СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ф. И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению 3 класс»

План – конспект урока по литературному чтению 

Учитель: Родионова Н. П.

Класс: 3 класс

Тема урока: Лирическое стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной».
Учебник: Л. Ефросинина, литературное чтение, 3 класс (1-4).

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель урока: формирование эстетического восприятия, осмысления лирических стихотворений посредством творчества Ф.И.Тютчева

Задачи:

-познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;

-помочь понять настроения, чувства поэтов, художников, композиторов, которые описывали осеннее время года;

-учить детей работать с лирическим произведением, понимать смысл художественного слова, ввести новые понятия «средства языка»: «эпитет», «олицетворение», «сравнение», расширить словарный запас;

-находить средства художественной изобразительности в анализируемом тексте, определять их роль.

-сформировать систему новых понятий - «средства художественного слова», научить детей способам выразительного чтения текста: расстановка пауз-коротких и длительных, постановка логического ударения.

Предполагаемые результаты:
личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к родной природе, уважительного отношения к русской литературе, русскому языку.
метапредметные : умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал. Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы.
предметные:умение анализировать стихотворения, сопоставлять лирических героев, образы родной природы, создаваемые Ф. И. Тютчевым; определение в стихотворениях изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идеи стихотворения; владение литературоведческой терминологией при анализе стихотворений.

Оборудование:
1. Презентация к уроку
2. «Времена года. Осень». П.И. Чайковского.

3. « Времена года. Октябрь». П.И. Чайковского.
4. Аудиозапись стихотворения « Есть в осени первоначальной…».

5. «Дерево настроения»: листочки зелёного, жёлтого, оранжевого цвета.

 

 

Ход урока


1) Организационный этап.

Дыхательная гимнастика

- Ребята, давайте поздороваемся.

- Из глубокого колодца (руки «О»)
- Солнце медленно встает (руки над головой)
- Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх)
- Луч его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты)
- Новый день оно начнет (руки вниз широко)
- С наступлением нового дня, ребята! Улыбнитесь мне, а я вам, Улыбнитесь друг другу, пусть наш новый день будет таким же солнечным, как Ваши улыбки.

II. Введение в тему урока .

Учитель:

-Ребята сегодня необычный урок. Я приглашаю вас отправиться в мир музыки и постараемся понять, что пытался выразить композитор звуками музыкального произведения.

( портрет П.И. Чайковского). Произведение П.И.Чайковского «Времена года» - «Осень»

- Какая была музыка? (спокойная грустная, печальная музыка, хочется подумать о чём-то, посидеть в тишине, музыка была быстрая, активная, стремительная, весёлая…)

-Какие чувства вызвало у вас произведение?( спокойствие, грусть, печаль, задумчивость…)

-Когда у человека бывает такое настроение?(когда что –то произошло, не получил что очень хотел, когда обидели…)

-А если у человека всё хорошо, но хочется побыть одному, раньше лечь спать.. Хочется спать вместе с природой.

-Что вы представили, когда слушали произведение?

Композитор Пётр Ильич Чайковский выразил свои чувства и своё настроение  через музыку.

фотограф- выражает свои чувства и своё настроение через фотографию

художник- через картину

писатель- через слово

Итог: свои чувства своё отношение к чему-либо человек может выразить посредством произведений искусства: музыки, картин художников, фотографию и через художественные произведения.
- Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы – это волшебники. И у каждого есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение.

А может мы сами научимся владеть этой волшебной палочкой….

II. Введение в тему урока .

Учитель :
- Послушайте стихи. Что объединяет эти стихотворения?
Ученик 1

А.Твардовский «Лес осенью»

Меж редеющих верхушек показалась синева.  

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва

Ученик 2

И.Бунин «Осень»

Лес точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Ученик 3

А.Майков «Осень»

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

Учитель:

- Что объединяет эти стихотворения?

-Какие чувства вызвали у Вас эти произведения?
Ученики:
- Изображение осенней природы в творчестве знаменитых поэтов.
- Стихотворения на одну тему.
Учитель: Одним из таких поэтов талантливых был Ф.И.Тютчев. Он очень любил это время года.

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Чему будем учиться?

-будем учиться понимать стихотворение Ф.И.Тютчева

- Чтобы лучше понимать произведения поэтов, писателей нужно лучше их знать ,изучать биографию- жизнь поэта.

 (Портрет Ф.И. Тютчева).
Ученица:
(Рассказывает заранее подготовленный ученик).
- Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – один из крупнейших поэтов 19 века. Трепетной и нежной любовью к своей природе пронизаны его стихотворения. С Тютчевым мы открываем для себя величественную красоту природы.

Установка на восприятие текста:
- Сейчас пригласим тишину и прослушаем лирическое стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» в исполнении профессионального артиста.

(Прослушивание записи)

 Выявление первичного восприятия:

- опишите настроение произведения (радостное, восторженное, музыкальное…)
- опишите свои ощущения (лёгкость, радостное волнение…)
 Словарная работа

Значение каких слов вам были непонятны?

Серп– ручное орудие для срезания травы, пшеницы, говорили «жать пшеницу», «началась жатва»т.е. – уборка зерна.

Лазурь–светло-синий цвет

На праздной борозде – убранное поле.

4. Чтение учащимися молча.

У. Скажите, а что-нибудь нового про приметы осени вы узнали для себя ?

Д. Нет .

У. Видите, как интересно. Ничего нового про осень вы не уз­нали , а стихотворение вам понравилось , вызвало у вас определённое настроение .

Значит в стихо­творении главное не знания, не информация, а переживания чувства.

В древние времена лирические произведения исполняли под аккомпанемент лиры.    Картинка лиры.

Лирика – от греческого – то, что рассказали под звуки лиры – самый личный, задушевный род литературы.

Лирика – вид поэзии, выражающий чувства, мысли, переживания автора.

Физминутка.

Дыхательная гимнастика.  Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный  выдох  чрез рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали.  Повторяем 3 раза

Работа в группах. Мы разделились на 3 группы:  Музыканты, Поэты, Художники

Я раздам каждой группе задание. Ваша задача прочитать это стихотворение, поработать по вопросам.

 «Музыканты», ваша задача прочитать стихотворение, вчитаться, вслушаться в каждое слово, подчеркнуть слова, которые помогут «услышать» музыку стихотворения, передать своё настроение после прочитанного, рассказать какие чувства возникли.

- В помощь даю вам вопросы (на листах)

1. Какие чувства при чтении возникли у вас: изумление, радость, восхищении, сожаление, восторг, умиротворенность?

2. Подчеркните слова, какими он передаёт свою радость, восхищение, огорчение, восторг, грусть.

3. Какую по характеру звучания мелодию вы бы использовали для озвучивания стихотворения?

 

- Вторая группа «Поэты» ваше задание – прочитать стихотворение, подчеркнуть непонятные слова, объяснить значение этих слов, ответить на вопросы.

Вопрос для группы «Поэтов»

1. Какое чувство вызывает у самого поэта картина осени.

 

- Третья группа «Художники» - ваше задание прочитать стихотворение, словесно нарисовать картину.

- Когда бывает эта «дивная» пора?

- Как вы понимаете «первоначальной»?

- Каким поэт видит день?

- Он называет его «хрустальным». Почему?

- Какие краски использовали бы для своей картины?

–В первом четверостишии словесно нарисуйте картину осени.

- Как поэт пишет о поле? Какое поле?

- Какие слова подчёркивают пустоту поля?

- С чем сравнивает поэт паутину?

- С каким настроением читаются эти строки?

-Во втором четверостишии опишите увиденную вами картину.

- В третьем четверостишии, какую картину вы представили?

(даётся 5 минут)

 

Б) Работа по вопросам после чтения.

 

- Проверяем группу «Поэты»:

 

У. - Какое чувство вызывает у самого поэта картина осени?

 

Д. - Он испытывает чувство изумления и восхищения от красивой осенней поры. Поэту и радостно, и грустно. Радостно от того, что он видит вокруг, а грустно – от сознания, что все это скоро пройдет, что впереди ненастье, зимние холода и метели.

 

Проверяем группу «Художники»

 

- Когда бывает эта «дивная» пора? (… в осени первоначальной…)

- Как вы понимаете «первоначальной»? (только начавшейся)

- Каким поэт видит день? (… как бы хрустальный…)

- Он называет его «хрустальным». Почему? (прозрачный лес, воздух)

- Какие краски использовали бы для своей картины?

