СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку в 11 классе "Стили речи. Псевдотекст"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса.

Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология.

Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках. Итак, сегодня мы с Вами  вспомним, какие стили текста существуют, какие особенности имеют и, само собой, мы рассмотрим примеры этих стилей.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 11 классе "Стили речи. Псевдотекст"»

Областная специализированная школа №8 для одарённых детей города Уральск










Разработка онлайн- урока по русскому языку в 11 классе на тему


«Стили речи. Псевдотекст»











Учитель русского языка и литературы

высшей категорииДжайкенова Г.Е.




















Уральск, 2016 год.


Урок по русскому языку в 11 классе  на тему "Стили речи. Псевдотекст" 

Цели урока: обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка.

1. Образовательные:

-вспомнить и повторить с учащимися стили речи и присущие им признаки;

-научиться применять стили речи по ситуации, научиться обобщать и систематизировать изученное;

- овладеть умениями практически выделять стилистически единые отрывки произведений;

-способствовать формированию навыков учащихся находить текстообразующие компоненты каждого отрывка, составляющего псевдотекст.


2. Развивающие:

-актуализировать  знания учащихся  о функциональных стилях речи и сфере их использования.

-закрепить умение определять стиль речи.

3. Воспитательные:

-воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение.

Тип урока: урок обобщения и  систематизации знаний.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формы: Коллективная, групповая, индивидуальная

Оборудование: раздаточный материал (опорная схема), иллюстрации, мультимедийное оборудование.

Ход урок

I. Оргмомент. Целеполагание урока. Учащиеся определяют цели урока( 2мин)

II.Актуализация изученных знаний.

Словарная разминка. Диктант значений.(2 мин)

1.Разговор двух или более лиц (диалог).

2.Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст).

3.Оборот, при котором резко противопоставляются противоположные понятия (антитеза).

4.Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль (рассуждение).

5.Стиль речи, цель которого - воздействовать на читателей или слушате­лей через средства массовой информации (публицистический).

6.Одинаковое начало нескольких соседних предложений (анафора).

7.Стиль речи, цель которого - сообщение и передача деловой информа­ции (официально-деловой).

8.Упражнение, части которого объединены темой, но взяты из разных источников (псевдотекст)

2.Слово учителя.(2мин).

Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса.

Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология.

Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках. Итак, сегодня мы с Вами  вспомним, какие стили текста существуют, какие особенности имеют и, само собой, мы рассмотрим примеры этих стилей.

3.Вызов.Определение стилей речи по слайдам. Презентация.(1мин)

4.  Этап повторения(изучения) теоретического материала по теме урока.

Раздаточный материал у каждого ученика на столе.Таблица может быть дублирована на слайде 

Стиль

Функция

Особенность

Пример

1.Научный (монография, статья, доклад, реферат, аннотация, лекция и др.)

Передача информации и доказательство ее истинности.

Точность, логичность, недопустимость экспрессивных средств.

Береза

  1) Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)

2.Официально-деловой (официальные документы, законы, устав, распоряжение, приказ и др.)

Информация.

Предельная точность, стандартность средств выражения, недопустимость эмоциональной, разговорной лексики.

В целях ознакомления с ассортиментом выпускаемой Вами продукции просим направить нам каталоги женской обуви с указанием размера отпускных цен.

Директор Н.В. Петров

3.Публицистический (газетные и журнальные статьи, материалы радио- и тележурналистики, речи выступающих на митингах, съездах и др.)

Информация и воздействие на слушателя, читателя.

Социальная оценочность, отбор фактов, использование экспрессивных языковых средств.

Акт беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к животным проявил житель деревни Эксперименталово, который в своих корыстных целях с особым цинизмом использовал несчастных куриц для создания своего «философского камня».

4.Художественный Стиль художественной литературы.

 

Все языковые средства.

Художественный стиль – это «акварель» для писателя. Для него характерны образы, краски, эмоции и чувственность.

Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага и он уже в саду.Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.

5.Разговорный (речь)

Характерен для современного Интернета

 

Разговорный стиль, по сути, стирает границы между автором и читателем. Для него характерна естественность, раскованность, эмоциональность, своя специфическая лексика и подстройка под получателя информации.

- Который уже час? Что-то есть охота. Чайку бы.

- Народ от праздности завел привычку трескать, как сказал Гоголь. Сейчас чайник поставлю.

- Ну, мы-то с тобой сегодня ого- го сколько наработали, а праздность ты знаешь что такое?

