СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры» Тема: "Отличие иконы от картины"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для для учащихся 4-х классов, изучающих модуль «Основы православной культуры» авторов Т.А. Костюковой, О.В. Воскресенского, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошниковой. Урок входит в раздел «Храм — дом Божий на земле» и является продолжением урока «Фреска и икона».для учащихся 4-х классов, изучающих модуль «Основы православной культуры» авторов Т.А. Костюковой, О.В. Воскресенского, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошниковой. Урок входит в раздел «Храм — дом Божий на земле» и является продолжением урока «Фреска и икона».

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры» Тема: "Отличие иконы от картины"»

Разработка урока по курсу

Основы религиозных культур и светской этики.

Модуль «Основы православной культуры»

4 класс



Тема урока: Отличие иконы от картины

Пояснительная записка:

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 4-х классов, изучающих модуль «Основы православной культуры» авторов Т.А. Костюковой, О.В. Воскресенского, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошниковой. Урок входит в раздел «Храм — дом Божий на земле» и является продолжением урока «Фреска и икона».

Актуальность выбранной темы: одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Наши дети – наследники богатейшей культуры, насчитывающей более тысячи лет. Иконы, произведения живописи на религиозные и библейские темы несут духовную, эстетическую, эмоциональную информацию об общечеловеческих ценностях, заключают в себе огромный нравственный потенциал и, следовательно, дают большие возможности для интеллектуального развития обучающихся.

Данный урок разработан в соответствии с современными требованиями ФГОС, с соблюдением этапов урока открытия новых знаний. На уроке используются разные педагогические технологии, методы и приѐмы развивающего обучения. Проблемные ситуации, поисковый метод, ИКТ, презентация, работа в группах направлены на активизацию познавательной деятельности. Актуальный и интересный материал, работа с дополнительным материалом, использование презентации развивают интерес к предмету, расширяют кругозор, словарный запас.

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об основных отличиях православной иконы от картины.

Задачи:

Предметные:

1. Расширить представления об иконах и их значении в жизни православного человека;

2.Установить особенности написания икон, их отличие от картин;


Планируемые результаты:

Личностные – готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни; способность характеризовать собственные знания по предмету; познавательный интерес к основам православной культуры.

Метапредметные – устанавливать взаимосвязи между иконой и живописью; строить алгоритм поиска необходимой информации; умения моделировать и решать учебные задачи; планировать, контролировать и корректировать ход учебной задачи.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Виды деятельности: фронтальная, групповая.

Основные термины и понятия: икона, образ, перспектива, нимб, пространство без тени.

Средства проведения урока: классная доска, иллюстративный материал, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности

У: «На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить».

У.– Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.

2.Актуализация знаний

У. На прошлом уроке мы с вами говорили о фресках и иконах. Давайте вспомним, что такое фреска? Д.- (Техника росписи храмов, живопись по сырой штукатурке. Сами настенные изображения тоже называются фресками.)

У. А икона? Д.-(Это изображение (образ), который почитают.)

Говорят, что иконы сходны с окном, окном в таинственный, возвышенный, духовный мир. Давайте сегодня попробуем приоткрыть окно в этот мир, мир, который называется Православная икона. Давайте попробуем обратить в этот мир не только глаза, но и наши сердца, потому что, как сказал один великий писатель: «Главное глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».

Православный храм нельзя представить без икон и сегодня на уроке мы еще более подробно поговорим об иконах, узнаем, чем она отличается от картин и каково её значение для христианина.


Звучит отрывок из «Казачьей колыбельной»

У. -Вы прослушали отрывок из «Казачьей колыбельной» на стихи М.Ю.Лермонтова. Цитата из колыбельной – на слайде.

Вопрос: О чём нам говорят эти слова?

Что такое «образок святой»?

Для чего мать дает его сыну?

(Ученики отвечают)

У.- Православные христиане верят, что икона способна чудесным образом решать их проблемы и даже воздействовать на ход событий. Не случайно в России пользуются широкой славой иконы — заступницы, защитницы, целительницы.

