СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку как иностранного "День победы. Прошедшее время глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лексическая тема: День Победы

Грамматическая тема: Образование прошедшей формы глагола

 

Фонетическая разминка:

Сначала медленно, затем все убыстряя темп, произносим сочетание букв чн как [шн].

В настоящее время [шн] сохраняется в словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный и в женских отчествах на – ична: Фоминична, Кузьминична. В ряде слов допускается двоякое произношение: було[ чн ]ная и було[ шн ]ная, хотя последнее устаревает.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку как иностранного "День победы. Прошедшее время глагола"»

День Победы. Прошедшее время глагола.


Лексическая тема: День Победы

Грамматическая тема: Образование прошедшей формы глагола


Фонетическая разминка:

Сначала медленно, затем все убыстряя темп, произносим сочетание букв чн как [шн].

В настоящее время [шн] сохраняется в словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный и в женских отчествах на – ична: Фоминична, Кузьминична. В ряде слов допускается двоякое произношение: було[ чн ]ная и було[ шн ]ная, хотя последнее устаревает.

Просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=DoN0hwOy__E


День Победы – праздник, который начали отмечать после победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Это день окончания страшной, безмерно жестокой войны, которая длилась 1418 дней и ночей. День Победы как всенародный праздник был установлен Президиумом Верховного Совета СССР 8 мая 1945 года. Путь к победе был длинным испытанием. Она была завоевана мужеством, боевым мастерством и героизмом советских воинов на полях сражений, самоотверженной борьбой партизан и подпольщиков за линией фронта, каждодневным трудовым подвигом работников тыла, объединенными усилиями антигитлеровской коалиции и антифашистского движения.


Какой праздник мы отмечаем 9 мая? (День Победы) Когда началась и закончилась Великая Отечественная война?


Слова по теме. Определение лексического значения:

Победа, май, дед (дедушка), ветеран, медаль, отвага, салют, война, враг, танк, огонь, цветы, гвоздики, самолет, митинг, парад, гимнастерка, георгиевская лента, вечный огонь (Слайд 1, 2)


Личности: Сталин И.В., Жуков Г.К., Гитлер А., Черчилль У. (Слайд 3,4)


Страноведческие термины: СССР (Слайд 5), Москва, Красная Площадь (Слайд 6), Ленинград (Слайд 7), Сталинград (Слайд 8), Брест (Слайд 9).


Задание 1. Прочитайте выразительно стихотворение.

МЕДАЛИ

Ветеран – боец бывалый,
Повидал за жизнь немало.
Он с отвагою в бою
Защищал страну свою!


В День Победы засверкали
На груди его медали.
На груди его — медали!
Мы с сестрой их сосчитали



Задание 2. Найдите в тексте глаголы, которые обозначают, что действие происходило раньше, до речи говорящего? (повидал, защищал, засверкали, сосчитали)


Как образуется прошедшее время глагола

(грамматическая модель)


^

_основа_н.ф._ + л (окончания помогают выстроить определенную форму!)


Задание 3. Заполните таблицу по образцу

Начальная форма

Прошедшее время мужского рода (ОН)

Прошедшее время женского рода (ОНА)

Прошедшее время среднего рода (ОНО)

Прошедшее время множественного числа (ОНИ)

повидать

повидал

повидала

повидало

повидали

защищать





Засверкать





Сосчитать





Победить





умереть





Выиграть





Вернуть







Грамматика:


Обратите внимание на глаголы, которые в начальной форме заканчиваются на ТИ и ЧЬ (мужской род образуется без суффикса Л):


стеречь – он стерег, она стерегла, оно стерегло

печь – он пек, она пекла, оно пекло

лечь – он лег, она легла, оно легло

беречь – он берег, она берегла, оно берегло

везти – он вез, она везла, оно везло

нести – он нес, она несла, оно несло



Задание 4. Вставьте в стихотворение подходящие глаголы, поставив их в прошедшее время.


Еще тогда нас не __________ на свете,
Когда ______ салют из края в край.
Солдаты, ___________вы планете
Великий Май, победный Май!


Еще тогда нас не _______на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!


Еще тогда нас не _______ на свете,
Когда с Победой вы домой _________.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!


Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!

Слова для справки: Н.ф.: вести, быть, прийти, греметь, быть, подарить, быть.


Задание 5. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

ПОБЕДЫ СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ

Саша достал своё игрушечное ружьё и спросил Алёнку: «Хороший из меня военный?» Алёнка улыбнулась и спросила: «Ты в таком виде пойдёшь на парад ко Дню Победы?» Саша пожал плечами, а потом ответил: «Нет, на парад я пойду с цветами — подарю их настоящим воинам!» Эти слова услышал дедушка и погладил Сашу по голове: «Молодец, внучек!» А потом сел рядом и начал рассказывать о войне и победе.