- Догадываюсь.

- и что бы ты тогда делала, когда бы праздность наступила?

- Даже не представляю. Это ведь учиться надо, праздности-то!


5.Этап контроля знаний учащихся. Работа в группах по приёму «ПОПС»

Каждая группа получает 2 примера текстов. Задача –определить и доказать стиль речи по приёму «ПОПС»(9мин)


I группа. (3мин)

1. Полиязычие – основа формирования поликультурной личности. Полиязычным можно назвать человека, говорящего, понимающего и умеющего в различных ситуациях общения пользоваться иностранными языками. Изучение иностранного языка еще не говорит о получении образования. О полиязычном образовании можно говорить в тех случаях, когда на изучаемом иностранном языке преподаются еще другие учебные дисциплины, например, литература изучаемого языка, страноведение и т.п. Полиязычие как важное направление развития человечества осознавалось давно. Сегодня невозможно представить себе, что где-то ещё существуют страны, люди которых владели бы только одним языком. И в реальности нет цивилизованных государств, где жила бы только одна нация. Для нормального функционирования любого многонационального государства весьма существенно формирование двуязычия и полиязычия. Поликультурное образование в Республике Казахстан на сегодняшний момент является одним из главных направлений в системе средне – специального и высшего образования. Именно образование является важнейшим этапом в процессе формирования и развития поликультурной личности, этапом, когда осознанно формируются основные ценности и жизненные принципы. (научный)


II группа. (3мин)

Задача – определить и доказать стиль речи по приёму «ПОПС»

1. Статья 4. Государственные гарантии прав граждан в области образования

1. Право граждан на образование обеспечивается государством путем развития системы образования и создания соответствующих социально-экономических условий для получения образования в соответствии с Конституцией Республики Казахстан.

2. Государство гарантирует гражданам Республики Казахстан получение бесплатного общего среднего, технического и профессионального образования и на конкурсной основе в соответствии с государственным образовательным заказом бесплатного послесреднего образования, высшего и послевузовского образования, если образование каждого из этих уровней (их ступеней) гражданин получает впервые. Бесплатность образования для обучающихся реализуется через бюджетное финансирование содержания государственных организаций образования, оплату бюджетом покупки образовательных услуг организаций образования либо предоставлением государственных образовательных грантов. (официально-деловой).

III группа(3мин)

1.Стоял сухой безветренный мороз. Широкая равнина между Барбастау и Меновым Двором покрылась первым легким снежком. Покрылись снегом долины и холмики, копны сена то тут, то там и редкие, чахлые кусты тоже оделись в легкое пушистое белое одеяние. Вдали сверкал белизной густой лес вдоль Яика. Кругом бело и тихо-тихо. Казалось, за одну ночь природа очистила этот неприглядный, грязно-унылый край, каким он бывает глубокой осенью. Перед зарей донеслись сюда, как далекие раскаты грома, выстрелы пушек, но сейчас и они умолкли, где-то за Лбищенском или дальше, далеко за Яиком. По тихой заснеженной степи прокладывали дорожку двое всадников. Там, где ступали кони, оставались темные следы копыт. Всадники держали путь в Меновой Двор. (художественный. Х.Е.Есенжанов «Яик-светлая река»)


III.Формирование умений и навыков. (20мин)

1. Найти текстообразующие компоненты каждого отрывка, составляющего псевдотекст. Доказатьналичие псевдотекстапо технологии КМ «Фишбоун».Работа в группах.


I группа (6мин)

Псевдотекст 1

В псевдотексте переплетены строки из текстов Д.С. Лихачева « Человек должен быть интеллигентен» и С. Гиацинтовой «Что значит быть воспитанным?»Найти текстообразующие компоненты каждого отрывка, составляющего псевдотекстпо технологии КМ «Фишбоун».

1. Определите существенные стилистические различия между этими фрагментами.

2. Соедините стилистически близкие фрагменты, чтобы выявить два исходных текста.Привести свои аргументы в качестве доказательстваУказать языковые средства, присущие данному стилю.


Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интелли­гентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с други­ми людьми?Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении ува­жительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не му­сорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).Воспитанный, интеллигентный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность, интеллигентность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными...Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это тер­пимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.Социальный долг человека – быть интеллигентным.


