СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

именительном и родительном падежах»

Тема: Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах.

Цель: формирование умения правильно записывать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах»»



Разработка урока

по русскому языку

«Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах»

Тема: Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах.

Цель: формирование умения правильно записывать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах.

Задачи:

Обучающие

- Формировать умение различать имена прилагательные в именительном и родительном падежах и обосновывать написание их падежных окончаний, проверять правильность написанного;

- Учить согласовывать имена прилагательные в форме родительного падежа с именами существительными, обосновывать правильность определения родительного падежа, правильно произносить в именах прилагательных окончания -ого, -его в форме родительного падежа;

- Совершенствовать умение различать формы имён прилагательных среди однокоренных имён прилагательных;

- Закреплять умение определять падеж имени существительного.

Развивающие

- Развивать навыки каллиграфии, орфографическую зоркость, речь, память, мышление;

- Пополнять словарный запас, развивать умение составлять предложения, текст;

- Совершенствовать умение понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, оценивать результаты своей деятельности.

Воспитательные

- Воспитывать интерес к русскому языку, умение видеть и ценить красоту окружающей природы;

- Повышать уровень коммуникации (взаимопонимание, взаимосотрудничество, взаимоуважение).

Оборудование: презентация, раздаточный материал, демонстрационный материал, ноутбук, телевизор, учебники.

Ход урока

  1. Орг. Момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Учитель спросит – надо встать.

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А лучше руку подними.



На уроке буду старательным Слайд 

Буду спокойным и внимательным.

Всё запишу, не отставая,

Слушать буду, не перебивая.



  1. Актуализация опорных знаний

  1. Проверка домашнего задания



2. Снег, лес, холод, зимний, мороз, забавы, праздник, пора. (на доске)

- Найди лишнее слово, объясни свой выбор (имя прилагательное)

- Какую роль выполняет имя прилагательное в речи? (украшает нашу речь)

-Вспомним, что мы уже знаем об имени прилагательном

3. Блиц-опрос.

-Соседа вы не отвлекайте,

На вопросы хором отвечайте!

-Отвечайте на вопросы: да или нет

имя прилагательное относится к служебным частям речи (нет)

имя прилагательное – самостоятельная часть речи (да)

имя прилагательное обозначает предмет (нет)

имя прилагательное обозначает признак предмета (да)

имя прилагательное отвечает на вопросы где? Куда? Откуда? Как?  (нет)

имя прилагательное отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? (да)

имя прилагательное в предложении чаще всего бывает определением? (да)

имя прилагательное имеет постоянный род (нет)

имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам (да)

род, число и падеж имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано (да)

4. - Записываем дату урока

- Так, на какие вопросы отвечают имена прилагательные?

- Начальная форма имени прилагательного что собой представляет?

Минутка каллиграфии: - прописываем:

Какой

Ой ий ый


Сегодня на уроке мы работаем в группах, состав группы вам знаком, свои роли помнят все? Напоминаю

Поднимите руки

-  чтецы (что делают: читают вслух задания);

-  секретари (что делают: записывают что-то от лица группы);

-  докладчики (что делают: у доски рассказывают, что решила группа);

-- лидеры (что делают: в данном виде работы – выслушают мнения членов группы выберут итоговый результат);

- редакторы (что делают: следят за правильностью оформления речи, редактируют предложения)

- хронометристы (что делают: следят за временем)

Правила работы в группе: Слайд

  1. Слушай, что говорят другие.

  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

  3. Говори спокойно ясно, только по делу.

  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.

  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.



Словарная работа:

- Прочитайте прилагательные каждого столбика, спишите, выделите окончания: Крепкий                       белый Слайд 

хрустящий                   холодный

зимний ледяной

хрупкий                  мокрый

- По какому признаку можем объединить все слова? (имена прилагательные мужского рода)

- По какому признаку сгруппированы имена прилагательные? (Обратите внимание на окончания)

ойй

ыйй

ийй




- Составьте предложение, с одним из этих прилагательных так, чтобы оно стояло в начальной форме

  1. Сообщение темы урока

- На предыдущем уроке мы склоняли имена прилагательные мужского и среднего рода в единственном числе, выяснили, что безударное падежное окончание имени прилагательного – это орфограмма, определили способы проверки безударного падежного окончания.

