ФИО - Шевелёва Ю.Н. ( учитель музыки) МБОУ « Савинская школа»
Урок музыки в 4 классе по теме « Светлый праздник»
УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина;
Цель: способствовать формированию восприятия музыки через претворение колокольных звонов в музыке русских композиторов.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Умение распознавать значение колокольных звонов
-Знать понятия: имитация, благовест, набат, трезвон
-Умение систематизировать изученный материал и информацию
-умение различать в музыке красоту родной земли и человека
-Знать историю возникновения праздника Пасхи
Метапредметные :
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни через искусство
- Развитие способности размышлять о значении колокола
- Развитие умения работать с разными источниками информации;
Личностные:
-Становление музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры;
- Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении творческих и учебных задач
Тип урока : изучение нового материала.
Форма обучения: фронтальная
Формы и методы обучения:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности ( словесный, наглядный, практический, обобщения, репродуктивный);
-методы стимулирования и мотивации;
-слушание музыки, вокальное пение
Используемые технологии:
- личностно-ориентированная технология
-здоровьесберегающая технология
-информационная технология
- коммуникативная технология
Средства обучения: учебник, презентация, видео и аудио фрагменты
Ход урока:
Определение темы.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы готовы к работе на уроке по музыке? У вас хорошее настроение? Глубоко сделайте вдох-выдох и приготовьтесь хорошо работать на уроке.
( Звучит колокольный звон)- Ребята , кто догадался , какие звуки сейчас звучали?
Дети: колокола.
Учитель: Правильно, а где можно услышать звучание колокола?
Дети: на колокольне в церкви, по телевизору (фильмы, телепередачи), в школе (на перемене, последнем звонке, звук школьного колокольчика возвещает о вступлении во взрослую жизнь).
Учитель: Ребята, вы догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Дети: о колокольном звоне.
Учитель: Да, наш урок будет посвящён этому замечательному явлению. Колокол в Древней Руси имел большое значение. Первое упоминание о колоколах отмечено в 10 веке, и на протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. Создание колоколов считалось делом Божьим. На Руси вылили первый колокол в 15 веке и превзошли западных мастеров и по красоте и по качеству звона! Самые лучшие колокола отливали в России, и были они настолько разными, звонкими да певучими, что в Суздале устраивали колокольные концерты, в которых были задействованы все колокола- и большие и малые.
- Можно ли колокол назвать музыкальным инструментом?
Дети: Да
Учитель: А почему?
Дети: Потому, что в звоне колоколов можно услышать мелодию.
Учитель: - Скажите, в какой светлый весенний праздник можно услышать мелодию колокольного звона?
Дети : В пасху.
Учитель: Да, именно в этот светлый праздник мы можем услышать один из самых красивых праздничных звонов, где звучат все колокола. Наша тема урока так и будет называться «Светлый праздник», посвященный Пасхе.
– В нашем поселке Савинский, вы слышали колокольный звон в день Пасхи?
Дети: Да.
Учитель: Сейчас вы внимательно посмотрите видеофрагмент « Пасхальный звон» нашего посёлка (Р. С.) опишите какие чувства, вызывала эта мелодия?
( слушание)
Дети: Да, мелодия звона очень красивая, светлая, ощущение праздника.
Учитель: Музыка колокольных звонов очень красива и необычна, и чтобы такая мелодия звучала надо этому учиться.
Учитель: Как вы думаете, как называется первая неделя после Пасхи?
Дети: Светлая.
Учитель: Правильно. Все семь дней в храме открыта колокольня и каждый может подняться и попробовать звонить в колокола. – Ребята, кто- нибудь из вас поднимался на колокольню и пробовал звонить в колокола в нашем храме? Какие эмоции при этом испытывали?
Ответы детей.
Изучение нового материала.
У: Существует несколько видов колокольного звона: переборы, затравка, будничный, малиновый перезвон. Мы познакомимся с некоторыми:
Набат- тревожные сигналы о бедствии. (слушание , слушание частых ударов в колокол).
Благовест- возвещал благую , радостную, добрую весть.
(слушание , сначала производится три редких, медленных, протяжных удара, а затем следуют удары собственно звон).
Получается, что колокола несут благую весть, празднуют вместе с людьми.
А когда звонили в несколько колоколов, но не вместе, а поочередно в каждый, начиная с большого колокола и заканчивая маленьким по несколько раз, тогда благовест назывался « колокольный перезвон» ( слушание)
Трезвон-звон в несколько колоколов. Он выражает христианскую радость, звучит в самые торжественные моменты богослужения.
Перед торжественными службами в воскресенье и праздники- сначала звонил благовест, а затем- трезвон.
У: Многим большим колоколам давали имена , например Лебедь, Сысой, Реут, но самый большой в России и в мире колокол всего один. Он называется Царь-колокол, он находится в Москве, только он не звучит, потому что от него откололся кусок и его не повесили на колокольню.
Учитель: Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам, это описано в разных видах искусства, например в стихах. Есть замечательное стихотворение « Колокольный звон» К. Бальмонт, которое нам расскажут ребята. Послушайте.
Как нежный звук любимых слов
На языке полупонятном
твердит о счастье необьятном
Далёкий звон колоколов.
В прозрачный час вечерних снов
В саду густом и ароматном
Я полон дум о невозвратном,
О светлых днях иных годов.
