Урок литературного чтения на тему А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
Тема: Стихотворение А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя …»
Цели: познакомить учащихся со стихотворениями А.С. Пушкина о зиме; закрепить понятие олицетворения; развивать речь, умение видеть прекрасное; прививать любовь к поэзии, природе; продолжить формирование навыков сравнения, анализа, развивать умение делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать лирические произведения и чувствовать выраженное в них настроение; находить средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение, олицетворение).
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; аудиозапись вступления к поэме «Руслан и Людмила»; карточки для речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
III. Речевая разминка
— Научитесь читать стихотворение скороговоркой. Попробуйте выучить его за одну минуту.
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
— Как бы вы озаглавили его?
IV. Постановка целей урока
— Кто из вас любит это время года?
— А чем оно вам нравится?
Ответы детей.
Учитель: Это время года многих художников и поэтов вдохновляло и вдохновляет на творчество.
Сегодня мы познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина, прочитаем отрывок, посвященный зиме, из романа «Евгений Онегин».
V. Работа по теме урока
Стихотворение «Вот север, тучи нагоняя...»
(Учитель на фоне музыки читает стихотворение)
— Какие чувства вы испытали при чтении этих строк? (Высказывания детей.)
— Какие слова или выражения были непонятны?
Пелена — сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон.
— Какие чудеса творит волшебница-зима?
— Реалистическая или сказочная картина нарисована поэтом? (Картина реальная, а образы сказочные. Север и зима совершают действия, как люди.)
— Как в литературе называется такой прием? (Олицетворение, оживление персонажа).
— Почему поэт использовал выражение «блеснул мороз»? Сравните его с сочетаниями «ударил мороз», «блеснула молния».
— Каким выражением можно заменить строчку из стихотворения «Брега с недвижною рекою...»? (Река, покрытая льдом, застывшая река.)
— А как интересней?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
VI. Физкультминутка
VIII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
-Почему настроение улучшилось?
— Что у вас получилось?
--Какую картину вам захотелось нарисовать после прочтения стихотворения?
IX. Подведение итогов урока
— Стихи какого поэта вы изучали на уроке?
— С каким литературным приемом познакомились? (С приемом олицетворения.)
— Приведите примеры олицетворения. (Север дохнул, завыл; зима идет, рассыпалась, клоками повисла, легла, сровняла. )
Домашнее задание
Читать выразительно наизусть стихотворение «Вот север, тучи нагоняя…»