- Сформулируем тему нашего урока (наводящие вопросы) «Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падеже».

- Как вы думаете, что вы сегодня должны узнать на уроке?

- Чему можете научиться?

- Какие знания и умения мы уже имеем?

Мы знаем                                                       Слайд     

- прилагательные мужского и среднего рода склоняются одинаково;

- безударные окончания прилагательных пишутся так же как ударные;

- прилагательное стоит в том же числе, роде и падеже, что и существительное, к которому оно относится. 

Мы умеем Слайды

- определять падеж существительного (алгоритм),

- определять падеж прилагательного    (алгоритм).

- правильно писать безударные окончания прилагательных (алгоритм)

IV. Работа по теме урока

Задание 1: Мы повторили алгоритмы необходимые для работы сегодня. В большом конверте лежит несколько вариантов таблиц, выберите правильный. Памятка поможет вам в работе на уроке. Лишние карточки уберите в конверт. Сверяем с образцом на экране. Слайд Все группы справились?

  1. Физкультминутка для глаз

  2. Работа по учебнику

  • Приглашаю к доске самого активного ученика (редактора), предлагаю записать предложение: Вечер зимн… в небе синем звёзды синие зажёг.

( На доске записана схема (с указанием членов предложения) , ученик получает деформированное предложение: Слайд

На карточке в, синие, Вечер, небе,

зажёг, звёзды, синем, зимн…

читает и записывает предложение на доске, согласно схемы.

Дети записывают в тетрадях)

Задание 2:

- Учебник с.18 упражнение 30

- Прочитайте стихотворение Василия Фетисова.

- Сверьте, записанное нами предложение, с оригиналом.

- Сколько в предложении имён прилагательных?

- Определите имя прилагательное в форме именительного падежа, надпишите над ним падеж.

- Докажите, что только в этом предложении есть имя прилагательное в форме именительного падежа.

- Сделаем вывод: как определить имя прилагательное в именительном падеже? Какие падежные окончания имеют имена прилагательные в данной форме? Слайд

- Познакомьтесь с полной версией стихотворения. Слайд

Вечер зимний
В небе синем
Звезды синие зажег.
Ветви сыплют
Синий иней
На подсиненный снежок.

За ветвями
Дом синеет,
Крытый синей ватою.


Тени ходят по стене
Сеткой синеватою.

Красит синькою Мороз
В окнах незабудки.
И зевает синий пес
Возле синей будки.

- Определите тему стихотворения Слайд

V. Игровая физминутка.

-Я называю прилагательное. Если оно мужского рода, вы наклоняетесь. Если среднего - приседаете.


Яркий, морозный, красочное, холодное, новогоднее, скользкий, снежный, морозное, долгожданный, весёлое, замороженный, каникулярный .

VI. Работа по теме урока (продолжение)

Задание 3: - Прочтите слова на экране. Слайд

- Какой темой вы можете их объединить.

-Устно поставьте слова в форму родительного падежа.

-Найдите однокоренные имена прилагательные и запишите их в форме родительного падежа. Выделите окончания.

-Что заметили?  Какой согласный звук произносится в окончании имени прилагательного в форме родительного падежа, а какой буквой он обозначается на письме

-Значит, какие окончания имеют прилагательные в форме родительного падежа?

-Отчего зависит постановка букв О и Е в окончании?

-Какую букву согласного надо запомнить при написании окончания в родительном падеже?

- На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже

              к а к о г о ? Слайд

      -ого                            -его

Объяснение домашнего задания: с. 19 упр.34

  1. Закрепление изученного.

Творческая работа в группах по составлению текста

Задание 4: Лидеры групп получают карточки с заданиями.

- Сегодня мы напишем сочинения для нашего журнала. Каждая группа получает первое предложение своего сочинения.

- Прочитать предложение, определить падеж выделенных имён прилагательных, вставить окончания.

- Определить тему, записать название и продолжение текста.

