Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа села Осиповка
муниципального района Благовещенский район РБ
Открытый урок в рамках проведения недели русского языка и литературы в 7 классе
по теме «Деепричастия совершенного вида»
Учитель русского языка
и литературы: Целищева Л.М.
2016 г.
Конспект урока в 7 классе
Учитель: Целищева Лена Мударисовна
Предмет: русский язык
Класс 7
Тема урока: Деепричастия совершенного вида
Оборудование урока: учебник «Русский язык», 7 класс Т. А. Ладыженская, раздаточный материал с текстом по занимательной лингвистике.
Характеристика класса: в классе 7 человек, их них 5 девочек, 2 мальчика.
Цели: ознакомить учеников со способами образования деепричастий совершенного вида; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать уважение к родному языку и культуре речи.
Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками; словарная работа, задания по занимательной лингвистике.
Орг. момент.
Релаксация.
Сообщение темы и целей урока.
Повторение и закрепление.
Подведение итогов урока.
6. Объяснение домашнего задания.
Организационный момент.
- Дорогие, ребята, здравствуйте! Я рада всех приветствовать. Сегодня у нас на уроке присутствуют учителя нашей школы. Поприветствуйте их. Они хотят посмотреть, чему вы научились на уроках русского языка, как вы умеете работать, как умеете общаться друг с другом. А теперь посмотрите, какое ясное солнышко за окном, как природа радуется приходу весны. Улыбнитесь друг другу, пусть урок пройдет организованно, весело, с пользой. Удачи вам, новых знаний!
- Тем нашего урока "Деепричастия совершенного вида".
Прежде чем изучить новую тему, мы с вами повторим пройденный материал.
Ответьте на вопросы: 1. Деепричастие - это... Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Деепричастие не изменяется. Бывают совершенного и несовершенного вида. В предложении деепричастие является обстоятельством.
2. Что называется деепричастным оборотом?
Ответ:
Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми словами. В предложении является одним членом предложения – обстоятельством. На письме с обеих сторон выделяется запятыми.
3. Как пишется НЕ с причастиями?
4. С помощью каких суффиксов образуются деепричастия?
Ответ:
Деепричастия совершенного вида образуются обычно от основы неопределенной формы глаголов совершенного вида путем прибавления суффиксов –в, -вши, -ши; от основы простого будущего времени некоторых глаголов с помощью суффикса –а(-я), например: выскочив, выскочивши, замахнувшись; услыша, заметя.
Деепричастие несовершенного вида образуются обычно от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида путем прибавления суффикса –а(-я).
- Теперь рассмотрим глаголы, из которых вы должны образовать деепричастия несовершенного вида.
Опаздывать - опаздывая, черпать - черпая, следовать - следуя, побеждать - побеждая, наклеивать - наклеивая, обозначить - обозначая, кричать - крича, баловать - балуя, ржаветь- ржавея.
3. Изучение нового учебного материала.
Если деепричастия несовершенного вида означают незаконченные добавочные действия, то легко догадаться, что деепричастия совершенного вида означают законченные, совершённые добавочные действия и отвечают на вопрос что сделав?
Деепричастия чаще всего образуются от основы неопределенной формы глагола. Обратим внимание, что суффиксы деепричастий совершенного вида -в, -вши, -ши {устроив, разбившись) похожи на суффиксы действительных причастий прошедшего времени -вш-, -ш-.
Как их не перепутать? Деепричастия - неизм. часть речи, т.е. не имеет окончаний, у причастий же окончания есть.
Деепричастия совер. вида могут образовываться от основы простого будущего времени некоторых глаголов с помощью суффикса -а (-я): дыша, видя.
Заметим также, что суффиксы -вши, -ши имеют разговорный оттенок. Если же после них стоит постфикс -ся (-сь), этот оттенок исчезает: зацепивши - зацепившись, унёсши - унёсшись.
Деепричастие.
Несовершенный вид | Совершенный вид |
Что делая? | Что сделав? |
-а (я), -учи | -в. –вши, -ши, -а (я) |
глядят - глядя | выскочить - выскочив |
кричат - крича | услышать – услышав |
улыбаются - улыбаясь | расцвести – расцветши |
быть – будут - будучи | прочитать - прочтя |
4. Закрепление учебного материала.
1. Синтаксический разбор предложения у доски.
Синтаксический разбор предложения, характеристика деепричастий.
Запись предложения в тетради. Лед гремевш...й треск...вш...йся иударявш...йся о гранит набережной давно уже изм...лъчал и раста...л.
Лед, гремевший, трескавшийся и ударявшийся о гранит набережной, давно уже измельчал и растаял.
Физ. минутка.
- Ребята, вы работаете очень хорошо. Молодцы! Сейчас немного отдохнём, проведём физкультминутку.
- Как живёшь?
- Вот так! (Поднимают большой палец, произносят слова задорно, весело.)
- Как идёшь?
- Вот так! (По ладони два пальца.)
