142960, д.13, мкрн Северный, с.Узуново г.о. Серебряные Пруды Московской обл.
осмысление значимости знаний, построение логической цепочки рассуждений,
умение устанавливать взаимосвязи между явлениям,
осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию,
Строить цепочку рассуждений, обосновывать свои наблюдения, делать выводы, представлять информацию, используя разные приемы ее структурирования.
анализировать область своих знаний, определять границы своих знаний и незнаний,
умение производить целеполагание, т.е. постановку учебной задачи, соотносить ее с конечным результатом (что известно, что надо изучить),
принимать и сохранять задачи учебной деятельности, соотносить их с конечным результатом,
осуществлять поиск необходимой информации, проводить исследование, осуществлять творческий подход к решению проблемы,
работать по плану, инструкции, алгоритму,
находить рациональные способы деятельности, планировать этапы работы, распределять задания в группе,
осознавать ответственность за результаты совместного труда.
№ п/п | Этап / цель урока | Действия учителя | Действия учителя | Примечания |
1 | Организационный момент. (1 мин) Целевая установка: организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест. Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность. Устанавливает контакт с обучающимися. | Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству. | |
2 | Мотивация к деятельности по формулировке темы урока. (6 мин.) Постановка проблемы – и выход на тему. Целевая установка: определение темы урока обучающимися | -Кто есть герои? Кого из людей мы, другие люди, должны считать именно героями? -Собрав все ваши возможные ответы, у меня получился такой словесный портрет: г ерой патриот личность умный сильный храбрый красивый христианин -Хорошо, идём дальше. Теперь рассмотрите репродукцию картины Павла Дмитриевича Корина. Герой ли это? Опишите, кого видите. -Ну, и ещё вопрос. Перед вами лежит произведение, которое сегодня мы должны фрагментарно, в рамках одного урока, изучить. Прочитайте его название про себя и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего нашего урока. | (Дети предлагают свои варианты ответов на вопросы) | |
3 | Формулировка целей и задач урока. (5 мин) Целевая установка: сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока. | -Итак, тема урока литературы сегодня: «Духовная основа жизни Александра Невского. «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» как памятник мудрому праведнику». Давайте попробуем расшифровать все непонятные слова. Что есть духовная жизнь? Объясните значение слов «благоверный», праведник. - Обозначим задачи урока: -узнаем о жизни святого князя Александра Невского, -расширим знания о житии – особом жанре древнерусской литературы, -подумаем, как истинная вера в Бога может изменить жизнь человека в лучшую сторону. | Цель и задачи урока формулируют сами обучающиеся на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию. Осознают и формулируют цель выполнения конкретного задания. | |
4 | Формирование мотивации. (5 мин) Целевая установка: мотивация к учебной деятельности. | -Какие жанры древнерусской литературы вам известны?(слово, повесть, хождение, поучение, житие) Житие – это описание жизни святого.Как правило, в житии описывается путь, полный испытаний, после чего человек становится святым, безгрешным, подобным в делах Богу, угодным Богу. В житии сообщается об основных событиях в жизни святого, о его христианских подвигах, о чудесах, что сопровождали святого по жизни.Житие писалось по особым правилам – канонам.(+записи в тетрадь). -А что вам лично известно про святого Князя Александра? | Выдвигают предположения, высказывают свои суждения, отвечая на вопрос: «Какой смысл для меня имеет изучение данной темы?» | |
5 | Планирование деятельности. (5 мин) Целевая установка: Составление плана и последовательности действий | -Давайте почитаем «Житие…». Этот памятник древнерусской литературы датируется 1263-1280 годами, написан, предположительно, книжником при владимирском митрополите Кирилле. Чтение прояснит для нас некоторые моменты жизни А.Н. | Обучающиеся самостоятельно планируют способы достижения намеченной цели. | |
6 | Актуализация опорных знаний. (7 мин) Целевая установка: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний. | -Какой теме посвящено «Житие…»? -Какие чувства вызвала лично у вас повесть? -как называет себя сам рассказчик? -Каким представлен князь в «Житии..»? -На что всегда опирается в своей жизни великий благоверный князь. Как вы поняли? -Как подчеркивает автор избранность героя «Жития…»? | Выполняют задания, повторяют, запоминают необходимую информацию и способы деятельности с ней. | |
7 | Практическая деятельность обучающихся . (7 мин) Целевая установка: организация условий, инициирующих детское действие. | +динамическая пауза+ -давайте посмотрим фрагмент телепередачи «Аты-баты», посвящённой нашей сегодняшней теме урока. https://www.youtube.com/watch?v=IF5Tb4rZWQY Итак, давайте составим словесный портрет благоверного князя Александра Ярославовича Невского, исходя из имеющихся сведений: Праведник Защитник Непобедимый Мудрый Милосердный Чтил веру Служил народу Защищал Родину Образец нравственных и духовных ценностей, святой. Канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. | Объединяются в группы (пары). Выбирают количество заданий и уровень их сложности. Выделяют проблемы. Строят гипотезы. Ищут наиболее эффективные, нестандартные подходы испособы достижения результата(решения проблемы, задачи). Находят материалы, дающие целостное представление об изучаемом объекте. Работают с учебной информацией, исследуют, осмысляют, сбирают и структурируют изучаемый материал. | |
8 | Представление образовательного продукта.( 5 мин) Целевая установка: Формирование целостного представления об изучаемом объекте. | -Возвращаясь к началу нашего урока, задам вопрос повторно: -Кого из людей мы, другие люди, должны считать именно героями?Почему? -За какие заслуги можно сказать, что А.Н.-истинно герой нашей Родины? | | |
9 | Формирование рефлексивных умений.(2 мин) Целевая установка: обучение осознанию своей учебной деятельности. | Вспомним про задачи урока: -узнаем о жизни святого князя Александра Невского, -расширим знания о житии – особом жанре древнерусской литературы, -подумаем, как истинная вера в Бога может изменить жизнь человека в лучшую сторону. -Выполнили мы поставленные перед нами задачи? | Осознают способы деятельности, глубину знаний, трудностей и ошибок, определяют пути их коррекции. Отвечают на вопросы учителя. | |
10 | Осуществление контроля, самооценки.( 1 мин) Целевая установка: обучение объективной оценке результатов своей деятельности. | -Перед вами лежит послание – ваш итог сегодняшней работы. Кратко сформулируйте и запишите, о чем узнали сегодня и что запомнилось. | Определяют правильность выполненного действия и степень соответствия эталону или качество выполненного действия. Проводят само- или взаимопроверку, само- или взаимооценивание. | |
11 | Итог урока. (1 мин) Целевая установка: оценка достижения цели и результатов деятельности своей и всего класса. | -Работа наша проведена была сегодня достойно. Завершить её хочется словами поэта Алексея Мерзлякова: Герой, кто на брани лишь правду священну Во сердце геройском хранит, Кто злато, корысти и пышность презренну Предметом геройства не чтит, Кто наглостью, злобой рожденных врагов Приводит в храм мира без ран и оков. Отечеству, вере и в недрах покоя Служить беспрерывно — вот слава героя! | Участвуют в подведении итогов урока. Определяют степень решения поставленных задач. Оценивают глубину своих знаний по теме урока. | |
12 | Домашнее задание. (-мин) Целевая установка: предоставление права выбора домашнего задания, комментарии к нему. | -перечитать «Житие…» дома. | | |