СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку в 1 классе по теме "Словари. Расположение слов в алфавитном порядке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку в 1 классе 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 1 классе по теме "Словари. Расположение слов в алфавитном порядке"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Средняя школа №1

им. А. Драгомировой»

Республика Крым, г. Джанкой, ул. Интернациональная,22; тел.3-24-70, e-mail: Dzhankoy.school_1@mail.









Методическая разработка урока-игры по русскому языку в 1 классе



«Клуб знатоков «Что? Где? Когда?»

по теме «Словари. Расположение слов в алфавитном порядке»



Составила: учитель начальных классов Шершень А. В.












Урок-игра по русскому языку в 1 классе

«КЛУБ ЗНАТОКОВ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

по программе «Школа России»

Тема урока: «Словари. Расположение слов в алфавитном порядке»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: повторить названия и последовательность букв в алфавите; показать значение алфавита в жизни; формировать умения располагать слова, начинающиеся с разных и одинаковых букв в алфавитном порядке; познакомить с видами словарей, научить пользоваться словарём.

Оборудование урока: карточки с буквами по количеству человек; видеозаписи с вопросами от учителей; словарь фразеологизмов, орфографический, этимологический, толковый словари; карточки для индивидуальной работы, чёрный ящик; лента букв; конверты с заданием; книги детских писателей; учебник В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык 1 класс»- М: «Просвещение» 2014г.

Планируемые результаты:

Предметные:

-применять знание алфавита при выполнении практических заданий (расположение слов начинающихся с разных и одинаковых букв в алфавитном порядке);

-усвоить понимание того, для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;

-научить пользоваться словарём.

Личностные:

-понимать причины успеха в учебной деятельности;

-проявлять творческие отношения к процессу обучения.

УУД (метапредметные):

Регулятивные:

-определять цель деятельности с помощью учителя;

-формулировать проблему, затруднение, с которым столкнулись учащиеся.

Познавательные:

-давать оценку своим действиям, оценивать результат;

-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности с одноклассниками.

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к учебной деятельности и определение темы урока.

Задачи:

-создать мотивацию к учебной деятельности;

-определить содержательные рамки урока.

Планируемые результаты:

Личностные:

-проявление интереса к поставленной проблеме.

Регулятивные:

-умение работать по предложенному учителем плану;

-проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

-умение работать с понятийным аппаратом урока;

-прорабатывать полученную информацию.

Коммуникативные:

-умение оформлять свою мысль в устной речи;

-умение высказывать свою точку зрения.

Команды знатоков под музыку входят в класс, выбирают начальную букву своей фамилии, распределяются по командам.

1.Приветствие команд: Кто вечно хнычет и скучает, тот ничего не замечает

Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.

Мы скучать не будем!

Конечно, мы скучать не будем! Мы с головой погрузимся в работу. Ведь на уроках русского языка всегда много вопросов, на которые нам предстоит находить ответы. Посмотрите, сколько вопросов у меня возникло к одному только предложению. И многие из них мне помогут решить вот эти книги. (Демонстрация словарей)





Кто знает, что это за книги? Правильно – это словари. Словари бывают разные. Например, вот этот словарь фразеологизмов, расскажет нам, что значит «Погрузиться в работу с головой». Словарь поможет правильно написать слова «работа», «голова». Орфоэпический словарь расскажет, как правильно произнести слово «погрузимся». Из этимологического словаря, мы узнаем, откуда произошло слово «голова», а толковый расскажет, какие значения оно имеет.

В словарях собраны все слова русского языка. Но, чтобы отыскать в них нужное слово, необходимо сначала научиться пользоваться словарями. Я помогу вам находить нужное слово в словаре.


2. Разминка. Пальчиковая гимнастика. Развязывание узелков на верёвочках. Сейчас вы развязываете и завязываете узелки на верёвочках, но иногда люди так говорят в других ситуациях. Посмотрим, что нам расскажет об этом словарь фразеологизмов. (Детям предлагается прочитать в словаре уже найденное учителем значение) «Завязать узелок»- так говорят, если хотят что-то не забыть. «Развязать тугой узел» - решить сложную задачу. Мы так же легко справимся со всеми трудными заданиями сегодняшней игры.

3. Минутка чистописания: прописать свою букву по данному образцу и схеме написания и соединение её с другими буквами.

4.Первый видео-вопрос от директора школы.

«Уважаемые знатоки. Как вы знаете, всё в жизни требует порядка. И я, как директор, слежу за порядком в школе. Внимание - вопрос: Что помогает мне содержать в порядке все документы, а также быстро найти любой документ, в том числе и вашу фамилию в вашем классном журнале?» (обсуждение в группах)

Правильный ответ:

«Все документы, а также ваши личные дела и ваши фамилии в журнале расположены в алфавитном порядке».

Вы справились с заданием. Определите тему нашего урока. Да, сегодня мы будем работать с алфавитом – научимся располагать слова в алфавитном порядке, узнаем, где ещё кроме словарей используется алфавит.

Запишите словарное слово «Алфавит». (Уточняют написание и ударение по орфографическому и орфоэпическому словарю).

II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.

Задачи:

-способствовать прочному запоминанию алфавита;

-актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;

-организовать затруднение в деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные:

-проявление интереса к поставленной проблеме.

Регулятивные:

-умение действовать по плану (предлагаемому заданием), давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

-умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход работы и её результат, слушать мнения других.