- Как бежишь?
- Вот так! ( Локти, прижатые к бокам, задвигались, изображая бег, быстро, чуть задыхаясь.)
- Ночью спишь?
- Вот так! (Две ладони укладываются под щеку, голос сладок, чуть растянут, медлителен.)
- Как даёшь?
- Вот так! (Широкий жест рук от себя, гордость.)
- Как берёшь?
- Вот так! (Широкий жест рук к себе, голос чуть игрив, шаловлив.)
- Как шалишь?
- Вот так! (Молча надуть щеки и похлопать.)
- Как грозишь?
- Вот так! (Грозят указательным пальцем, сопровождая жест словами с дразнящей интонацией.)
5. Выполнение упражнений по учебнику.
1. Упражнение 178: устный разбор.
2. Упражнение 179: устный разбор; Уточним задание: записать образованные от данных глаголов деепричастия совершенного вида в несколько групп (по месту ударения):
Работа над орфоэпическими нормами. Ответы детей:
с ударением на втором слоге: донять, занять, нанять, начать, отнять, поднять, принять, создать, увидеть, раскаяться, наклеить;
с ударением на третьем слоге: успокоиться, невзлюбить, принести;
с ударением на четвертом слоге: распорядиться.
Работа у доски, запись в тетради.
Упражнение 180: комментированное письмо.
Комментарий, нельзя образовать деепричастие совершенного
вида от глагола опаздывать, т. к. он несовершенного вида.
3. Самостоятельная работа.
Упражнения 182, 183.
Самостоятельная работа по вариантам, с последующей взаимопроверкой.
4. Занимательная лингвистика.
Стихотворение проецируется на экран.
- Я познакомлю вас с уникальным по своей форме и содержанию стихотворением английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад» в переводе В.Жуковского.
Кипя,
Шипя,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Свиваясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, круша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,
Так падают бурные воды
В сверкающем быстром Лодоре.
- В чем особенность стихотворения?
( Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.)
V. Подведение итогов (4 минуты) | Сегодня мы постарались вспомнить все о деепричастии. - Что вам понравилось? - Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего? - Какие из тем вы хотели бы еще повторить? - Какую оценку за урок вы бы поставили себе и почему? Выставление оценок за урок. |
6. Задание на дом.
Запись задания в дневники.
§30.
Упражнение 181.
Упражнение 186: устно (подготовка к диктанту).
Подобрать материалы из спортивных газет с описанием матчей, соревнований.
- Наш урок подошёл к концу. Всем спасибо. Молодцы!
YII. Тестирование по пройденному материалу.
Цель: проверка ЗУН учащихся по теме урока, выявление пробелов.
I вариант
Найти деепричастие:
а) почуяв б) сожалел в) услышан г) ознакомься
Укажите деепричастие совершенного вида:
а) беспокоясь б) закончив в) отдыхая г) продумывая
В каком случае НЕ пишется слитно:
а) (не) доумевая б) (не) подготовлено
в) (не) освещена г) (не) почувствовал
4. Найти предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания:
а) Она стояла, слегка запрокинув голову, и щурясь от яркого света.
б) Белоснежные чайки, весело покрикивая, реяли в воздухе и гонялись одна за другой.
в) Туча, сверкая молниями и издавая сердитый рокот, спешила на северо-восток.
г) Любка проснулась чуть свет и, напевая, стала собираться в дорогу.
д) В эту минуту отворилась дверь, и в комнату, робко озираясь вошла девушка.
В каком слове следует писать И?
а) увид…в б) зате…вши
в) посе…в г) замет…в.
II вариант
Найти деепричастие:
а) присутствовал б) услышав в) посеян г) страстно
Укажите деепричастие совершенного вида:
а) схватившись б) говоря в) разбирая г) переписывая
В каком слове НЕ пишется слитно:
а) (не) здоровится б) (не) шелохнувшись
в) (не) страшась г) (не) домогать
Найти предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания:
а) Надвигалась гроза, и туча набирая силу, поднималась из-за леса.
б) Опустив голову, бабушка закружилась в танце.
в) Залюбовавшись птицами, я забыл о еде.
г) Собака залилась громким лаем, но, распознав знакомого человека, успокоилась.
д) Сдвинув на затылок косынку, и опираясь на швабру, девочка прибирала веранду.
В каком слове следует писать Е?
А) услыш..в б) посе…в
В) постро…вшись г) обид…вшись.
- Выполнение упражнения. Образуйте от глаголов деепричастия совершенного и несовершенного вида. (Упражнение выполняется устно.)
Образец: замирать – замирает –замирая, чувствовать – чувствует – чувствуя, безмолствовать – безмолствует – безмолствуя, наслаждаться – наслаждается – наслаждаясь.
Образуйте деепричастия совершенного вида.
Образец: построить – построив – построивши, услышать - услышав – услышавши, растаять – растаяв – растаявши.
С двумя деепричастиями устно составьте предложения.