СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по окружающему миру "Новое время. Встреча Европы с Америкой" 4 класс Плешаков А.А.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был дан в рамках конкурса "Учитель года-2018" и оценён как "Самый профессиональный урок по ФГОС". В разработку включён подробный конспект урока, материалы для групповой работы.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по окружающему миру "Новое время. Встреча Европы с Америкой" 4 класс Плешаков А.А.»

Урок « Окружающий мир» 4 класс

Тема «Новое время: встреча Европы и Америки»

Разработала и провела

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ п.г.т. Южно-Курильск»

Алабушева С.М.

Цель: познакомить учащихся с основными чертами Нового времени, которые отличают его от других исторических эпох; познакомить со знаменитыми людьми Нового времени, их открытиями и творениями.

Задачи:

образовательная: овладение знаниями о Новой эпохе, открытиях того времени в области науки, техники и искусства, о людях, внёсших свой вклад в историю;

воспитательная: прививать осознание бережного отношения к культурному наследию всего человечества;

развивающая: развивать интерес к истории, географии, литературе и изобразительному искусству.

Межпредметные связи: история, география, литература, изобразительное искусство.

Планируемые метапредметные результаты

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- выбирать из предложенных ресурсы для достижения цели.

- выделять явление из общего ряда других явлений;

- находить в тексте требуемую информацию;

-рефлексировать опыт разработки и реализации учебного исследования на основе предложенной проблемной ситуации.

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- использовать речевые средства в соответствии для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;

- формирование эстетических потребностей и чувств;

овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.



ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

(Слайд № 1)

- Истории славной великие даты

Мы будем по жизни нести.

Почувствуем сердцем, что было когда-то,

Представим себе вековые пути!

- Ребята, как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на урок окружающего мира?



II. Актуализация знаний.

- Сегодня мы с вами откроем новую страницу Всемирной истории. Но сначала давайте вспомним, с какими историческими эпохами мы уже успели познакомиться?

- Давайте проверим сами себя и друг друга, как мы усвоили знания, полученные на прошлом уроке. Итак, прежде чем отправиться в следующую эпоху, вспомним всё то, что мы уже знаем.

(Доска разделена на три части: первобытная история, Древний мир, Средние века, и примагничены картинки с изображениями, относящимися к разным историческим эпохам).

- Прежде всего, я приглашаю к доске трёх человек. Каждый из вас должен выбрать себе эпоху, а затем выбирать картинки, которые подходят для характеристики выбранной вами эпохи. Задание понятно? Приступаем!

- У остальных ребят на партах лежат листки с пятью вопросами и вариантами ответов на них. Ваша задача отметить правильный ответ. Задача понятна? Приступаем!

(Слайд № 2, № 3)

- Сравните с правильными ответами. (На доске слайд с ответами).

- Оцените себя: если вы правильно ответили на пять вопросов, смело ставьте себе оценку пять, на четыре –четвёрку, и т.д. (Идёт оценка).

- Поднимите руку, кто справился на пять и четыре. Молодцы!. А остальным ребятам, наверное нужно кое-что повторить или обратиться к кому-нибудь за помощью.

- А теперь ребята, работавшие у доски, прокомментируют свой выбор. (Краткое комментирование)

III. Определение проблемы и формулирование задач урока.

(Слайд № 4)

- Взгляните на уже знакомую вам «ленту времени» и определите, какая историческая эпоха следует за Средними веками?

- Когда началась эпоха Нового времени? Когда закончилась? Сколько веков длилась эта эпоха? (Началась в 500 г., закончилась в 1900 г, длилась почти 400 лет).

- Вас ничего не удивляет ? Можно ли считать новым то, что появилось 500 лет назад?

(Слайд № 5)

- Сформулируйте вопросы, на которые мы хотим получить ответы в конце нашего урока.

(Подвести учащихся к формулированию задач урока)

- Почему эта историческая эпоха называется Новой?

- Как происходила встреча Европы и Америки?

