СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по музыке "С. Рахманинов. Сюита для двух ф-но №1. «Светлый праздник» (ч. 4)"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по музыке "С. Рахманинов. Сюита для двух ф-но №1. «Светлый праздник» (ч. 4)"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по музыке "С. Рахманинов. Сюита для двух ф-но №1. «Светлый праздник» (ч. 4)"»

Урок музыки №10 в 6 классе _____________________


Тема: Образы русской народной и духовной музыки.

С. Рахманинов. Сюита для двух ф-но №1. «Светлый праздник» (ч. 4)

Шестопсалмие (знаменный распев).

Песня сл. С. Сухарева, муз. Л. Сухарева «Ангел-хранитель»


Цель: - провести сравнительный анализ между понятиями «светская» и «духовная»

музыка; отметить их сходство в народности;

- познакомиться с вокальным жанром «псалом», разобрать историю его появления

и исполнения;

- формировать навык внимательного и отзывчивого слушания;

- воспитывать уважение к музыкальным традициям своего народа.


Тип урока: урок углубления в тему


Ход урока:

  1. Вход под «Колокольные перезвоны»

  2. Орг. момент, музыкальное приветствие.

  3. Актуализация. Проблемная ситуация.

- Кто был внимательным и обратил внимание на музыку, которая звучала перед уроком?

- С чем связана эта музыка? (с музыкой церкви, храма)

- Кто ее озвучил? (колокола)


4. Введение в тему урока.

История колоколов (4000 тыс. лет назад, первые в Китае (можно легенду про большой колокол). На Руси – конец Х века, с появлением христианства. Значение колоколов – призыв на церковную службу, праздники церковные, срочный сбор людей на вече – общее собрание для решения важного вопроса). Позднее - в музыке русских композиторов также появляется звон колоколов – натуральный или имитация, как это можно услышать в музыке С. Рахманинова.

4а. Слушание

С. Рахманинов. Сюита для двух фортепиано №1 «Светлый праздник» (ч. 4)

- Какие инструменты услышали? (рояль)

- Сколько их было? (настолько мастерски играл музыкант, что невозможно разделить на 2 инструмента - виртуоз)

- Голос какого другого муз. инструмента пытался исполнить рояль? (помощь через прослушивание фрагментов, определение – имитация голоса колокола – большого и малых – перезвонов)

-Можем ли мы данную музыку с имитацией колокольных звонов услышать в храме? (нет) Почему нет?

Действительно, нельзя, потому что эта музыка относится к жанрам светской музыки – музыки концертов, музыки для всех, мирская музыка. И чаще она имеет характер развлекательный, зачастую, бездумный.

4б. Запись темы урока

(разделить доску пополам: «СВЕТСКАЯ и ДУХОВНАЯ музыка»)

Композиторская музыка, связывающая мирскую жизнь людей с Божественной сущностью, появилась не сразу. Что ей предшествовало? (народные традиции) Народность духовной музыки заключается в основном музыкальном жанре – ПСАЛОМ – чтение молитвы нараспев, история появления которого имеет глубокие корни.

( Псалмы Давидовы по апокрифу, он писал их, не зная, откуда идет их "разум": слова ему шептал ангел. Жабы в болоте, бывшемвозле дворца, мешали кваканьем своим; тогда Давид приказал изгнать их, но потом царь 3 раза находил насвоем писании большую жабу, которая сказала: "не дам тебе хвалить Бога, как не даешь хвалить мне ты". Тогда Давид перестал их преследовать, сказав: "всякое дыхание да хвалит Господа". Всех П. было написано365. Псалтирь была запечатана и в ковчежке брошена в море, где находилась 80 лет. По смерти ДавидаСоломон сетями вытащил ковчежец, но в нем оказались только 153 псалма, которые и были положены воснову евр. богослужения. Потом П. снова были утеряны и найдены вновь Ездрой. И. Христос велелапостолам бросить сети, и те поймали 153 рыбы: "как Давид и Соломон наполнили весь мир псалтирнымучением, так и апостолы исполнили мир божества и правой веры рыбы были Новый Завет и крещениеГосподне". Любопытный апокриф этот называется: "Сказание о псалтири, како написася Давидом царем". (https://theological_encyclopedia.academic.ru/)

4в. Слушание «Шестопсалмие»

Как исполняется эта песня? ( на одном звукеунисон,

без муз.сопровождения – а капелла)

Как вы думаете, псалом – представитель светской музыки или.? Духовной, потому что во время пения псалмов человек задумывается о своей душе – отсюда и следующее направление в музыке – духовная музыка – музыка о душе, с религиозной основой, музыка о Боге. Самым древним образцом молитвы нараспев, народным образцом, является объединение в одну молитву 6 псалмов, что мы сейчас и послушали – Шестопсалмие.

Церковь Православная положила повторять эти шесть псалмов неотложно на каждой утрени (кроме Пасхальной), и в своем уставе заповедала: "Читать шестопсалмие не спешно, протяжно, во услышание всех. Когда читается шестопсалмие, говорит устав церковный, тогда подобает нам со всяким вниманием прилежно слушать, ибо сии псалмы исполнены покаяния и умиления. Мы должны произносить их с благоговением и страхом Божиим, как бы беседуя невидимо с Самим Богом, и молясь о грехах наших. В сие время отнюдь никто не смей шептать, плевать или кашлять, внимая словам Псалмопевца, держи руки сложенными у груди, наклони главу, а очи опусти вниз, взирая сердечными очами к востоку, и приводя себе на память смерть, будущую муку и жизнь вечную". (https://varvara.od.ua/)

Духовная музыка, как и вся музыка, имеет свое развитие и продолжение. Шестопсалмие – образец духовной народной музыки. Вспомните, какой композитор услышал музыку фресок и мозаик самого древнего Собора нашей Отчизны и воплотил чарующие звуки церковных росписей в классический образец? (В. Кикта Симфония «Фрески Софии Киевской»)

4в Слушание

В. Кикта. Симфония для арфы «Фрески Софии Киевской» . Орнамент

Помочь осознать важность духовной музыки нам сегодня поможет человек, который стоит на связующей линии между человеком и Богом – это священник, клирик Собора Трех Святителей отец Петр. Зададим ему вопросы.


  1. Диалог со священником. (вопросы детей)

- Какие колокола есть в нашем храме?

- Кто в них звонит?

- Какая духовная музыка звучит в нашем храме – народная или композиторская?

- Слушаете ли Вы светскую музыку?

- Как часто нужно слушать духовную музыку?

- Могут ли дети петь духовную музыку?


6. Работа над песней «Ангел-хранитель»

7. Итог урока: слушая духовную музыку человек преображается, демонстрируя свои лучшие черты и качества. Со светской музыкой нужно быть аккуратным, не слушать музыку бездумную, демонстрирующую насилие над человеком (соседями).

8. Д\з: выучить песню «Ангел-хранитель»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!