Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Средняя школа №1
им. А. Драгомировой»
Республика Крым, г. Джанкой, ул. Интернациональная,22; тел.3-24-70, e-mail: Dzhankoy.school_1@mail.
Методическая разработка урока-игры по русскому языку в 1 классе
«Клуб знатоков «Что? Где? Когда?»
по теме «Словари. Расположение слов в алфавитном порядке»
Составила: учитель начальных классов Шершень А. В.
Урок-игра по русскому языку в 1 классе
«КЛУБ ЗНАТОКОВ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
по программе «Школа России»
Тема урока: «Словари. Расположение слов в алфавитном порядке»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: повторить названия и последовательность букв в алфавите; показать значение алфавита в жизни; формировать умения располагать слова, начинающиеся с разных и одинаковых букв в алфавитном порядке; познакомить с видами словарей, научить пользоваться словарём.
Оборудование урока: карточки с буквами по количеству человек; видеозаписи с вопросами от учителей; словарь фразеологизмов, орфографический, этимологический, толковый словари; карточки для индивидуальной работы, чёрный ящик; лента букв; конверты с заданием; книги детских писателей; учебник В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык 1 класс»- М: «Просвещение» 2014г.
Планируемые результаты:
Предметные:
-применять знание алфавита при выполнении практических заданий (расположение слов начинающихся с разных и одинаковых букв в алфавитном порядке);
-усвоить понимание того, для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;
-научить пользоваться словарём.
Личностные:
-понимать причины успеха в учебной деятельности;
-проявлять творческие отношения к процессу обучения.
УУД (метапредметные):
Регулятивные:
-определять цель деятельности с помощью учителя;
-формулировать проблему, затруднение, с которым столкнулись учащиеся.
Познавательные:
-давать оценку своим действиям, оценивать результат;
-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности с одноклассниками.
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к учебной деятельности и определение темы урока.
Задачи:
-создать мотивацию к учебной деятельности;
-определить содержательные рамки урока.
Планируемые результаты:
Личностные:
-проявление интереса к поставленной проблеме.
Регулятивные:
-умение работать по предложенному учителем плану;
-проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные:
-умение работать с понятийным аппаратом урока;
-прорабатывать полученную информацию.
Коммуникативные:
-умение оформлять свою мысль в устной речи;
-умение высказывать свою точку зрения.
Команды знатоков под музыку входят в класс, выбирают начальную букву своей фамилии, распределяются по командам.
1.Приветствие команд: Кто вечно хнычет и скучает, тот ничего не замечает
Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.
Мы скучать не будем!
Конечно, мы скучать не будем! Мы с головой погрузимся в работу. Ведь на уроках русского языка всегда много вопросов, на которые нам предстоит находить ответы. Посмотрите, сколько вопросов у меня возникло к одному только предложению. И многие из них мне помогут решить вот эти книги. (Демонстрация словарей)
Кто знает, что это за книги? Правильно – это словари. Словари бывают разные. Например, вот этот словарь фразеологизмов, расскажет нам, что значит «Погрузиться в работу с головой». Словарь поможет правильно написать слова «работа», «голова». Орфоэпический словарь расскажет, как правильно произнести слово «погрузимся». Из этимологического словаря, мы узнаем, откуда произошло слово «голова», а толковый расскажет, какие значения оно имеет.
В словарях собраны все слова русского языка. Но, чтобы отыскать в них нужное слово, необходимо сначала научиться пользоваться словарями. Я помогу вам находить нужное слово в словаре.
2. Разминка. Пальчиковая гимнастика. Развязывание узелков на верёвочках. Сейчас вы развязываете и завязываете узелки на верёвочках, но иногда люди так говорят в других ситуациях. Посмотрим, что нам расскажет об этом словарь фразеологизмов. (Детям предлагается прочитать в словаре уже найденное учителем значение) «Завязать узелок»- так говорят, если хотят что-то не забыть. «Развязать тугой узел» - решить сложную задачу. Мы так же легко справимся со всеми трудными заданиями сегодняшней игры.
3. Минутка чистописания: прописать свою букву по данному образцу и схеме написания и соединение её с другими буквами.
4.Первый видео-вопрос от директора школы.
«Уважаемые знатоки. Как вы знаете, всё в жизни требует порядка. И я, как директор, слежу за порядком в школе. Внимание - вопрос: Что помогает мне содержать в порядке все документы, а также быстро найти любой документ, в том числе и вашу фамилию в вашем классном журнале?» (обсуждение в группах)
Правильный ответ:
«Все документы, а также ваши личные дела и ваши фамилии в журнале расположены в алфавитном порядке».
Вы справились с заданием. Определите тему нашего урока. Да, сегодня мы будем работать с алфавитом – научимся располагать слова в алфавитном порядке, узнаем, где ещё кроме словарей используется алфавит.
Запишите словарное слово «Алфавит». (Уточняют написание и ударение по орфографическому и орфоэпическому словарю).
II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.
Задачи:
-способствовать прочному запоминанию алфавита;
-актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
-организовать затруднение в деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные:
-проявление интереса к поставленной проблеме.
Регулятивные:
-умение действовать по плану (предлагаемому заданием), давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Коммуникативные:
-умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход работы и её результат, слушать мнения других.
Предметные:
-умение располагать слова, начинающиеся на одинаковую букву, по алфавиту;
-умение находить отличия (анализировать, сравнивать) при фиксировании затруднений.
