Урок обществознания
в 8 классе по теме:
«Личность и личный выбор»
Составила учитель истории и обществознания Сидоренко Ольга Анатольевна |
Цели и задачи урока.
В ходе урока учащиеся смогут:
Рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни
Задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач
Продолжить учебное сотрудничество при работе в малых группах
Развивать умение анализа документов
Сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей
Отказаться от реализации своих планов за счет других людей
Понять важность компромисса в общественной жизни
План урока:
Основные вопросы:
Что такое смысл жизни? В чем он состоит?
Есть ли в мире единственный смысл жизни или он у каждого свой?
Какие жизненные цели и задачи могут быть у человека?
Каковы различия в понимании счастья?
Как стать личностью с большой буквы?
Словарь урока:
Человек
Личность
Ценности
Моральный выбор
Совесть
Фатализм
Пессимизм
Скептицизм
Оптимизм
Цинизм
Конформизм
Компромисс
Счастье
Эпиграфы урока:
«Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым»
Стендаль
«Человек создан для счастья как птица для полета»
В.Г.Короленко
«Все без исключения стремятся к счастью. Это – мотив всех действий людей…»
Б.Паскаль.
«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого»
Л.Н.Толстой
«Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими»
Ж.Ламерти
Использованная литература:
Учебник «Обществознание» 9 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова,-
М., «Просвещение» 2018год
«Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8-9 классы под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Т.Кинкулькина – М., «Просвещение» 2008 год
Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба.— М., 1997.— С. 88.
Порядок проведения урока.
Этапы урока | Формы и методы | Ожидаемые результаты | Формы контроля и оценивания |
1.Мотивация | Анализ высказываний. «Мозговой штурм» | Учащиеся определяют понятие «счастье», обсуждают его сложность и многозначность. | Умение понять мысль автора, заключенную в высказывании, навыки устного выступления и сравнительного анализа |
2. «Дерево жизни» | Работа индивидуально и в малых группах. Заполнение схемы. Представление результатов. | Учащиеся создают «Дерево жизни», на котором отмечают свои жизненные цели и задачи, учатся договариваться и учитывать интересы каждого члена группы. | Умение иллюстрировать свои мысли примерами, навыки устного выступления. |
3.Работа с понятиями | Работа в группах. Обращение к тексту с понятиями. | Учащиеся формулируют основные понятия темы. | Точность и четкость определений, умения выделять понятия из текста. |
4.Изучение основной проблемы | Работа в группах | Учащиеся получают представление о различных отношениях к жизни и формируют собственный подход к смыслу жизни. | Умение выделять основное. Иллюстрация своих мыслей примерами. |
5.Закрепление полученных знаний | Работа с документом. | Учащиеся демонстрируют понимание изученного материала и умение определить по содержанию документа позицию его автора. | Определение на основании документа жизненной позиции автора. |
6.Подведение итогов | Общая дискуссия. | Учащиеся размышляют о своей жизненной позиции. | Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии. |
Ход урока.
1.Вступление.
Каждый из вас уже, вероятно, задумывался над тем, для чего человек приходит в этот мир, что он должен в нем сделать, как стать личностью с большой буквы, как совершить свой личностный выбор в жизни. Ответы на эти вопросы можно назвать поисками смысла жизни. Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле.
Далеко не сразу люди начинают искать ответы на эти сложные вопросы. Маленький ребенок просто не в состоянии охватить их своим разумом. Первоначально он стремится лишь к тому, чтобы мама никуда не уходила от него. Дети мечтают о новых игрушках, конфетках, мороженом… Они стараются подражать своим родителям, хотят как можно побыстрее вырасти. Придя в школу, дети стремятся получать как можно больше пятерок. Но чем старше становятся дети, тем сложнее им отвечать на вопрос, чего же они хотят от жизни, для чего пришли в этот мир.
2. Анализ высказываний о счастье, вынесенных как эпиграфы урока.
С какими высказываниями вы согласны?
Наиболее близкое вам по жизненным интересам высказывание выпишите себе в тетрадь.
Пусть каждый подумает о собственном понимании счастья, жизненного выбора и попробует найти ключевые термины, характеризующие эти чувства.
Группам раздаются карточки с вариантами продолжения фразы: «Счастье – это когда тебя …». Необходимо обсудить в группе и прикрепить данное продолжение доске:
Жалеют
Уважают
Понимают
Боятся
Любят
Обеспечивают
Защищают
Развлекают
Слушаются
Выявляется наиболее распространенное определение. То, которое ближе им, учащиеся выписывают себе в тетрадь.
Вывод учителя – человек становится счастливым, когда воплощаются в жизнь поставленные им цели и задачи.
