Урок « Окружающий мир» 4 класс
Тема «Новое время: встреча Европы и Америки»
Разработала и провела
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ п.г.т. Южно-Курильск»
Алабушева С.М.
Цель: познакомить учащихся с основными чертами Нового времени, которые отличают его от других исторических эпох; познакомить со знаменитыми людьми Нового времени, их открытиями и творениями.
Задачи:
образовательная: овладение знаниями о Новой эпохе, открытиях того времени в области науки, техники и искусства, о людях, внёсших свой вклад в историю;
воспитательная: прививать осознание бережного отношения к культурному наследию всего человечества;
развивающая: развивать интерес к истории, географии, литературе и изобразительному искусству.
Межпредметные связи: история, география, литература, изобразительное искусство.
Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | Личностные |
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы; - формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; - выбирать из предложенных ресурсы для достижения цели. | - выделять явление из общего ряда других явлений; - находить в тексте требуемую информацию; -рефлексировать опыт разработки и реализации учебного исследования на основе предложенной проблемной ситуации. | - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - использовать речевые средства в соответствии для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. | - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии; - формирование эстетических потребностей и чувств; овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
(Слайд № 1)
- Истории славной великие даты
Мы будем по жизни нести.
Почувствуем сердцем, что было когда-то,
Представим себе вековые пути!
- Ребята, как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на урок окружающего мира?
II. Актуализация знаний.
- Сегодня мы с вами откроем новую страницу Всемирной истории. Но сначала давайте вспомним, с какими историческими эпохами мы уже успели познакомиться?
- Давайте проверим сами себя и друг друга, как мы усвоили знания, полученные на прошлом уроке. Итак, прежде чем отправиться в следующую эпоху, вспомним всё то, что мы уже знаем.
(Доска разделена на три части: первобытная история, Древний мир, Средние века, и примагничены картинки с изображениями, относящимися к разным историческим эпохам).
- Прежде всего, я приглашаю к доске трёх человек. Каждый из вас должен выбрать себе эпоху, а затем выбирать картинки, которые подходят для характеристики выбранной вами эпохи. Задание понятно? Приступаем!
- У остальных ребят на партах лежат листки с пятью вопросами и вариантами ответов на них. Ваша задача отметить правильный ответ. Задача понятна? Приступаем!
(Слайд № 2, № 3)
- Сравните с правильными ответами. (На доске слайд с ответами).
- Оцените себя: если вы правильно ответили на пять вопросов, смело ставьте себе оценку пять, на четыре –четвёрку, и т.д. (Идёт оценка).
- Поднимите руку, кто справился на пять и четыре. Молодцы!. А остальным ребятам, наверное нужно кое-что повторить или обратиться к кому-нибудь за помощью.
- А теперь ребята, работавшие у доски, прокомментируют свой выбор. (Краткое комментирование)
III. Определение проблемы и формулирование задач урока.
(Слайд № 4)
- Взгляните на уже знакомую вам «ленту времени» и определите, какая историческая эпоха следует за Средними веками?
- Когда началась эпоха Нового времени? Когда закончилась? Сколько веков длилась эта эпоха? (Началась в 500 г., закончилась в 1900 г, длилась почти 400 лет).
- Вас ничего не удивляет ? Можно ли считать новым то, что появилось 500 лет назад?
(Слайд № 5)
- Сформулируйте вопросы, на которые мы хотим получить ответы в конце нашего урока.
(Подвести учащихся к формулированию задач урока)
- Почему эта историческая эпоха называется Новой?
- Как происходила встреча Европы и Америки?
VI. Работа над новой темой
1 часть «Научные открытия и технические изобретения Нового времени»
- Попробуйте предположить, почему эту эпоху называют Новой. А помогут вам в этом, вот эти картинки, которые не использовали ребята выполнявшие задание у доски.
(Слайд № 6 с картинками; паровоз», «пароход», «телефон», «радио», «фотоаппарат», «электричество», «автомобиль»)
- У вас есть ответ на вопрос: почему эта эпоха называется Новым временем?
2 часть «Культура и искусство Нового времени»
- Кроме того, что в эпоху Нового времени было сделано много важных и таких нужных человечеству изобретений и научных открытий, этот период подарил нам великих деятелей культуры и искусства. Взгляните на их портреты знакомы вам они или может быть вы где –нибудь слышали их имена
(Слайд № 7 - 11 с портретами Леонардо да Винчи и «Джокондой», Рафаэля Санти и «Сикстинской мадонной», Даниэль Дефо и «Робинзон Крузо», Жюль Верн и «20000 лье под водой», А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой)
- Все эти люди жили и творили свои бессмертные произведения в эпоху Нового времени. Их произведения изменили взгляд общества на каждого отдельного человека.
В эпоху средневековья считалось, что если человек рождён богатым он должен оставаться таковым до конца жизни, и его потомство тоже будет иметь много денег и право решать судьбы других людей. Один человек должен принадлежать и обеспечивать тяжким трудом комфортную жизнь своего господина.
Новое время изменило этот миропорядок. Теперь в каждом человеке начали ценить его качества: талант, предприимчивость, способность к обучению. Бедняк мог разбогатеть благодаря своему трудолюбию и разуму и уравняться в правах с другими богачами.
Физкультминутка
«Морское путешествие»
1. Наш корабль плывёт по волнам (движение руками от груди в стороны)
2.Ветер надувает паруса (глубокий вдох с надуванием щёк и выдох)
3. Впереди показалась земля (наклон вперёд и в сторону рука «под козырёк»)
4.Опускаем шлюпки и гребём к земле (движение руками «гребля»)
5. И вот он долгожданный берег! Давайте пробежимся по песочку! (бег на месте)
V. Продолжение работы над новой темой
3 часть «Великие географические открытия»
- Теперь, чтобы ответить на второй, возникший у вас вопрос, снова посмотрите вот на эти изображения.
