СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по окружающему миру 3 класс "Надёжная защита организма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по окружающему миру 3 класс "Надёжная защита организма"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по окружающему миру 3 класс "Надёжная защита организма"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.

"НАДЁЖНАЯ ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА"

Тип урока: введение нового материала.

Задачи деятельности учителя: Создать условия для формирования учебно-познавательного интереса к изучению своего организма и его органов в ходе коллективной и групповой деятельности в сотрудничестве с учителем.

Цели:

• рассмотреть строение кожи, дать представление об органе осязания, определить свойства кожи;

• создать условия для развития у учащихся внимания, логического мышления, диалогической и монологической речи, памяти;

• развивать практические навыки, наблюдательность.

Задачи:

• рассмотреть строение кожи;

• расширить представление обучающихся о свойствах кожи,

• закрепить знания по уходу за кожей;

• пополнить словарный запас обучающихся.

Формирование УУД

Познавательные:

• развивать умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, разрабатывать план ее решения;

• извлекать информацию, перерабатывать ее, делать выводы и обобщения, представлять их в виде таблицы.

Регулятивные:

• создавать условия для самостоятельного определения целей и задач урока;

• корректировать выполнение задания в соответствии с представленной инструкцией.

Коммуникативные:

• развивать умение участвовать в диалоге, слушать и слышать своих партнеров в ходе парной и фронтальной работ;

• формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою точку зрения.

Личностные:

•Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; оценивать достижения на уроке; выполнять практическую работу; определять личностный смысл учения.

Оборудование: проектор, экран, учебник, компьютер, презентация «Кожа – надёжная защита организма», лупы, стёклышки, гуашь, салфетки, лист «Практическая работа», мешочек, губка, прозрачная ёмкость, ёлка, коробочка с одеждой, мультфильм «Лечение Василия», бинты, мыло, крем губка, влажные салфетки


Ход урока:

Этапы


Деятельность учителя

Деятельность ученика



I. Орг.момент.

Настрой на урок.


Здравствуйте, ребята! Меня зовут Евгения Владимировна . Я проведу у вас урок окружающего мира.

С каким настроением нужно работать на уроке . Молодцы, ребята, я с вами согласна! Ведь недаром в народе говорят, хорошее настроение – залог успеха, хорошее настроение – половина дела.

Я тоже вам желаю удачной работы.

- Настраиваются на урок


- С хорошим, радостным



II. Постановка проблемы, формулирование темы урока.









Послушайте отрывок из книги " Я- человек, ты- человек"

- Этот Павлик - такой безобразник носится на велосипеде как сумашедший. Свалится на асфальт, обдерёт себе колено, а меня жжёт настоящий огонь. Я говорю "как огнём", потому что я-то знаю, как жжёт настоящий огонь. Ведь Павлик вечно играет со спичками. А то ещё полезет в такую ледяную воду, что я готова сползти с его ног. Что это за жизнь?

- Интересно кто же это так убивается?

- Так о чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

- А что вы знаете о коже?

- Итак сегодня мы поговорим о коже и её значении.

Давайте откроем учебники на стр. 130 и прочитайте тему урока.

- Сегодня мы с вами постараемся доказать, что кожа не просто наша одежда, а надёжная защита организма.








-Кожа

- О коже

- Кожа – наша одежда.

-- Узнать , что такое кожа. Для чего она нужна, Узнаем о свойствах кожи человека.

Кожа – надёжная защита организма.

III. Поиск решения проблемы.



Совместное открытие знаний.













Практическая работа. Работа в парах.




























Игра «Волшебный мешочек».




























Игра "Доктор"





V. Закрепление первичных знаний.
























































































VI. Закрепление полученных знаний.

Просмотр мультфильма «Лечение Василия».






VII. Рефлексия.









































































VIII. Итог урока

























IX. Домашнее задание.


Кожа огромный орган нашего тела. Она состоит из 3 слоёв. Внутреннее строение кожи очень сложное. Об этом вы узнаете на уроках биологии в старших классах.

1) Самый нижний слой- ГИПОДЕРМА (или подкожный жир, глубокий слой, помогает телу человека сохранять тепло, смягчать удары)

2) Второй слой - ДЕРМА( это и есть кожа, в ней находятся сальные

железы, которые выделяют жир)

3) Самый первый слой- наружный покров тела человека или ЭПИДЕРМИС, который защищает кожу от повреждений.

Наиболее подробно мы остановимся на верхнем слое.

- Сегодня мы будем проводить опыты, наблюдать и делать выводы. Для этого нам понадобятся ваши рабочие тетради.

- Откройте тетради на с.75. Найдите 2 задание. Прочитайте название практической работы.

