СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по музыке " Светлый праздник" Для обучающихся 4 классов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока  по музыке " Светлый праздник" Для обучающихся 4 классов

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по музыке " Светлый праздник" Для обучающихся 4 классов»

ФИО - Шевелёва Ю.Н. ( учитель музыки) МБОУ « Савинская школа»

Урок музыки в 4 классе по теме « Светлый праздник»

УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина;

Цель: способствовать формированию восприятия музыки через претворение колокольных звонов в музыке русских композиторов.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Умение распознавать значение колокольных звонов

-Знать понятия: имитация, благовест, набат, трезвон

-Умение систематизировать изученный материал и информацию

-умение различать в музыке красоту родной земли и человека

-Знать историю возникновения праздника Пасхи

Метапредметные :

- Формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни через искусство

- Развитие способности размышлять о значении колокола

- Развитие умения работать с разными источниками информации;

Личностные:

-Становление музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры;

- Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении творческих и учебных задач

Тип урока : изучение нового материала.

Форма обучения: фронтальная

Формы и методы обучения:

- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности ( словесный, наглядный, практический, обобщения, репродуктивный);

-методы стимулирования и мотивации;

-слушание музыки, вокальное пение

Используемые технологии:

- личностно-ориентированная технология

-здоровьесберегающая технология

-информационная технология

- коммуникативная технология

Средства обучения: учебник, презентация, видео и аудио фрагменты



Ход урока:

  1. Определение темы.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы готовы к работе на уроке по музыке? У вас хорошее настроение? Глубоко сделайте вдох-выдох и приготовьтесь хорошо работать на уроке.

( Звучит колокольный звон)- Ребята , кто догадался , какие звуки сейчас звучали?

Дети: колокола.

Учитель: Правильно, а где можно услышать звучание колокола?

Дети: на колокольне в церкви, по телевизору (фильмы, телепередачи), в школе (на перемене, последнем звонке, звук школьного колокольчика возвещает о вступлении во взрослую жизнь).

Учитель: Ребята, вы догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Дети: о колокольном звоне.

Учитель: Да, наш урок будет посвящён этому замечательному явлению. Колокол в Древней Руси имел большое значение. Первое упоминание о колоколах отмечено в 10 веке, и на протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. Создание колоколов считалось делом Божьим. На Руси вылили первый колокол в 15 веке и превзошли западных мастеров и по красоте и по качеству звона! Самые лучшие колокола отливали в России, и были они настолько разными, звонкими да певучими, что в Суздале устраивали колокольные концерты, в которых были задействованы все колокола- и большие и малые.

- Можно ли колокол назвать музыкальным инструментом?

Дети: Да

Учитель: А почему?

Дети: Потому, что в звоне колоколов можно услышать мелодию.

Учитель: - Скажите, в какой светлый весенний праздник можно услышать мелодию колокольного звона?

Дети : В пасху.

Учитель: Да, именно в этот светлый праздник мы можем услышать один из самых красивых праздничных звонов, где звучат все колокола. Наша тема урока так и будет называться «Светлый праздник», посвященный Пасхе.

– В нашем поселке Савинский, вы слышали колокольный звон в день Пасхи?

Дети: Да.

Учитель: Сейчас вы внимательно посмотрите видеофрагмент « Пасхальный звон» нашего посёлка (Р. С.) опишите какие чувства, вызывала эта мелодия?

( слушание)

Дети: Да, мелодия звона очень красивая, светлая, ощущение праздника.

Учитель: Музыка колокольных звонов очень красива и необычна, и чтобы такая мелодия звучала надо этому учиться.

Учитель: Как вы думаете, как называется первая неделя после Пасхи?

Дети: Светлая.

Учитель: Правильно. Все семь дней в храме открыта колокольня и каждый может подняться и попробовать звонить в колокола. – Ребята, кто- нибудь из вас поднимался на колокольню и пробовал звонить в колокола в нашем храме? Какие эмоции при этом испытывали?

Ответы детей.


  1. Изучение нового материала.

У: Существует несколько видов колокольного звона: переборы, затравка, будничный, малиновый перезвон. Мы познакомимся с некоторыми:

Набат- тревожные сигналы о бедствии. (слушание , слушание частых ударов в колокол).

Благовест- возвещал благую , радостную, добрую весть.

(слушание , сначала производится три редких, медленных, протяжных удара, а затем следуют удары собственно звон).

Получается, что колокола несут благую весть, празднуют вместе с людьми.

А когда звонили в несколько колоколов, но не вместе, а поочередно в каждый, начиная с большого колокола и заканчивая маленьким по несколько раз, тогда благовест назывался « колокольный перезвон» ( слушание)

Трезвон-звон в несколько колоколов. Он выражает христианскую радость, звучит в самые торжественные моменты богослужения.

Перед торжественными службами в воскресенье и праздники- сначала звонил благовест, а затем- трезвон.

У: Многим большим колоколам давали имена , например Лебедь, Сысой, Реут, но самый большой в России и в мире колокол всего один. Он называется Царь-колокол, он находится в Москве, только он не звучит, потому что от него откололся кусок и его не повесили на колокольню.

Учитель: Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам, это описано в разных видах искусства, например в стихах. Есть замечательное стихотворение « Колокольный звон» К. Бальмонт, которое нам расскажут ребята. Послушайте.


Как нежный звук любимых слов

На языке полупонятном

твердит о счастье необьятном

Далёкий звон колоколов.

В прозрачный час вечерних снов

В саду густом и ароматном

Я полон дум о невозвратном,

О светлых днях иных годов.

