Филиал МОУ «Макаровская СОШ Ртищевского района Саратовской области» в селе Репьевка
Этапы урока | Поставленные задачи. Познаваемые вопросы | Действия педагога | Действия обучающихся | Оценивание образовательных результатов | Формируемые УУД |
I. Организационный момент | Приветствие, настрой на урок | Приветствует учеников. Создаёт благоприятную психологическую и эмоциональную атмосферу | Приветствуют учителя, готовятся к уроку | | |
II. Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. Объясните понятия «Смутное время», «Смута». Кого можно считать главным виновником начала Смуты в Российском государстве? | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Высказывать и аргументировать собственные суждения. Определять причинно-следственные связи. Ставить учебную задачу урока (под руководством учителя) | Включение в учебный процесс Постановка учеб- ной задачи урока. Беседа. | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
II. Актуализация знаний | 1. Беседа | Вспомните, о каких гражданских войнах вам известно из курсов истории Древнего мира, Средних веков, Нового времени. Что общего было между этими войнами и событиями Смутного времени в России? Можно ли называть гражданскими войнами усобицы феодалов или князей? Как смутные времена отражаются на государстве, народе? Какие народные восстания из курса всеобщей истории вы помните? Чем они, как правило, заканчивались? | Привлекать межкурсовые, внутрипредметные знания | Беседа. | Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. |
III. Изучение нового материала 1. Рассказ учителя | Рассказ учителя Беседа | Рассказывает пункты 8 «Лжедмитрий II» и 9 «Тушинское правительство» Выскажите своё мнение о «тушинских боярах». | Слушают учителя. Высказывают своё мнение. | Рассказ учителя Беседа | Коммуникативные: умение слушать и слышать; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи. |
III. Изучение нового материала 2, Мини-проекты | | | | | |
Раскрывать смысл понятий. Определять причинно-следственные связи событий и процессов. Оценивать поступки людей и их последствия. Моделировать отношения социальных групп. Выполнять творческие задания по исторической тематике. Давать оценку творческим работам одноклассников. Определять свои познавательные интересы. Раскрывать истоки и последствия исторических событий и процессов. Доказать вывод, обосновывать суждение на основе систематизации информации |
Первая группа | Формирование навыков исследовательской работы | Перед вами план исследования (Приложение № 1). В этом плане вы будете записывать выводы. | Знакомятся с планом исследования. | |
| Столкновение с проблемой | - Какой была жизнь людей в период Смуты? - Как изменились нравы, какие качества, поступки получили распространение? | Дают предположения. Ставят цель, задачи исследования. Формулируют проблему Как улучшить жизнь людей в период Смуты. | |
| Выдвижение рабочей версии исследования | Ребята, к какому выводу мы пришли в ходе исследования? | Формулируют выводы | |
| Исследование документа | 1. Работаем с документом (Приложение № 2) Проанализируйте документ. | Работают с документом Заполняют таблицу | |
| Подведение итогов | Сделайте вывод о том, кто - Какой была жизнь людей в период Смуты? - Как изменились нравы, какие качества, поступки получили распространение? (записать в таблицу) | Записывают вывод в таблицу. | |
| Презентация мини-проекта | Направляет обучающихся, следит за правильностью | Рассказывают, что они записали в таблице, отстаивают свою точку зрения. Собрать народное ополчение и дать отпор притеснителям. | |
| | | | | |
Вторая группа | Формирование навыков исследовательской работы | Перед вами план исследования (Приложение № 1). В этом плане вы будете записывать выводы. | Знакомятся с планом исследования. | | Раскрывать смысл понятий. Определять причинно-следственные связи событий и процессов. Оценивать поступки людей и их последствия. Моделировать отношения социальных групп. Выполнять творческие задания по исторической тематике. Давать оценку творческим работам одноклассников. Определять свои познавательные интересы. Раскрывать истоки и последствия исторических событий и процессов. Доказать вывод, обосновывать суждение на основе систематизации информации |
| Столкновение с проблемой | - С какой страной Шуйский заключает договор для борьбы с Лжедмитрием? - К каким последствиям привели действия Василия Шуйского? | Дают предположения. Ставят цель, задачи исследования. Формулируют проблему Притеснения русского народа (грабежи, насилия и убийства). | |
| Выдвижение рабочей версии исследования | Ребята, к какому выводу мы пришли в ходе исследования? | Формулируют выводы | |
| Исследование текста и иллюстрации | 1. Работаем с текстом учебника (Пункт 10, стр. 15) 2. Работаем с иллюстрацией в учебнике (стр. 15) Проанализируйте Пункт 10 «Перелом в настроении народа» и портрет М.В. Скопина-Шуйского на стр.15. | Работают с текстом, иллюстрацией учебника. Заполняют таблицу | |
| Подведение итогов | Сделайте вывод о том, - С какой страной Шуйский заключает договор для борьбы с Лжедмитрием? - К каким последствиям привели действия Василия Шуйского? (записать в таблицу) | Записывают вывод в таблицу. | |
| Презентация мини-проекта | Направляет обучающихся, следит за правильностью | Рассказывают, что они записали в таблице, отстаивают свою точку зрения. Формулируют решение проблемы: Собрать народное ополчение и дать отпор притеснителям. | |
| | | | | |