Не меркнет вечер, дорогая,
Теснится тьма со всех сторон,
И я напрасно возмущён
Мечтой утраченного рая,
И в отдаленье замирая,
Смолкает колокольный звон.
Актуализация знаний
Учитель: Спасибо, как я и сказала, колокольный звон был предметом воспевания в разных областях искусства, в том числе и в музыке. Русские композиторы часто включали колокольный звон в свои произведения. Вспомните, пожалуйста, в каких героико-патриотических произведениях звучали колокола? (если затрудняются, предлагаю поставить фрагменты из данных произведений.)
Ответы : Хор «Славься» из оперы « Иван Сусанин» М. И. Глинка , хор «Вставайте ,люди русские» из кантаты « Александр Невский» С.С. Прокофьева.
Учитель:- А теперь я предлагаю вам музыкальную загадку. Послушайте внимательно и подумайте, что же здесь звучит? ( звучит фрагмент из оперы « Борис Годунов» М. П. Мусоргский)
- Был ли слышен звон колокола?
Дети: Нет.
Учитель: Правильно. Звучала имитация звона инструментами симфонического оркестра. Как вы думаете, что означает слово « имитация»?
Дети: подражание или изображение.
Учитель: В искусстве, как и в жизни, имитация встречается очень часто, почти каждый человек умеет имитировать манеру разговора, жесты или мимику других людей, пение птиц, голоса животных. Часто композиторы пользовались этим приёмом в различных музыкальных произведениях. Сегодня, мы обратимся к творчеству С. Рахманинова, т.к колокол как символ России пронизывает всё его творчество. Послушайте фрагмент сюиты №1, постарайтесь догадаться , какой инструмент имитирует колокольный звон?
Слушание Сюита №1 « Светлый праздник»
Д: Ф-но,
Учитель . Правильно. причем не один , а два, которые играют по очереди и поэтому создаётся эффект звона.
У: ваши впечатления о прослушанной музыки?
Д.: Музыка звучит празднично, радостно, слышен непрерывный трезвон мелких колоколов.
Динамическая пауза.
( Слушать музыку устали , так давайте отдохнём . Руки мы в локте сожмём, разожмем, опять сожмём , разожмем. Полетаем словно птицы, взмах крылом и раз и два отдохнули.? Ну и славно! А урок продолжать пора.
У: У каждого колокола особенный, неповторимый голос, и тем не менее их можно разделить на несколько групп, по какому признаку это можно сделать?
Д: По размеру, по звону, по месту изготовления. У: Раз мы говорим о голосах, вспомните, как называется низкий мужской голос?
Д: бас
У: Высокий мужской голос?
Д: тенор
У: Голоса колоколов называют так же, как и голоса людей. Это не случайно. К колоколам относились как к людям. Их наказывали, отправляли в ссылку и даже брали в плен. Колокола размещались в специальном здании рядом с церковью. Откройте в учебнике стр. и посмотрите на иллюстрацию.
- Вспомните, как называется место , где расположены колокола?
Д: Колокольня
У: А верхнюю часть колокольни, где непосредственно подвешиваются колокола, называют звонницей. Как вы думаете, почему она так называется « звонница»?
Ответы детей.- потому что там звонят.
У : Правильно оттуда лился колокольный звон. Человека, который звонил в колокола, называют звонарь. Как вы думаете, лёгкое или трудное дело?
Д: трудное
У. Колокольня Ивана Великого расположенная на Соборной площади Московского Кремля имеет в четырёх ярусах37 колоколов. Ребята, я предлагаю попробовать себя в роли звонарей в ритмической игре.
1 ряд и 2 ряд- - долгие хлопки
3 ряд - короткие хлопки.
(Сначала репетируем по отдельности каждый ряд, а затем все вместе, каждый в своем ритме,). Красивые получились праздничные звоны!
А ещё в этот светлый праздник Пасха можно услышать красивые песни. Девочки подготовили песню. ( Исполнение)
Пасхальная песенка
Сегодня у окошка чирикнул воробей
Вставай скорее крошка
Проснись скорее,скорее
Уж всюду льётся пение
Христос воскрес,воскрес!
Сегодня воскресение!
Поют Земля и лес!
Сегодня воскресение!
Поют Земля и лес!
Христос воскрес
Воистину воскрес!
Христос воскрес
Нам радость шлёт с небес!(2р.)
И ты пой вместе с нами
Спасителю хвалу
Он яркими лучами
Рассеял ночь и мглу
Пусть всюду льётся пение
Христос воскрес,воскрес!
Сегодня воскресение!
Поют Земля и лес!
Сегодня воскресение!
Поют Земля и лес!
Христос воскрес
Воистину воскрес!
Христос воскрес
Нам радость шлёт с небес!(2р.)
Христос воскрес! Христос воскрес! Христос воскрес!
Обобщение изученного.
Скажите , большое значение имеет колокол в жизни человека?
Д: да
У: Светлый праздник мы ассоциируем со звоном колоколов, от этого окружающий мир становится светлее, ярче и красивей.
Я желаю вам, чтобы вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.
Рефлексия
- какие чувства у вас преобладали во время урока
- какие чувства испытывали во время исполнения песни
-о чём хочется после сегодняшнего урока рассказать друзьям близким,
- кого мы можем сегодня похвалить
У вас на парте лежат шаблоны колокольчиков, выразите своё отношение к уроку.
Домашнее задание : выписать в тетради интересные факты о колоколах.