Предметные:

-умение располагать слова, начинающиеся на одинаковую букву, по алфавиту;

-умение находить отличия (анализировать, сравнивать) при фиксировании затруднений.


1.Вопрос.

Что об алфавите нам расскажет учебник? Что ещё мы не сказали об алфавите? (читают в учебнике на стр. 53.)

2.Видео-вопрос от учителя музыки.

«Прослушайте отрывок из песни и определите, какие буквы алфавита в ней пропущены» (звучит музыка и вывешена лента букв).Обсуждение в группах.

Правильный ответ: «Ё, Й, Ы, Ь, Ъ»

3.Видео-вопрос от учителя физкультуры. «Чёрный ящик»

«В спортзале прошла перепись инвентаря. Один предмет в этот список забыли внести. Определите, какого предмета нет в списке. И объясните почему».

Список спортивного инвентаря: кегли, лыжи, мячи, насосы, обручи, перекладины, резинки,……………, тренажёр. Обсуждение в группах.

Правильный ответ: скакалка.

4.Видео-вопрос от завуча школы.

«Уважаемые знатоки, у меня к вам следующее задание. Выйдите на середину класса господин Мусаев, господин Малько, господин Миндов, госпожа Мищенко и господин Мальнев. Прошу вас построиться так, как вы записаны в вашем классном журнале, т.е. по алфавиту. Желаю успеха!»

(Дети берут карточки со своими фамилиями. Начинают выполнение задания.)

III.Фиксирование затруднений в деятельности; выявление причин затруднения; поиск выхода из затруднения.

Задачи:

-выявить причину затруднения;

-открыть новый способ действия.

-зафиксировать новый способ действий во внешней речи.

-Что вызвало затруднение?

-Чего мы ещё не знаем?

-Как расположить слова, начинающиеся с одинаковой буквы, ваши предположения? (Дети предлагают свои варианты).

Правильный ответ: «Малько, Мальнев, Миндов, Мищенко, Мусаев» - слова, начинающиеся на одинаковую букву, располагаем по второй букве и т. д..

ФИЗМИНУТКА. «Часики» «Делу - время, потехе - час». Наши часы показывают, что вам пора отдохнуть.

IV. Обобщение затруднений во внешней речи.

Задачи:

-воспроизвести во внешней речи правильный способ действий, вызвавший затруднение.

-Давайте ещё раз вспомним, в каком месте возникло затруднение. (Расположение по алфавиту).

-Как же надо действовать, чтобы эти затруднения снять? Какой способ вы теперь знаете?

Вывод: если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если и вторые одинаковы, то по третьей букве.

V. Самостоятельная работа по эталону. Включение в систему знаний.

Задачи:

-проверить своё умение применять новый способ в типовых условиях с опорой на эталон;

-систематизировать знания об алфавите.

Планируемые результаты:

Личностные:

-осознание значимости новой роли «исследователя», оценка своей работы в этой роли.

Регулятивные:

-умение высказывать своё предположение, оценивать свои действия, выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные:

-умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

-умение слушать других, формулировать мысли вслух.

Предметные:

-умение располагать слова, начинающиеся с разных и одинаковых букв, с учётом изученного правила;

-умение работать со словарём.

1.Видео-вопрос от медсестры.

«Уважаемые знатоки! В моём кабинете алфавит помогает содержать в порядке некоторые вещи - названия лекарств и ваши медицинские карты расположены в алфавитном порядке. Выполните моё задание: Для здорового питания я заказала вам на обед продукты. Помогите расставить их в алфавитном порядке. Надеюсь, вы справитесь!»

(Дети раскладывают в алфавитном порядке картинки, сверяют с образцом на доске, объясняют, как располагали слова.)







ХЛЕ…

М…Л…КО

БАНАН

ЯБЛ…К…


ЯЙЦО



ЯГ…ДЫ


Запишите слова в тетрадь. Для этого переверните картинки и прочтите слова. Вставляют пропущенные орфограммы. В словах «яблоко, ягоды» возникает затруднения.

2. Чёрный ящик

- Что поможет проверить написание этих слов?

-Орфографический словарь. (Дети проверяют написание слов и их расположение по словарю, самостоятельно разыскивая слова)

Оцените свою работу

3.Видео-вопрос от библиотекаря.

«В библиотеке все книги тоже расположены в алфавитном порядке. Уважаемые знатоки, расположите предложенные вам книги в алфавитном порядке. Будьте внимательны!» (Дети в командах раскладывают книги по алфавиту).

VI. Рефлексия деятельности.

Задачи:

-зафиксировать в речи открытый способ действий;

-оценить собственную деятельность на уроке.


1.Подведение итогов игры.

2. Закончи предложения:

«Сегодня наша игра была посвящена теме… «Алфавит».

«Мы научились располагать по алфавиту слова, начинающиеся с одинаковой первой буквой по….второй. Научились работать со словарём.

Расположение слов по алфавиту используют в…….. (Словарях, школе, библиотеке, больнице……).

Как вы думаете, пригодятся ли нам наши новые знания?

3.Заполните таблицу и вы узнаете, как я оценила вашу работу.

14

16

13

16

5

24

29

м

о

л

о

д

ц

ы

4. Оцените свою работу, выбрав соответствующий знак:

5. С каким настроением вы заканчиваете урок? Вручение медалек

Спасибо за работу на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!