Открытый урок по литературному чтению
на тему "Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек"
Примакова Наталья Васильевна, учитель начальных классов
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: познакомить детей с рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»
Задачи:
- познакомить детей с биографией и рассказами Л.Н. Толстого, учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;
- развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения);
- совершенствование навыков чтения, развития речи;
- воспитание чувства уважения к пожилым людям, родителям.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
Предметные:
Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами.
Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по выставке книг и и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).
Личностные:
Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, карточки с частями половиц, карточка с определением значения слова притча, экран, мультимедийный проектор.
Используемые учебники и учебные пособия: учебник «Литературное чтение для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.)
Ход урока
Организационный момент
Речевая разминка. (Для отработки дикции.)
ШЛИ СОРОК МЫШЕЙ НЕСЛИ СОРОК ГРОШЕЙ,
ДВЕ МЫШИ ПОПЛОШЕ НЕСЛИ ПО ДВА ГРОША.
Прочитайте жужжащим чтением.
Прочитайте с удивлением, сердито, весело, с вопросительной интонацией. Прочитайте чётко и быстро.
Постановка темы и цели урока
- Ребята, внимательно посмотрите на доску.
- В этой записи зашифровано имя, отчество, фамилия известного русского писателя.
На доске: ЛВЕИВЧНТИОКЛОСЛТАОЕЙ
(Лев Николаевич Толстой)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
(Чтение произведения Л.Н.Толстого)
- Всё верно, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого
- Цели урока (дети самостоятельно называют цель и задачи урока)
– Прочитайте предложение. Как называются такие высказывания?
Семья в куче, не страшна и туча.
– Прочитайте пословицу, делая ударение каждый раз на другом слове.
Прочитайте:
– Как вы понимаете эту пословицу?
(если семья дружная, то никакие беды ей не страшны)
– Эта пословица будет как бы девизом нашего урока.
Проверка домашнего задания с использованием мультимедийной презентации
1. Биография Л.Н.Толстого (ученики выступает в роли учителя)
Слайд 1.
На экране вопросы:
1) Где жил Л.Н.Толстой?
2) Каким он был человеком?
3) Как Толстой помогал детям из бедных семей?
4) О чем он писал в своих рассказах для детей?
- Наша задача послушать рассказ и ответить на данные вопросы.
Слайд 2,3.
-Перед вами портрет Л.Н.Толстого, который родился в 1828 году, почти 200 лет назад. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для детей и взрослых.
Слайд 4,5.
-Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал ,что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился.
Слайд 6.
-Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.
Слайд 7.
-В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ребятами на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес.
Слайд 8.
-В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом.
2.Проверка восприятия материала.
Слайд 9 (с вопросами).
-Прочитайте первый вопрос, дайте на него ответ.
Ответы уч-ся: « Где жил Л.Н.Толстой?
Л.Н.Толстой жил в Ясной Поляне».
-Прочитайте второй вопрос ,дайте на него ответ.
Ответы уч –ся: «Каким он был человеком?
Он был трудолюбивым, добрым, умным человеком».
-Прочитайте третий вопрос, дайте на него ответ.
Ответы уч-ся: «Как Толстой помогал детям из бедных семей?
Толстой открыл школу, написал учебники и учил детей» .
-Прочитайте последний вопрос, ответьте на него.
Ответы уч-ся:«О чем он писал в своих рассказах для детей?
В своих рассказах он писал о дружбе, помощи слабым, о добре и сочувствии».
-Молодцы. Вы были внимательны, правильно ответили на все вопросы.
IV. Актуализация знаний учащихся.
- Л.Н.Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. Сегодня мы прочитаем три пословицы. Все они объединены одной темой. Только начало и конец у них перепутаны.
- Возьмите карточки.
- Прочитайте высказывания. С помощью карандаша соедините начало и конец высказываний так, чтобы получились верные пословицы.
Кто родителей почитает, и душа на месте
Вся семья вместе, чем родная матушка
Нет лучше дружка, тот вовек не погибнет
Слайд 8 .
1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
2.Вся семья вместе, и душа на месте.
3.Нет лучше дружка, чем родная матушка.
- Посмотрите на экран. У кого также получилось?
- Прочитайте первую пословицу.
- Что значит «почитает»? Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете?