- Прочитайте цель работы? ( узнать о свойствах кожи человека).

- Какое оборудование нам понадобится? (стекло или зеркальце, лупа).

- Что мы должны сделать? (Сравнить наблюдения и выводы с приведёнными ниже утверждениями. Обведи "ДА" или "НЕТ".

1. Давайте рассмотрим кожу на своей руке, потрогайте ее, потяните, попробуйте сжать.

- Что вы можете сказать о коже? (на ощупь кожа мягкая, упругая, может растягиваться)


2) Проведите пальцем по лбу, затем приложите палец к стеклу. Что осталось на стекле? (На стекле осталось пятно жира или пота).

- Как ты это объяснишь?( Значит, кожа выделяет жир).

- Давайте поработаем с книгой на с.130 и подумаем, зачем коже жир? Кто нашёл и может прочитать?

3.

- Возьмите лупу, лежащую на парте. Что такое лупа?( Лупа – это прибор, главной частью которой, является увеличительное стекло). Посмотрите через неё на верхний слой кожи. Что вы на ней видите?

Отверстия, которые вы видите, называются ПОРАМИ. Через них выделяется жир и пот. Они помогают коже дышать.

- А теперь вернём к таблице. Вот сейчас мы можем сравнить наши наблюдения и сделать выводы с приведёнными утверждениями. Обведя нужное слово. Приступайте.

- Итак, мы достигли цели?

- В оценке выполненной работы мы запишем какое слово? (Достигнута).

Благодаря совместной практической деятельности мы с вами познакомились со свойствами кожи.


- А сейчас мы с вами отдохнём и поиграем с вами в игру «Волшебный мешочек».

У меня есть такой мешочек, попробуйте определить на ощупь, что в нём лежит. (вызываю учеников по очереди).

- Возьми один предмет и опиши его.

- Предмет гладкий или шершавый, мягкий или твёрдый?

(В мешочке: картон, бумага, дерево пластмасса)

- Я вижу каждый из вас хотел бы принять участие, в игре примет участие тот кто верно ответит на мои вопросы.

- Итак, первый вопрос

1) Орган зрения- Глаза.

2) С помощью какого органа человек слышит звуки.- УШИ

3)С помощью какого органа мы чувствуем запахи?- НОСА.

4) Благодаря этому органу мы различаем вкус пищи. ЯЗЫКУ.

5) Способность чувствовать прикосновения называется -ОСЯЗАНИЕМ.

- Какой орган является органом осязания?- КОЖА.

- Какой орган чувств вам помог?

- Кожа человека, помогает нам узнать предмет, даже если мы его не видим. Мы его ощущаем с помощью нервных окончаний здоровой кожи.

- А какие повреждения могут быть на коже?

- Но, к сожалению, наша кожа не настолько крепкая как нам кажется. \

- Ребята, а какие повреждения кожи вы знаете? (Порез, ушиб, ожог, обмораживание).

Если вы получили более серьёзные повреждения нужно немедленно обратиться в больницу или вызвать скорую помощь по телефону 03

- Кто нам оказывает помощь при повреждениях? (Доктор).


- Вот сейчас мы с вами поиграем в доктора и окажем помощь. Кто желает быть доктором и пациентом. Буквально перед уроком один ученик из вашего класса получил повреждения. На коже образовалась ранка. Наша задача оказать первую помощь пострадавшему. Приглашаю доктора, выдаю халат, шапочку.


1) Ранка:

- Предлагаю вам ситуацию, в которой пациенту необходимо обработать рану. Что нужно сделать сначала(Промыть ранку чистой водой или перекисью . Если рана небольшая, кожу вокруг ранки смазывают йодом, зеленкой ( растворы убивают бактерий которые могут проникнуть в организм), перевязать чистым бинтом или приклеить кусочек бинта пластырем.. (Дети с помощью делают перевязку)


2) Ушиб

Бегая, мы можем неловко упасть и получить ушиб.

- Как вы определяете, что ушиблись?( На месте ушибленного места появляется гематома или как мы привыкли говорить синяк. Сначала повреждение красного цвета, затем жёлтого, только потом синего)

- Как поступить при ушибе?( Приложи к ушибленному месту что-нибудь холодное, например тряпочку, смоченную холодной водой, или грелку с холодной водой). Если нет поблизости взрослого возьмите бутылку с холодной водой, оберните полотенцем, салфеткой и приложите к ушибленному месту, чтобы снять отёк.


3) Ожоги

- Что вы знаете о таких повреждениях, как ожог? (Ожоги бывают разной степени.)