Название представляет собой словосочетание, вам нужно подобрать имя существительное из слов для справок, соответствующее теме вашего текста и вставить правильное окончание имени прилагательному

1 группа: Однажды, зимой, после сытн… завтрака мы вышли на улицу, где было много бел… , пушист… снега. (Зимние забавы)

2 группа: Наступила пора морозн…, сказочн… и загадочн… времени года.  (Зимняя пора)

3 группа: Зимн… лес похож на спящ…, заколдованн… царство Снежной королевы. (Зимний лес) 4 группа: Сложно представить зиму без любим… всеми, чудесн…, новогодн… праздника. (Зимний праздник)

Рефлексия

- Представление результатов работы. (докладчики читают сочинения своей группы, секретари на доске записывают выделенные имена прилагательные на строке соответствующего падежа, докладчик объясняет, почему вставлены именно такие окончания)

- Лидер анализирует работу группы по плану: Слайд

Оценивание работы.

Дополнительное домашнее задание: Наш журнал читают и первоклассники, а маленьким детям всегда интереснее читать книги с яркими, красочными иллюстрациями. Предлагаю дома создать иллюстрации к своим рассказам, а на уроке изобразительного искусства мы выберем те, которые разместим на страницах журнала.


Итог урока 

- что вы сегодня узнали на уроке?

- чему научились?

- какие же окончания имеют прилагательные в родительном падеже?

- какую букву согласного надо запомнить при написании окончания в родительном падеже?

Заполните тест(карточки на столах у детей)

Вставить окончание, отметить букву правильного ответа.

1 Без ёлочн________ шара

А)-его   Б)-ого

2 У соседн_________ дерева

А)-его    Б)-ого

3 Сочн____________ апельсина

А)-его    Б)-ого

4 С новогодн______  утренника

А)-его   Б)-ого

5 Из злотист_______ дождика

А)-его    Б)-ого

6 Без верн_________ товарища

А)-его     Б)-ого

Взаимопроверка.

      - Обменяйтесь тестами с соседом по парте, внимание на экран

Слайд

Ответы 

1б, 2а, 3б, 4а, 5б, 6б.

- На обороте вашей карточки вы видите смайлик: если считаете, что поработали на отлично – изобразите улыбку, если хорошо – отрезок, если не довольны своей работой – изобразите разочарование (грусть) Слайд


Ребята, в благодарность за интересные тексты ЗИМА оставила вам подарки (под крышкой стола прикреплены снежинки).

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело







































Приложение

Образцы сочинений для демонстрации правильного варианта (если понадобится)

(Зимние забавы)

Однажды, зимой, после сытного завтрака мы вышли на улицу, где было много белого , пушистого снега. Можно бросаться снежками, делать ангелочков на снегу, лепить снеговиков. А как весело спуститься с горки на санях! Зима - самое лучшее время года.  


(Зимняя пора)

Наступила пора загадочного, сказочного, морозного времени года. Как прекрасна зима!. С неба крупными хлопьями сыпется мягкий, пушистый снежок. Все улицы – в сугробах. Домики, деревья – все покрыто толстым слоем снега.



(Зимний лес)

Зимний лес похож на спящее, заколдованное царство Снежной королевы. Здесь стоит тишина. Пушистый белоснежный покров устилает землю. Он также наброшен на ветви деревьев, как шубы. Кажется, будто деревья в зимнем лесу надели сказочные наряды. Все вокруг украшено слепящим снегом, прозрачным льдом и серебристым инеем. Лес полон хрупких зимних драгоценностей.

(Зимний праздник)

Сложно представить зиму без любимого всеми, чудесного, новогоднего праздника. Любой праздник, по своему, интересен и привлекателен. Но для меня всегда лучшим праздником был и есть Новый год Каждый из нас верит в чудеса. Каждый из нас любит этот прекрасный и особенный праздник. Его любят не только дети, но и взрослые. Это такой праздник, который отмечают все страны мира. Одним из вечных символов этих счастливых дней является Дед мороз.









1 группа:

- Прочитать предложение, определить падеж выделенных имён прилагательных, вставить окончания.

- Определить тему и записать продолжение текста.

Сочинение на тему: Зимн…______________________________________ 

Однажды, зимой, после сытн… завтрака мы вышли на улицу, где было много бел… , пушист… снега.____________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 группа:

- Прочитать предложение, определить падеж выделенных имён прилагательных, вставить окончания.

- Определить тему и записать продолжение текста.

Сочинение на тему: Зимн…________________________________________ 

Наступила пора морозн… , сказочн… и загадочн… времени года._____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 группа:

- Прочитать предложение, определить падеж выделенных имён прилагательных, вставить окончания.