Для самопроверки

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интелли­гентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с други­ми людьми?Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении ува­жительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не му­сорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это тер­пимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Социальный долг человека – быть интеллигентным.(Д.Лихачёв)

Воспитанный, интеллигентный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность, интеллигентность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными...(С. Гиацинтова)


II группа. (6мин)

Псевдотекст№ 2

В псевдотексте переплетены строки Эдуарда Варатьяна «Путешествие в слово» и Д.Н. Шмелева «Современный русский язык. Лексика».

1. О каком языковом явлении рассказывают авторы?

2. Какие фрагменты содержат одинаковую информацию, а значит, не могут принадлежать одному и тому же тексту?

3. Определите существенные стилистические различия между этими фрагментами.

4. Соедините стилистически близкие фрагменты, чтобы выявить два исходных текста по технологии КМ «Фишбоун».

Привести свои аргументы в качестве доказательства. Указать языковые средства, присущие данному стилю.





Покаюсь. Придуманный мною заголовок “разнозвучащие, но равнозначные” далек от научной непреложности. Он всего лишь силуэт, грубое очертание еще одного вида словесных взаимосвязей – явления синонимии. Понятие синонимы давно уже является предметом разнообразных лингвистических истолкований. О том, что такое синоним, какие бывают синонимы, насколько это понятие вообще реально и т.д., были высказаны в лингвистической литературе самые разнообразные, часто противоречивые соображения. Еще древние греки обратили внимание на свойство одних и тех же слов выражать одну и ту же мысль. Римляне продвинулись дальше. Они увидели в синонимах не только средство заменять одно слово другим без ущерба для смысла, но осознавали различие между ними…

И все же до сегодняшнего дня исследователи не выработали единого взгляда на синонимическую природу слова.

Существуют и различные определения синонимов. Синонимы определяются как слова, имеющие тождественное значение, как слова, обозначающие одно и то же понятие или же способные обозначить один и тот же предмет… Одни считают синонимами слова, которые, называя одно и то же явление действительности, называют его по-разному, придают ему какие-то новые смысловые или эмоциональные оттенки.

Другие в ранг синонимов возводят только слова с цельным смысловым тождеством, такие, как бегемот – гиппопотам, языковедение – языкознание…

Надцатые полагают, что богатство синонимов – это беда языка, так как затрудняет пользование им…

Что же все-таки понимать под синонимами? – резонно спросите вы.



Для самопроверки

Покаюсь. Придуманный мною заголовок “разнозвучащие, но равнозначные” далек от научной непреложности. Он всего лишь силуэт, грубое очертание еще одного вида словесных взаимосвязей – явления синонимии.

Еще древние греки обратили внимание на свойство одних и тех же слов выражать одну и ту же мысль. Римляне продвинулись дальше. Они увидели в синонимах не только средство заменять одно слово другим без ущерба для смысла, но осознавали различие между ними…

И все же до сегодняшнего дня исследователи не выработали единого взгляда на синонимическую природу слова.

Одни считают синонимами слова, которые, называя одно и то же явление действительности, называют его по-разному, придают ему какие-то новые смысловые или эмоциональные оттенки.

Другие в ранг синонимов возводят только слова с цельным смысловым тождеством, такие, как бегемот – гиппопотам, языковедение – языкознание…

Надцатые полагают, что богатство синонимов – это беда языка, так как затрудняет пользование им…

Что же все-таки понимать под синонимами? – резонно спросите вы.

(Эдуард Варатьян «Путешествие в слово»)

Понятие синонимы давно уже является предметом разнообразных лингвистических истолкований. О том, что такое синоним, какие бывают синонимы, насколько это понятие вообще реально и т.д., были высказаны в лингвистической литературе самые разнообразные, часто противоречивые соображения.

Существуют и различные определения синонимов. Синонимы определяются как слова, имеющие тождественное значение, как слова, обозначающие одно и то же понятие или же способные обозначить один и тот же предмет…

( Д.Н. Шмелев «Современный русский язык. Лексика»).


III группа (6мин)

Псевдотекст№ 3.

В псевдотексте переплетены строки С. Т.Аксакова, Ф.И.Тютчева и строки из Глоссария.“Расплетите” этот текст, вычленив тексты по признакам типов речи, стиля текста.

1. Определите существенные стилистические различия между этими фрагментами.

2. Соедините стилистически близкие фрагменты, чтобы выявить три исходных текста технологии КМ «Фишбоун».Привести свои аргументы в качестве доказательства. Указать языковые средства, присущие данным стилям.