Первая степень — покраснение и припухлость кожи. Если это ожог второй степени, то появляются пузырьки, наполненные жид­костью. Эта жидкость прозрачная и желтая. При ожоге третьей степени портится сама кожа по всей толщине, даже могут постра­дать мышцы и кости.

Первая помощь при ожогах

1. Прежде всего оголите пораженный участок кожи.

2. Опустите пораженную часть тела в холодную воду или подставьте под струю холодной воды и держите, пока боль не утихнет (от 10 мин до получаса).

3. После этого перебинтуйте пораженный участок. Если бинта под рукой нет, воспользуйтесь любой чистой материей.

4. Ни в коем случае не мажьте обожженное место жиром, кре­мом, мазью.( Забьются поры, сегодня мы говорили о свойствах кожи)

5. Не прокалывайте пузыри, чтобы туда не попали микробы, вызывающие нагноение.

6. Если ожог сильный и глубокий, срочно обратитесь к врачу.

- Как мы можем получить ожог. Долгое пребывание на солнце может привести к солнечным ожогам.


4) Обморожение

- Какое сейчас время года? Какие повреждение можно получить в этот период? Что чаще всего обмораживается. Это открытые участки тела . Известно, что разные участки тела в разной степени чувстви­тельны к холоду. Вы замечали, что у вас в сильный мороз замерза­ет быстрее всего? Ну конечно, пальцы рук и ног, нос, уши. В них больше нервных окончаний, чувствительных к холоду.

- Наверное, вы видели тех, кто обмораживал щеки, уши, нос. Это очень легко заметить. Назовите признаки обмороже­ния. (На месте обморожения появляется белое пятно.)

Различают четыре степени обморожения. Определить каждую и 1 них можно только после того, как подвергнутая воздействию холода часть тела оттаяла или отогрелась.

При обморожении первой степени кожа вначале бледнеет, становится нечувствительной, затем припухает, краснеет. При обморожении второй степени на коже образуются пузыри, на­полненные мутной или слегка кровянистой жидкостью. При обморожении третьей степени появляются пузыри с кровянистым содержимым, кожа становится омертвевшей, а при длительном воздействии холода гибнут и более глубоко лежащие ткани - четвертая степень.

- А теперь все дружно встали. Представьте, что мы находимся на улице. На улице сильный мороз. Мы должны согреться. Представим, что у нас замёрзли щёчки.

Эти места растирают сухой варежкой, платком или просто рукой до тех пор, пока кожа не порозовеет.

- Растирать нужно круговыми движениями.

- Нельзя растирать кожу снегом, чтобы не оцарапать.(Снег грязный)

- Если чувствуете, что мёрзнут ноги, попрыгайте, побегайте, пока они не отогреются.

- Когда мёрзнут руки, быстро сжимай кулаки. Если это не помогает, разотри пальцы сухой варежкой или рукой.

- Если обмороженное место не удалось отогреть на улице, немедленно возвращайтесь в помещение.

Первая помощь при обморожениях

1. Ни в коем случае нельзя сильно растирать отмороженные участки, так как можно повредить кожу и открыть доступ микробам, вызывающим нагноение.

2. Обмороженное место надо отогреть чуть теплой водой, потом осторожно вытереть и тепло укутать.

3. Если на обмороженном участке появились пузыри, и завязать его чистым бинтом и обратиться к врачу.

\


- Предлагаю посмотреть мультфильм «Лечение Василия».

- Какой главный совет дал доктор Василию? Какова главная мысль.

- Таким образом, мы видим, что кожа – это не просто оболочка, а сложный орган.

- Какой вывод можно сделать? Давайте обратимся к учебнику на стр.133 и прочитаем про себя.



Итак, подведём итог. У вас на столе лежат тесты, вам необходимо

выбрать только один ответ, обвести букву и эту букву занести в таблицу, в соответствии с номером вопроса. Посмотрите на первый вопрос и предложенные варианты ответа. Что вы видите, что эти буквы не в алфавитном порядке.

1) Сколько слоёв содержит кожа?

а) 5

м) 3

г) 2

2) Кожа – это …

о) наружный покров человека;

б) внутренний орган;

в) это обёртка человека

3) Можно ли кожу назвать органом дыхания?

а) нет

л) да

г) не знаю

4) Благодаря чему кожа всегда мягкая?

ж) потовым железам

т) порам

о) сальным железам

5) Пот выделяется, когда человеку…

з) холодно

и) просто так

д) жарко

6) Как называется способность человека чувствовать прикосновения?

о) обонянием;

ц) осязанием;

е) вкусом.

7) Может ли человек обойтись без кожи?

н) конечно

ы) нет

ю) может быть

- Посмотрите на буквы, которые вы написали и оцените свою работу.

Мы (хором)- Молодцы!


