СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению «К. М. Станюкович «Максимка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект урока литературного чтения, 4 класс по теме "К. М. Станюкович "Максимка", с использованием технологии продуктивного чтения

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению «К. М. Станюкович «Максимка»»

Тема: Слушание и работа с книгами. К. М. Станюкович «Максимка».

Тип урока. Первый урок работы с текстом. Восприятие и анализ текста

Цель урока: создать условия для полноценного восприятия идейно-художественного смысла произведения.

Предметные задачи урока: познакомить с творчеством К. М. Станюковича, развивать умение работать с текстом, предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, продолжать развивать умение анализировать прочитанное произведение, умение ориентироваться в тексте, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние.

Метапредметные задачи урока:

Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу, развивать умения устанавливать причинно- следственные связи .

Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитие речевых умений, монологической и диалогической речи.

Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к чтению, воспитывать доброе отношение к людям разных национальностей и цвета кожи.



Ход урока.

СЛАЙД.

I. Орг. момент.

II.Актуализация опорных знаний.


СЛАЙД.

III. Работа над произведением

Работа до чтения.

Сегодня мы будем работать с произведением К. Станюковича.

Рассмотрите портрет автора. Попробуйте предположить каким он был человеком.


Прочитайте название и автора произведения.


Можете ли определить тему произведения? (ДА, работаем над темой «О детях»)



Легко ли прогнозировать жанр и содержание текста с названием «Максимка»?

Где будут происходить события?

Кто будет главным героем? (мальчик), как вы его себе представляете?


СЛАЙД.

Поможет ли вам иллюстрация в прогнозировании? (Главный герой мальчик, тема – О детях – тему определили точно

Жанр – нет

Вопрос : Темнокожий –мальчик… Почему у него такое имя?

Где будут происходить события? ( в море)

Давайте определим задачи урока



Задачи урока ставят дети, фиксируются на доске учителем.: Познакомиться биографией с К. Станюковича, его творчеством и его произведением «Максимка».


Определить жанр произведения.


Будем работать над образом главного героя.

(узнаем, какие приемы использует автор для изображения образа главного героя)


Постараемся дать ответ на вопрос: почему у чернокожего мальчика такое имя.




Работа с текстом во время чтения.


1 часть слушание аудиозаписи.


ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ


Только что пробил колокол. Было шесть часов прелестного тропического утра на Атлантическом океане.

По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, местами подернутому, словно белоснежным кружевом, маленькими перистыми облачками, быстро поднимается золотистый шар солнца, жгучий и ослепительный, заливая радостным блеском водяную холмистую поверхность океана. Голубые рамки далекого горизонта ограничивают его беспредельную даль.

Как-то торжественно безмолвно кругом.

Только могучие светло-синие волны, сверкая на солнце своими серебристыми верхушками и нагоняя одна другую, плавно переливаются с тем ласковым, почти нежным ропотом, который точно нашептывает, что в этих широтах, под тропиками, вековечный старик океан всегда находится в добром расположении духа.

Бережно, словно заботливый нежный пестун, несет он на своей исполинской груди плывущие корабли, не угрожая морякам бурями и ураганами.

Пусто вокруг!


Представили картину?


Где происходят события? (в Атлантическом океане)

Кто герои произведения?


Постараемся на эти вопросы найти ответ в следующей части.





2 - 4 часть – чтение с комментированием.


Слегка покачиваясь на океанской зыби (ВОЛНЕ), русский клипер (РУССКИЙ ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ)


СЛАЙД.


«Забияка» быстро идет к югу.

Матросы убирают, моют, скребут и чистят палубу: на военном судне начинается день.

Вдруг раздался громкий тревожный (ПОЧЕМУ?) крик часового: «Человек в море!». (ЧТО СЕЙЧАС ПОСЛЕДУЕТ?)

Все бросились на палубу и увидели среди волн обломок мачты и на ней человеческую фигуру.

Офицер крикнул:

— Свистать всех наверх! Баркас (СПАСАТЕЛЬНАЯ ЛОДКА) к спуску!

И, обратившись к сигнальщику, возбужденно прибавил: (ПОЧЕМУ ВОЗБУЖДЕННО?)

— Не теряй из глаз человека!

Затем почти все паруса были убраны (ДЛЯ ЧЕГО?) и баркас с гребцами отправился спасать человека. Скоро баркас казался маленькой черной точкой. (ЧЕМ ЭТО МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ?)


