МБОУ «Ижевская СОШ»
Менделеевского муниципального района РТ
План – конспект урока
по литературному чтению в 3 классе
Выполнила : Тухбатова Чулпан Илдаровна
Группа: №3
2018 г.
Урок литературного чтения.
Класс: 3
Тема: Ю.Ермолаев «Проговорился»
Тип урока: знакомство с новым произведением.
Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой.
Задачи:
1.Совершенствовать предметные умения:
- прогнозировать содержание художественного произведения по заголовку, по иллюстрации;
- понимать смысл произведения при прослушивании;
- определять главную мысль произведения;
- задавать вопросы по содержанию и ответь на них;
- различать художественные жанры произведения;
2.Совершенствовать УУД:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-составить по аналогии собственный рассказ;
-давать оценку, осознавать уровень освоения;
Оборудование:
-учебник: Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2/[Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. - М. : Просвещение, 2017. – 179-181 с. : ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-046437 – 6.
Ход урока:
1 этап. Работа с текстом до чтения.
1.Антиципация.
-Сегодня на уроке литературного чтения мы рассмотрим произведение Ю.Ермолаева «Проговорился».
-Предположите, какого жанра это произведение: рассказ или сказка? (Возможные ответы детей). Записать разные варианты на доске.
-Признаки рассказа ( Рассказ - это литературное прозаическое произведение, главным признаком которого является небольшой объем. В рассказе, как правило, лишь одна сюжетная линия, редко встречается две, с небольшим количеством героев. Любой рассказ имеет повествовательный характер. )
-Докажите, почему рассказ? (Небольшой объем, повествовательный характер, мало героев, одна сюжетная линия ).
-Какого жанра это произведение?
-Посмотрите на иллюстрацию: как ведет себя попугай с девочкой Ирой? (на доске записываются варианты ответов)
(грубо разговаривает, не желает слушаться)
-Проверим наше предположение.
2.Постановка целей.
-Какого жанра это произведение? На этот вопрос найдем ответ. (Рассказ) Давайте, проверим.
2 этап. Работа с тестом во время чтения.
1.Чтение текста с использованием приемов соавтора.
Физкультминутка.
Все подняли руки - раз!
На носках стоит весь класс,
Два присели, руки вниз,
На соседа посмотри.
Раз! - И вверх,
Два! - И вниз,
На соседа посмотри.
Будем дружно мы вставать,
Чтобы ногам работу дать.
Раз - присели, два - поднялись.
Пусть мужает ваше тело.
Кто старался приседать,
Может уже и отдыхать.
2.Обобщающая беседа.
-Какого жанра это произведение? ( Рассказ).
-Назовите признаки рассказа ? (Небольшой объем, повествовательный характер, мало героев, одна сюжетная линия ).
3 этап. Работа с текстом после чтения.
1.Концептуальная (смысловая ) беседа по тексту.
Главная мысль в тексте.
(Девочка грубила бабушке, а со сверстниками, видимо, вела себя по-другому, а попугай своим поведением «проговорился» об ее поведении.)
-Найдите предложение в тесте, котором заключается главная мысль?
— Как не хочет? — возразил Ирочке Алеша. — Он нам очень многое сказал. Верно, ребята ?
2.Набор пословиц.
(Дети должны подобрать различные пословицы, удовлетворяющие содержанию теста)
Варианты пословиц:
Изба красна пирогами, а человек делами.
Труд кормит, а лень портит.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Землю красит солнце, а человека - труд.
Все тайное становится явным.
Не по виду суди, а по делам гляди.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Ученье – свет, а неученье - тьма.
Правда, что шило в мешке – не утаишь.
Вежливым человек должен быть всегда.
-Выберете главную пословицу, которая нам подходит.
(Вежливым человек должен быть всегда).
3.Творческое задание.
-Придумайте продолжение рассказа, чтобы у Ирочки все закончилось благополучно.
-Кто нашел главную мысль? (Встают те дети, которые выполнили задание).
Алгоритм оценки.
1.Какое было задание?
2.С заданием справиться удалось?
3.С заданием справился самостоятельно?
4.С заданием справился с ошибками или без них?
Ю.Ермолаев «Проговорился»
Папа с мамой купили Ирочке попугая. Ирочка тотчас же занялась дрессировкой. Она научила попугая мяукать, лаять, говорить: «Здравствуйте, ребята!». А как научила, захотела показать его своим одноклассникам. Пусть знают, какая она способная дрессировщица. ( С чего начинается рассказ? -Что говорится о Ирочке? -Какие намерения были у девочки? -Как автор относится к девочке?) Собралась с попугаем в школу, а бабушка к ней с просьбой:
— Сходи, Ирочка, в магазин за чаем.
— Вот ещё! — отказалась Ирочка. — Мне некогда! Отстань!
Она всякий раз так говорила бабушке, когда та просила её что-нибудь сделать: «Отстань!», «Некогда мне!» или «Вот ещё!». (-Как Ирочка общалась с бабушкой? Как это надо прочитать? )
Ирочка взяла клетку с попугаем и понесла ее в школу. Струйки теплого ветра несли с собой приятные запахи, светило солнышко, и Ирочка улыбалась, предчувствуя восторженные похвалы одноклассников. ( -Можно ли по описанию погоды сказать, какое настроение было у девочки? -Как вы понимаете выражение «предчувствуя восторженные похвалы»?)
В школе одноклассники окружили Ирочку:
— Спроси его что-нибудь! Пусть ответит.
— Сейчас спрошу. Только вы не шумите, — приказала Ирочка и обратилась к попугаю:
—Будь вежлив, Чико, и поздоровайся с ребятами. ( -Выразительно прочитайте, как девочка общалась с попугаем в классе.)
А попугай, вместо того чтобы сказать «Здравствуйте, ребята!», взъерошился весь и крикнул Ирочке:
— Отстань!- наверное , вспомнил , как Ирочка отвечает бабушке.
Ребята удивились, а Ирочка смутилась, но тут же снова спросила попугая: ( - Как вы считаете, почему получилась такая неприятность? - Ожидала ли Ирочка такого ?)
— А как кошка мяукает? Помяукай нам, Чико.
Попугай покосился на Ирочку своим фиолетовым глазом и прохрипел:
— Вот ещё!
— А как собачка лает? — чуть не плача, спросила Ирочка. — Полай собачкой, Чико!
— Очень нужно! Мне некогда! — прокричал попугай и, перепрыгнув с одной жёрдочки на другую, отвернулся от Иры.( - Как менялось настроение Иры? Почему оно менялось? - Получилась ли из девочки настоящая дрессировщица?)
Ребята засмеялись, а Ирочка рассердилась:
— Какой ты противный, Чико! Ничего говорить не хочешь. (-Какой урок получила Ира?)
— Как не хочет? — возразил Ирочке Алеша. — Он нам очень многое сказал. Верно, ребята? (- Почему Алеша говорит «Он нам очень многое сказал»? -Так о чем проговорился попугай? Что ребята узнали о девочке ? ) .