СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку "Деепричастия совершенного вида" (7 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с целью ознакомить учеников со способами образования деепри­частий совершенного вида; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать уважение к родному языку и культуре речи.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Деепричастия совершенного вида" (7 класс)»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа села Осиповка

муниципального района Благовещенский район РБ











Открытый урок в рамках проведения недели русского языка и литературы в 7 классе

по теме «Деепричастия совершенного вида»














Учитель русского языка

и литературы: Целищева Л.М.












2016 г.



Конспект урока в 7 классе

Учитель: Целищева Лена Мударисовна

Предмет: русский язык

Класс 7

Тема урока: Деепричастия совершенного вида

Оборудование урока: учебник «Русский язык», 7 класс Т. А. Ладыженская, раздаточный материал с текстом по занимательной лингвистике.

Характеристика класса: в классе 7 человек, их них 5 девочек, 2 мальчика.


Цели: ознакомить учеников со способами образования деепри­частий совершенного вида; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать уважение к родному языку и культуре речи.


Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками; словарная работа, задания по занимательной лингвистике.


  1. Орг. момент.

  2. Релаксация.

  3. Сообщение темы и целей урока.

  4. Повторение и закрепление.

  5. Подведение итогов урока.

6. Объяснение домашнего задания.



  1. Организационный момент.

- Дорогие, ребята, здравствуйте! Я рада всех приветствовать. Сегодня у нас на уроке присутствуют учителя нашей школы. Поприветствуйте их. Они хотят посмотреть, чему вы научились на уроках русского языка, как вы умеете работать, как умеете общаться друг с другом. А теперь посмотрите, какое ясное солнышко за окном, как природа радуется приходу весны. Улыбнитесь друг другу, пусть урок пройдет организованно, весело, с пользой. Удачи вам, новых знаний!


- Тем нашего урока "Деепричастия совершенного вида".

Прежде чем изучить новую тему, мы с вами повторим пройденный материал.

Ответьте на вопросы: 1. Деепричастие - это... Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Деепричастие не изменяется. Бывают совершенного и несовершенного вида. В предложении деепричастие является обстоятельством.

2. Что называется деепричастным оборотом?

Ответ:

Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми словами. В предложении является одним членом предложения – обстоятельством. На письме с обеих сторон выделяется запятыми.

3. Как пишется НЕ с причастиями?


4. С помощью каких суффиксов образуются деепричастия?

Ответ:

Деепричастия совершенного вида образуются обычно от основы неопределенной формы глаголов совершенного вида путем прибавления суффиксов –в, -вши, -ши; от основы простого будущего времени некоторых глаголов с помощью суффикса –а(-я), например: выскочив, выскочивши, замахнувшись; услыша, заметя.

Деепричастие несовершенного вида образуются обычно от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида путем прибавления суффикса –а(-я).


- Теперь рассмотрим глаголы, из которых вы должны образовать деепричастия несовершенного вида.

Опаздывать - опаздывая, черпать - черпая, следовать - следуя, побеждать - побеждая, наклеивать - наклеивая, обозначить - обозначая, кричать - крича, баловать - балуя, ржаветь- ржавея.


3. Изучение нового учебного материала.

Если деепричастия несовершенного вида означают незакончен­ные добавочные действия, то легко догадаться, что деепричастия совершенного вида означают законченные, совершённые добавоч­ные действия и отвечают на вопрос что сделав?

Деепричастия чаще всего образуются от основы неопределенной формы глагола. Обратим внимание, что суффиксы деепричастий совершенного вида -в, -вши, -ши {устро­ив, разбившись) похожи на суффиксы действительных причастий прошедшего времени -вш-, -ш-.

Как их не перепутать? Деепричастия - неизм. часть речи, т.е. не имеет окончаний, у причастий же окончания есть.

Деепричастия совер. вида могут образовываться от основы простого будущего времени некоторых глаголов с помощью суффикса -а (-я): дыша, видя.

Заметим также, что суффиксы -вши, -ши имеют разговорный оттенок. Если же после них стоит постфикс -ся (-сь), этот оттенок исчезает: зацепивши - зацепившись, унёсши - унёсшись.

Деепричастие.

Несовершенный вид

Совершенный вид

Что делая?

Что сделав?

-а (я), -учи

-в. –вши, -ши, -а (я)

глядят - глядя

выскочить - выскочив

кричат - крича

услышать – услышав

улыбаются - улыбаясь

расцвести – расцветши

быть – будут - будучи

прочитать - прочтя


4. Закрепление учебного материала.

1. Синтаксический разбор предложения у доски.

Синтаксический разбор предложения, характеристика дее­причастий.

Запись предложения в тетради. Лед гремевш...й треск...вш...йся иударявш...йся о гранит на­бережной давно уже изм...лъчал и раста...л.

Лед, гремевший, трескавшийся и ударявшийся о гранит набе­режной, давно уже измельчал и растаял.


Физ. минутка.

- Ребята, вы работаете очень хорошо. Молодцы! Сейчас немного отдохнём, проведём физкультминутку.

- Как живёшь?

- Вот так! (Поднимают большой палец, произносят слова задорно, весело.)