У.— Как вы думаете, где еще, кроме церкви и дома, можно увидеть иконы? Д.- (в музее.)

— Что выставляется в музеях, для чего? (ответы детей)

— Почему иконы можно увидеть не только в церкви, но и в музее? (ответы детей)

— А кто из вас знает, как называется специалист в музее, который занимается изучением произведений искусства? Д.- (Искусствовед)

— Сегодня мы с вами тоже будем немножко искусствоведами, которые будут обсуждать следующие вопросы.


3. Постановка и формулировка проблемы.

4. Предлагаемые вопросы для обсуждения: Слайд

1. Отличаются ли живописные изображения — картины — от икон?

2. Чем православная икона отличается от картины?


5. Планирование деятельности:

У.— Чтобы ответить на вопросы, нам нужно узнать: Слайд

1. Как на картинах изображаются люди? А на иконах?

2. Как на картинах изображаются предметы и пейзажи? Как они изображаются на иконах?

3. Почему люди и предметы изображаются на иконах именно так?





6. Решение проблемы, применение знаний и умений.

Слайд (Региональный компонент)

У.— Ответить на эти вопросы нам поможет сравнительный анализ иконы и живописного произведения — картины, выделяющий основные внешние и внутренние отличия.

И в качестве сравнения, я предлагаю проанализировать Грузинскую икону Пресвятой Богородицы и картину Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком».

Ребята, я не случайно предложила для сравнения именно Грузинскую икону Пресвятой Богородицы.

В Российской империи она прославилась чудесным исцелением целых городов от чумы.
И что особенно интересно, список (копия) этой иконы храниться в Свято-Казанском женском монастыре города Троицка. (Нашего районного центра)

У. С сообщением об истории появления Грузинской иконы Пресвятой Богородицы в женском монастыре города Троицка выступит: ________ (ученик из класса).


Текст сообщения:

Грузинская икона Божией Матери была написана в Свято-Казанском женском монастыре в 1907 году, в разгар эпидемии холеры. Болезнь свирепствовала в Оренбургской губернии и не обошла стороной Троицк. В то время обителью управляла игуменья Феофания (Байкалова). Настоятельница благословила сестрам написать Грузинскую икону Пресвятой Богородицы. В Российской империи она прославилась чудесным исцелением целых городов от чумы. Монахини изготовили лик Богоматери небесной красоты. Иконописная мастерская Свято-Казанского женского монастыря славилась далеко за пределами Троицка.

Грузинской иконе в обители молились во время эпидемии.

Троицкий краевед, кандидат исторических наук Елена Королева нашла в архивах свидетельство о том, что пока бушевала холера, в Свято-Казанском женском монастыре от нее никто не пострадал. «Смертность в городе была высокая. О ней можно судить по метрикам. В записях Троицкого собора и Михайловского храма есть сведения о погибших мирянах во время холеры. А в монастыре таких случаев не было. Причем, как среди сестер, так и прихожан», - рассказала Елена Дмитриевна.

Вскоре после того, как монахини начали молиться Грузинской иконе, эпидемия в городе пошла на спад: прекратились смертельные случаи, потом и вовсе угроза отступила. Игумения Феофания посчитала это милостью Божией, самым настоящим чудом и оставила духовное завещание на обороте иконы:
«Сооружена сия св. икона в Казанском женском монастыре игуменией Феофанией в память о сохранении обители сей от холеры, существовавшей в Троицке в 1907 году. И положено 22 августа утром совершать вокруг ограды монастыря крестный ход с чтением акафиста. Прошу не изменять моего обещания с сестрами. Октября 1-го дня 1907 года настоятельница монастыря игумения Феофания».
В 1922 году монастырь закрыли, но икона уцелела – хранилась в церкви св. Димитрия Солунского. Когда обитель открыли в 1996 году, образ в нее вернулся. Он нисколько не потерял яркость красок, можно прочитать и надпись 1907 года. Со святыней вновь каждый год совершается Крестный ход, 4 сентября по новому стилю.