VI. Работа над новой темой

1 часть «Научные открытия и технические изобретения Нового времени»

- Попробуйте предположить, почему эту эпоху называют Новой. А помогут вам в этом, вот эти картинки, которые не использовали ребята выполнявшие задание у доски.

(Слайд № 6 с картинками; паровоз», «пароход», «телефон», «радио», «фотоаппарат», «электричество», «автомобиль»)

- У вас есть ответ на вопрос: почему эта эпоха называется Новым временем?



2 часть «Культура и искусство Нового времени»

- Кроме того, что в эпоху Нового времени было сделано много важных и таких нужных человечеству изобретений и научных открытий, этот период подарил нам великих деятелей культуры и искусства. Взгляните на их портреты знакомы вам они или может быть вы где –нибудь слышали их имена

(Слайд № 7 - 11 с портретами Леонардо да Винчи и «Джокондой», Рафаэля Санти и «Сикстинской мадонной», Даниэль Дефо и «Робинзон Крузо», Жюль Верн и «20000 лье под водой», А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой)

- Все эти люди жили и творили свои бессмертные произведения в эпоху Нового времени. Их произведения изменили взгляд общества на каждого отдельного человека.

В эпоху средневековья считалось, что если человек рождён богатым он должен оставаться таковым до конца жизни, и его потомство тоже будет иметь много денег и право решать судьбы других людей. Один человек должен принадлежать и обеспечивать тяжким трудом комфортную жизнь своего господина.

Новое время изменило этот миропорядок. Теперь в каждом человеке начали ценить его качества: талант, предприимчивость, способность к обучению. Бедняк мог разбогатеть благодаря своему трудолюбию и разуму и уравняться в правах с другими богачами.



Физкультминутка

«Морское путешествие»

1. Наш корабль плывёт по волнам (движение руками от груди в стороны)

2.Ветер надувает паруса (глубокий вдох с надуванием щёк и выдох)

3. Впереди показалась земля (наклон вперёд и в сторону рука «под козырёк»)

4.Опускаем шлюпки и гребём к земле (движение руками «гребля»)

5. И вот он долгожданный берег! Давайте пробежимся по песочку! (бег на месте)

V. Продолжение работы над новой темой

3 часть «Великие географические открытия»

- Теперь, чтобы ответить на второй, возникший у вас вопрос, снова посмотрите вот на эти изображения.

(Слайд № 12 с кораблями и портретами великих мореплавателей)

- Вам знакомы эти люди или может быть вы слышали их имена

- Теперь вам понятно о какой встрече Европы и Америки пойдёт речь сегодня на уроке?

- А почему мы будем говорить только о морских путешествиях, а не о воздушных или например космических?

- Верно, эти научные открытия, принадлежат другой исторической эпохе, о которой мы будем говорить на последующих уроках.



4 часть. Работа в группах и сообщения по теме.

- Сейчас, я предлагаю вам поработать в группах. Каждой группе будет предложен текст о каком-нибудь географическом открытии. После прочтения этого текста, вам нужно будет ответить на вопросы к нему и у вас получится небольшое, но очень содержательное и интересное сообщение, которое вы озвучите участникам других групп. Задание понятно? Приступайте!

(После работы в группах ребята зачитывают сообщения)

1. Экспедиция Христофора Колумба.

2. Экспедиция Фернана Магеллана

3. Экспедиция Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева.

- Спасибо, ребята. А у меня возник вот какой вопрос: только ли Америку открыли великие мореплаватели-исследователи Нового времени?

IV. Итоги урока

- Путешествуя по свету, великие мореплаватели открыли новые материки, острова, моря и океаны. А какие знания открыли мы сегодня на уроке и унесём с собой.

На доске – вопросы с вариантами ответов, каждый ответ обозначен квадратиком определённого цвета. Перед вами карточки тех же цветов. Выберите ту карточку, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.

(Слайды № 16, 17, 18)

V. Рефлексия

- Многое ли мы узнали нового?