- Как идёшь?

- Вот так! (По ладони два пальца.)

- Как бежишь?

- Вот так! ( Локти, прижатые к бокам, задвигались, изображая бег, быстро, чуть задыхаясь.)

- Ночью спишь?

- Вот так! (Две ладони укладываются под щеку, голос сладок, чуть растянут, медлителен.)

- Как даёшь?

- Вот так! (Широкий жест рук от себя, гордость.)

- Как берёшь?

- Вот так! (Широкий жест рук к себе, голос чуть игрив, шаловлив.)

- Как шалишь?

- Вот так! (Молча надуть щеки и похлопать.)

- Как грозишь?

- Вот так! (Грозят указательным пальцем, сопровождая жест словами с дразнящей интонацией.)




5. Выполнение упражнений по учебнику.


1. Упражнение 178: устный разбор.

2. Упражнение 179: устный разбор; Уточним задание: записать образованные от данных глаголов деепричастия совершенного вида в несколько групп (по месту ударения):

Работа над орфоэпически­ми нормами. Ответы детей:

с ударением на втором слоге: донять, занять, нанять, на­чать, отнять, поднять, принять, создать, увидеть, раскаяться, наклеить;

с ударением на третьем слоге: успокоиться, невзлюбить, принести;

с ударением на четвертом слоге: распорядиться.


Работа у доски, запись в тетради.

Упражнение 180: комментированное письмо.

Комментарий, нельзя образовать деепричастие совершенного

вида от глагола опаздывать, т. к. он несовершенного вида.

3. Самостоятельная работа.

Упражнения 182, 183.

Самостоятельная работа по вариантам, с последующей взаимопроверкой.

4. Занимательная лингвистика.

Стихотворение проецируется на экран.

- Я познакомлю вас с уникальным по своей форме и содержанию стихотворением английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад» в переводе В.Жуковского.
Кипя,
Шипя,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Свиваясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, круша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,
Так падают бурные воды
В сверкающем быстром Лодоре.
- В чем особенность стихотворения?

( Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.)

V. Подведение итогов

(4 минуты)

Сегодня мы постарались вспомнить все о деепричастии.

- Что вам понравилось?

- Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего?

- Какие из тем вы хотели бы еще повторить?

- Какую оценку за урок вы бы поставили себе и почему?

Выставление оценок за урок.


6. Задание на дом.

Запись задания в дневники.

§30.

Упражнение 181.

Упражнение 186: устно (подготовка к диктанту).

Подобрать материалы из спортивных газет с описанием мат­чей, соревнований.


- Наш урок подошёл к концу. Всем спасибо. Молодцы!


YII. Тестирование по пройденному материалу.

Цель: проверка ЗУН учащихся по теме урока, выявление пробелов.

I вариант

  1. Найти деепричастие:

а) почуяв б) сожалел в) услышан г) ознакомься

  1. Укажите деепричастие совершенного вида:

а) беспокоясь б) закончив в) отдыхая г) продумывая

  1. В каком случае НЕ пишется слитно:

а) (не) доумевая б) (не) подготовлено

в) (не) освещена г) (не) почувствовал

  1. 4. Найти предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания:

а) Она стояла, слегка запрокинув голову, и щурясь от яркого света.

б) Белоснежные чайки, весело покрикивая, реяли в воздухе и гонялись одна за другой.

в) Туча, сверкая молниями и издавая сердитый рокот, спешила на северо-восток.

г) Любка проснулась чуть свет и, напевая, стала собираться в дорогу.

д) В эту минуту отворилась дверь, и в комнату, робко озираясь вошла девушка.

  1. В каком слове следует писать И?

а) увид…в б) зате…вши

в) посе…в г) замет…в.

II вариант

  1. Найти деепричастие:

а) присутствовал б) услышав в) посеян г) страстно

  1. Укажите деепричастие совершенного вида:

а) схватившись б) говоря в) разбирая г) переписывая

  1. В каком слове НЕ пишется слитно:

а) (не) здоровится б) (не) шелохнувшись

в) (не) страшась г) (не) домогать

  1. Найти предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания:

а) Надвигалась гроза, и туча набирая силу, поднималась из-за леса.

б) Опустив голову, бабушка закружилась в танце.

в) Залюбовавшись птицами, я забыл о еде.

г) Собака залилась громким лаем, но, распознав знакомого человека, успокоилась.

д) Сдвинув на затылок косынку, и опираясь на швабру, девочка прибирала веранду.

  1. В каком слове следует писать Е?

А) услыш..в б) посе…в

В) постро…вшись г) обид…вшись.

- Выполнение упражнения. Образуйте от глаголов деепричастия совершенного и несовершенного вида. (Упражнение выполняется устно.)


Образец: замирать – замирает –замирая, чувствовать – чувствует – чувствуя, безмолствовать – безмолствует – безмолствуя, наслаждаться – наслаждается – наслаждаясь.


Образуйте деепричастия совершенного вида.

Образец: построить – построив – построивши, услышать - услышав – услышавши, растаять – растаяв – растаявши.


С двумя деепричастиями устно составьте предложения.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя