(К) Проблемная ситуация: Айсулу и Куаныш размышляют, почему некоторые дети плохо говорят? (плохо проговаривают звуки, не-выразительно произносят фразы, тихо и невнятно говорят) Педагог объясняет, для того чтобы правильно говорить, необходимо регулярно проводить разогревающий массаж, артикуляционную гимнастику речевого аппарата. (К, И) артикуляционная и дыхательная гимнастика. Сядемна пригорке да расскажем чисто-говорку, используя «Кубик настро ения». Ва-ва-ва – четко проговори слова. Ко-ко-ко – громко и тихо! Чу-чу-чу – правильно говорить хочу! Педагог следит за правильным и четким произношением, в соответствии с настроением, на кото-рое «указал» кубик. (К, И) «Хомяк» (на артикуляцию). Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. (К, И) Фонопедические упражнения на развитие дыхания. Дети стоят в шахматном порядке, руки в стороны. Педагог показывает картинку-сигнал, дети пищат тихонько и тоненько, как комар – «з-з-з». Звук произносится на выдохе и на одном дыхании. Руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комар» прихлопывается. Картинка-сигнал «муха»: чуть громче звенит муха: зззззз… Еще громче звенит пчела: зззззз… А самым низким голосом звенит шмель: ззззззз… Дети выполняют звукоподражания, постепенно понижая голос. (К, И) «ауканье».Педагог пред-лагает воспитанникам пред-ста вить, что они заблудились в дремучем лесу. Вы стоите и кричите: «Ау! Ау!» Дети произносят звуки сначала тихо, потом громче, и еще громче. (К) Игровое упражнение. Дети рассматривают иллюстрации, рассуждают, описывают и произносят звуки с разной тембровой окраской: как качают ребенка, как выражают зубную боль, как реагируют на проказы кота. (г, И) Умозаключение: определяют, что такое сила и тембр голоса. Сила голоса – это громкость звука, который произносит человек. Высота голоса – это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Тон голоса – это его эмоциональный окрас. (р) Педагог обращает внимание на то, что правильная и четкая речь – это речь, в которой все звуки, слова и предложения проговариваются без ошибок. (г, И) Шумовой оркестр: Когда педагог говорит: «Дождь!» – дети звенят колокольчиками; на слово «Молния!» говорят: «Ш-ш-ш...»; когда педагог произносит: «Гром!» – ребята громко топают ногами. На слово «тишина» – все смолкают. Отдохнул у нас дождик и решил с нами поиграть. (И, г) Куаныш называет слова, умышленно изменяя некоторые звуки. Айсулу удивляется, просит детей помочь ей найти пра-вильные слова. (К, г) минутка шалости: «Как живешь?», дети импровизируют, выполняют действия в соответствии с текстом, передают свое настроение друг другу. Как живешь? - Вот так! (Большие пальцы обеих рук - вверх, остальные собраны в ку-лак) А плывешь? - Вот так! (Руками изображают движение пловца.) Как бежишь? - Вот так! (Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища) Вдаль глядишь? - Вот так! (Поочередно прикладывать ладони ко лбу) Машешь вслед? - Вот так! (Энергичные движения кистями рук) Ночью спишь? - Вот так! (Ладони под голову.) А шалишь? - Вот так! (Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам.) Игра «Звуки заблудились» на-правлена на развитие слухового внимания; восприятие звуков на слух. Звуки бегали как белки, И играли все в горелки. Завертелись, закружились, Не в том месте очутились. Разбежались впопыхах, Не в своих стоят словах. Педагог говорит слово, умышленно заменяя в нем один звук на другой, и бросает мяч ребенку. Воспитанник должен поймать мяч и произнести слово правильно, после чего мяч возвращается к взрослому. Затем называется другое слово и т.д. Например, при дифференциации звуков [ц], [ч] педагог может про-износить такие слова: чипленок, кацели, чветы, палеч, цулок и т.д. (К) айсулу приглашает детей на динамическую разминку. (г) азбука-тетрадь Игра «Близко-далеко» Педагог руководит рассматриванием иллюстрации в азбуке-тетради. Ребенок учится различать, где воет волк (у-у-у) – далеко (тихо) или близко (громко). Ка-кая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) и т.д. Игровое упражнениена закрепление понимания о тембровом окра-се голоса: отгадай, в кого превращается Айсулу, определи звуки, которые она слышит в комнате. (К, г, И)Куаныш приглашает детей в «Караоке». Демонстрация приема «Караоке»: дети, говоря в микрофон, наблюдают изменение цветового индикатора силы голоса. |