9 мая мы празднуем День Победы в Великой Отечественной войне. Дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки надевают ордена, идут на встречу со своими друзьями-ветеранами. Вместе они вспоминают, какими были годы войны.

Вторая мировая война началась в 1939 году. Она охватила более 60 стран мира! В нашу страну она пришла страшным утром 22 июня 1941 года. Это было воскресенье, люди отдыхали, планировали свой выходной. Как вдруг громом ударила новость: «Началась война! Фашистская Германия без объявления войны начала наступление...» Все взрослые мужчины надели военную форму и отправились на фронт. Те, кто остался, пошли в партизаны, чтобы бороться с врагом в тылу.

Долгие военные годы люди не могли жить спокойно. Каждый день приносил потери, настоящее горе. Более 60 миллионов человек не вернулись домой. Половина погибших — жители бывшего Советского Союза. Почти каждая семья потеряла дедушку, отца, брата или сестру...

Дорогую цену заплатил русский, белорусский, украинский и другие народы СССР за участие в этой ужасной войне. Война не жалела ни стариков, ни детей.

Нападающие издевались над жителями захваченных городов и сёл. Смело боролись наши воины с захватчиками. Не могли они простить сожжённые дома, разрушенные памятники национальной культуры. А ещё больнее им было за погибших родных и друзей. Не боялись солдаты ни голода, ни холода. Возможно, им тоже было страшно. Но мечта о победе, мирной жизни постоянно поддерживала их.

Шёл 1945 год. Великая Отечественная война против фашистских захватчиков приближалась к победному концу. Наши бойцы сражались, насколько хватало сил. Весной наша армия подошла к столице фашистской Германии — городу Берлину.

Битва за Берлин продолжалась до 2 мая. Особенно отчаянным был штурм рейхстага, где собрались руководители Германии. 8 мая 1945 года представители немецкого верховного командования подписали акт об окончании войны. Враг сдался. День 9 мая стал Днём Победы, большим праздником всего человечества.

Теперь в этот день обязательно расцветают миллионами цветов праздничные фейерверки. Ветеранов поздравляют, поют для них песни, читают стихи. К памятникам погибшим несут цветы. Помним всегда, что мир на земле — самая главная ценность.



Вопросы:

  1. Героями рассказа являются Саша и Петя?

  2. После объявления война все пошли в партизаны?

  3. Советская армия подошла к Берлину осенью?



Задание 6. Закончите предложения (обязательно используйте глаголы в прошедшем времени!):


А) Если бы я встретил ветерана, то я бы…

Б) В прошлом году на Празднике победы….

В) В мае 1945 года каждый житель Советского союза…


Задание 7. Опираясь на иллюстрацию, составьте рассказ, используя глаголы в прошедшем времени (Слайд 9).


Домашнее задание:

  1. Составьте диалог в парах на тему «День Победы»

  2. Выполните тест

Тест


1. Укажите время выделенного глагола:

ВЫВЕЛА медведица своих медвежат в лес. (Соколов-Микитов И.)

1) настоящее

2) будущее

3) прошедшее


2. Укажите время выделенного глагола:

В лесной темноте хорошо ВИДЯТ рысьи глаза. (Соколов-Микитов И.)

1) настоящее

2) будущее

3) прошедшее


3. Укажите время выделенного глагола:

Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками ПОКРОЮТСЯ лесные полянки. (Соколов-Микитов И.)

1) настоящее

2) будущее

3) прошедшее


4. Укажите время выделенного глагола:

СПРЯТАЛСЯ в норе под корягой быстрый хорёк. (Соколов-Микитов И.)

1) настоящее

2) будущее

3) прошедшее


5. Укажите время выделенного глагола:

У освещённой солнцем старой сосны РЕЗВЯТСЯ весёлые проказницы-белки. (Соколов-Микитов И.)

1) настоящее

2) будущее

3) прошедшее




6. Укажите время выделенного глагола:

Душистой смолою ПАХНЕТ бор. (Соколов-Микитов И.)

1) настоящее

2) будущее

3) прошедшее


7. Укажите время выделенного глагола:

Скоро ВЫВЕДУТСЯ на болоте длинноногие, неуклюжие журавлята. (Соколов-Микитов И.)

1) настоящее

2) будущее

3) прошедшее


8. Укажите время выделенного глагола:

Уже НАДУЛИСЬ на деревьях душистые клейкие почки. (Соколов-Микитов И.)

1) настоящее

2) будущее

3) прошедшее


9. Укажите время выделенного глагола:

На этой охоте ПРОИЗОШЛО со мною странное приключение. (Соколов-Микитов И.)

1) настоящее

2) будущее

3) прошедшее


10. Укажите время выделенного глагола:

Много мошек и вредных гусениц СЪЕДЯТ за лето прожорливые птенцы. (Соколов-Микитов И.)

1) настоящее

2) будущее

3) прошедшее


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!