- Определить тему и записать продолжение текста.

Сочинение на тему: Зимн…________________________________________ 

Зимн… лес похож на спящ… , заколдованн… царство Снежной королевы. ________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 группа:

- Прочитать предложение, определить падеж выделенных имён прилагательных, вставить окончания.

- Определить тему и записать продолжение текста.

Сочинение на тему: Зимн…_________________________________________ 

Сложно представить зиму без любим… всеми, чудесн… , новогодн… праздника. __________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


_______________________________



Вставить окончание, отметить букву

правильного ответа.

1 Без ёлочн________ шара

А)-его   Б)-ого

2 У соседн_________ дерева

А)-его    Б)-ого

3 Сочн____________ апельсина

А)-его    Б)-ого

4 С новогодн______  утренника

А)-его   Б)-ого

5 Из злотист_______ дождика

А)-его    Б)-ого

6 Без верн_________ товарища

А)-его     Б)-ого



_______________________________



Вставить окончание, отметить букву

правильного ответа.

1 Без ёлочн________ шара

А)-его   Б)-ого

2 У соседн_________ дерева

А)-его    Б)-ого

3 Сочн____________ апельсина

А)-его    Б)-ого

4 С новогодн______  утренника

А)-его   Б)-ого

5 Из злотист_______ дождика

А)-его    Б)-ого

6 Без верн_________ товарища

А)-его     Б)-ого


_______________________________



Вставить окончание, отметить букву

правильного ответа.

1 Без ёлочн________ шара

А)-его   Б)-ого

2 У соседн_________ дерева

А)-его    Б)-ого

3 Сочн____________ апельсина

А)-его    Б)-ого

4 С новогодн______  утренника

А)-его   Б)-ого

5 Из злотист_______ дождика

А)-его    Б)-ого

6 Без верн_________ товарища

А)-его     Б)-ого



_______________________________



Вставить окончание, отметить букву

правильного ответа.

1 Без ёлочн________ шара

А)-его   Б)-ого

2 У соседн_________ дерева

А)-его    Б)-ого

3 Сочн____________ апельсина

А)-его    Б)-ого

4 С новогодн______  утренника

А)-его   Б)-ого

5 Из злотист_______ дождика

А)-его    Б)-ого

6 Без верн_________ товарища

А)-его     Б)-ого





В конвертах несколько вариантов таблицы (по одному конверту на парту)


Найти слово в предложении,

с которым связано

существительное

Найти существительное,

к которому

относится прилагательное

Найти в предложении существительное,

к которому относится прилагательное,

определить род и падеж

Задать вопрос от этого слова

к существительному

Определить падеж

существительного

Вспомнить окончание прилагательного

в этом падеже

По вопросу определить падеж

существительного

По падежу существительного

определяется падеж

прилагательного

Сравнить окончание прилагательного

и окончание вопроса,

на который оно отвечает

Как определить падеж существительного?

Как определить падеж прилагательного?

Как правильно написать безударное окончание имени прилагательного?




Найти слово в предложении,

с которым связано

существительное

Найти существительное,

к которому

относится прилагательное

Найти в предложении существительное,

к которому относится прилагательное,

определить род и падеж

Задать вопрос от этого слова

к существительному

Определить падеж

существительного

Вспомнить окончание прилагательного

в этом падеже

По вопросу определить падеж

существительного

По падежу существительного

определяется падеж

прилагательного

Сравнить окончание прилагательного

и окончание вопроса,

на который оно отвечает

Как определить падеж прилагательного?

Как правильно написать безударное окончание имени прилагательного

Как определить падеж существительного??






Найти слово в предложении,

с которым связано

существительное

По падежу существительного

определяется падеж

прилагательного


Найти в предложении существительное,

к которому относится прилагательное,

определить род и падеж

Задать вопрос от этого слова

к существительному

Определить падеж

существительного

Вспомнить окончание прилагательного

в этом падеже

По вопросу определить падеж

существительного

Найти существительное,

к которому

относится прилагательное

Сравнить окончание прилагательного

и окончание вопроса,

на который оно отвечает

Как определить падеж прилагательного?

Как определить падеж существительного?

Как правильно написать безударное окончание имени прилагательного?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!