1.Вопрос.
Что об алфавите нам расскажет учебник? Что ещё мы не сказали об алфавите? (читают в учебнике на стр. 53.)
2.Видео-вопрос от учителя музыки.
«Прослушайте отрывок из песни и определите, какие буквы алфавита в ней пропущены» (звучит музыка и вывешена лента букв).Обсуждение в группах.
Правильный ответ: «Ё, Й, Ы, Ь, Ъ»
3.Видео-вопрос от учителя физкультуры. «Чёрный ящик»
«В спортзале прошла перепись инвентаря. Один предмет в этот список забыли внести. Определите, какого предмета нет в списке. И объясните почему».
Список спортивного инвентаря: кегли, лыжи, мячи, насосы, обручи, перекладины, резинки,……………, тренажёр. Обсуждение в группах.
Правильный ответ: скакалка.
4.Видео-вопрос от завуча школы.
«Уважаемые знатоки, у меня к вам следующее задание. Выйдите на середину класса господин Мусаев, господин Малько, господин Миндов, госпожа Мищенко и господин Мальнев. Прошу вас построиться так, как вы записаны в вашем классном журнале, т.е. по алфавиту. Желаю успеха!»
(Дети берут карточки со своими фамилиями. Начинают выполнение задания.)
III.Фиксирование затруднений в деятельности; выявление причин затруднения; поиск выхода из затруднения.
Задачи:
-выявить причину затруднения;
-открыть новый способ действия.
-зафиксировать новый способ действий во внешней речи.
-Что вызвало затруднение?
-Чего мы ещё не знаем?
-Как расположить слова, начинающиеся с одинаковой буквы, ваши предположения? (Дети предлагают свои варианты).
Правильный ответ: «Малько, Мальнев, Миндов, Мищенко, Мусаев» - слова, начинающиеся на одинаковую букву, располагаем по второй букве и т. д..
ФИЗМИНУТКА. «Часики» «Делу - время, потехе - час». Наши часы показывают, что вам пора отдохнуть.
IV. Обобщение затруднений во внешней речи.
Задачи:
-воспроизвести во внешней речи правильный способ действий, вызвавший затруднение.
-Давайте ещё раз вспомним, в каком месте возникло затруднение. (Расположение по алфавиту).
-Как же надо действовать, чтобы эти затруднения снять? Какой способ вы теперь знаете?
Вывод: если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если и вторые одинаковы, то по третьей букве.
V. Самостоятельная работа по эталону. Включение в систему знаний.
Задачи:
-проверить своё умение применять новый способ в типовых условиях с опорой на эталон;
-систематизировать знания об алфавите.
Планируемые результаты:
Личностные:
-осознание значимости новой роли «исследователя», оценка своей работы в этой роли.
Регулятивные:
-умение высказывать своё предположение, оценивать свои действия, выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Познавательные:
-умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.
Коммуникативные:
-умение слушать других, формулировать мысли вслух.
Предметные:
-умение располагать слова, начинающиеся с разных и одинаковых букв, с учётом изученного правила;
-умение работать со словарём.
1.Видео-вопрос от медсестры.
«Уважаемые знатоки! В моём кабинете алфавит помогает содержать в порядке некоторые вещи - названия лекарств и ваши медицинские карты расположены в алфавитном порядке. Выполните моё задание: Для здорового питания я заказала вам на обед продукты. Помогите расставить их в алфавитном порядке. Надеюсь, вы справитесь!»
(Дети раскладывают в алфавитном порядке картинки, сверяют с образцом на доске, объясняют, как располагали слова.)
| | | | | |
ХЛЕ… | М…Л…КО | БАНАН | ЯБЛ…К… | ЯЙЦО | ЯГ…ДЫ |
Запишите слова в тетрадь. Для этого переверните картинки и прочтите слова. Вставляют пропущенные орфограммы. В словах «яблоко, ягоды» возникает затруднения.
2. Чёрный ящик
- Что поможет проверить написание этих слов?
-Орфографический словарь. (Дети проверяют написание слов и их расположение по словарю, самостоятельно разыскивая слова)
Оцените свою работу
3.Видео-вопрос от библиотекаря.
«В библиотеке все книги тоже расположены в алфавитном порядке. Уважаемые знатоки, расположите предложенные вам книги в алфавитном порядке. Будьте внимательны!» (Дети в командах раскладывают книги по алфавиту).
VI. Рефлексия деятельности.
Задачи:
-зафиксировать в речи открытый способ действий;
-оценить собственную деятельность на уроке.
1.Подведение итогов игры.
2. Закончи предложения:
«Сегодня наша игра была посвящена теме… «Алфавит».
«Мы научились располагать по алфавиту слова, начинающиеся с одинаковой первой буквой по….второй. Научились работать со словарём.
Расположение слов по алфавиту используют в…….. (Словарях, школе, библиотеке, больнице……).
Как вы думаете, пригодятся ли нам наши новые знания?
3.Заполните таблицу и вы узнаете, как я оценила вашу работу.
14 | 16 | 13 | 16 | 5 | 24 | 29 |
м | о | л | о | д | ц | ы |
4. Оцените свою работу, выбрав соответствующий знак:
5. С каким настроением вы заканчиваете урок? Вручение медалек
Спасибо за работу на уроке.