шарики) могут соединяться друг с другом только с помощью одного стержня, одинаковые атомы между собой не соединяются.


Задача: группа 1 - НСl; группа 2 - Н2O; группа 3 – NH3; группа 4 - СН4.

(Защита ответов)


Что такое структурная формула? Структурная формула отражает порядок соединения атомов в молекуле вещества.


Беседа с учениками (1 балл за каждый правильный ответ)

(Формирование коммуникативной и социальной компетентности)

♦ Дети, а что общего в составе этих молекул?

♦ А чем они отличаются друг от друга?

♦ По формулам, написанным на доске, определите, какое количество химических связей образует атом водорода в каждой формуле.

♦ Какое количество связей образуют атомы Хлора, Кислорода, Азота и Углерода?


Тогда возникает вопрос (формирование компетентности саморазвития и самообразования): почему различные атомы содержат разное количество атомов водорода? Получается, атомы элементов Хлора, Кислорода, Азота, Углерода имеют свойство присоединять не любое, а только определенное число атомов водорода? Как вы считаете? (Ответы учащихся)


Что же такое валентность? Определение мы с вами составим совместно.

Р

Задание 3 (1 балл)

Валентность - это (количество) химических связей, которое данный атом (может образовать) с другими атомами. От латинского слова “valentia” – сила.

Валентность можно сравнить с числом протянутых рук к другим атомам.

Валентность обозначается римскими цифрами над символами элементов.


Задание (устно) (0,5 балла). Вернувшись к нашим первоначальным формулам , попробуйте определить валентность Cl, O, N, С, исходя из структурных формул
НСl , Н2O, NH3, СН4.


Прием «Мини-практикум» (на доске)

Определите валентность всех элементов по структурным формулам


S H H H O O


O O H C C O H S

H H H O O



Определение валентности по Периодической системе (формирование информационной компетентности)

(читаем в рейтинг-листах)

Иногда валентность элементов можно определять с помощью периодической системы элементов. В периодической системе элементы распределены по группам.



(Один ученик заранее подготовит и у доски рассказывает классу.)

  1. Номер группы, в которой находится элемент, показывает максимальное число химических связей, которую может образовать его атом, то есть максимальная (высшая) валентность совпадает с номером группы.

  2. Для атомов элементов I, II, III групп главных подгрупп валентность всегда постоянная, и равна номеру группы.

  3. Некоторые элементы могут проявлять различные валентности, но не выше максимальной.

  4. Все возможные валентности, которые может проявлять элемент, можно вычислить, отнимая от высшей валентности числа, кратные двум, например:

♦ Хлор находится в VII группе, следовательно, его высшая валентность равна VII; отнимая несколько раз двойку от семи, получаем возможные валентности хлора - VII, V, III, I

Таким образом, можно определить валентности для большинства элементов периодической системы. Однако, бывают и исключения: О, Cr, Fe.


Р

Задание 4 (2 балла) (формирование компетентности саморазвития и самообразования)

Определите по Периодической системе возможные валентности Калия, Магния, Углерода, Серы.


Запомните!

(Один ученик заранее подготовит и у доски рассказывает классу.)

• Валентность элементов указывается над символом элемента римскими цифрами.

• За единицу валентности принята валентность атома гидрогена (валентность гидрогена всегда равна I).

• Валентность оксигена равна II.

• Если валентность элемента, который стоит на первом месте, переменная, то обычно она указана в названии.

• Наибольшее значение валентности химических элементов - VIII .

• Значение валентности неметаллического элемента в соединении с водородом или металлическим элементом равно разности между числом VIII и номером соответствующей группы.


Задача (1 балл) (формирование компетентности саморазвития и самообразования)

Определите валентность фосфора в соединениях с водородом и металлическими элементами. (пункт 6)


Определение валентности по формулам бинарных соединений (формирование информационной компетентности)

• Что такое бинарные соединения?


Для того чтобы научиться определять валентность элементов в бинарных соединениях, нужно помнить, что суммарная валентность всех атомов одного элемента должна равняться суммарной валентности всех атомов другого элемента. Итак, определить валентность одного элемента в бинарных соединениях можно, зная валентность другого химического элемента.






