СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по ОРКСЭ«Добро и зло»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по ОРКСЭ«Добро и зло»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Наследницкая средняя общеобразовательная школа имени воина-интернационалиста «Виктора Свеженцева»

Технологическая карта урока с дидактической структурой урока

Ф.И.О.   Брындина Светлана Ивановна
Предмет: ОРКСЭ
Учебник для общеобразовательных учреждений. М.Т. Студеникин –М.:Русское слово,2012
Класс:  
4 УМК « Школа России»
Тип урока:
 получение новых знаний

Тема: «Добро и зло»

Эпиграф : « Спешите делать добро, пока не стало поздно» Ф.Гааз

Цель: знакомство с этическими категориями добра и зла. Создать условия для ознакомления с понятиями добро и зло, доброта, забота, жадность, тактичность, сдержанность.

Задачи

Образовательные: формировать знания о понятиях добро и зло, умение рассуждать на тему добра и зла с привлечением личного опыта. 
Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету; коммуникативные навыки и культуру выражения мысли развить логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу, творческие способности.
Воспитательные: формировать положительное отношение к нравственным поступкам, навыки доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.


Личностные УУД: формирование позитивной «Я-концепии», образа себя, как доброго человека. Формирование ценностного отношения к доброте Развитие ответственности за свое поведение и слова. Способность к адекватной оценке своего поведения.

Регулятивные УУД: Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать и оценивать результат.

Коммуникативные УУД: Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. Согласовывать свои действия с другими детьми.

Познавательные УУД: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Сравнивать этические понятия добра и зла.

Планируемые результаты

Предметные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, высказывать суждения о поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные:

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

коммуникативные: Составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

Основные понятия

 Добро, зло, насилие, зависимость, свобода, доброта, сопереживание.

Межпредметные связи

 Литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

Ресурсы:

  •  основные

  •  дополнительные

 Основы светской этики,4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.Т. Студеникин –М.:Русское слово,2012, презентация, притча «Два волка».

Формы урока

Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

 















Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.








2















3.

















4.






5.


















6.




























7.














8.














9.







10.




















Организационный.

Формировать положительную учебную мотивацию.




Вводно-мотивационный.

Актуализация проблемы.


Пословицы на доске.


Работа в паре.







Изучение новых понятий.


Работа на карточках.

(заполнение таблицы)




Мудрые изречения

(на доске)




Работа по учебнику.

(работа в группе)




Физминутка « Топаем,хлопаем»
















Закрепление.


«Добро» и «зло» - главные моральные понятия в жизни.










Слова на доске.

(ученики выходят к доске и объясняют свои ответы)







Самостоятельная работа



Работа с карточками.

(заполнение таблицы)






Анкетирование.




Домашнее задание.














Рефлексия.

Итог урока.

Приветствие обучающихся.

Проверяем всё ли готово к уроку.


Настрой на урок.

« Я дарю тебе добро, ты даришь мне добро, мы дарим всем добро».


- Что значит дарить добро?



- Ребята, посмотрите на доску. На ней вы видите начало и конец пословиц. Попробуйте их восстановить. Я попрошу вас обсудить это в паре.


Проверяем работу.


- Ребята, о чём все эти пословицы?


- Как вы думаете, как звучит тема нашего урока?


- А как вы понимаете слова «добро» и «зло»?

- Каких людей называют добрыми, а каких злыми?

Я предлагаю вам заполнить две первые графы таблицы по теме урока.





Сегодня на уроке мы будем говорить об основных этических понятиях – «добро» и «зло».




Познакомьтесь с мудрыми изречениями.

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О.Ключевский)

«Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!» (А.П.Чехов)

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди во мне,- вот это и есть мои пороки».

(Древнекитайское изречение)


Попрошу вас встать. Сейчас я буду зачитывать поступки. Если добрый поступок – хлопаем, злой – топаем. Приготовились.

  • Помочь пожилому человеку при переходе проезжей части.

  • Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.

  • Старшие ученики обижают младших.

  • Ученики дарят цветы учительнице.

  • Ребёнок помогает маме в работе по дому.

  • Отнять у младшего деньги.

  • Ударить ногой собаку.

  • Помочь однокласснику в учебе.

  • Помирить поссорившихся друзей.

  • Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище.

  • Отвести домой заболевшего друга.



Найдите в учебнике страницы, по которым мы будем сегодня работать.

- Прочитать статью учебника и ответить на вопросы:

1 группа:

- Что такое добро и что входит в понятие добра?

2 группа:

- Что такое зло и какие есть наиболее распространённые его проявлении?


- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?


- Распределите слова, которые можно поделить на две группы:

одни соответствуют слову - добро,

другие слову – зло.











- Я предлагаю вам заполнить таблицу.


- Попробуем определить для себя, насколько вы добры, хотите?

Приложение

Выводы для себя.

- Я вам предлагаю выбрать один из вариантов домашнего задания:

1. Нарисовать символы добра и зла. Попросить помощи родителей.

2. Приготовить сообщение о знаменитых, добродетельных людях.

3. Опиши свой поступок. Кому он принёс пользу, почему ты его совершил.

- Урок понравился, всё понятно.

- Урок не понравился или не всё понятно.

- Затрудняюсь ответить.



Дифференцированное задание

- Можно выбрать одно или два задания, по вашему усмотрению.

- Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом.

Или:- Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле.

Или: Написать сочинение на тему «Добрые поступки, которые я могу совершать ежедневно».

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуаль-ных возможностей


Мы продолжим на следующем уроке разuовор о добре и зле. Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Пусть эпиграфом к нашему следующему уроку станет стихотворение А. Лесных:

Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.


Выходя из класса, не забудьте оставить смайлик, который соответствует вашему настроению после урока на доске.

-Спасибо за урок.



Подготовка рабочего места.



Стоя около своего рабочего места вместе с учителем произносят слова с движением рук.


Ответы детей, примеры из жизни.

начало

конец

- Доброе слово


- Не одежда красит человека.


- Худо тому,

- и кошке приятно.

- а его добрые дела.


- кто добра не делает никому.














- О добре и зле.


Дети дают свои ответы.


Дети заполняют индивидуально.

Знаю

Хочу узнать

Узнал









Дети читают и обсуждают высказывания.



Самостоятельное чтение статьи.

Обсуждение ответов на вопросы в группе.


Выступления от групп.




















Ответы детей.

(используем статью учебника)

Мудрые мысли:

«Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано моё убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе».

Г.Гегель





Ответы детей.


Добро: Зло:

улыбка зависть

доброта жадность

милосердие грубость

честность преданность

дружба война

вежливость ссора

помощь ложь

забота коварство





Записи ответов на обратной стороне листа с таблицей.











































Прикрепление смайликов на доску.



Приложение.

«Добрый ли вы человек?»


  1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?

  2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

  3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятно?

  4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

  5. Любите ли вы злые шутки?

  6. Вы злопамятны?

  7. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?

  8. Умеете ли на практике применять свои способности?

  9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

  10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

  11. Вы охотно выполняете просьбы?

  12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?


«Да» - 1, 3, 4, 7, 11

«Нет» - 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12


  1. Вы набрали больше 8 очков.

Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу вам

не пойдёт.


  1. От 4 до 8 очков.

Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

  1. Вы набрали меньше 4 очков.

Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!