Где происходят события? (в Атлантическом океане, на корабле)

Что произошло?


Познакомил нас автор с главным героем?



СЛАЙД.



3 часть – чтение с комментированием.


Прошло три четверти часа общего томительного ожидания (КАК ВЫ ЭТО ПОНИМАЕТЕ?), наконец баркас подошел к борту и вместе с людьми был поднят на клипер. Поддерживаемый одним из гребцов, на палубу вышел и спасенный — маленький негр (КТО ТАКОЙ?), лет десяти — одиннадцати, весь мокрый, в рваной рубашке, прикрывавшей небольшую часть его худого, истощенного (…ОЧЕНЬ ХУДОГО), черного, отливавшего глянцем (БЛЕСКОМ) тела.

Он едва стоял на ногах и вздрагивал всем телом, глядя ввалившимися большими глазами (О ЧЁМ ЭТО ГОВОРИТ?) с какою-то безумною радостью и в то же время недоумением,(ПОЧЕМУ?) словно не веря своему спасению.

Мальчика тотчас же отнесли в лазарет, вытерли насухо, уложили в койку, покрыли одеялами (ДЛЯ ЧЕГО?), и доктор начал его отхаживать.


Познакомил нас автор с главным героем? (ДА)

Кто главный герой, литературный герой? (ТЕМНОКОЖИЙ МАЛЬЧИК)

Как он появился на корабле?

Дает ли нам автор ответ на вопрос, почему у мальчика такое имя? (НЕТ)


Попробуем найти ответ в следующих частях.



4 часть – чтение с комментированием.


На другой день мальчик-негр оправился после нервного потрясения. Доктор, потрепал ласково мальчика по щеке и дал ему целую чашку бульону, наблюдая, с какой жадностью глотал он жидкость и как потом благодарно взглянул своими большими черными выпуклыми глазами, зрачки которых блестели среди белков.

Затем, с помощью мичмана (ЗВАНИЕ У МОРЯКОВ), который знал английский язык, команда узнала о том, что мальчик был на американском бриге (КОРАБЛЕ) «Бетси» и принадлежал капитану, которому чистил платье, сапоги и подавал кофе. Капитан звал слугу своего «боем», и мальчик уверен, что это его имя. Отца и матери он не знает. Капитан каждый день бил его. Две ночи тому назад бриг сильно стукнуло и он пошел ко дну… Мальчик очутился в воде, привязался к обломку мачты и провел на ней почти двое суток…

Но красноречивее (ПОНЯТНЕЕ) всяких слов, если бы такие и мог сказать мальчик о своей ужасной жизни, говорило и его удивление, что с ним ласково обращаются, и забитый его вид, и эти благодарные его взгляды загнанной собачонки, которыми он смотрел на доктора, фельдшера (ДОКТОР) и на мичмана, и — главное — его покрытая рубцами, блестящая черная худая спина с выдающимися ребрами.


Дает ли нам Станюкович ответ на вопрос, почему такое имя у главного героя? (НЕТ).



Части 5-6 читают самостоятельно.

V

Через два дня арапчонок поправился и хотел уже подняться на палубу, но у него не было одежды.

Тут в дверях лазаретной каюты появился пожилой матрос Иван Лучкин, в руке у него был узелок.

Он посмотрел на доктора и тихо сообщил:

 — Я вот платье арапчонку принес… Думаю: голый, так сшил и мерку еще раньше снял.

И с этими словами он вынул из ситцевого платка маленькую матросскую рубаху и такие же штаны, сшитые из холста, встряхнул их и, подавая ошалевшему мальчику, сказал, ласково глядя на негра:

— Получай, Максимка! Одежа самая, братец ты мой, вери гут. Одевай да носи на здоровье, а я посмотрю, как сидит…

— Отчего ты его Максимкой зовешь? — рассмеялся доктор.

—  Максимка и есть, потому как его в день святого угодника Максима спасли, он и выходит Максимка. Опять же имени у арапчонка нет, надо же его как-нибудь звать.

Радости мальчика не было пределов, когда он облачился в новую чистую пару. Видимо, такого платья он никогда не носил.

Потом Лучкин повёл его на палубу, и он весело скалил свои ослепительно белые зубы, нежась под горячими лучами родного ему южного солнца.

С этого дня все стали звать его Максимкой.


