СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по родной (русской) литературе - "Житие Александра Невского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока, посвящённого изучению "Жития Александра Невского"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по родной (русской) литературе - "Житие Александра Невского"»

3




МОУ «Узуновская СОШ»

142960, д.13, мкрн Северный, с.Узуново г.о. Серебряные Пруды Московской обл.



Конспект урока родной (русской) литературы

в 6б классе на тему: «Духовная основа жизни Александра Невского. «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» как памятник мудрому праведнику»



Педагог: Е.Б. Мясина

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: - познакомить с жанром древнерусской литературы – житие - на примере памятника «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра».

Задачи: - узнать о жизни святого князя Александра Невского,
- расширить знания о
житии как особенном жанре древнерусской литературы,
- поразмышлять, как истинная вера Бога может изменить жизнь человека в лучшую сторону.









УУД, формируемые на уроке:

- личностные:

  • развитие навыков самоцелеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,

  • формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.



- коммуникативные:

  • строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения,

  • умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем,

  • умение участвовать в коллективной постановке задач урока, вступать в диалог.



- познавательные:

  • осмысление значимости знаний, построение логической цепочки рассуждений,

  • умение устанавливать взаимосвязи между явлениям,

  • осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию,

  • Строить цепочку рассуждений, обосновывать свои наблюдения, делать выводы, представлять информацию, используя разные приемы ее структурирования.

- регулятивные:

  • анализировать область своих знаний, определять границы своих знаний и незнаний,

  • умение производить целеполагание, т.е. постановку учебной задачи, соотносить ее с конечным результатом (что известно, что надо изучить),

  • принимать и сохранять задачи учебной деятельности, соотносить их с конечным результатом,

  • осуществлять поиск необходимой информации, проводить исследование, осуществлять творческий подход к решению проблемы,

  • работать по плану, инструкции, алгоритму,

  • находить рациональные способы деятельности, планировать этапы работы, распределять задания в группе,

  • осознавать ответственность за результаты совместного труда.





Оборудование и технические средства обучения: проектор, ноутбук.

Рабочие материалы для обучающихся: раздаточный материал: (текст «Повести о житии…»)

Ключевые слова: житие, благоверный князь, герой, христианин, личность, духовная жизнь, Александр Невский.

Авторы учебника: А.Н.Архангельский, Т.Ю. Смирнова, УМК «Литература» 6 класс в 2х ч., М., Дрофа, 2019 год

Технологическая карта урока



п/п

Этап /

цель урока

Действия учителя

Действия учителя

Примечания

1

Организационный момент. (1 мин)


Целевая установка:

организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест.

Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность.

Устанавливает контакт

с обучающимися.


Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству.




2

Мотивация к деятельности по формулировке темы урока. (6 мин.)

Постановка проблемы – и выход на тему.


Целевая установка:

определение темы урока обучающимися

-Кто есть герои? Кого из людей мы, другие люди, должны считать именно героями?

-Собрав все ваши возможные ответы, у меня получился такой словесный портрет:

г ерой патриот



личность

умный сильный храбрый

красивый христианин

-Хорошо, идём дальше. Теперь рассмотрите репродукцию картины Павла Дмитриевича Корина. Герой ли это? Опишите, кого видите.

-Ну, и ещё вопрос. Перед вами лежит произведение, которое сегодня мы должны фрагментарно, в рамках одного урока, изучить. Прочитайте его название про себя и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего нашего урока.









(Дети предлагают свои варианты ответов на вопросы)


3

Формулировка целей и задач урока. (5 мин)


Целевая установка:

сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока.

-Итак, тема урока литературы сегодня: «Духовная основа жизни Александра Невского. «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» как памятник мудрому праведнику». Давайте попробуем расшифровать все непонятные слова.

Что есть духовная жизнь?

Объясните значение слов «благоверный», праведник.

- Обозначим задачи урока:

-узнаем о жизни святого князя Александра Невского,

-расширим знания о житии – особом жанре древнерусской литературы,

-подумаем, как истинная вера в Бога может изменить жизнь человека в лучшую сторону.


Цель и задачи урока формулируют сами обучающиеся на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию.







Осознают и формулируют цель выполнения конкретного задания.


4

Формирование мотивации. (5 мин)


Целевая установка:

мотивация к учебной деятельности.

