Тема: Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий: «Что ни город, то норов.».
Цель: познакомить с устаревшими словами, обозначающими части города.
Задачи: развивать устную и письменную речь учащихся, умение отвечать на заданный вопрос полным ответом; развивать память, внимание, связную речь, умение оценивать результаты своей деятельности; воспитывать внимательное отношение к слову, интерес к предмету.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять различия в значениях слова, исходя из истории языка; выделять существенную информацию из текстов разных видов; строить монологическое высказывание; формулировать собственное мнение и позицию.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Учебник «Русский родной язык.» 3 класс авт. О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая и др.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
—Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями, в которых есть числительное 100.
— город «Золотого кольца» России. (Ростов)
— героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу. (Севастополь)
— город РФ, порт на Тихом океане. (Владивосток)
Самоопределение к учебной деятельности.
- Отгадайте загадку:
Расширяясь год от года,
Так растет и строится,
Что в черте его дорога
Улицей становится.
Ответ: Город.
- Что такое город? (Ответы детей.)
- Но город был таким не всегда. И сегодня на уроке мы с вами узнаем, каким он был и почему его так назвали.
Работа по теме урока.
Работа с учебником.
- Какими двумя способами объяснено в тексте слово город?
1. Место, где много людей, машин, больших домов.
2. Ограждённое место, крепость.
- Прочитайте вопрос. Что вы можете на него ответить?
- Рассмотрите иллюстрации на с. 68 и прочитайте рубрику «Из истории языка и культуры» на с.69.
- Запишите названия городов, изображённых на фотографиях.
- Прочитайте старинную загадку. Что в ней зашифровано? (Город – год,
12 башен – 12 месяцев, 4 окошка – 4 недели в месяце, 7 выстрелов – 7 дней в неделе).
Физкультминутка «Солнце глянуло в окно…»
Закрепление изученного материала.
- Прочитайте задание. Как вы его поняли? (Найти и выписать синонимы к словам «крепость», «укрепление»).
Первый текст «Владивосток» (форт, твердыня)
Второй текст «Волгоград» (твердыня)
Третий текст «Севастополь» (бастион)
Твердыня – 1.Укрепленное место, укрепление; 2.Оплот, опора, укреплённая позиция.
- Что вы узнали из истории города Севастополя?
- Прочитайте текст. Почему башню Белого города называлась Семиверховой?
(Она венчалась семью шатрами-башенками, семью верхушками).
- Выполните письменное задание в данном упражнении на с. 71, заполняя пропуски в предложении. (Выполняют с комментированием, «цепочкой»):
Фёдор Конь был горододелец. Самые известные его постройки - Белый город в Москве и крепостные стены в Смоленске.
Белый город был разобран по приказу Екатерины Второй.
Смоленская крепость разрушена во время войн, но часть стены и 17 башен можно увидеть и сейчас.
Площадь Покровские ворота в Москве находятся на месте проездной башни Покровских ворот, а площадь Никитские ворота – на месте проездной башни Никитских ворот.
Рефлексия.
- Как называли строителей город в старину?
- Как звали самого известного из горододельцев?
– Дайте определение понятиям: кремль…, крепость…, твердыня….
Итог урока.
- О каких городах мы говорили сегодня на уроке?
- Покажите их на карте России.
Домашнее задание: с.72-73 упр.5 (1,2,3 – на выбор обучающихся).