СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по окружающему миру 2 класс на тему: "Родная страна. Россия – многонациональное государство. Знакомство с государственной символикой (герб, гимн, флаг)."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рразработка урока по окружающему миру 2 класс. Игры и занимательные задания.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по окружающему миру 2 класс на тему: "Родная страна. Россия – многонациональное государство. Знакомство с государственной символикой (герб, гимн, флаг)."»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2» г. Оренбурга.
















РАЗРАБОТКА УРОКА


по окружающий мир (человек, природа, общество).


Родная страна. Россия – многонациональное государство. Знакомство с государственной символикой (герб, гимн, флаг).



2 «а» класс










Мартынова Светлана Алексеевна


учитель начальных классов

высшей категории











2018 – 2019 уч.г.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2» г. Оренбурга.


Урок окружающий мир (человек, природа, общество).

2 «а» класс. (программа III вид; вариант 3.2)

Дата: 12.10.18.

Учитель: Мартынова Светлана Алексеевна

Тема урока: Родная страна. Россия – многонациональное государство. Знакомство с государственной символикой (герб, гимн, флаг).

Цель урока: формировать познавательный интерес о многонацио­нальной стране Россия.

Задачи урока:

Образовательная: актуализировать знания о понятиях столица, страна, символы, познакомить детей с различными национальностями, традициями, языком, культурой народов России.

Коррекционно – развивающая: Развивать у учащихся коммуникативные навыки, речь, развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия; развивать мыслительные процессы и операции, развивать координацию движений, формировать пространственно-временные ориентировки. 

Воспитательные: воспитывать культуру поведения, воспитывать чувство гордости за свою страну.

Планируемые результаты:

Предметные: узнают полное имя своей родной страны; познакомятся с целями и задачами раздела и урока; научатся приводить примеры народов России, различать государственные символы России, уважительно относиться к Родине, её символам.

Метапредметные:

Познавательные: анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; осуществлять поиск и сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: энциклопедии, краеведческая литература, рисунок, таблица, тексты СМИ).

Регулятивные: вносить необходи­мые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно воспринимать предложения учите­лей, товарищей, по исправлению ошибок.

Личностные:

Коммуникативные: вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя.

 Методы:

  • Осязательный

  • Словесный

  • Поисковый

  • Проблемный

  • Системно-деятельностный подход.

Формы организации урока:

  • Индивидуальная

  • Фронтальная

Тип урока. изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

Средства обучения: учебник «Окружающий мир» 2 класс; флаг, герб, ноутбук.

Ход урока.

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела. 
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.

Всем, всем добрый день! 
Прочь с дороги наша лень! 
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

2.Актуализация знаний.

  • Какая самая большая звезда на небе? (Солнце.)

- Можно ли все светящиеся точки на небе назвать звёздами? Что это за небесные тела?

  • Давайте перечислим их. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.)

  • Вы назвали планеты в какой последовательности? (В порядке удаления их от Солнца.)

  • Какая самая большая планета? (Юпитер.)

Какая планета проходит самый маленький путь вокруг Солн­ца? (Меркурий.)

— Сколько планет в Солнечной системе? (8.)

- Как называется планета, которая окружена кольцами огром­ных размеров? (Сатурн.)

- Как называется красная планета? (Марс.)

— На какой планете есть жизнь? (Земля.)

- Как называется планета на которой мы живём? (Земля)

3. Определение темы и цели урока. Мотивация к учебной деятельности.

Звучит песня «С чего начинается Родина?» (сл. М. Матусовско-го, муз. В. Баснера).

4. Самоопределение к деятельности.

- Кто из вас догадается, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Ответы детей)

- Сегодня мы поговорим об истории нашей страны, ведь каж­дый из нас является жителем России и её гражданином. И все мы рано или поздно задаём себе вопросы: «Кто мы? Откуда мы? Что такое Родина? С чего она начинается? Какие есть символы у нашей страны?».

Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?

«Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за этим боль­шим и ёмким словом - Родина. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями и друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это ма­ленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и пре­красна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего на­рода. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней од­ной жизнью». 

    1. Усвоение знаний и способов действий.

- Как называется наша Родина? (Наша Родина - Россия.)

— Наша Родина очень велика. Так велика, что над её простора­ми почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлёвских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске-Камчатском наступает полночь.

Мать Россия моя, С чем тебя мне сравнить, Без тебя мне не петь, Без тебя мне не жить.

Все, что в сердце моём, Все, чем в жизни живу, Все, что было и есть, Я Россией зову.

Вот она какая, Россия - Русь, широкая и великая! И везде жи­вут люди. А как всех их можно назвать одним словом? (Россияне.)

Но национальности у россиян разные. Россия - единое мно­гонациональное демократическое государство. Её населяют более 150 национальностей, народностей и этнических групп.

Много народов живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордовы, чеченцы, баш­киры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург. Все они объе­динились в одно большое государство - Россию, или Российскую Федерацию.

Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. По-разному звучат на просторах нашей страны русская «Калинка», зажигательная «Лезгинка» и казацкая плясовая.

— Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодёжь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: « ...государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина неза­висим^ от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществен­ным объединениям».

- Что такое Конституция? (Основной закон нашей страны.)

- В Конституции записано, что мы должны с уважением отно­ситься к государственным символам страны. Что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете?(Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн.)