- Мы справились с поставленными задачами?

- Посмотрите, Мы -молодцы.

- О чем сегодня на уроке шла речь?

- Какие задачи мы перед собой ставили?

Теперь я могу…

Я приобрел…

Я научился…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

- Молодцы! Вы отлично работали. Хотелось бы отметить работу следующих детей. Выставление оценок.







cтр. 130-133, р.т- стр.75-76

Закончен урок и выполнен план,

Спасибо ,ребята, огромное вам!

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!

СПАСИБО ЗА УРОК!!!


- Я вам рекомендую побольше читать, обращаться к книгам, ведь в книгах содержится точная и подробная информация. А о коже вы можете узнать из книг, которые есть сегодня у нас на выставке. Это:

1) Я- человек, ты- человек

2) В мир науки и т.д.

И конечно же не забывать о гигиене кожи. Познакомитесь с памятками , которые лежат у вас на столе

-Ребята на слайдах читают определение понятия.





-Получают новую информацию через наглядную демонстрацию слайдов презентации


"Исследуем нашу кожу"







-На ощупь кожа мягкая и упругая, может растягиваться.












-На поверхности кожи видны волоски и поры. Через поры выделяется жир и пот

-Ребята следуют советам учителя и проводят этот опыт на себе.









-Ученик на ощупь определяет, какой это предмет.














Мы можем порезаться, удариться, обжечься, обморозиться. Через ранки в организм могут попасть микробы. Поэтому очень важно уметь оказать первую помощь при повреждениях кожи себе и другим.





























































































-Дети выдвигают свои предположения

-Дети смотрят мультфильм.

-Мыть руки с мылом







































































Дополнительный материал по теме урока:

Сценка «Познакомьтесь с чистотой!»

Чистота:

Здравствуйте, дети! Я Чистота!

Я пришла вас научить, как здоровье сохранить.

Много грязи вокруг нас, и она в недобрый час

Принесёт нам вред, болезни.

Но я дам совет полезный.

Мой совет совсем несложный:

С грязью будьте осторожны!

Грязь:

Вы про грязь? А вот и я!

Чистота:

Ты ко мне не приближайся!

Ты ко мне не прикасайся!

Грязь:

Ах-ах-ах! Какое платье!

Да ведь не на что смотреть! Я б такое не надела.

У меня – другое дело: от борща – пятно большое,

Вот сметана, вот жаркое, вот мороженое ела.

Это – в луже посидела.

Это клей, а здесь чернила. Согласитесь – очень мило!

Чистота:

Ребята, вы тоже считаете, что у Грязи красивое платье?

Грязь микробами пугает – ох коварные они!

Ведь от них заболевают люди в считанные дни.

Грязь:

Когда-нибудь, а может быть, сейчас

Микробы ввалятся гурьбою,

Придут как ливень, как метель,

Все заслонят вокруг собою.

Ты говоришь о чистоте, а разговор напрасно начат.

Слова я слушаю твои, но ничего они не значат.

А ведь я на свете лучше всех.

Только сразу это не поймешь.

Кстати, у меня много друзей.

Например, этот мальчик и эта девочка.

Мальчик:

Утром вымыл, как всегда, руки, уши и глаза.

А под вечер все опять надо обязательно с мылом оттирать!

Девочка:

Подружись ты с чистотой – руки мой перед едой.

Зубы щеткой лучше три – и снаружи, и внутри.

Мальчик:

Нужно мыться непременно утром, вечером и днем –

Перед каждою едою, после сна и перед сном!

Девочка:

Тритесь губкой и мочалкой! Потерпите – не беда!

И чернила, и варенье смоют мыло и вода.

Чистота:

Дорогие мои дети! Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чаще, мойтесь чище – я грязнуль не выношу.

Ребята, а вы дружите с Грязью?

Вот видишь, Грязь, нет тут у тебя друзей. Уходи!

Грязь:

Плохи совсем мои дела: здесь друзей я не нашла.


– Возьмите лупы и рассмотрите внимательно свою кожу на ладони, на кончике пальцев.
– Расскажите о своих наблюдениях. Что заметили? (Линии, рисунок. Они разные)

- Возьмите краски, кисточкой нанесите чёрную краску на большой палец и отпечатайте на листочке. Сравните свой отпечаток с отпечатком соседа.

- Что вы можете сказать о них?( Рисунок на кончиках пальцев –индивидуальный.

- У каждого человека линии, образующие рисунок, индивидуальны и являются своеобразным «паспортом». В криминалистике давно используют отпечатки пальцев. Наука, изучающая отпечатки пальцев, называется дактилоскопия. В мире нет людей, отпечатки пальцев которых одинаковы!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!