- Прочитайте третью пословицу. Объясните ее смысл.
V.Физминутка
Раз, два, три, четыре
Кто живёт в нашей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех могу пересчитать.
Мама, папа, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой, щенок, сверчок и я.
Вот и вся моя семья.
VI . Подготовка к восприятию
- Какие жанры устного народного творчества вы знаете?
- С каким жанром знакомились на прошлых занятиях? (Басня)
- Что такое басня? (Басня - небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором существуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или мораль, совет)
- С этим понятием мы познакомились при изучении басен И.А. Крылова.
IVФормулирование темы урока
Слайды с фотографиями семьи, пожилых людей
-Расскажите, что вы видите на фотографиях. Сделайте свои предположения, о чем сегодня пойдет речь
( сегодня мы на уроке поговорим о семье, о пожилых, старых людях)
-Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношении в семье к старым людям.
-Что такое старость?
- Есть ли в вашей семье старые люди?
-Как вы о них заботитесь? (Ценим и уважаем, заботимся о них, помогаем им, утешаем их в трудную минуту, не обижаем их и не огорчаем их)
- Прочитайте названия этих книг и скажите с произведением какого писателя мы познакомимся?
(мы познакомимся с произведением Л.Н.Толстого)
-Но для того чтобы узнать о ком мы будем сегодня читать, отгадайте загадку
Он трудится не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед –
Мой родной, любимый …(дед)
- Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям.
-Прочитайте, как называется рассказ «Старый дед и внучек»
- Да, ребята, именно с этим рассказом мы с вами познакомимся на сегодняшнем уроке.
VII. Первичное восприятие текста. Рефлексия.
- Послушайте рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».
После прослушивания подумайте и продолжить своими словами 1 и 2 предложение данное на доске.
Я почувствовал …
Я задумался…
Читают подготовленные дети или слушают аудиозапись.
VI. Проверка первичного восприятия текста
- Что вы почувствовали? (Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко)
- О чём вы задумались? (Я задумался о том, как надо относиться к старым людям)
Ребята, вы прочитали рассказ, скажите мне на сколько частей можно поделить текст? (на 4)
А теперь давайте попробуем ответить на вопросы
- Назовите главных героев рассказа.(Дед, невестка, сын, внучек)
- Почему деда стали кормить за печкой?
- Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?
-Что случилось во время обеда за печкой?
- А как вы думаете почему дед уронил и разбил чашку?
-(Потому что он был бессильный, слабый, беспомощный, всё выполняет и со всем соглашается).
- Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким беспомощным?
VIII. Чтение текста детьми цепочкой.
IX. Выборочное чтение.
Найдите в тексте и прочитайте, почему дедушку не сажали за стол?
Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?
Зачем Миша делал лохань?
Почему родители Миши заплакали?
X. Логический анализ текста
Определение поучения рассказа
- Можно ли назвать рассказ поучительным?
(Он учит с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям)
- Какова идея этого произведения?
(Как ты будешь относиться, любить и уважать, своих родителей, так и твои дети будут относиться к тебе)
Определение актуальности рассказа «Старый дед и внучек»
-Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше время?
-Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь?
-В одной из частей домашнего задания я попрошу вас написать рассказ о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих родных и близких. К рассказу можно будет сделать рисунок или приложить фотографию.
3) Выбор пословицы для определения идеи рассказа .
1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
2.Вся семья вместе, и душа на месте.
3.Нет лучше дружка, чем родная матушка.
XI. Итог урока.
- С каким произведением познакомились на уроке?
- Кто автор?
- С какими словами познакомились? Что они обозначают?
Продолжите предложение
Я понял …
(Я понял, что нужно заботиться о стариках, родителях; любить и уважать их; что родным людям надо быть внимательными по отношению к друг к другу)
XII. Домашнее задание.
Составить рассказ о своей семье по плану.
XIII. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке (смайлики)
А ещё хочу раздать каждому из вас памятку «Советы детям»
Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.
Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.
Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.
Дарите цветы маме, бабушке, сестре пусть полевые или, даже нарисованные дарите их как можно чаще.
И помните слова Марины Цветаевой «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими»
Мои пожелания:
Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
- И всё это вам поможет жить в мире.
Кто родителей почитает, … если в семье вражда.
Не будет добра, … тот вовек не погибает.