Актуализация знаний Словесный: Слово учителя. Сл.: ответы на вопросы Практический: Артикуляционное упражнение | 9 мин. | - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением одного известного писателя. Но сначала мы свами послушаем стихотворение. Вы мысленно нарисуйте картинку. (Стихотворение «Осень»). Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце только грустнее. Стаи птиц улетают, Прочь за синее море, Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснётся И заплачет спросонья - Какая картина предстала перед вами во время прослушивания стихотворения? -О каком времени года говорится в стихотворении? - Назовите признаки осени. - Какие животные и как готовятся к зиме? Речевая разминка (на слайде): Бобры добры идут в боры; Бобры для бобрят добры. - Прочитайте медленно. - Подготовьтесь читать скороговорку: • с вопросительной интонацией; • с восклицательной интонацией; • с ускорением; • быстро. - Ребята, а что вы знаете о бобрах? Расскажите - Сегодня на уроке вы узнаете больше о жизни бобров, прочитав произведение И.С. Соколова-Микитова. | | Р: принимать и сохранять уч. задачу Р: адекватно воспринимать оценку учителя П: осуществлять подвед. под понятие П: строить речевое высказывание Р: принимают и сохраняют уч. задачу |
Решение частных задач Сл.: монолог Сл: ответы на вопросы Работа с книгой: прогнозирование текста Сл.: диалог Практический: Комбинированное чтение; | 12 мин. | - Найдите в учебнике имя писателя. Как полностью звучит его имя? Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины. Детство он прожил в деревни. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету. Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины. Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе. С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним. Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки! - Ребята, посмотрите на экран, прочитайте название произведения. - Как вы думаете, о ком или о чём будет произведение с таким названием? (предположения детей о том кого могут звать Листопадничком) - Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему? - Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем? - Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка? Вывод: мы попытались предположить, о ком пойдет речь, и что будет происходить в произведении, опираясь только на его название. - Теперь проверим наши предположения и прочтём произведение. Я начну читать, а вы продолжите. | Слушать монолог учителя об авторе Открыть учебники Отвечать на вопросы Читать произведение | П: строят речевое высказывания Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
Решение частных задач Сл.: Беседа по тексту; учебный диалог Словесный: Ответы на вопросы Практический: Комбинированное чтение Словесный: Ответы на вопросы Практический: Работа над характеристикой героя Пр.: чтение по ролям; поиск части | 12 мин. | - Понравилось ли вам произведение? Чем? - К какому литературному жанру это произведение относится? (Сказка о животных) - Докажите (животные разговаривают, события нереальные) - Назовите основных героев произведения. (Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли) - Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась? - Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался? - Каких страхов натерпелся Листопадничек? - Расскажите, как зайчонок попал на болото. Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке? - С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки? - Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами. - Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой? - Найдите иллюстрации в книге, подберите к ним часть из текста. | Отвечать на вопросы Доказывать свою точку зрения Называть героев произведения Анализировать поступок героя Читать по ролям Подбирать к иллюстрация слова из текста | П:слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием; П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; П:строят речевое высказывание |
Итог урока Сл.: ответы на вопросы Рефлексия Словесный: ответы на вопросы, самоанализ домашнее задание | 5 мин. | - Какую мысль хотел донести этим произведением до нас Соколов-Микитов? -Чему вас научило это произведение? (-Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.) - Какова основная мысль сказки? (нет ничего лучше, чем родной дом) Закончите предложения: Я узнал…. Мне было интересно… Чтение рассказа | Делать нравственный выбор. Оценивать свои достижения. Записывать домашнее задание | П: строят речевое высказывание П: осуществляют синтез П: строят рассуждения Р: осуществляют итоговый контроль. Р: самоконтроль |