СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по родному языку (русскому) для 3 класса по теме: "Дело мастера боится"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом некоторых профессий; познакомить детей с устаревшими и забытыми словами;  познакомить с прототипами современных профессий; формировать представления о труде людей прошлого; развивать образное и пространственное мышление, побуждать к творчеству и самостоятельности; расширять кругозор, познавательный интерес; развивать речь детей, обогащать словарь по данной теме; воспитывать уважительное отношение к труду.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по родному языку (русскому) для 3 класса по теме: "Дело мастера боится"»

Конспект урока родного языка(русского)

Класс: 3

Дата:

Учитель: Полинко Оксана Николаевна


Тема. Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель: Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом некоторых профессий; познакомить детей с устаревшими и забытыми словами; познакомить с прототипами современных профессий; формировать представления о труде людей прошлого; развивать образное и пространственное мышление, побуждать к творчеству и самостоятельности; расширять кругозор, познавательный интерес; развивать речь детей, обогащать словарь по данной теме; воспитывать уважительное отношение к труду.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Задачи:

1. Образовательные:

- Формировать умение воспринимать сведения об историческом прошлом некоторых профессий;

- формировать представления о труде людей прошлого,

- учить способам нахождения исторических фактов развития языка;

2. Развивающие:

- Развивать познавательный интерес к учебной деятельности на основе предметного содержания, сравнения и анализа, обобщения слов;

- Развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля;

- Развивать фонематический слух; оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление.

- Развивать умения четко и правильно выражать свои мысли, умение вести диалог, анализировать и обобщать.

3. Воспитывающие:

- Воспитывать интерес к учению русского родного языка, осознание ценности изучаемого предмета;

- Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;

- Воспитывать желание применять правила делового сотрудничества.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: формировать умение различать устаревшие слова и неологизмы, называющие профессии; работать со словарями; расширить словарный запас учащихся.

Личностные УУД: понимать важность сохранения памятников культуры, созданных предками в давние времена.

Метапредметные УУД:

регулятивные: действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике.

•контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы

•оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

•осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения.

•понимать информацию, определять основную и второстепенную информацию;

•применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения;

познавательные: сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, построение рассуждений и выводов;

•наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в разном виде;

коммуникативные:

•осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

•аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы

•вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах,

•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение.

Основные методы: проблемно-поисковый, беседа, наблюдение.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, работа в группе, работа в паре, индивидуальная работа.

Средства обучения: Русский родной язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. -2-е изд. –М.: Просвещение, 2021. – 144 с.; ноутбук, телевизор, шкатулка, карточки с пословицами, словари, репродукции картин.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Улыбнемся друг другу, пожелаем друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте).


- Что пригодится для успешной работы на уроке?

Моя внимательность

Моя старательность

Моё трудолюбие

Моя активность

Моя доброжелательность

Наша успешность

II. Актуализация опорных знаний

1.Минутка чистописания.

Чч Уу

2.Синтаксический разбор предложения.

После обеда мальчики пошли на речку, а сестра осталась дома.

Слайд 3.

3.Звуко – буквенный анализ слова: обед

  1. Мотивация учебной деятельности

Шкатулка с пословицами

Посмотрите на доску, как вы думаете, что это? (части пословиц) Придумайте задание. (Собрать пословицы)

Начало пословиц берем в шкатулке, подставляем к подходящей концовке.

- Какая тема объединяет данные пословицы?

- Придумайте синонимы к слову – труд ( работа, профессия, ремесло, дело)

- Много ли вы знаете о профессиях?

Упорно трудиться – будет хлеб в закромах храниться.

Без труда и отдых не сладок.

На работу с радостью, а с работы с гордостью.

- О чем эти пословицы? ( О труде.)

- Как вы понимаете эти пословицы?

(Ответ. Упорно трудиться – будет хлеб в закромах водиться – будешь хорошо работать, будет еда в доме.

Без труда и отдых не сладок- если не устал, то и отдых не почувствуешь.

На работу с радостью, а с работы с гордостью – если работаешь с удовольствием, то работу выполняешь так, что ею можно гордиться.

- О чем мы будем сегодня говорить? (О труде, о людях труда, о профессиях.)

III. Постановка учебной задачи

- Какие профессии у ваших родителей, бабушек и дедушек?

- Кого мы называем мастерами? (тех, кто хорошо выполняет свое дело)

- Недаром говорится, что … «Дело мастера боится».

- Так звучит тема нашего урока. Какой смысл у этой пословицы?

- Как вы считаете, чего больше профессий или слов, называющих профессии?

Слайд 4.



Исчезнувшие профессии: трубочист; фонарщик (он зажигал и гасил фонари); колесники (мастера, делавшие колеса, телеги и кареты); телефонист (они соединяли телефонные линии); бурлаки (рабочие, которые идя по берегу, тянули при помощи бечевы речные суда против течения); водонос (он набирал воду в источнике, разливал в емкости и развозил или разносил по домам); чистильщик обуви.

Недавно появившиеся профессии: менеджер, программист, аудитор, пиарщик, аниматор, косметолог.)

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности

1. Построение алгоритма выхода из затруднения .

- Как мы можем проверить наше предположение? (провести эксперимент, наблюдение, найти и проанализировать информацию, спросить)

-Вы готовы, ребята, поискать ответ на вопрос урока?

