СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению на тему И. С. Соколов-Микитов "Листопадничек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению на тему И. С. Соколов-Микитов "Листопадничек"»

Конспект урока по литературному чтению

Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»


Цели:  

  • познакомить с творчеством и произведением «Листопадничек» И.С. Соколова-Микитова ;

  • развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план


Планируемые результаты:

Предметные:

  • познакомятся с произведением;

  • научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно;

  • научатся читать и воспринимать произведение на слух;

  • научить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;

  • научить отвечать на поставленные вопросы и ориентироваться в учебнике.


Личностные:

  • прививать ответственное отношение к учению, формировать коммуникативные навыки, учить быть терпеливыми и терпимыми, воспитывать доброжелательность

  • формировать позитивное отношение к природе, развивать эстетические чувства, формировать нравственную ориентацию, развивать рефлексию.

Тип урока: открытие новых знаний.


Оборудование: учебник литературного чтения: 3кл.: Учебник: В 2 ч./ Климанова Л.Ф - Ч.2.стр; презентация



Этап урока, методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словесный:

Эмоциональный настрой на работу.

1 мин

Приветствие!

.

Приветствовать учителя;

Настраиваться на работу

Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших.


Актуализация знаний

Словесный:

Слово учителя.














Сл.: ответы на вопросы





Практический:

Артикуляционное упражнение

9 мин.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением одного известного писателя.

Но сначала мы свами послушаем стихотворение.

Вы мысленно нарисуйте картинку. (Стихотворение «Осень»).

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают,

Прочь за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья


- Какая картина предстала перед вами во время прослушивания стихотворения?

-О каком времени года говорится в стихотворении?

- Назовите признаки осени.

- Какие животные и как готовятся к зиме?


Речевая разминка (на слайде):

Бобры добры идут в боры;

Бобры для бобрят добры.

- Прочитайте медленно.

- Подготовьтесь читать скороговорку:

• с вопросительной интонацией;

• с восклицательной интонацией;

• с ускорением;

• быстро.


- Ребята, а что вы знаете о бобрах? Расскажите


- Сегодня на уроке вы узнаете больше о жизни бобров, прочитав произведение И.С. Соколова-Микитова.


Р: принимать и сохранять уч. задачу

Р: адекватно воспринимать оценку учителя

П: осуществлять подвед. под понятие

П: строить речевое высказывание



Р: принимают и сохраняют уч. задачу


Решение частных задач

Сл.: монолог


























Сл: ответы на вопросы




Работа с книгой: прогнозирование текста

Сл.: диалог








Практический:

Комбинированное чтение;

12 мин.

- Найдите в учебнике имя писателя. Как полностью звучит его имя?


Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.


Детство он прожил в деревни. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету.

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.


Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон.


Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.


Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!


- Ребята, посмотрите на экран, прочитайте название произведения.

- Как вы думаете, о ком или о чём будет произведение с таким названием? (предположения детей о том кого могут звать Листопадничком)

- Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?

- Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?

- Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка?

Вывод: мы попытались предположить, о ком пойдет речь, и что будет происходить в произведении, опираясь только на его название.


- Теперь проверим наши предположения и прочтём произведение. Я начну читать, а вы продолжите.

Слушать монолог учителя об авторе































Открыть учебники




Отвечать на вопросы







Читать произведение


П: строят речевое высказывания



Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;


Физминутка Пр.: физические упражнения

1-2 мин

- Повторяйте за мной движения

- Садитесь

Выполнять упражнения

Л: ориентировка на ЗОЖ

Решение частных задач

Сл.: Беседа по тексту; учебный диалог


Словесный:

Ответы на вопросы


Практический:

Комбинированное чтение





Словесный:

Ответы на вопросы


Практический:

Работа над характеристикой

героя


Пр.: чтение по ролям; поиск части


12 мин.

- Понравилось ли вам произведение? Чем?

- К какому литературному жанру это произведение относится? (Сказка о животных)

- Докажите (животные разговаривают, события нереальные)

- Назовите основных героев произведения. (Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)

- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

- Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?

- Каких страхов натерпелся Листопадничек?

- Расскажите, как зайчонок попал на болото. Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке?

- С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки?

- Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами.

- Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой?

- Найдите иллюстрации в книге, подберите к ним часть из текста.

Отвечать на вопросы



Доказывать свою точку зрения



Называть героев произведения


Анализировать поступок героя









Читать по ролям


Подбирать к иллюстрация слова из текста

П:слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;


П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;


П:строят речевое высказывание

Итог урока

Сл.: ответы на вопросы







Рефлексия

Словесный:

ответы на вопросы, самоанализ


домашнее задание

5 мин.

- Какую мысль хотел донести этим произведением до нас Соколов-Микитов?

-Чему вас научило это произведение?

(-Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)

- Какова основная мысль сказки? (нет ничего лучше, чем родной дом)


Закончите предложения:

Я узнал….

Мне было интересно…



Чтение рассказа

Де­лать нравственный выбор.



Оценивать свои достиже­ния.






Записывать домашнее задание

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

П: строят рассуждения

Р: осуществляют итоговый контроль.






Р: самоконтроль








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!