Дата:15.11.23г. Предмет: литературное чтение Класс:3
Учитель:Захарова Н.В.
Тема урока: Описание картин осенней природы в стихотворении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и других стихотворениях по выбору. (С использованием ИКТ)
Цели урока: Познакомить со стихотворением Ф.И.Тютчева « Есть в осени первоначальной…».Обучать правильному чтению стихотворений.
Развивать память, речь, мышление, творческие способности.
Формировать умения анализировать стихотворение, интонировать, работать над выразительностью.
Планируемые результаты:
Предметные:
создание образного представления об осени на основе восприятия поэтических, живописных и произведений искусства;
совершенствование навыков выразительного чтения;
развитие наглядно-образного мышления, воображения, устной речи, творческих способностей.
Личностные : эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
Метапредметные:
Познавательные : поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные : потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника
Регулятивные : уметь точно отвечать на вопросы; высказывать своё предположение, анализировать, делать выводы, сравнивать; оценивать свои результаты.
Оборудование: Мультимедийная доска, слайд-ряд, раздаточные карточки, графические записи
Ход урока
1.Организация урока
2.Введение в тему урока.
- Изучение какого раздела мы закончили?
-Какое произведение вам больше всего понравилось? Чем?
- Что объединяет все эти фамилии?
Бунин Иван Алексеевич,Есенин Сергей Александрович,Крылов Иван Андреевич
Лермонтов Михаил Юрьевич,Пушкин Александр Сергеевич,Тютчев Фёдор Иванович
(Поэты 19-20 века)
3.Определение темы урока
Сегодня на уроке мы прикоснёмся к творчеству знаменитого поэта и понаблюдаем за поэтическим слогом, которым он ярко описывает одно из времен года. Чему посвящено его стихотворение? (Слайд-группа)
Определение детьми темы урока. Постановка задач
4.Знакомство с биографией и творчеством автора
Прослушивание в аудиозаписи образца художественного выразительного чтения
- Кто знает ФИО автора?
Сообщение сведений о жизни писателя ( эл.доска.портрет)
Ф. И. Тютчев родился и вырос в деревне, в имении своего отца, возле села Овстуг, Орловской губернии. Рано научился он любить природу и «дышать с природой одной жизнью», как говорил он позже.
Когда мальчику исполнилось 10 лет, к нему пригласили учителя-Семена Егоровича Раича. Раич очень привязался к своему ученику, да и нельзя было не любить его. Он был ласковый, спокойный, очень талантливый мальчик. Раич- человек хорошо образованный, поэт, переводчик-первый пробудил в своем ученике любовь к поэзии. Он научил его понимать литературу, поощрял его желание писать стихи. В 15 лет Тютчев поступил в Московский университет. На 18-м году прекрасно окончил его.
Однажды, один из друзей Тютчева, передал Пушкину тетрадь его стихов. Пушкину стихи его очень понравились, и он напечатал их в журнале «Современник», который тогда издавался . Позже его стихи вышли отдельной книгой. О ней сразу все заговорили.
Сегодня мы будем работать с одним из его стихотворений «Есть в осени первоначальной…»
5.Изучение темы
Чтение стихотворения вслух учителем.
- Кому понравилось стихотворение?
- Какой увидел осень поэт Ф.Тютчев?
- Прочитайте его самостоятельно.
Первичное чтение стихотворения детьми
Словарная работа
- Какие слова были непонятны?
Борозда, лазурь., серп.( Уч с 123)
Серп- это ручное орудие, изогнутое полукругом мелко зазубренный нож, для срезания злаковых с корня.
Работа над восприятием прочитанного.
- Как вы думаете, нравится ли поэту осень? Докажите.
- Как говорит поэт о ней в первом четверостишии? Дивная пора
- А что значит «дивная пора»? (на доске появляется карточка «дивная»)
Подбор синонимов.(удивительная, прекрасная, восхитительная)
-С чем автор сравнивает дни осени? С хрусталем
- Что такое хрусталь?
-Как вы представляете «хрустальный день?(на доске появляется карточка « хрустальный»)
- Опишите его.
(Воздух прозрачен, чист, что видно далеко-далеко. На небе нет облаков.)
-Как поэт называет вечера? Лучезарны
Что это значит?
-Как вы представляете «лучезарные вечера»? (на доске появляется карточка «лучезарные)
- Опишите.