Не меркнет вечер, дорогая,

Теснится тьма со всех сторон,

И я напрасно возмущён

Мечтой утраченного рая,

И в отдаленье замирая,

Смолкает колокольный звон.

  1. Актуализация знаний

Учитель: Спасибо, как я и сказала, колокольный звон был предметом воспевания в разных областях искусства, в том числе и в музыке. Русские композиторы часто включали колокольный звон в свои произведения. Вспомните, пожалуйста, в каких героико-патриотических произведениях звучали колокола? (если затрудняются, предлагаю поставить фрагменты из данных произведений.)

Ответы : Хор «Славься» из оперы « Иван Сусанин» М. И. Глинка , хор «Вставайте ,люди русские» из кантаты « Александр Невский» С.С. Прокофьева.



Учитель:- А теперь я предлагаю вам музыкальную загадку. Послушайте внимательно и подумайте, что же здесь звучит? ( звучит фрагмент из оперы « Борис Годунов» М. П. Мусоргский)

- Был ли слышен звон колокола?

Дети: Нет.

Учитель: Правильно. Звучала имитация звона инструментами симфонического оркестра. Как вы думаете, что означает слово « имитация»?

Дети: подражание или изображение.

Учитель: В искусстве, как и в жизни, имитация встречается очень часто, почти каждый человек умеет имитировать манеру разговора, жесты или мимику других людей, пение птиц, голоса животных. Часто композиторы пользовались этим приёмом в различных музыкальных произведениях. Сегодня, мы обратимся к творчеству С. Рахманинова, т.к колокол как символ России пронизывает всё его творчество. Послушайте фрагмент сюиты №1, постарайтесь догадаться , какой инструмент имитирует колокольный звон?

Слушание Сюита №1 « Светлый праздник»

Д: Ф-но,

Учитель . Правильно. причем не один , а два, которые играют по очереди и поэтому создаётся эффект звона.

У: ваши впечатления о прослушанной музыки?

Д.: Музыка звучит празднично, радостно, слышен непрерывный трезвон мелких колоколов.

  1. Динамическая пауза.

( Слушать музыку устали , так давайте отдохнём . Руки мы в локте сожмём, разожмем, опять сожмём , разожмем. Полетаем словно птицы, взмах крылом и раз и два отдохнули.? Ну и славно! А урок продолжать пора.


У: У каждого колокола особенный, неповторимый голос, и тем не менее их можно разделить на несколько групп, по какому признаку это можно сделать?

Д: По размеру, по звону, по месту изготовления. У: Раз мы говорим о голосах, вспомните, как называется низкий мужской голос?

Д: бас

У: Высокий мужской голос?

Д: тенор

У: Голоса колоколов называют так же, как и голоса людей. Это не случайно. К колоколам относились как к людям. Их наказывали, отправляли в ссылку и даже брали в плен. Колокола размещались в специальном здании рядом с церковью. Откройте в учебнике стр. и посмотрите на иллюстрацию.

- Вспомните, как называется место , где расположены колокола?

Д: Колокольня

У: А верхнюю часть колокольни, где непосредственно подвешиваются колокола, называют звонницей. Как вы думаете, почему она так называется « звонница»?

Ответы детей.- потому что там звонят.

У : Правильно оттуда лился колокольный звон. Человека, который звонил в колокола, называют звонарь. Как вы думаете, лёгкое или трудное дело?

Д: трудное

У. Колокольня Ивана Великого расположенная на Соборной площади Московского Кремля имеет в четырёх ярусах37 колоколов. Ребята, я предлагаю попробовать себя в роли звонарей в ритмической игре.

1 ряд и 2 ряд- - долгие хлопки

3 ряд - короткие хлопки.

(Сначала репетируем по отдельности каждый ряд, а затем все вместе, каждый в своем ритме,). Красивые получились праздничные звоны!

А ещё в этот светлый праздник Пасха можно услышать красивые песни. Девочки подготовили песню. ( Исполнение)

Пасхальная песенка

Сегодня у окошка чирикнул воробей 
Вставай скорее крошка 
Проснись скорее,скорее 
Уж всюду льётся пение 
Христос воскрес,воскрес! 
Сегодня воскресение! 
Поют Земля и лес! 
Сегодня воскресение! 
Поют Земля и лес! 

Христос воскрес 
Воистину воскрес! 
Христос воскрес 
Нам радость шлёт с небес!(2р.) 

И ты пой вместе с нами 
Спасителю хвалу 
Он яркими лучами 
Рассеял ночь и мглу 
Пусть всюду льётся пение 
Христос воскрес,воскрес! 
Сегодня воскресение! 
Поют Земля и лес! 
Сегодня воскресение! 
Поют Земля и лес! 

Христос воскрес 
Воистину воскрес! 
Христос воскрес 
Нам радость шлёт с небес!(2р.) 
Христос воскрес! Христос воскрес! Христос воскрес!




  1. Обобщение изученного.

Скажите , большое значение имеет колокол в жизни человека?

Д: да

У: Светлый праздник мы ассоциируем со звоном колоколов, от этого окружающий мир становится светлее, ярче и красивей.

Я желаю вам, чтобы вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.

Рефлексия

- какие чувства у вас преобладали во время урока

- какие чувства испытывали во время исполнения песни

-о чём хочется после сегодняшнего урока рассказать друзьям близким,

- кого мы можем сегодня похвалить

У вас на парте лежат шаблоны колокольчиков, выразите своё отношение к уроку.

Домашнее задание : выписать в тетради интересные факты о колоколах.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!