-Какие жанры древнерусской литературы вам известны?(слово, повесть, хождение, поучение, житие)

Житие – это описание жизни святого.Как правило, в житии описывается путь, полный испытаний, после чего человек становится святым, безгрешным, подобным в делах Богу, угодным Богу. В житии сообщается об основных событиях в жизни святого, о его христианских подвигах, о чудесах, что сопровождали святого по жизни.Житие писалось по особым правилам – канонам.(+записи в тетрадь).

-А что вам лично известно про святого Князя Александра?


Выдвигают предположения, высказывают свои суждения, отвечая на вопрос: «Какой смысл для меня имеет изучение данной темы?»


5

Планирование деятельности. (5 мин)


Целевая установка:

Составление плана и последовательности действий

-Давайте почитаем «Житие…». Этот памятник древнерусской литературы датируется 1263-1280 годами, написан, предположительно, книжником при владимирском митрополите Кирилле. Чтение прояснит для нас некоторые моменты жизни А.Н.

Обучающиеся самостоятельно планируют способы достижения намеченной цели.



6

Актуализация опорных знаний. (7 мин)


Целевая установка:

повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний.


-Какой теме посвящено «Житие…»?

-Какие чувства вызвала лично у вас повесть?

-как называет себя сам рассказчик?

-Каким представлен князь в «Житии..»?

-На что всегда опирается в своей жизни великий благоверный князь. Как вы поняли?

-Как подчеркивает автор избранность героя «Жития…»?

Выполняют задания, повторяют, запоминают необходимую информацию и способы деятельности с ней.


7

Практическая деятельность обучающихся . (7 мин)


Целевая установка:

организация условий, инициирующих детское действие.



+динамическая пауза+

-давайте посмотрим фрагмент телепередачи «Аты-баты», посвящённой нашей сегодняшней теме урока.

https://www.youtube.com/watch?v=IF5Tb4rZWQY

Итак, давайте составим словесный портрет благоверного князя Александра Ярославовича Невского, исходя из имеющихся сведений:

Праведник

Защитник

Непобедимый

Мудрый

Милосердный

Чтил веру

Служил народу

Защищал Родину







Образец нравственных и духовных ценностей, святой.

Канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

Объединяются в группы (пары). Выбирают количество заданий и уровень их сложности. Выделяют проблемы. Строят гипотезы. Ищут наиболее эффективные, нестандартные подходы испособы достижения результата(решения проблемы, задачи). Находят материалы, дающие целостное представление об изучаемом объекте.

Работают с учебной информацией, исследуют, осмысляют, сбирают и структурируют изучаемый материал.








8

Представление образовательного продукта.( 5 мин)


Целевая установка:

Формирование целостного представления об изучаемом объекте.

-Возвращаясь к началу нашего урока, задам вопрос повторно:

-Кого из людей мы, другие люди, должны считать именно героями?Почему?

-За какие заслуги можно сказать, что А.Н.-истинно герой нашей Родины?




9

Формирование рефлексивных умений.(2 мин)

Целевая установка:

обучение осознанию своей учебной деятельности.

Вспомним про задачи урока:

-узнаем о жизни святого князя Александра Невского,

-расширим знания о житии – особом жанре древнерусской литературы,

-подумаем, как истинная вера в Бога может изменить жизнь человека в лучшую сторону.

-Выполнили мы поставленные перед нами задачи?

Осознают способы деятельности, глубину знаний, трудностей и ошибок, определяют пути их коррекции.

Отвечают на вопросы учителя.



10

Осуществление контроля, самооценки.( 1 мин)


Целевая установка:

обучение объективной оценке результатов своей деятельности.


-Перед вами лежит послание – ваш итог сегодняшней работы. Кратко сформулируйте и запишите, о чем узнали сегодня и что запомнилось.

Определяют правильность выполненного действия и степень соответствия эталону или качество выполненного действия.

Проводят само- или взаимопроверку, само- или взаимооценивание.




11



Итог урока. (1 мин)


Целевая установка:

оценка достижения цели

и результатов деятельности своей и всего класса.

-Работа наша проведена была сегодня достойно. Завершить её хочется словами поэта Алексея Мерзлякова:

Герой, кто на брани лишь правду священну Во сердце геройском хранит, Кто злато, корысти и пышность презренну Предметом геройства не чтит, Кто наглостью, злобой рожденных врагов Приводит в храм мира без ран и оков. Отечеству, вере и в недрах покоя Служить беспрерывно — вот слава героя!



Участвуют в подведении итогов урока.

Определяют степень решения поставленных задач.

Оценивают глубину своих знаний по теме урока.


12

Домашнее задание. (-мин)


Целевая установка:

предоставление права выбора домашнего задания, комментарии к нему.

-перечитать «Житие…» дома.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!