(Красиво заходящее солнце, все сверкает и сияет)
- Ребята, поэт в этой строфе употребил эпитеты
- Эпитеты - это слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений и отвечают на вопрос: какой?
- Дополните запись на доске. ( дивная, хрустальный, лучезарны)…-эпитеты.
- Употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.
- Как вы думаете, почему стоит многоточие в конце строфы? (поэт может бесконечно говорить об этой дивной поре)
- Какие слова, наиболее важные в смысловом отношении, вы бы выделили голосом?
(первоначальной, короткая, дивная, хрустальный, лучезарны)
Работа в паре
- Прочитайте друг другу это четверостишие, выделяя голосом важные слова.
(1 человек читает вслух).
-Прочитайте вполголоса вторую строфу стихотворения.
- Каким выглядит поле осенью?
- Что имеет в виду автор, когда говорит «бодрый серп гулял…»?
(он был неутомимым орудием в руках, им ловко работали, срезали колоски)
- Что значит «праздная борозда»?
(отдыхает, с нее все убрали)
- Какой литературный прием использует автор в этой строфе? (олицетворение)
- Вспомните, что такое олицетворение?
- Найдите олицетворение и прочитайте. ( серп гулял, на праздной борозде)
- Какие слова, наиболее важные в смысловом отношении, вы бы выделили голосом?
(гулял, падал, теперь, простор, паутины, блестит)
Третью строфу стихотворения прочитайте про себя.
- О каких признаках осени еще говорит поэт?
- Что такое лазурь? (появляется карточка « ЛАЗУРЬ»)
(светло-синий цвет, синева)
- Почему поэт назвал поле отдыхающим?
- Какие слова, наиболее важные в смысловом отношении вы бы выделили голосом?
(воздух, боле, далеко, бурь, лазурь, отдыхающее)
- Какие чувства вызывает у поэта картина первоначальной осени? Подчеркните.
(радость, спокойствие, изумление, восторг, удивление, грусть, тревогу, умиротворение)
- Отчего ему радостно?
(Радостно от того, что он видит вокруг. Поэт испытывает чувство изумления, восхищения от непередаваемо красивой и короткой поры, когда начинающая осень сменяет уходящее лето.
- А отчего ему грустно?
(а грустно – от сознания, что все скоро пройдет, что впереди зимние холодные метели)
- Как называют поэта, передающего в своих произведениях свои чувства? Лирик
- Изображение природы? Пейзаж
- В этом произведение произошло слияние и лирики и пейзажа. Это « пейзажная лирика»
При чтении «пейзажной лирики» помним о
ПРАВИЛАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ :
Читаем стоя, не торопясь. Соблюдаем паузы, ритм.
Стараемся передать настроение автора и свои чувства.
Выразительное чтение стихотворения (2-3 ученика)
6.Физминутка
7.Продолжение работы над темой
Самостоятельное чтение.
- Прочитайте самостоятельно ещё одно стих-е Тютчева
РАБОТА В ГРУППЕ.
Выполните задания.
1 группа
- Сколько строф в стихотворении? __________
- Как называется каждая строфа в стихотворении? Для верного ответа сначала сосчитайте количество строк в каждой строфе. ______________________________
2 группа
Найдите в стихотворении олицетворения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 группа
Подчеркните слова, которые необходимо выделить голосом для правильного восприятия лирического текста.
(Взаимопроверка)
-Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Обобщение учителя.
- Ребята, это стихотворение не имеет названия. Все привыкли узнавать его по первой строке. Как бы вы его назвали?
8.Рефлексия.
- Любил поэт золотую осень. Украшает осень деревья и травы в золото и багрянец. Устраивает праздник лесам и полям, чтобы порадовались они ясному небу и теплому солнышку перед холодной и долгой зимой. Но боготворили осень не только поэты, осень очаровала и художников.
- Посмотрите на репродукцию картины И. Шишкина и скажите: что общего вы находите в изображении осени поэтами и художниками?( Слайд )
9. Итог урока:
- Назовите названия произведений, с которыми познакомились сегодня на уроке.
- Какое понравилось больше?
- Что такое эпитеты?Олицетворение?
-Оцените работу класса
10. Домашнее задание:
Выучить наизусть стихотворение Ф. Тютчева по выбору
1)Выписать из понравившегося стихотворения примеры олицетворения
2)Подобрать эпитеты к природным явлениям
*3) Подготовить слайды с изображением природы осенью.