3. «Дерево жизни».
Чтобы определить главные и второстепенные цели и задачи, мы нарисуем дерево.
Корень дерева – момент вашего рождения,
ствол – вся дальнейшая жизнь,
ветви – те задачи, которые предстоит решать в течение жизни (личные, образовательные, профессиональные, нравственные, творческие, государственные),
вершина дерева – то самое важное, что вы представляете в своей жизни. Может быть несколько вершин.
Каждый из вас должен задуматься, какие ветви будут толстыми, прочными, а какие, наоборот, будут более тонкими и хрупкими.
В зависимости от того, какие цели и задачи человек считает самими главными в жизни, определяется его личностная направленность.
После индивидуального выполнения задания группа создает общий проект дерева или выбирает наиболее распространенные варианты жизненных целей.
4.Работа с понятиями.
Каждая группа получает карточки с набором понятий и определения. Необходимо из предложенного набора определить, о каком понятии идет речь и прикрепить на доску:
Человек
Личность
Ценности
Моральный выбор
Совесть
Фатализм
Пессимизм
Скептицизм
Оптимизм
Цинизм
Конформизм
Компромисс
Счастье
1.) Представление, согласно которому человек не властен изменить свою судьбу, все заранее предопределено и решено (фатализм)
2) Убеждение, согласно которому мир есть зло и в будущем человека не ждет ничего хорошего, безнадежность, уныние (пессимизм)
3) Воззрение, согласно которому существующий мир есть лучший из миров, а человеческая жизнь в дальнейшем будет улучшаться (оптимизм)
4) Система взглядов на мир, выражающая сомнение в рациональности поступков людей, их разумности и целесообразности; любой факт подвергается сомнению (скептицизм)
5) Отрицательное отношение к общепринятым правилам морали и нравственности, этическим нормам поведения (цинизм)
6) Позиция человека, всегда приспосабливающегося к другим людям и обстоятельствам.
(конформизм)
7) Умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем, отказаться от некоторых своих целей ради общего согласия (компромисс)
8) Чувство предельного удовлетворения своих желаний и мечты, радость от сознания своей самореализации, нужности, востребованности другими людьми (счастье).
5.Работа в группах с документами
Текст 1. О личности
В. Э. Чудновский — современный отечественный ученый, педагог, психолог.
В слове «личность» отражается наиболее существенное в человеке — его «сердцевина», ядро... потребности, интересы, склонности... взгляды и убеждения. Личность — наисложнейшая система... И наиболее важным... в этой системе является то свойство человека, которое выражается в способности не только становиться над обстоятельствами, преобразуя их в соответствии с собственными целями, но и «сделать себя самого», «строить» и реализовывать «модель» будущей жизни.
Конечно, далеко не каждый человек достигает такого уровня развития. Противоположным полюсом является податливость внешним обстоятельствам, зависимость от ситуации. Ситуационность, характерная для маленького ребенка, в ходе воспитания и развития личности должна быть преодолена. Но так бывает далеко не всегда... По данным специально проведенных исследований ситуационность характерна для многих «трудных» подростков, которые стоят на «грани» между обычными школьниками и малолетними правонарушителями. Она является как бы психологической предпосылкой совершения правонарушений. Сам образ жизни такого подростка — наглядное воплощение ситуационности поведения. Они больше всего любят праздность — бродить по улицам, сидеть в подъездах, завязывать случайные знакомства... Большинство из них ограничивает свои интересы удовлетворением примитивных или общественно вредных потребностей... У них... слаба нравственная мотивировка поступка.
Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба.— М., 1997.— С. 88.
Вопросы и задания: 1. Какое свойство человека, по мнению автора фрагмента, является наиболее важным в сложной системе личности? 2. Объясните, как вы понимаете следующие выражения: «способность становиться над обстоятельствами, преобразуя их в соответствии с собственными целями», «сделать себя самого», «строить и реализовывать модель будущей жизни». (Если у вас возникнут затруднения, посоветуйтесь с кем-нибудь из взрослых.) 3. Сопоставьте характеристики личности: приведенную в тексте учебника и изложенную в данном фрагменте. Что вы находите в них общего? Какие видите новые, дополнительные черты? 4. Чем опасен противоположный полюс развития человека — податливость внешним обстоятельствам, зависимость от ситуации? Почему важно уметь преодолевать ситуативность? 5. Привлекая материал учебника, объясните, каким путем следует идти, преодолевая в себе податливость, ситуативность, формируя свою личность, «делая себя самого».