Русский народ никогда не сидел без дела, разве что в праздники позволял себе немного расслабиться. В те далёкие времена всё было другим: одежда горожан, поведение, речь. По улицам ездили не машины, а экипажи, то и дело были слышны выкрики лоточников и разносчиков газет, а по дворам ходили шарманщики и старьёвщики.


- Давайте вместе определим, какова будет цель нашего урока.


Составим план, чему будем учиться.


1.Найти информацию о старинных профессиях, существуют ли они сейчас.

2. Где сегодня мы можем найти упоминания об исчезнувших профессиях

3.Сделать выводы

4.Оценить процесс и результаты

2. Реализация плана выхода из затруднения

А) Работа с учебником в парах

- Что помогает нам найти важную информацию на уроке? (учебник)

- Поработаем в парах, …, напомни правила работы в парах.

1 пара – стр. 50,

2 пара – стр. 51, 3 пара – стр. 54. Посмотрите, что надо сделать?


Б) Самостоятельная работа с проверкой по эталону

С.51, упр.1

- Цель задания? Что пригодится для выполнения этого задания? (толковый словарь)

-Прочитайте задание. Как вы поняли, что нужно сделать? (Подобрать названия к картинам.)

-Прочитайте названия картин. Все слов вам понятны?

-Объясните значения слов:

Прачка- (работница, занимающаяся стиркой белья);

Водовоз – (человек, который развозил или разносил воду по домам);

Пряха- (женщина, занимавшаяся ручным прядением, скручиванием волокон, для получения нити);

Шорник – (специалист по изготовлению конской упражи. Шоры – специальные пластины, надеваемые на морду лошади, закрывающие обзор по бокам, чтобы она не отвлекалась на посторонние вещи по бокам дороги).

-Соотнесите картинку с ее названием.

Иллюстрация 1 – С. И. Грибков «Водовоз»

Иллюстрация 2 – М. П. Клодт «Шорник

Иллюстрация 3 – А. Е. Архипов «Прачки».

Иллюстрация 4 – Ф. С. Журавлев «Пряха»

Слайд 5

Рубрика «Из истории языка и культуры» (с. 51-52)

- Какие профессии есть у всех народов? (Учитель, врач, повар, строитель.)

-Какие профессии связаны с условием жизни людей? (Дровосек, рыбак, оленевод и т.д.)

-Какие профессии были распространены на Руси? (Земледельцы, хлеборобы, рыболовы, лесорубы, столяры, плотники…)

Слайд 6

-Чем занимались плотники? (Рабочий, занимающийся грубой обработкой лесного материала, постройкой деревянных зданий, выделкой деревянных частей сооружений или простой деревянной мебели. Работа плотника заключается главным образом в распилке, обтеске и составлении разных деревянных соединений.)

Слайд 7

-А чем занимаются столяры? (Столяр – профессиональный рабочий, ремесленник, работающий с деревом, вытачивающий и изготовляющий изделия из дерева или изделия на основе дерева. Столяр занимается столярными работами: изготовлением мебели, дверей, окон, арок, лестниц и других изделий. Столяр выполняет более точную, тонкую работу, чем плотник.)

Слайд 8



Работа в парах(Упр. 2 (стр. 52-53)



- Назовите синонимы. (Построить – срубить, навести; постройка- сооружение; умелец – мастер, искусный строитель.)

- Какое выражение выбрали из текста? Почему? (можно употребить выражение «сработано топором» - «сделано топором». Сработано топорно – значит, сделано грубо, неаккуратно.)

- Что общего между словами «сделать», «сработать», «соорудить», «создать»? (Они все обозначают «выполнить какую-либо работу».)

-В чем разница между ними? (Соорудить- построить, создать – сделать что-то новое, сработать – выполнить работу.)

-Подберите к каждому слову однокоренное слово. (Сделать – дело, сработать – работа, соорудить – сооружение, создать – создание.)

- Какое значение имеет слово «срубить» в сочетании «срубить дерево»? (Ссечь, свалить дерево)

- Какое значение имеет слово «срубить» в сочетании «срубить дом»? (Построить дом.)

Слайд 9.

Физкультминутка

Трактор водит – тракторист (крутят воображаемый руль),

Электричку – машинист (руки на поясе – пружинка),

Стены выкрасил – маляр (имитируют движение покраски),

Доску выстругал – столяр трут ладошки)

В доме свет провёл – монтёр (фонарики)

В шахте трудится шахтёр (топают),

В жаркой кузнице – кузнец (ударяют кулачками),

Кто всё знает – молодец. (Хлопки)

Какие профессии повторили? (Современные)

V. Закрепление знаний и способов действий.

Иногда по фамилии человека можно узнать, каким мастерством владели его предки

Упр. 3 (стр. 53)

(Самостоятельная работа. Коллективная проверка.)

- Название каких профессий вам не понятно? (Бондарь – мастер по изготовлению бочек, кадок и т. п.; бочар. Звонарь – церковный служитель, звонящий в колокола. Лакей – слуга в гостином доме, трактире.)

VI.Домашнее задание. Инструктаж.

Найти 2 загадки о современных и исчезающих профессиях.

Слайд 10

VII. Рефлексивно-оценочный

Давайте подведем итог. Профессии могут исчезнуть, но слова, их называющие остаются. Появляются новые профессии и новые слова, их называющие. Значит, … (слов, обозначающих профессии больше, чем самих профессий. Таким образом, наше предположение подтвердилось (не подтвердилось).


- Увеличились ли ваши знания о профессиях? Отметьте это на шкале.


- Что дал вам, ребята, сегодняшний урок? Что оказалось наиболее интересным?

Слайд 11








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!