(Слайд № 12 с кораблями и портретами великих мореплавателей)
- Вам знакомы эти люди или может быть вы слышали их имена
- Теперь вам понятно о какой встрече Европы и Америки пойдёт речь сегодня на уроке?
- А почему мы будем говорить только о морских путешествиях, а не о воздушных или например космических?
- Верно, эти научные открытия, принадлежат другой исторической эпохе, о которой мы будем говорить на последующих уроках.
4 часть. Работа в группах и сообщения по теме.
- Сейчас, я предлагаю вам поработать в группах. Каждой группе будет предложен текст о каком-нибудь географическом открытии. После прочтения этого текста, вам нужно будет ответить на вопросы к нему и у вас получится небольшое, но очень содержательное и интересное сообщение, которое вы озвучите участникам других групп. Задание понятно? Приступайте!
(После работы в группах ребята зачитывают сообщения)
1. Экспедиция Христофора Колумба.
2. Экспедиция Фернана Магеллана
3. Экспедиция Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева.
- Спасибо, ребята. А у меня возник вот какой вопрос: только ли Америку открыли великие мореплаватели-исследователи Нового времени?
IV. Итоги урока
- Путешествуя по свету, великие мореплаватели открыли новые материки, острова, моря и океаны. А какие знания открыли мы сегодня на уроке и унесём с собой.
На доске – вопросы с вариантами ответов, каждый ответ обозначен квадратиком определённого цвета. Перед вами карточки тех же цветов. Выберите ту карточку, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.
(Слайды № 16, 17, 18)
V. Рефлексия
- Многое ли мы узнали нового?
- Но ещё больше вы будете узнавать, изучая историю и географию в старших класса.
- Что вас удивило сегодня на уроке?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Оцените свою работу на уроке: если вы считаете что поработали сегодня на уроке очень хорошо – прикрепите к доске зелёные карточки, если кто-то считает, что работал не в полную силу – прикрепите жёлтую карточку, а если вы считаете, что работали плохо, ничего не поняли, и вам нужна помощь –прикрепите - красную.
- Спасибо. Вы все молодцы!
Тест по теме «Средние века: время рыцарей и замков»
(проверка домашнего задания)
1. Сколько лет продолжалась эпоха Средневековья?
500 лет
1000 лет
5 000 лет
2. Соедини стрелочками религии с молитвенными зданиями
христианство синагога
ислам пагода
иудаизм мечеть
буддизм церковь
3. Как называли воина на коне, закованного в латы, в шлеме с мечом и щитом?
солдат
гладиатор
рыцарь
4. Где жили знатные и богатые люди эпохи Средневековья?
в замках
в палатах
во дворцах
5. Кто и когда придумал станок для книгопечатания?
Александр Невский в 1242 году
Иоганн Гуттенберг в 1445 году
Николай Коперник в 1344 году
ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ.
Путешествие Христофора Колумба
В 1492 году Христофор Колумб отправился в Индию. Он рассуждал так: Земля круглая и если плыть все время в одном направлении, то можно приплыть в Индию «с другой стороны».
Экспедиция Колумба двинулась на Запад. На пути показалась земля, которую моряки приняли за Индию. Колумб назвал эту землю Индией, а население индийцами. Христофор Колумб так и не узнал, что открыл новую землю.
После смерти Колумба другой итальянский путешественник доказал, что открытая Колумбом земля - новый материк. Звали этого путешественника Америго Веспуччи. Его именем и назвали новый материк – Америка.
Путешествие Фернана Магеллана
В 1519 году португалец Фернан Магеллан предпринял первую кругосветную экспедицию. Пять кораблей экспедиции достигли материка Южная Америка, обогнули его и вышли в неизвестный океан.
Была хорошая безветренная погода, ни один шторм не потревожил мореплавателей пока они пересекали этот океан. Магеллан назвал океан Тихим.
Главные результаты экспедиции Магеллана: окончательно доказано, что Земля круглая; открыты многие острова и новый океан; дополнена карта Земли.
Экспедиция выяснила, что океаны занимают большую площадь, чем суша.
Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.И. Лазарева
В 1819-1821 гг. состоялась первая русская морская экспедиция в южные моря. Руководили этой экспедицией Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев.
Экспедиция была, очень долгой и трудной из-за холодов и сложности пути, ведь в эти моря ещё никто не исследовал.
Экспедиция Беллинсгаузена - Лазарева считается одной из самых важных в истории географических открытий: открыт шестой материк — Антарктида, открыты и нанесены на карту 29 островов.
Собраны уникальные научные коллекции. Сделаны превосходные зарисовки видов Антарктики и обитающих там животных.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ
Путешествие Христофора Колумба
1. В каком году Христофор Колумб предпринял своё путешествие? Как рассуждал Колумб?
_________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как назвал Христофор Колумб новую землю и его жителей? Узнал ли он, что открыл новый материк?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В честь кого Америка так названа? Что доказал этот человек?
Путешествие Фернана Магеллана
1. Когда Фернан Магеллан совершил свою экспедицию, какой материк она обогнула и куда вышли её корабли?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какой океан открыла экспедиция Фернана Магеллана? Как назвал Магеллан этот океан и почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие главные результаты экспедиции Фернана Магеллана?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.И. Лазарева
1. Когда была организована первая русская экспедиция к южным морям? Кто её возглавлял? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие географические открытия совершила первая русская экспедиция к южным морям?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что ещё замечательного сделала первая русская экспедиция к южным морям, кроме географических открытий? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________