Разработка урока по Литературному чтению. 4 класс
Тема: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности данного литературного жанра. Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста.
Цели: познакомить с произведением В.М. Гаршина; пополнять словарный запас; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить определять жанр произведения; воспитывать чувство сострадания к другим; учить анализировать поступки и характер героев.
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; мета-предметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества В.М. Гаршина.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику, карточки с заданиями.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте скороговорку жужжащим способом.
Лежит ежик у елки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.
— Найдите однокоренные слова.
— Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом слова «ежик», «ежа», «ежат», с утвердительной интонацией на этих же словах.
— Прочитайте с ускорением, с замедлением, скороговоркой, на скорость.
III. Проверка домашнего задания
— На прошлом уроке мы познакомились с замечательной сказкой. Кто же написал ее и что вы узнали об авторе? (Учащиеся рассказывают об авторе.)
IV. Работа по теме урока
Знакомство с жизнью и творчеством В.М. Гаршина
(Рассказ учителя. См. материал к уроку.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока Работа над «Сказкой о жабе и розе»
— Прочитайте описание цветника.
— Скажите коротко, каким вы его представили.
— Найдите описание розы.
— Как вы поняли выражение «запах был ее словами, слезами и молитвой»?
— Как автор раскрывает нам образ жабы?
— Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?
— Чей это был цветник?
— Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика?
— Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?
— Кто еще захаживал в сад? (Ученики читают о еже.)
— Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?
— Как автор говорит нам о жизни розы?
— Что было с жабой, когда она в первый раз увидела цветок?
— Что она решила сделать? Как выражала свои чувства?
— Прочитайте отрывки, в которых автор показывает, как жаба добивалась своей цели.
— Что спасло розу от жабы?
— Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали. (Размышления учеников.)
— Расскажите, как закончилась сказка.
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
VIII. Подведение итогов урока
— Что позволило В.М. Гаршину назвать свою историю сказкой? Что в ней сказочного?
Домашнее задание
Перечитать сказку на с. 169—178 учебника и подумать, сколько в ней сюжетов. Ответить на вопрос 8 на с. 179.
Материал для учителя
Краткий обзор биографии В.М. Гаршина
Всеволод Михайлович Гаршин родился 2 (14) февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в семье дворян, ведущих свою родословную от золотоордынского мурзы Горши. Отец Гаршина был офицером, участвовал в Крымской войне 1853—1856 гг. Мать, дочь морского офицера, принимала участие в революционно-демократическом движении 1860-х гг.
Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Мать влюбилась в воспитателя старших детей П.В. Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался в полицию, после чего Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск по политическому обвинению. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. До 1864 г. Гаршин жил с отцом в имении близ г. Старобельска Харьковской губернии, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 г. Гаршин поступил в петербургский Горный институт. Спустя два года состоялся его литературный дебют. В основу его первого сатирического очерка «Подлинная история Энского земского собрания» (1876) легли воспоминания о провинциальной жизни. В студенческие годы Гаршин выступал в печати со статьями о художниках-передвижниках.
В день объявления Россией войны Турции, 12 апреля 1877 г., Гаршин добровольцем вступил в действующую армию. В августе был ранен в бою у болгарского селения Аяслар. Личные впечатления послужили материалом для первого рассказа о войне «Четыре дня» (1877), который Гаршин написал в госпитале. После его публикации в октябрьском номере журнала «Отечественные записки» имя Гаршина стало известно всей России. Получив годовой отпуск по ранению, Гаршин вернулся в Петербург, где его тепло приняли в писательских кругах «Отечественных записок» — М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.И. Успенский и др. В 1878 г. Гаршин был произведен в офицеры, по состоянию здоровья вышел в отставку и продолжил учебу как вольнослушатель Петербургского университета. Война наложила глубокий отпечаток на восприимчивую психику писателя и его творчество.
После относительного выздоровления В.М. Гаршин долгое время не возвращался к творчеству. В 1882 г. вышел его сборник «Рассказы», который вызвал жаркие споры критиков. Гаршина осуждали за пессимизм, мрачный тон его произведений. Народники использовали творчество писателя, чтобы на его примере показать, как мучается и терзается угрызениями совести современный интеллигент.
В августе — сентябре 1882 г. по приглашению И.С. Тургенева В.М. Гаршин жил в Спасском-Лутовинове и работал над рассказом «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883). Зимой 1883 г. он женился на слушательнице медицинских курсов Н.М. Золотиловой и поступил на службу секретарем канцелярии Съезда представителей железных дорог. Много душевных сил писатель потратил на рассказ «Красный цветок» (1883), в котором герой ценой собственной жизни уничтожает все зло, сконцентрированное, как рисуется его воспаленному воображению, в трех цветках мака, растущих на больничном дворе. В последующие годы Гаршин стремился к упрощению своей повествовательной манеры. Появились рассказы, написанные в духе народных рассказов Толстого, — «Сказание о гордом Аггее» (1886), «Сигнал» (1887). Детская сказка «Лягушка-путешественница» (1887) стала последним произведением писателя.
Умер В.М. Гаршин в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1888 г. (Подробнее см. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)