VI

На палубе Иван Лучкин объявил, что будет «доглядывать» за Максимкой. Лучкин ласково взглянул на маленького негра, который, любопытно озирался вокруг. И негр, перехватив этот полный любви и ласки взгляд матроса, тоже в ответ улыбался, оскаливая зубы, широкой благодарной улыбкой, понимая без слов, что этот матрос друг ему.

— Ай да молодца, Максимка! Все понимаешь… А теперь валим, мальчонка, обедать… Небось, есть хочешь?

И матрос довольно наглядно задвигал скулами, открывая рот. И маленький негр довольно красноречиво замахал головой, и глаза его блеснули радостью.

— Ишь ведь, все понимает? Башковатый! — промолвил Лучкин.

Моряки отнеслась к Максимке с полным радушием. Но маленький негр, робел, хотя и жадными глазами посматривал на щи, глотая слюну.

— Эка пужливый какой!

С этими словами один из матросов - старый плотник - погладил курчавую голову Максимки и поднес к его рту свою ложку. После этого Максимка перестал бояться и через несколько минут уже усердно жевал.

Мальчик ничего не понимал, но чувствовал по всем этим загорелым лицам матросов, по их улыбкам, полным участия, что его не обидят.


Дополнительное задание для детей (кто быстро читает)

1.Найди в 5-6 частях слова, значение которых тебе непонятны. Выпиши эти слова.

Перечитай еще раз предложение с непонятным словом, постарайся самостоятельно объяснить его значение.


2. Придумай и запиши вопросы, которые помогут определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание теста.


Вопросы по содержанию.

  1. Чем Лучкин обрадовал мальчика?

  2. Что сшил матрос Лучкин для мальчика?

  3. Как приняли матросы мальчика?


Получили ли мы с вами ответ от автора: Почему у мальчика такое имя?






7 часть – слушание ( читает учитель, переживание эмоций, сострадание)

VII

Благодать кругом … Тишина и на клипере.

Команда отдыхает, но не спит сегодня Лучкин.

Мурлыкая себе под нос песенку, слов которой не разобрать, Лучкин кроил из куска парусины башмаки и по временам взглядывал на растянувшегося около него, сладко спавшего Максимку и на его ноги, чернеющиеся из-за белых штанин, словно бы соображая, правильна ли мерка, которую он снял с этих ног тотчас же после обеда.

Когда раздался боцманский свисток, Лучкин стал будить сладко спавшего Максимку.

— Вставай, Максимка! — говорил ласковым тоном матрос, потряхивая за плечо негра.

Хотя негр решительно не понимал, что говорил ему Лучкин, но зато чувствовал всем своим маленьким сердцем расположение этих белых людей, говоривших совсем не на том языке, на котором говорили белые люди на «Бетси», и особенно доброту этого матроса, который подарил ему такое чудное платье, так хорошо угостил его вкусными яствами (ВКУСНОЙ ЕДОЙ) и так ласково смотрит на него, как никто не глядел на него во всю жизнь, кроме пары чьих-то больших черных навыкате глаз на женском чернокожем лице.

Эти глаза, добрые и нежные, жили в его памяти как далекое, смутное воспоминание, нераздельное с представлением шалашей, крытых бананами, и высоких пальм. Были ли это грёзы (МЕЧТЫ) или впечатления детства — он, конечно, не мог бы объяснить; но эти глаза, случалось, жалели его во сне. И теперь он увидал и наяву добрые, ласковые глаза.

Да и вообще эти дни пребывания на клипере казались ему теми хорошими грёзами, которые являлись только во сне, — до того они не похожи были на недавние, полные страданий и постоянного страха.

Когда Лучкин достал из чемоданчика кусок сахару и дал его Максимке, мальчик был окончательно подавлен. Он схватил мозолистую, шершавую руку матроса и стал ее робко и нежно гладить, заглядывая в лицо Лучкина с трогательным выражением благодарности забитого существа, согретого лаской. Эта благодарность светилась и в глазах и в лице… Она слышалась и в дрогнувших гортанных звуках нескольких слов, порывисто и горячо произнесенных мальчиком на своем родном языке перед тем, как он засунул сахар в рот.

— Ишь ведь, ласковый!— промолвил матрос с величайшей нежностью и потрепал Максимку по щеке. — Ешь сахар-то. Скусный! — прибавил он.

И здесь, в этом темном уголке кубрика, после обмена признаний, закрепилась, так сказать, взаимная дружба матроса с маленьким негром. Оба, казалось, были вполне довольны друг другом.


Что вы почувствовали при слушании этого отрывка?. Какие эмоции испытываете?