–В первом четверостишии словесно нарисуйте картину осени.

( Начало осени. Солнечный, тёплый день. Небо ясное, голубое, воздух прозрачный).

- Как поэт пишет о поле? Какое поле? (пустое)

- Какие слова подчёркивают пустоту поля? (… лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде…)

- С чем сравнивает поэт паутину? (с тонким волосом)

- С каким настроением читаются эти строки? (с грустью)

-Во втором четверостишии опишите увиденную вами картину.

-Поле тихое, пустое. Хлеба убраны. Чернеет земля. На солнце блестит паутина

- В третьем четверостишии, какую картину вы представили?

-Тишина. Не слышно щебетания птиц. Небо ясное, без единого облачка.


- Проверяем группу «Музыканты»:

 

1. Какие чувства при чтении возникли у вас: изумление, радость, восхищении, сожаление, восторг, умиротворенность?

2. Какую по характеру звучания мелодию вы бы использовали для озвучивания стихотворения?

- Послушайте, подходит к этому стихотворению эта музыкальная композиция? Её написал Петр Ильич Чайковский из цикла «Времена года. Октябрь».

- Все согласны? Что можете добавить?

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

Мы листочки осенние

На веточках сидели,

Дунул ветер, полетели,

Полетели, полетели и …

На землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Повертел их, покружил

И на место посадил.

Выразительное чтение стихотворения

 

- нам надо научиться читать выразительно это стихотворение.

 

- В каком темпе его следует читать? (поэт очарован, он боится нарушить покой, читаем в замедленном темпе, напевно)

- В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие пришло вместе со стихотворением.

 

1.) Чтение первой строфы 1 учеником, остальные следят и отмечают карандашиком  наиболее важные слова в каждой строфе.

Проверка

Есть в осени первоначальной I

Короткая, I но дивная пора. II

Весь день стоит как бы хрустальный, I

И лучезарны вечера.....II

(Ученик выделяет голосом, остальные карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы)

- А теперь прочитаем хором, негромко.

 

2.) Чтение второй строфы 2 учеником остальные следят и отмечают карандашиком  наиболее важные слова в каждой строфе.

Где бодрый серп гулял I и падал колос, I

Теперь уж пусто все – I простор везде, I

Лишь паутины тонкий волос I

Блестит на праздной борозде. II

 

(Ученик выделяет голосом, остальные карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы).

 

- А теперь прочитаем хором, негромко.

 

3.) Чтение третьей строфы 3 учеником

 

Пустеет воздух, I птиц не слышно боле, I

Но далеко еще до первых зимних бурь - I

И льется чистая и теплая лазурь I

На отдыхающее поле.....II

 

(Ученик выделяет голосом, остальные карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы).

- А теперь прочитаем хором, негромко.

 

- Теперь прочитаем выразительно  полностью это стихотворение.

(читают 2  ученика)

Итог

- С каким произведением познакомились, какого автора?

-Что такое лирика? ( вид поэзии,)

- Для чего необходимо знакомиться с творчеством художников, композиторов, поэтов?

(оценивается работа учащихся)

- Наверно, вам захотелось выучить это стихотворение?

Выучить стихотворение наизусть.

- На доске у меня нарисовано дерево. И осень предлагает нам его украсить листочками. Выбираем один листочек одного цвета и приклеиваем его на дерево.

Оранжевый - отличное настроение, всё понравилось, хотелось многое узнать.
Жёлтый - хорошее настроение, было интересно, но были трудности.
Зелёный - было скучно, неинтересно, много затруднений.
Итоговое слово учителя

-Ребята, а вам хотелось бы еще раз встретиться со стихами  Ф.Тютчева?  (ответы детей).

-Я искренне желаю вам встречаться с красотой в жизни: в литературе, в живописи и поэзии .

- Когда читаешь стихотворение так, как мы сегодня попытались это сделать, то ощущаешь себя человеком, тоже пишущим стихи, видишь все те предметы, о которых узнал в стихотворении, что-то появляется в душе хорошее, доброе.

Ф.И.Тютчев за свою жизнь написал около 400 лирических произведений . Его часто называют «Певцом природы».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!