Третья группа | Формирование навыков исследовательской работы | Перед вами план исследования (Приложение № 1). В этом плане вы будете записывать выводы. | Знакомятся с планом исследования. | | Раскрывать смысл понятий. Определять причинно-следственные связи событий и процессов. Оценивать поступки людей и их последствия. Моделировать отношения социальных групп. Выполнять творческие задания по исторической тематике. Давать оценку творческим работам одноклассников. Определять свои познавательные интересы. Раскрывать истоки и последствия исторических событий и процессов. Доказать вывод, обосновывать суждение на основе систематизации информации |
| Столкновение с проблемой | К каким последствиям привёл союз Шуйского с Сигизмундом III? Войска какого государства осадили Смоленск и Троице-Сергиев монастырь? Какая страна тоже воспользовалась бедственным положением Российского государства? (записать в таблицу) | Дают предположения. Ставят цель, задачи исследования. Формулируют проблему Иностранная интервенция. | |
| Выдвижение рабочей версии исследования | Ребята, к какому выводу мы пришли в ходе исследования? | Формулируют выводы | |
| Исследование текста и карты | 1. Работаем с текстом учебника (Пункт 11, стр. 16) 2. Работаем с картой в учебнике (стр. 17) Проанализируйте Пункт 11 «Вторжение Речи Посполитой и Швеции в Россию» и карту на стр.17. | Работают с текстом и картой учебника. Заполняют таблицу | |
| Подведение итогов | Сделайте вывод о том, К каким последствиям привёл союз Шуйского с Сигизмундом III? Войска какого государства осадили Смоленск и Троице-Сергиев монастырь? Какая страна тоже воспользовалась бедственным положением? (записать в таблицу) | Записывают вывод в таблицу. | |
| Презентация мини-проекта | Направляет обучающихся, следит за правильностью | Рассказывают, что они записали в таблице, отстаивают свою точку зрения. Формулируют решение проблемы: Собрать народное ополчение и дать отпор притеснителям. | |
| | | | | |
IV. Закрепление | Индивидуальная работа | Тест 1. В каком подмосковном селе располагался лагерь самозванца Лжедмитрия II? Ответ: ____________________________ 2. Какое прозвище получил новый самозванец, лагерь которого был расположен в подмосковном селе? Ответ: ____________________________ 3. Назовите полководца, под предводительством которого была снята осада Троице-Сергиева монастыря 1609-1610 гг. 1) Михаил Шеин 2) Михаил Скопин-Шуйский 3) Михаил Романов 4) Прокопий Ляпунов 4. Какой город в течение 20 месяцев героически оборонялся от польских войск в 1609-1610 гг.? 1) Псков 2) Новгород 3) Смоленск 4) Рига 5. Войска какого государства вторглись в Россию в 1611 г. под предводительством Якоба Делагарди и захватили Новгород, Старую Руссу, Ладогу и другие города? 1) Франции 2) Монголии 3) Неаполитанского королевства 4) Швеции Ответы: 1 – Тушино 2 – Тушинский вор 3 – 2 4 – 3 5 – 4 | Выполняют тест | Тест | Личностные: формируется самооценка: высокая или низкая. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения полученного знания. |
V. Рефлексия | Фронтальная работа Беседа. | Что такое гражданская война? Почему гражданские войны считаются самыми трагическими событиями в истории любой страны? Можно ли избежать гражданских войн? Почему Смуту называют гражданской войной? В чём вы видите главные уроки Смуты и интервенции для России? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа Беседа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
VI. Домашнее задание | | Объясняет выполнение домашнего задания Д/з: Все: § 14—15 учебника; вопросы 2-5 на с.18. На «4»: Рабочая тетрадь – Задание 10, стр. 62. Задание 10. На основе учебника и найденного самостоятельно дополнительного материала напишите короткое эссе (не более 100 слов) об одном из исторических деятелей Смутного времени. На «5»: Думаем, сравниваем, размышляем – вопрос 1 на стр. 20. Вопрос 1. Ниже приведены точки зрения историков по поводу причин Смутного времени. Ознакомьтесь с ними. Какие причины Смуты выделили бы вы? Сформулируйте эти причины в виде тезисов (коротких высказываний). Запишите их в тетрадь. | Записывают домашнее задание в дневник | | |
Но кто мог узнать и всю Россию, где, в течение веков, видели мы столько подвигов достохвальных, столько твердости в бедствиях, столько чувств благородных? Казалось, что Россияне уже не имели отечества, ни души, ни Веры; что государство, зараженное нравственною язвою, в страшных судорогах кончалось!.. Так повествует добродетельный свидетель тогдашних ужасов Аврамий Палицын, исполненный любви к злосчастному отечеству и к истине:
(Н.М.Карамзин. История Государства Российского. Том 12, глава 2, с.508-509)
1. История государства Российского. (СПб, 1997) Кн. 3 [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamzin/istorija-gosudarstva-rossijskogo-kniga-3/4
2. История России. 7 класс. Учеб. для образоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин и др.]; под ред. А. В. Торкунова. – М. : Просвещение, 2018. – 128 с.
3. История России. Поурочные рекомендации. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. Организаций / О. Н. Журавлева. – М. : Просвещение, 2015. – 160 с.
4. Рабочая тетрадь. 7 класс : к учебнику под ред. А. В. Торкунова «История России. 7 класс» ФГОС (к новому учебнику) / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Лукутин, Л. А. Соколова. – М. : Просвещение, 2016. – 112 с.
5. Тесты по истории России. В 2 частях. Ч. 2: 7 класс : к учебнику под ред. А. В. Торкунова «История России. 7 класс» ФГОС (к новому учебнику) / С. Е. Воробьёва. – М. : Издательство «Экзамен», 2017. – 80 с.