СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по родному (русскому) языку. Тема: Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий: «Что ни город, то норов.».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока составлен с учётом материалов учебника «Русский родной язык.» 3 класс авт. О.М. Александрова и др.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по родному (русскому) языку. Тема: Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий: «Что ни город, то норов.».»

Тема: Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий: «Что ни город, то норов.».



Цель: познакомить с устаревшими словами, обозначающими части города.
Задачи: развивать устную и письменную речь учащихся, умение отвечать на заданный вопрос полным ответом; развивать память, внимание, связную речь, умение оценивать результаты своей деятельности; воспитывать внимательное отношение к слову, интерес к предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять различия в значениях слова, исходя из истории языка; выделять существенную информацию из текстов разных видов; строить монологическое высказывание; формулировать собственное мнение и позицию.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Учебник «Русский родной язык.» 3 класс авт. О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая и др.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  • Игра «Отгадай слово»

—Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями, в которых есть числительное 100.

— город «Золотого кольца» России. (Ростов)

— героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу. (Севастополь)

— город РФ, порт на Тихом океане. (Владивосток)


  1. Самоопределение к учебной деятельности.
    - Отгадайте загадку:

Расширяясь год от года,

Так растет и строится,

Что в черте его дорога

Улицей становится.

Ответ: Город.

- Что такое город? (Ответы детей.)

- Но город был таким не всегда. И сегодня на уроке мы с вами узнаем, каким он был и почему его так назвали.


  1. Работа по теме урока.
    Работа с учебником.

  • Упр.1 с. 67-68.

- Какими двумя способами объяснено в тексте слово город?
1. Место, где много людей, машин, больших домов.
2. Ограждённое место, крепость.

  • Рубрика «Интересный вопрос» на с. 68.

- Прочитайте вопрос. Что вы можете на него ответить?
- Рассмотрите иллюстрации на с. 68 и прочитайте рубрику «Из истории языка и культуры» на с.69.

  • Упр.2 с. 69.

- Запишите названия городов, изображённых на фотографиях.

  • Рубрика «Интересный вопрос» на с. 69.

- Прочитайте старинную загадку. Что в ней зашифровано? (Город – год,
12 башен – 12 месяцев, 4 окошка – 4 недели в месяце, 7 выстрелов – 7 дней в неделе).

Физкультминутка «Солнце глянуло в окно…»

  1. Закрепление изученного материала.

  • Упр.3 с. 69 - 70.

- Прочитайте задание. Как вы его поняли? (Найти и выписать синонимы к словам «крепость», «укрепление»).

Первый текст «Владивосток» (форт, твердыня)
Второй текст «Волгоград» (твердыня)
Третий текст «Севастополь» (бастион)

Твердыня – 1.Укрепленное место, укрепление; 2.Оплот, опора, укреплённая позиция.

  • Рубрика «Из истории языка и культуры» на с.70.

- Что вы узнали из истории города Севастополя?

  • Упр.4 с. 71-72.

- Прочитайте текст. Почему башню Белого города называлась Семиверховой?
(Она венчалась семью шатрами-башенками, семью верхушками).

- Выполните письменное задание в данном упражнении на с. 71, заполняя пропуски в предложении. (Выполняют с комментированием, «цепочкой»):

Фёдор Конь был горододелец. Самые известные его постройки - Белый город в Москве и крепостные стены в Смоленске.

Белый город был разобран по приказу Екатерины Второй.
Смоленская крепость разрушена во время войн, но часть стены и 17 башен можно увидеть и сейчас.
Площадь Покровские ворота в Москве находятся на месте проездной башни Покровских ворот, а площадь Никитские ворота – на месте проездной башни Никитских ворот.


  1. Рефлексия.
    -
    Как называли строителей город в старину?
    - Как звали самого известного из горододельцев?

– Дайте определение понятиям: кремль…, крепость…, твердыня….

  1. Итог урока.
    -
    О каких городах мы говорили сегодня на уроке?
    - Покажите их на карте России.

  2. Домашнее задание: с.72-73 упр.5 (1,2,3 – на выбор обучающихся).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!