- Во всём мире люди обращают взоры к государственным сим­волам своей страны. Происходит это потому, что эти символы как бы говорят людям: «Вы не одиноки в этом мире, за вами - ваша страна». И люди знают, что у их страны многовековая и славная история, что их предки под этими знамёнами, гербами, иконами выстояли в самых страшных испытаниях. А раз выстояли предки, значит, и они выстоят. И душа наполняется гордостью за своё Оте­чество. Человек гордится Родиной - значит готов помогать ей, го­тов защищать ее.

На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разны­ми. Но исторически сложилось так, что государство имеет три ос­новных символа: Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн. Поэтому эти символы называются государ­ственными.

6. Физминутка – палчиковая гимнастика.

Раздвигайте круг пошире.

Становитесь в круг играть.

Мы - веселые лучи.

Мы — резвы и горячи. (Прыжки на месте.)

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

Раз, два — вперед нагнуться! (Наклоны вперед.)

Три, четыре — быстрей чуть-чуть!

Приподняться, подтянуться, (Прогнулись, руки вверх.)

Глубоко потом вдохнуть.

Раз, два — назад прогнуться,

Не сгибать колен ничуть.

Раз, два, три, четыре,

Взмах руками, ноги шире! (Махи руками.)

Раз, два, три, четыре, пять! (Прыжки на месте.)

Стали бегать и скакать!

7. Закрепление знаний и способов действий.

- Что такое герб? Где можно увидеть герб? (Ггрб - эмблема. Его можно увидеть на флагах, монетах, печатях и официальных документах.)

Главный символ любого государства - его герб. В нём в образ­ной форме выражена государственность страны.

- Рассмотрите герб современной России. Что на нём изображе­но? Что вы знаете об истории современного герба России?

На Руси в некоторых княжествах, в частности Московском, за­долго до принятия христианства символом был сражающийся всадник. Его называли Ездец. Он сражается со Змием - олицетво­рением зла. В образе змия - Змея Горыныча из русских сказок — наши предки представляли орды кочевников (печенегов и полов­цев), своими набегами терзавших русскую землю.

После крещения Руси Ездец старанием церкви превратился в Святого Георгия Победоносца.

Герб России - двуглавый Орёл, на своих мощных крыльях взмы­вающий над страной, более четырех столетий олицетворял нашу державу. Немного найдётся в мире таких долговечных гербов!

Две головы Орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов: русских, укра­инцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях Орла - образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отече­ства.

Грудь Орла, защищенная щитом с изображением Святого Геор­гия Победоносца, указывает на державную преемственность Рос­сии от Руси Московской и на Москву как на собирательницу и за­щитницу земель русских. И недаром на пороге XXI века двуглавый Орёл снова становится символом России.

— Что такое флаг? (Флаг — прикреплённое к древку полотнище определённого цвета или нескольких цветов.) Где можно увидеть флаги?

Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флего», что означало «ожигать, озарять, гореть».

Из глубины веков пришёл в нащи дни нынешний Российский государственный флаг. Он представляет собой прямоугольное по­лотнище из трёх одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего и нижняя - красного цветов. Именно такой флаг развевается сейчас над Кремлём в Москве. Именно он символизирует нашу Родину с её очень непростой судь­бой и её славным прошлым. Флаг как бы напоминает нам: предки ваши всё выдержали, значит, выдержите и вы. Трёхцветный флаг появился в России еще в XVII веке.

Откуда же взялись эти три цвета Российского государственного флага? Есть предположение, что Пётр Первый позаимствовал эти цвета у древнего города Москвы. Белый конь, синий плащ, красное поле - основные цвета этого древнего символа Москвы. Красный, белый и синий цвета были широко распространены в одежде рус­ского народа. По русским понятиям XVII-XIX веков белый цвет символизировал мир, чистоту, правду, благородство; синий цвет символизировал небо, верность, веру; красный цвет - смелость, доброту, честность, огонь и кровь.

- Часто ли вам приходится встречать Государственный флаг Рос­сии? Где? В какой ситуации?

- Послушайте Государственный гимн России. Учащиеся слушают Государственный гимн России стоя.

- Какая это музыка по характеру? (Торжественная музыка, красивые слова. Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появля­ется гордость.)

Помимо флага и герба высшим символом государства является гимн - тожественное музыкальное произведение. В переводе с гре­ческого языка гимн – это торжественная песнь. При исполнении гимна люди, слушающие его, встают. Так они проявляют уважение к государству, чей гимн звучит.

- Знаете ли вы слова нового гимна России?

-Часто ли вам приходится слышать Государственный гимн России?

8. Первичная проверка понимания.

1. Работа по учебнику стр. 5.

Учитель читает гимн.

- Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы попробуйте догадаться что это? (гимн)

2. Вопросы:

  1. Как называется наша страна?

  2. Как называются люди, живущие в нашей стране?

  3. Что такое символ?

4.Какой город является столицей России?

  1. Какие символы государства вы знаете?

  2. Что означает слово «герб»?

  3. Что изображено на гербе России?

  4. Что означает орёл на российском гербе?

8. Опишите флаг России.

  1. Что означает каждый цвет на флаге?

  2. Что означает слово «гимн»?

  3. Как слушают гимн на церемониях?

  4. Когда можно услышать гимн?

- Молодцы! Вы хорошо поработали. Какие чувства вы испыта­ли на сегодняшнем уроке?

8. Рефлексия учебной деятельности (Итог). Домашнее задание.

- Ребята, у вас на партах лежат солнышки и тучки, кому понравился наш урок, кто все понял, кому было комфортно на уроке - поднимите солнышко. Кому было непонятно, не комфортно - поднимите тучку.

Я повторил(а) …

Я узнал(а) новое …

Было интересно …

Было трудным …

Домашнее задание: стр. 4-5 отвечать на вопросы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!