Таблица 1

Алгоритм определения валентности по формулам бинарных соединений
(формирование информационной компетентности)


Пример. Определите валентность алюминия в соединении, формула которой А12О3 .

(Один ученик заранее подготовит и у доски рассказывает классу.)

Последовательность действий

Выполнение действий

1. Запишите химическую формулу вещества

Al2O3

2. Известную валентность химического элемента отметьте в формуле римской цифрой над соответствующим символом

II

Al2O3

3. Найдите суммарную валентность атомов кислорода, умножив его валентность на индекс (II  3 = 6) , и поделите ее на количество атомов алюминия (6 / 2 = 3) . Полученное частное будет искомой валентностью Алюминия. Запишите его значение над соответствующим символом в формуле соединения

III II

Al2O3

4. Проверьте правильность определения валентности алюминия: произведение валентности алюминия в формуле на его индекс равен произведению валентности кислорода в формуле на его индекс
(III  2 = II  3). Итак, валентность алюминия определена правильно

Al2O3


Физкультминутка (формирование здоровьесберегающей компетентности)

Вновь у нас физкультминутка,  Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,  А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже. Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.


Р

Задание 5 (1 балл) (формирование компетентности саморазвития и самообразования)

Азот имеет переменную валентность. Определите валентность азота в соединениях, формулы которых NO2 и N2O5 (используя алгоритм решения)


Задание 6 (2 балла) (формирование компетентности саморазвития и самообразования)

Из приведенного перечня выпишите химические формулы соединений, у которых атомы металлических элементов двухвалентные:
Мn2O7, МnO2, FeO, Fe2O3, CrO3, СаН2.


Задание 7 (1 балл) (по рядам)

Хлор проявляет переменную валентность. Определите валентность хлора в соединениях, формулы которых С12O7 , С12O5 и С12O.


Задание 8 (1 балл)

Самостоятельно: SO3, СO2, МgН2. (Взаимопроверка)


А сейчас мы немного поиграем, набрав в каждой игре дополнительное количество баллов (формирование коммуникативной, социальной, информационной, здоровьесберегающей компетентности и компетентности саморазвития и самообразования )



Игра «Кто вперед?» (3 балла)

Составьте закономерный ряд (от меньшего к большему) из таких формул :

Мn2O7, Р2O3, РbO2, Li2O, SO3, ВаО, Сl2O5 .


Игра «Третий лишний» (2 балла)

Найдите вещество, лишнее в каждой строчке:

1 ряд) Na2O, ZnO, К2O

2 ряд) Fe2O3, SiO2, Al2O3

3 ряд) SnO2, МnO2 , НgO.


V. Подведение итогов урока

Сегодня на уроке для более эффективной работы мы использовали различные формы учебной деятельности: самостоятельную и коллективную, устную и письменную, индивидуальную и групповую, чтобы раскрыть содержание понятия «валентность». Давайте еще раз вспомним, о чем шла речь на уроке .


Беседа с учениками

(Формирование коммуникативной и социальной компетентности)

♦ Какую проблему мы поставили в начале урока?

♦ К какому выводу мы пришли?

♦ Дать определение понятия «валентность».

♦ Какая бывает валентность?

♦ Чему равна валентность атома Водорода? Кислорода?

♦ Как определить валентность атомов элементов по периодической системе?

♦ Как определить валентность атомов в бинарных соединениях?


Оценочный этап: обсуждаются все заработанные баллы каждого ученика. По желанию ученик может перечислить баллы в оценку по 12-балльной системе.


VI. Домашнее задание (формирование информационной компетентности и компетентности саморазвития и самообразования)


1. Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH3, Аu2O3, SiН4, СuО. (1 балл)

2. Из приведенного ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов трехвалентные: МnО, Fe2O3, СrO3, РН3, К2O, А12O3. (2 балла)

3. Найдите закономерность в последовательности формул: N2O, NO, N2O3, NO2, N2O5 и проставьте валентность над каждым элементом. (3 балла)

4. Творческое задание: подготовить сообщение на тему «Эволюционный путь понятия "валентность"». (5 баллов)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!