РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе»
Цель: продолжить знакомство с понятием «склонение имен прилагательных».
Планируемые результаты
Метапредметные
-
Личностные УУД:
- формировать положительное и осознанное отношение к изучению русского языка,
- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке.
-
Познавательные УУД:
- формировать умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза изучаемых объектов,
- давать характеристики изучаемым объектам (слово, предложение),
- работать с текстовым материалом из разных источников,
- делать записи по ходу урока,
- осуществлять обобщение, делать выводы.
-
Коммуникативные УУД:
- совершенствовать умение работать самостоятельно.
- понимать задаваемые вопросы, формулировать на них ответы, используя изученные понятия русского языка и опираясь на свой опыт,
- выражать свою точку зрения.
-
Регулятивные УУД:
- формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя,
- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, работать по заданному правилу,
- формировать умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, результат действий одноклассника.
Предметные
-
Расширить знания по теме «Имя прилагательное».
-
Формировать умение определять падеж имен прилагательных в форме женского рода единственного числа.
-
Развивать умение работать с материалом (выполнять различные виды заданий).
Тип урока: Открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: письмо по памяти, фронтальная работа, индивидуальная работа, взаимоконтроль, коррекция своей работы.
Оборудование для учителя: учебник «Русский язык» 4 класс (В.П. Канакина), полоски с падежами и вопросами, презентация.
Оборудование для учащихся: учебник «Русский язык» 4 класс (В.П. Канакина), тетрадь по русскому языку, тетрадь на печатной основе «Русский язык. 2 часть» 4 класс (В.П. Канакина), письменные принадлежности, карточки с текстом.
ХОД УРОКА:
-
Орг.момент
- У вас на партах лежат радужные полоски, выберите ту, на которой написано ваше настроение в начале урока.
Обучающиеся поднимают карточку с выбранным цветом и афишируют свое настроение.
- А я желаю вам работать грамотно, четко и внимательно, чтобы в конце урока у всех было настроение желтого, зеленого и синего цвета.
- Откройте тетради, запишите дату.
-
Актуализация знаний
- К.Паустовский говорил: «Волшебство русского языка родилось из волшебства природы». Как вы понимаете эти слова?
- И рассказать о красоте природы невозможно без особых слов.
- О какой части речи я говорю? (Ответы учащихся)
1) Письмо по памяти 3 слайд
- Прочитайте предложение на экране:
Вот зима пришла серебристая,
Белым снегом замела поле чистое.
- Запомните строки, обратите внимание на слово серебристая. Какая здесь орфограмма? (2 безударные гласные). Подберите проверочные слова.
- Прочитайте еще раз, закройте глаза – проговорите шепотом, откройте глаза просмотрите предложение.
- Запишите предложение в тетрадь по фрагментам.
- Взаимопроверка.
2) Работа над грамматической основой предложения
- Подчеркнем грамматическую основу в предложении. Что можно сказать о сказуемых? (Однородные сказуемые).
3) Работа над именем прилагательным
- Назовите слово, характеризующее зиму. (Серебристая)
- К какой части речи относится слово серебристая?
- Придумайте другие прилагательные к слову зима.
За каждый ответ даю перевернутую полоску, ответы учащихся записываю на доске. (Снежная, белая, холодная, морозная, вьюжная, волшебная…)
- Обратите внимание на волшебство русского языка в именах прилагательных. Как красиво звучат слова…
4) Повторение. Составление кластера по теме «Имена прилагательные» (После ответа учащихся на доску вывешивается соответствующая надпись)
- Что обозначают имена прилагательные?(Признак предмета)
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какое? Какие?)
- С какой частью речи связаны прилагательные? (Прил.+сущ.)
- Как изменяются имена прилагательные? (По числам. По родам. По падежам)
- Какого рода бывают имена прилагательные? (Мужского, женского, среднего)
- В каком числе стоят имена прилагательные? (В единственном, множественном числе)
- Рассмотрим наши прилагательные: в каком роде они стоят? В каком числе? Докажите. Догадайтесь, с какими именами прилагательными мы будем знакомиться сегодня?(Ответы учащихся)
3. Самоопределение к деятельности
- Выходят к доске те, кто получил полоску. Прочитайте, что написано у каждого на полоске и встаньте в правильном порядке. Озвучьте свое решение. Правильно? Что ребята назвали? Спасибо, садитесь.
- Сформулируйте тему урока.
- Сформулируем цели урока, продолжите фразу
-
Познакомиться …со склонением имен прилагательных женского рода
-
Учиться …определять падеж имен, выделять окончания имен прилагательных
-
Повторить…знания об именах прилагательных
-
Работа по теме урока
- Прочитайте тему урока в учебнике на с. 29.
Работа над проблемой
- Рассмотрите таблицу «Склонение имен прилагательных»
- Проблема: обратите внимание, что в Р, Д, Т, П падежах один вопрос, одинаковые окончания. Как же быть в этом случае? Как правильно определить падеж?(Предположения учащихся)
Вывод: Определить падеж имени прилагательного помогает имя существительное).
Склонение словосочетания
- Просклоняем словосочетание уральская зима. Образец есть у вас в таблице.
Вывод: имена прилагательные ж.р. в ед.ч. имеют окончание в И.п. –ая, яя; в В.п. –ую, юю; в остальных падежах –ой, ей.
Работа со словарным словом
- В тетради запишите Словарь:
- Прочитаем хором слово орфографически правильно, по слогам 3 раза.
- Попробуйте сформулировать лексическое значение слова. (Ответы учащихся)
- Выберите на слайде точное значение, взятое из словаря С.И.Ожегова. 6 слайд. Запомните, лексическое значение слова экскурсия.
- Запишем в тетрадь: экскурсия. Поработаем с этим словом (ударение, нет безударных гласных, есть сложное слияние согласных, количество слогов).
От данного слова образуем имя прилагательное в ж.р. в ед.ч. запишем в тетрадь.
Составьте предложение со словом экскурсия. (Ответы учащихся)
- Запишем под диктовку такой вариант:
Однажды мы ходили на зимнюю экскурсию.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Письменная работа
- Морозы трескучие, снега скрипучие, ветры вьюжные, метели дружные. А что мы увидели на экскурсии – сейчас узнаем из упражнения.
- Откройте рабочие тетради на с.20 Упр. 45
- Первое задание прочитайте. Выполните. Прочитайте задание под первым красным кружком. Выполняем с комментированием.
- Вот какую красоту мы увидели и научились определять падеж имен прилагательных.
Д)) Дополнительное задание
- Возьмите карточки. Прослушайте задание: найти и выписать в тетрадь словосочетания с именами прилагательными женского рода в единственном числе (для сильных учащихся - определить их падеж).
Самостоятельная работа. Проверка устно.
-
Подведение итогов
- Давайте подведем итоги нашей работы.
- С какими именами прилагательными мы знакомились?
- Какая особенность есть при склонении этих прилагательных?
-
Рефлексия. Упражнение «Комплимент».
- Похвалите того, чья работа на уроке вам понравилась.
- А я хочу похвалить ….
Все вы работали на уроке хорошо.
Прекрасный день! Уроку нашему конец!
Пусть каждый скажет про себя: Какой я молодец!