Повторное чтение текста (выборочное чтение), работа над текстом.



- Как называется самое важное в любом произведении, что  хочет сказать автор?                  ( Предполагаемые ответы учащихся: -То главное, что хочет  сказать автор в произведении, называется главной мыслью).

- Сегодня на уроке мы  вместе определим главную мысль  произведения. Для этого мы проведем работу над образом главного героя.



Задача урока фиксируется на доске учителем



Кто же является главным героем произведения?



Работа над образом Максимки.

ВНЕШНЯЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Портретная характеристика: (КРАСНЫМ КАРАНДАШОМ) «Поддерживаемый одним из гребцов, на палубу вышел и спасенный -- маленький негр, лет десяти -- одиннадцати, весь мокрый, в рваной рубашке, прикрывавшей небольшую часть его худого, истощенного, черного, отливавшего глянцем тела» (с. 3)


Уточнение отдельных элементов внешности Максимки

3 часть: глядя ввалившимися большими глазами

4 часть: своими большими черными выпуклыми глазами, зрачки которых блестели среди белков

5 часть: скалил свои ослепительно белые зубы

6 часть: погладил курчавую голову Максимки


Внешний вид, поведение: (синим карандашом подчеркнуть в тексте)

часть 4. Но красноречивее всяких слов, если бы такие и мог сказать мальчик о своей ужасной жизни, говорило и его удивление, что с ним ласково обращаются, и забитый его вид, и эти благодарные его взгляды загнанной собачонки, которыми он смотрел на доктора, фельдшера и на мичмана, и — главное — его покрытая рубцами, блестящая черная худая спина с выдающимися ребрами.



Качества Максимки


Чаще всего Лучкин даёт оценку Максимки. Найдите эти слова.

О каких качествах Максимки говорят слова Лучкина:

6 часть — Ай да молодца, Максимка! Все понимаешь…

- Ишь ведь, все понимает? Башковатый! 

— Эка пужливый какой! (говорит плотник)

7 часть —  Ишь ведь, ласковый!

(положительные качества : смышлённый, испуганный, сообразительный, ласковый - благодарный





ВНУТРЕННЯЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Духовная жизнь мальчика, другими словами, какие чувства переживает Максимка.

Прочитайте отрывок, в котором описывается, какие чувства переживает Максимка.


7 часть - но зато чувствовал всем своим маленьким сердцем расположение этих белых людей, говоривших совсем не на том языке, на котором говорили белые люди на «Бетси», и особенно доброту этого матроса, который подарил ему такое чудное платье, так хорошо угостил его вкусными яствами и так ласково смотрит на него, как никто не глядел на него во всю жизнь,


Какое отношение у Максимки ко всему происходящему с ним на «Забияке»?

7 часть - Да и вообще эти дни пребывания на клипере казались ему теми хорошими грёзами, которые являлись только во сне..



Биография Максимки ( внутренняя характеристика)

Прочитайте, как жил мальчик на бриге «Бетси».

…мальчик был на американском бриге «Бетси» и принадлежал капитану, которому чистил платье, сапоги и подавал кофе. Капитан звал слугу своего «боем», и мальчик уверен, что это его имя. Отца и матери он не знает. Капитан каждый день бил его. Две ночи тому назад бриг сильно стукнуло и он пошел ко дну. Мальчик очутился в воде, привязался к обломку мачты и провел на ней почти двое суток…


Что обозначает слова «бой»? (подтекстовая информация).

Что это слово обозначает в произведении Станюковича? …звал «боем», и мальчик уверен, что это его имя. Что этим хотел сказать автор?

Одним словом автор показывает отношение к мальчику. Человек без имени. Как же к относились к мальчику на бриге…. ( плохо). Докажите это словами текста.

часть 3. худого, истощенного, черного, отливавшего глянцем тела - не кормили

часть 4 - Но красноречивее всяких слов, если бы такие и мог сказать мальчик о своей ужасной жизни, говорило и его удивление, что с ним ласково обращаются, и забитый его вид, и эти благодарные его взгляды загнанной собачонки, которыми он смотрел на доктора, фельдшера и на мичмана, и — главное — его покрытая рубцами, блестящая черная худая спина с выдающимися ребрами. - Били, плохо относились

Часть 6- Но маленький негр, робел, хотя и жадными глазами посматривал на щи, глотая слюну – обижали, он боится



Воспоминания мальчика

Часть 7. кроме пары чьих-то больших черных навыкате глаз на женском чернокожем лице.