Текст 2. О ценностях
Д. С. Лихачев (1906—1999) — ученый и общественный деятель, академик Российской академии наук
Самая большая ценность в мире — жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении — ив прошлом, и в настоящем, и в будущем...
В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.
Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном.— М., 1989.— С. 24, 238.
Вопросы и задания: 1. Какова главная мысль каждого из приведенных фрагментов? 2. Сопоставьте главные мысли этих фрагментов. Если вы решите, что они противоречат друг другу, постарайтесь это доказать. Если же, напротив, увидите, что они дополняют друг друга, объясните, почему вы так считаете. 3. Найдите в тексте учебника (раздел «Понятие ценности») мысли, созвучные тем, которые высказаны в этих отрывках.
Текст 3. О чувстве ответственности
И.А.Ильин (1883—1954) —русский философ, изгнанный большевиками из России в 1922 г., умер за границей.
Как это просто, ясно и бесспорно: человеку подобает жить... действиями и соответственно отвечать за эти действия... Так созерцал; так возлюбил; так выбрал; так совершил; и потому признаю это деяние моим деянием... и принимаю на себя ответственность за совершенное, признаю свою ошибку за ошибку, свое «заранее обдуманное намерение» признаю за таковое,— и вина моя, и заслуга (если она есть) моя, и последствия мною совершенного я готов нести и за них отвечать. Неспособный к этому не может считать себя ни деятелем, ни человеком с характером, ни морально зрелой личностью, ни творцом культуры, ни воспитателем, ни врачом, ни священником, ни солдатом, ни судьей, ни политиком, ни гражданином. Он есть робкий обыватель, трус, карьерист или ловчила. Он сам себе не доверяет; а потому и ему не следует доверять. В старой Руси про таких людей говорили: «бегун и хороняка».
Ильин И. А. Путь к очевидности.— М.,
Вопросы и задания: 1. Сформулируйте основную мысль отрывка. 2. Подберите синоним (слово, совпадающее или близкое по смыслу) к слову «действие»; подберите антоним (слово, противоположное по смыслу) к этому же слову. Как вы думаете, что имеет в виду автор, когда утверждает, что человеку подобает жить действиями? Как еще человек может проявить себя в жизни? 3. Найдите в тексте слова, отражающие отношение автора к человеку безответственному. Подумайте, почему такому человеку отводится столь низкое положение в общественной жизни и почему такие люди вызывают презрительное отношение окружающих.
6. Выводы учителя
Каждый человек , кто явно, кто скрыто, мечтает о счастье и стремится к нему. Что же такое счастье? Каждый понимает его по-своему. Для одного – получение большого богатства. Для другого – успешная карьера, обретение больших постов и власти. Для третьего – это создание теплого и любящего семейного круга, в котором все помогают друг другу, живут во имя друг друга.
6. Домашнее задание
1)Предлагаю дома вместе с родителями задуматься о своих жизненных интересах, интересах вашей семьи, заполнив таблицу:
Виды интересов | Примеры |
Духовные | Музыка, чтение книг, посещение театра |
Материальные | Красиво одеться, купить машину |
Сиюминутные | Посмотреть фильм |
Кратковременные | Ремонт квартиры |
Долгосрочные | Дружба, счастье, любовь |
2)Прочитать п.48 «Личность и личный выбор» и письменно в тетради ответить на вопрос№1 на стр. 321
7Подведение итогов урока.
Награда ученикам за работу – памятные медали об уроке:
« Ты – счастливый человек!»
8 Быть человеком.
Быть человеком – что это значит?
Просто жалеть, если рядом плачут,
Быть справедливым во всех деяньях,
Ближнего разделять страданья.
Быть человеком – значит быть добрым,
К людям внимательным быть и скромным.
Быть человеком – значит быть выше,
В слове вернее, в помыслах чище.
Будь поскромнее в своих желаньях,
Помни хорошее в расставаньях.
Людям дари уважение, ласку,
А не истерики шок и встряску.
Не пресмыкайся перед сильнейшим,
Не раболепствуй перед умнейшим.
Маленький ты или с чинами –
Все перед Богом равны мы с вами.
Злу же на свете нет оправданья:
Сколько приносит оно страданья!
Злом человек оскверняет душу –
Людям такой человек не нужен!
Чтобы не стал ты таким уродом,
Бедным, больным помогай, сиротам.
Слабых не обижай стариков:
Сам ведь будешь когда-то таков.
Ближних своих не съедай речами –
Как же в этом грешны мы с вами!
Заповеди даны человеку,
Чтоб выполнять их от века до века.
Правы, не правы – Бог вас рассудит,
И по делам вам вашим и будет.
Быть человеком – что это значит?
Многим задуматься, не иначе…
11