У. Еще, ребята, хотелось отметить, что сейчас в, дни распространения коронавируса, сестры Свято-Казанского женского монастыря Троицка молятся Грузинской иконе Пресвятой Богородицы. Читают акафист и тропарь Царице Небесной, просят защитить город и святую обитель от губительного поветрия.



После сообщения.


У. И так, начнем сравнение. И на иконе, и на картине один и тот же сюжет. Младенец Христос на руках Богородицы.

— И если мы посмотрим на картину Леонардо «Мадонна с цветком», и мысленно уберём нимбы, то увидим перед собою кого? Обычную молодую маму с ребёнком на руках. Такая могла жить в Италии в Эпоху Возрождения. Нам на это указывает причёска, костюм, окружающие детали. Младенец на её руках обычный пухленький малыш, который заигрался с цветком. Мама ребёнком любуется, умиляется, т.е. изображена обычная тихая семейная сцена. На картине изображение реалистично, т.е. всё изображается так, как мы видим в действительности.

— Смотрим на икону Божьей Матери. Здесь мы видим нечто иное. Передано какое-то неземное спокойствие, огромное достоинство. Написаны не просто лица, а святые лики — изменённые и преображённые. Мы не можем сказать, что перед нами обычная женщина. Взгляд Младенца совсем не детский, а очень мудрый, серьёзный, так как перед нами не просто ребёнок, а перед нами Бог, который пришёл в этот мир, чтобы взять на себя все грехи человечества. Богородица указывает рукой на Младенца, как на истинный Путь к спасению. Христос правой рукой благословляет тех, кто идёт за ним, а в левой руке держит книгу — Новый Завет.

— Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на картине приукрасить? Может, а значит картина — это художественный образ.

У. – ребята, я предлагаю вам сравнить еще несколько картин и икон, с целью определить ряд отличий иконы от картины по манере написания и содержанию.

Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы.


Канон – система правил создания изображений.

В канон входят правила о технике написания икон, о пропорциях фигур (пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше; всё тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды), овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими; внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, строго определены.


Слайд

У- 1. На картине все события происходят в одно время, а на иконе могут быть запечатлены события, происходящие и в разное время и в разных местах, так как на иконе прошлое, настоящее и будущие существуют одновременно, они не подчинены закону земного мира. О Боге мы не можем сказать, что он сказать "был" или "есть", или "будет" — Он вечен, вездесущ, всеобъемлющ и неизменен. Бог не стареет и не изменяется.

Слайд

Свет

У. 2. Как показан свет? (идет обсуждение)

Вывод

-На картине свет падает на объект, а на иконе лицо (лик) излучает свет.

На иконе свет проступает через фигуру святого, не отбрасывая тени, на картине свет падает на человека, образуя тень.

Слайд

Фон

У.- Каким бывает фон? (идет обсуждение)

Вывод:

На иконе фон, как правило золотой –символ божественного света. На картине фон может быть любого цвета


Слайд

Нимб

У.- Что можно сказать о Нимбе? (Обсуждение)

Вывод:

На иконе Нимб – золотой круг вокруг головы святого. Нимб – знак вечности и Божией благодати

нимб пишется по-разному, в иконе он – символ святости, исходящей изнутри, в картине – атрибут, которого может и не быть. Нимб часто выходит за края иконного пространства. Нет, это не потому, что художник ошибся и не рассчитал размеров своего рисунка. Это означает, что свет иконы струится в наш мир. Иногда и нога святого заступает за пределы собственно иконы. И смысл тот же самый: икона воспринимается как окно, через которое Небесный мир входит в нашу жизнь.


Слайд.

Святые лики. (Обсуждение)

Вывод:

Самое главное в иконе, - это лицо (лики) и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь. Радостопечалие.

Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке.

Икона показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе.

Слайд.

Законы перспективы. (Обсуждение)

Вывод:

На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта, на картине есть.

