СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению во 2 классе Тема: Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать уважение к старым людям, родителям.Учить давать характеристику героям.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению во 2 классе Тема: Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"»

Открытый урок по литературному чтению

на тему "Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек"

Примакова Наталья Васильевна, учитель начальных классов

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: познакомить детей с рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»

Задачи:

- познакомить детей с биографией и рассказами Л.Н. Толстого, учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;

- развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения);

- совершенствование навыков чтения, развития речи;

- воспитание чувства уважения к пожилым людям, родителям.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами.

Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по выставке книг и и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).

Личностные:

Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, карточки с частями половиц, карточка с определением значения слова притча, экран, мультимедийный проектор.

Используемые учебники и учебные пособия: учебник  «Литературное чтение для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.)

Ход урока

  1. Организационный момент

Речевая разминка. (Для отработки дикции.)

ШЛИ СОРОК МЫШЕЙ НЕСЛИ СОРОК ГРОШЕЙ,

ДВЕ МЫШИ ПОПЛОШЕ НЕСЛИ ПО ДВА ГРОША.

  • Прочитайте жужжащим чтением.

  • Прочитайте с удивлением, сердито, весело, с вопросительной интонацией. Прочитайте чётко и быстро.

  1. Постановка темы и цели урока

- Ребята, внимательно посмотрите на доску.

- В этой записи зашифровано имя, отчество, фамилия известного русского писателя.

На доске: ЛВЕИВЧНТИОКЛОСЛТАОЕЙ     

(Лев Николаевич Толстой)

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

(Чтение произведения Л.Н.Толстого)

- Всё верно, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого

- Цели урока (дети самостоятельно называют цель и задачи урока)

– Прочитайте предложение. Как называются такие высказывания?

Семья в куче, не страшна и туча.

– Прочитайте пословицу, делая ударение каждый раз на другом слове.

Прочитайте:

  • с удивлением,

  • с вопросительной интонацией,

  • с веселой интонацией,

– Как вы понимаете эту пословицу?

(если семья дружная, то никакие беды ей не страшны)

– Эта пословица будет как бы девизом нашего урока.

  1. Проверка домашнего задания с использованием мультимедийной презентации

1. Биография Л.Н.Толстого (ученики выступает в роли учителя)

Слайд 1.

На экране вопросы:

1)    Где жил Л.Н.Толстой?

2)    Каким он был человеком?

3)    Как Толстой помогал детям из бедных семей?

4)    О чем он писал в своих рассказах для детей?

- Наша задача послушать рассказ и ответить на данные вопросы.

Слайд 2,3.

-Перед вами портрет Л.Н.Толстого, который родился в 1828 году, почти 200 лет назад. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для детей и взрослых.

Слайд 4,5.

 -Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал ,что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно  того  человека, который всю жизнь трудился.

Слайд 6.

-Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

Слайд 7.

-В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ребятами на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес.

Слайд 8.

-В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом.



2.Проверка восприятия материала.

Слайд 9 (с вопросами).

-Прочитайте  первый вопрос, дайте на него ответ.

Ответы уч-ся: « Где жил Л.Н.Толстой?

Л.Н.Толстой жил в Ясной Поляне».

-Прочитайте второй вопрос ,дайте на него ответ.

Ответы уч –ся: «Каким он был человеком?

Он был трудолюбивым, добрым, умным человеком».

-Прочитайте третий вопрос, дайте на него ответ.

Ответы уч-ся: «Как Толстой  помогал детям  из бедных семей?

Толстой открыл школу, написал учебники и учил детей» .

-Прочитайте последний вопрос, ответьте на него.

Ответы уч-ся:«О чем он писал в своих рассказах для детей?

В своих рассказах он писал о дружбе, помощи слабым, о добре и сочувствии».

-Молодцы. Вы были внимательны, правильно ответили на все вопросы.

 IV. Актуализация знаний учащихся.

- Л.Н.Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к  пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. Сегодня мы прочитаем три пословицы. Все они объединены одной темой. Только начало и конец у них перепутаны.

- Возьмите карточки.

- Прочитайте высказывания. С помощью карандаша соедините  начало и конец высказываний так, чтобы получились верные пословицы.

Кто родителей почитает, и душа на месте

Вся семья вместе, чем родная матушка

Нет лучше дружка, тот вовек не погибнет



Слайд 8 .

 1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

2.Вся семья вместе, и душа на месте.

3.Нет лучше дружка, чем родная матушка.