Эти глаза, добрые и нежные, жили в его памяти как далекое, смутное воспоминание, нераздельное с представлением шалашей, крытых бананами, и высоких пальм. Были ли это грёзы или впечатления детства — он, конечно, не мог бы объяснить; но эти глаза, случалось, жалели его во сне. (как вы думаете, чьи это глаза)


ГЛАЗА мамы Максимка увидел наяву, пишет нам автор. Чьи глаза он имеет ввиду? О чём это говорит? (доброе, заботливое, нежное, ласковое, любящее ,….. отношение матроса к мальчику)


Докажите это словами текста.


Часть 5. Я вот платье арапчонку принес… Думаю: голый, так сшил и мерку еще раньше снял.(сочувствует)

Часть 6. Лучкин объявил, что будет «доглядывать» за Максимкой (оберегает, заботится)

Часть 7. Вставай, Максимка! — говорил ласковым тоном матрос, потряхивая за плечо негра. (жалеет, переживает, чтобы его не ругал боцман)



А как другие члены экипажа относились к Максимке


Часть 3. и доктор начал его отхаживать (забота, переживание о здоровье)

Часть 6. Моряки отнеслась к Максимке с полным радушием (принятие)

… погладил курчавую голову Максимки и поднес к его рту свою ложку (доброе отношение, принятие)

Мальчик ничего не понимал, но чувствовал по всем этим загорелым лицам матросов, по их улыбкам, полным участия, что его не обидят (хорошее отношение, принятие)


Работа над текстом после чтения.

Обобщающая беседа.

Какова главная идея произведения? О чём нам хотел рассказать автор? (Произведение "Максимка" Станюковича рассказывает о добром отношении русских моряков к людям любых национальностей и цветов кожи. Наши моряки приняли участие в жизни Максимки, у которого появились новое имя, Родина и друзья…)

Главная мысль – доброе отношение русских моряков к темнокожему мальчику


Какое заглавие вы бы дали этому произведению?


Назовите жанр произведения . (… нет объяснения)


Вы представили жизнь Максимки до и после встречи с русскими моряками. Но остался вопрос без ответа: жанр – рассказ или повесть.


Биография автора


Постараемся найти ответ на этот вопрос из биографии автора


Рассмотрите портрет и попробуйте рассказать, каким вы представляете К. Станюковича.

СТАНЮКОВИЧ КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ

Станюкович Константин Михайлович (1843 - 1903), прозаик. Родился в Севастополе в семье адмирала русского флота, продолжавшего традиции семьи, отец и дед которого тоже были моряками.
Несмотря на то, что морская карьера не привлекала юного Станюковича, он в 1857 был отдан в морской корпус, а в октябре 1860 отправлен в дальнее плавание, которое и стало началом его писательской судьбы. Первые очерки Станюковича из жизни моряков были опубликованы в начале 1860-х.


Пишет о море потому, что был моряком.

Много морских слов в тексте ---- был моряком

Получили ответ: какой жанр (прозаик, рассказ или повесть?…) НЕТ


в 1865 году Константин Михайлович поступает на службу учителем начальной школы в село Чаадаево Муромского уезда Владимирской губернии, чтобы «лучше узнать жизнь народа».


Хорошо понимает жизнь простого народа, рассказывает историю о мальчике


В 1886 - 1902 пишет самое значительное свое произведение - "Морские рассказы", куда входит произведение «Максимка», в которых добивается "жизни и правды". Морская тема отныне будет жить в его книгах.


Жанр – рассказ.

Хорошо понимает жизнь простого народа.

Снят фильм, до сих пор ставят театральные постановки.

Современники называли К. Станюковича Айвазовским слова.

Умер и похоронен В Неаполе.


Красиво описывает море.


Творческое задание (Как вы думаете, как повлияла на судьбу Максимки встреча с русскими моряками)


Если останется время ( средства выразительности при описании океана (глава1)



Рефлексия.

– Выполнили ли мы поставленную перед собой цель?

- Что на нашем уроке показалось вам интересным, важным?

- Что заставило вас задуматься?



Домашнее задание по выбору.

1.Составить большой словарь морских слов.

2. Определить, какие средства выразительности, использует автор для описания океана в солнечную и дождливую погоду.

3. Составить план рассказа, подготовить подробный пересказ 8 части.






Скачать

© 2021, 1999 101

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!