Линии на иконе не сходятся вдали, а напротив, расходятся. Создаётся ощущение, что не вы смотрите на икону Христа, а Христос с иконы как бы смотрит на вас.

Закон обратной перспективы. А еще на иконе нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями.

Слайд.

Цвет.

У.- Давайте прочитаем, как об этом говорится в учебнике.

Д.- При написании иконы богатую символику имеет цвет. Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы. Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый цвет — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью). Белый — это свет преображения и цвет былых одежд праведников. Черный цвет тьмы, бездны ада, но темный или черный символизирует и божественный мрак — божественный свет ярчайший, ослепляющий. Золотой — это цвет Горнего Иерусалима.

У.- Древнерусские иконописцы не называли себя художниками и, как правило, не ставили своих имен на созданных ими иконах. Не имя художника делало икону знаменитой, а несказанная красота ее, особый свет, дававшийся людям ею. Поэтому не так много имен иконописцев мы знаем – это Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий, Симон Ушаков

7. Подведение итогов. Работа с таблицей «Отличия и коны и картины» Слайд

У.- ребята, сравните содержание таблицы с тем, о чем говорилось на уроке.

вывожу на экран таблицу-резюме, обращает внимание на последнюю строку таблицы.

У. - Итак, мы с Вами выяснили, что картина – это художественный образ. А можно ли сказать, что икона – это образ?

-А можно сказать, что икона – это картина?

Икона - это не картинаикона - это святой образ.


Обучающиеся отмечают не озвученные моменты. Делают выводы. (Работа в парах)

Обращают внимание на изначальное предназначение картины и иконы.

Делают вывод о различии между художественным образом и святым образом.


Запись в тетрадь:

Икона – это святой образ.

Икона, как правило, не имеет автора

Икона – соединение изображения и слова

У. Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что главная задача иконы, в отличие от картины, которая передает чувственную, материальную сторону мира, — показать реальность мира духовного, дать ощущение реального присутствия святого. Картина — веха на пути эстетического становления человека; икона — веха на пути спасения.

8. Рефлексия

- Как вы считаете, ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале урока?

- Какие вопросы ещё остались без ответа или возникли у вас во время работы на уроке?

- Что необходимо сделать, чтоб ответить на них?

- Какие задания вызвали трудность? Как вы думаете, почему?

- Что бы вам хотелось сказать друг другу в окончании урока, оценивая работу на уроке, в группе и индивидуально.?



9.Домашнее задание. Найти материал о технике создания икон.

У: Спасибо всем за работу!


В заключении обучающимся раздаются шаблоны «ангел», на которых они пишут, что бы хотели узнать на уроках ОПК или пожелания родным.
































Список литературы:

  1. Костюкова Т.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы религиозных культур и светской этики: Основы православной культуры. 4 кл. учебник /Т.А. Костюкова, О.В. Воскресенский, К.В. Савченко; под ред. Т.Д. Шапошниковой. — 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2017.

  2. Воскресенский О.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы религиозных культур и светской этики: Основы православной культуры. 4 кл. (4-5 кл.): рабочая тетрадь /О.В. Воскресенский, Т.Д. Шапошникова; под ред. Т.Д. Шапошниковой. — 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2017.

  3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 кл. (4-5 кл.). Рабочая программа для общеобразовательных учреждений /авт.-сост. Т. Д. Шапошникова, К. В. Савченко. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2013.

  4. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие к учебнику Т. А. Костюковой, О. В. Воскресенского, К. В. Савченко и др. «Основы православной культуры». 4 кл. (4-5 кл.) /И. Н. Каиль, В. В. Матвеева, С. А. Процкая; под ред. Т. Д. Шапошниковой. — М.: Дрофа, 2013.

  5. Электронное учебное издание «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс (4-5) классы» Мультимедийное приложение к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс (4-5 классы)» авторов Т. А. Костюковой, О. В. Воскресенского, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошниковой; под редакцией Т. Д. Шапошниковой. — М.: Дрофа, 2013.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!