- Посмотрите на экран. У кого также получилось?

- Прочитайте первую пословицу.

- Что значит «почитает»? Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете?

- Прочитайте третью пословицу. Объясните ее смысл.

V.Физминутка

Раз, два, три, четыре

Кто живёт в нашей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех могу пересчитать.

Мама, папа, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой, щенок, сверчок и я.

Вот и вся моя семья.



 

VI . Подготовка к восприятию

- Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

- С каким жанром знакомились на прошлых занятиях? (Басня)

- Что такое басня? (Басня - небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором существуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или мораль, совет)

- С этим понятием мы познакомились при изучении басен И.А. Крылова.

IVФормулирование темы урока

Слайды с фотографиями семьи, пожилых людей

-Расскажите, что вы видите на фотографиях. Сделайте свои предположения, о чем сегодня пойдет речь

( сегодня мы на уроке поговорим о семье, о пожилых, старых людях)

-Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношении в семье к старым людям.

-Что такое старость?

- Есть ли в вашей семье старые люди?

-Как вы о них заботитесь? (Ценим и уважаем, заботимся о них, помогаем им, утешаем их в трудную минуту, не обижаем их и не огорчаем их)

- Прочитайте названия этих книг и скажите с произведением какого писателя мы познакомимся?

(мы познакомимся с произведением Л.Н.Толстого)

-Но для того чтобы узнать о ком мы будем сегодня читать, отгадайте загадку 

Он трудится не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед –

Мой родной, любимый …(дед)

- Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям.

-Прочитайте, как называется рассказ «Старый дед и внучек»

- Да, ребята, именно с этим рассказом мы с вами познакомимся на сегодняшнем уроке.

VII. Первичное восприятие текста. Рефлексия.

- Послушайте рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

После  прослушивания подумайте и продолжить своими словами 1 и 2 предложение данное на доске.

Я почувствовал …

Я задумался

Читают подготовленные дети или слушают аудиозапись.

VI. Проверка первичного восприятия текста

- Что вы почувствовали? (Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко)

- О чём вы задумались? (Я задумался о том, как надо относиться к старым людям)

Ребята, вы прочитали рассказ, скажите мне на сколько частей можно поделить текст? (на 4)

А теперь давайте попробуем ответить на вопросы

- Назовите главных героев рассказа.(Дед, невестка, сын, внучек)

- Почему деда стали кормить за печкой? 

- Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

-Что случилось во время обеда за печкой?

- А как вы думаете почему дед уронил и разбил чашку?

-(Потому что он был бессильный, слабый, беспомощный, всё выполняет и со всем соглашается).

- Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким беспомощным?



VIII. Чтение текста детьми цепочкой.

IX. Выборочное чтение.

  • Найдите в тексте и прочитайте, почему дедушку не сажали за стол?

  • Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?

  • Зачем Миша делал лохань?

  • Почему родители Миши заплакали?

X. Логический анализ текста

  1. Определение поучения рассказа

- Можно ли назвать рассказ поучительным?

(Он учит с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям)

- Какова идея этого произведения?

(Как ты будешь относиться, любить и уважать, своих родителей, так и твои дети будут относиться к тебе)



  1. Определение актуальности рассказа «Старый дед и внучек»



-Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история  в наше время?

-Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь?

-В одной из частей домашнего задания я попрошу вас написать рассказ о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих родных и близких. К рассказу можно будет сделать рисунок или приложить фотографию.

3) Выбор пословицы для определения идеи рассказа .

 

1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

2.Вся семья вместе, и душа на месте.

3.Нет лучше дружка, чем родная матушка.

 

XI. Итог урока.

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто автор?

- С какими словами познакомились? Что они обозначают?

Продолжите предложение

Я понял …

(Я понял, что нужно заботиться о стариках, родителях; любить и уважать их; что родным людям надо быть внимательными по отношению к друг к  другу)




XII. Домашнее задание.

Составить рассказ о своей семье по плану.

XIII. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке (смайлики)

А ещё хочу раздать каждому из вас памятку «Советы детям»

  1. Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.

  2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.

  3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.

  4. Дарите цветы маме, бабушке, сестре пусть полевые или, даже нарисованные дарите их как можно чаще.

И помните слова Марины Цветаевой «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими»


Мои пожелания:

    • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

    • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

    • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

    • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

    • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире.



Кто родителей почитает, … если в семье вражда.
Не будет добра, … тот вовек не погибает.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!