- Но ещё больше вы будете узнавать, изучая историю и географию в старших класса.

- Что вас удивило сегодня на уроке?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Оцените свою работу на уроке: если вы считаете что поработали сегодня на уроке очень хорошо – прикрепите к доске зелёные карточки, если кто-то считает, что работал не в полную силу – прикрепите жёлтую карточку, а если вы считаете, что работали плохо, ничего не поняли, и вам нужна помощь –прикрепите - красную.

- Спасибо. Вы все молодцы!









Тест по теме «Средние века: время рыцарей и замков»

(проверка домашнего задания)

1. Сколько лет продолжалась эпоха Средневековья?

500 лет

1000 лет

5 000 лет

2. Соедини стрелочками религии с молитвенными зданиями

христианство синагога

ислам пагода

иудаизм мечеть

буддизм церковь

3. Как называли воина на коне, закованного в латы, в шлеме с мечом и щитом?

солдат

гладиатор

рыцарь

4. Где жили знатные и богатые люди эпохи Средневековья?

в замках

в палатах

во дворцах

5. Кто и когда придумал станок для книгопечатания?

Александр Невский в 1242 году

Иоганн Гуттенберг в 1445 году

Николай Коперник в 1344 году

ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ.

Путешествие Христофора Колумба

В 1492 году Христофор Колумб отправился в Индию. Он рассуждал так: Земля круглая и если плыть все время в одном направлении, то можно приплыть в Индию «с другой стороны».

Экспедиция Колумба двинулась на Запад. На пути показалась земля, которую моряки приняли за Индию. Колумб назвал эту землю Индией, а население индийцами. Христофор Колумб так и не узнал, что открыл новую землю.

После смерти Колумба другой итальянский путешественник доказал, что открытая Колумбом земля - новый материк. Звали этого путешественника Америго Веспуччи. Его именем и назвали новый материк – Америка.

Путешествие Фернана Магеллана

В 1519 году португалец Фернан Магеллан предпринял первую кругосветную экспедицию. Пять кораблей экспедиции достигли материка Южная Америка, обогнули его и вышли в неизвестный океан.

Была хорошая безветренная погода, ни один шторм не потревожил мореплавателей пока они пересекали этот океан. Магеллан назвал океан Тихим.

Главные результаты экспедиции Магеллана: окончательно доказано, что Земля круглая; открыты многие острова и новый океан; дополнена карта Земли.

Экспедиция выяснила, что океаны занимают большую площадь, чем суша.

Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.И. Лазарева

В 1819-1821 гг. состоялась первая русская морская экспедиция в южные моря. Руководили этой экспедицией Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев.

Экспедиция была, очень долгой и трудной из-за холодов и сложности пути, ведь в эти моря ещё никто не исследовал.

Экспедиция Беллинсгаузена - Лазарева считается одной из самых важных в истории географических открытий: открыт шестой материк — Антарктида, открыты и нанесены на карту 29 островов.

Собраны уникальные научные коллекции. Сделаны превосходные зарисовки видов Антарктики и обитающих там животных.



ВОПРОСЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

Путешествие Христофора Колумба

1. В каком году Христофор Колумб предпринял своё путешествие? Как рассуждал Колумб?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как назвал Христофор Колумб новую землю и его жителей? Узнал ли он, что открыл новый материк?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В честь кого Америка так названа? Что доказал этот человек?



Путешествие Фернана Магеллана

1. Когда Фернан Магеллан совершил свою экспедицию, какой материк она обогнула и куда вышли её корабли?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какой океан открыла экспедиция Фернана Магеллана? Как назвал Магеллан этот океан и почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие главные результаты экспедиции Фернана Магеллана?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.И. Лазарева

1. Когда была организована первая русская экспедиция к южным морям? Кто её возглавлял? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие географические открытия совершила первая русская экспедиция к южным морям?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что ещё замечательного сделала первая русская экспедиция к южным морям, кроме географических открытий? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!