Тема урока: Иоганн Кристоф Фридрих фон ШИЛЛЕР . «Перчатка» (в переводе В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова). Краткие сведения о поэте. Противопоставление благородства и достоинства рыцаря Делоржа коварству и бездушию придворной дамы. Динамичность сюжета, простота, драматизм повествования.
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством писателя, раскрыть идейно-тематическое содержание и художественное своеобразие баллады; учиться выразительно читать балладу, характеризовать главные образы, выражать собственное отношение к прочитанному, воспитывать любовь к чтению, благородство, смелость.
Тип урока: общей методологической направленности
Оборудование: учебник, портрет писателя, презентация, иллюстрации, портреты В.А.Жуковского, М.Ю.Лермонтова.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Мотивационный этап.
1. Учащимся предлагается ответить на вопрос : « Какие ассоциации у вас вызывает слово «рыцарь»?
Ответы учащихся, составление кластера
РЫЦАРЬ
2. "Прием работы со словарями". Один учащийся работает по словарю. Записывает понятия «рыцарь», «благородство», «честь».
Как эти понятия могут быть связаны с темой нашего урока?
3. Объявление темы урока. Постановка целей и задач.
III. Актуализация знаний.
1. Просмотр видеоролика о писателе.
2. Беседа:
- Где родился писатель, в какой семье?
- Что изучал Шиллер?
- Какие черты характера зародились в душе писателя еще с детства? Что стало причиной?
- Каким наукам отдает предпочтение поэт?
-Какое литературное наследие оставил Шиллер?
3. Работа с теорией литературы
- Учащимся предлагается записать в тетради понятие «баллада», «перевод».
Значение слова баллада можно охарактеризовать как «песня для танцев». История возникновения этого термина насчитывает не одно столетие.
В основе баллады чаще всего – вымышленная фантастическая история, часто необъяснимая, загадочная, таинственная, необыкновенная. В балладе, как и в песне, всегда присутствует элемент напевности. Баллада сравнительно невелика по объему и проста по форме (то есть простые рифмы, ритм, размер).
IV. Этап включения изученного в систему знаний.
1. Работа с текстом баллады в переводе М.Лермонтова «Перчатка». Выразительное чтение стр.222-224
2. Работа с текстом баллады в переводе В.Жуковского «Перчатка»
3. Беседа по прочитанному:
- Почему произведение называется «Перчатка»?
- Какой из переводов читается легче? Почему?
- В каком из них ярче раскрываются характеры героев?
- Можем ли мы определить жанр данных переводов?(баллада) По каким признакам?( учащиеся определяют жанр, называют признаки баллады)
4. Работа в группах.
1 группа. Составляет план баллады в переводе В.А.Жуковского
2 группа. Составляет план баллады в переводе М.Ю.Лермонтова
3 группа. Характеризует героев баллады с использованием цитат.
4 группа. Определяет тему произведения. Размышляет над вопросом : « В чем разница между переводами»?
5. Вопросы учащимся:
- Почему Жуковский оставляет безымянной даму, а Лермонтов- рыцаря?». В оригинале Шиллера оба героя названы по именам.
- В чем динамичность сюжета, драматизм повествования?
- Какие качества характера осуждает автор, а какие – превозносит?
V. Рефлексия.
1. Составить одиннадцатисловие (свободный текст)
«Одиннадцатисловие". Ключевое слово - РЫЦАРЬ
текст состоит из 11 слов (значимых и служебных),
расположен на 5 строках (1,2,3,4,1слов в каждой строке соответственно).
Первая строка - цвет, качество (прилагательное).
Вторая строка - "о чём пишу" (прилагательное+ существительное).
Третья строка - тема расширяется, три слова.
Четвёртая строка - о себе, 4 слова.
Пятая строка - результат, вывод. 1 слово.
2. Упражнение «Микрофон»
- Что понравилось на уроке?
- Я запомнил\а…
- Если бы вам пришлось стать персонажем баллады, кого бы выбрали? Почему?
-Что больше всего впечатлило в произведении?
-Что вызвало наибольшие сложности при чтении (изучении образной системы, тематики и т. д.)?
VI. Подведение итогов. Оценивание.
VII. Домашнее задание. Подготовьте выразительное чтение баллады одного из переводов.