1

Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, ещё не закрытая чёрной приближающейся тучей, озаряла ровным светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся в течение целого часа.Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром,Как бы резвяся и играя Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты громовые,Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Громом называется явление в атмосфере, сопровождающее молнию. Вызывается колебаниями воздуха в результате быстрого нагревания и расширения воздуха на пути молнии. Сквозь незанавешенные окна постоянно видна была молния. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила сносит наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищённый от ветров.


Для самопроверки

Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, ещё не закрытая чёрной приближающейся тучей, озаряла ровным светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся в течение целого часа.Сквозь незанавешенные окна постоянно видна была молния. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила сносит наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищённый от ветров.(С. Т.Аксаков)

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты громовые,

Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит.

(Ф.И.Тютчев)

Громом называется явление в атмосфере, сопровождающее молнию. Вызывается колебаниями воздуха в результате быстрого нагревания и расширения воздуха на пути молнии. (Глоссарий)

2. Вывод учащихся: отрывки объединяет одна тема, но взяты из разных источников.


3. Синтаксический разбор сложного предложения (3мин)

Iгруппа.

Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов.

II группа.

Одни считают синонимами слова, которые, называя одно и то же явление действительности, называют его по-разному, придают ему какие-то новые смысловые или эмоциональные оттенки.

III группа.

Казалось, что какая-то сила сносит наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищённый от ветров.


IV. Взаимооценивание групп «Две звезды, одно пожелание»(2мин)

V. Рефлексия «Лестница успеха» (2мин)

VI. Домашнее задание .Написать эссе по тексту Д.С. Лихачева « Человек должен быть интеллигентен» и





















Стиль

Функция

Особенность

Пример

1.Научный (монография, статья, доклад, реферат, аннотация, лекция и др.)

Передача информации и доказательство ее истинности.

Точность, логичность, недопустимость экспрессивных средств.

Береза

  1) Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)

2.Официально-деловой (официальные документы, законы, устав, распоряжение, приказ и др.)

Информация.

Предельная точность, стандартность средств выражения, недопустимость эмоциональной, разговорной лексики.

В целях ознакомления с ассортиментом выпускаемой Вами продукции просим направить нам каталоги женской обуви с указанием размера отпускных цен.

Директор Н.В. Петров

3.Публицистический (газетные и журнальные статьи, материалы радио- и тележурналистики, речи выступающих на митингах, съездах и др.)

Информация и воздействие на слушателя, читателя.

Социальная оценочность, отбор фактов, использование экспрессивных языковых средств.

Акт беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к животным проявил житель деревни Эксперименталово, который в своих корыстных целях с особым цинизмом использовал несчастных куриц для создания своего «философского камня».

4.Художественный Стиль художественной литературы.

 

Все языковые средства.

Художественный стиль – это «акварель» для писателя. Для него характерны образы, краски, эмоции и чувственность.

Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага и он уже в саду.Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.

5.Разговорный (речь)

Характерен для современного Интернета

 

Разговорный стиль, по сути, стирает границы между автором и читателем. Для него характерна естественность, раскованность, эмоциональность, своя специфическая лексика и подстройка под получателя информации.

- Который уже час? Что-то есть охота. Чайку бы.

- Народ от праздности завел привычку трескать, как сказал Гоголь. Сейчас чайник поставлю.

- Ну, мы-то с тобой сегодня ого- го сколько наработали, а праздность ты знаешь что такое?

- Догадываюсь.

- и что бы ты тогда делала, когда бы праздность наступила?

- Даже не представляю. Это ведь учиться надо, праздности-то!























Приложение №1.

Словарная разминка. Диктант значений.

1.Разговор двух или более лиц.

2.Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

3.Оборот, при котором резко противопоставляются противоположные понятия.

4.Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль.

5.Стиль речи, цель которого - воздействовать на читателей или слушате­лей через средства массовой информации.

6.Одинаковое начало нескольких соседних предложений.

7.Стиль речи, цель которого - сообщение и передача деловой информа­ции.

8.Упражнение, части которого объединены темой, но взяты из разных источников.

Приложение№2.

ПОПС-формула

Начало предложений

П-позиция (в чём заключается ваша точка зрения)


О-объяснение, обоснование своей позиции


П-пример, иллюстрация (факты, иллюстрирующие ваш довод)


С-следствие (суждение или вывод, призыв к принятию вашей позиции)


«Я считаю, что...»



«Потому что...»


«Например,..», «Я могу доказать это на примере...»


«Поэтому...», «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что...»

Работа в группах по приёму «ПОПС»

I группа.

Определить и доказать стиль речи по приёму «ПОПС».

Полиязычие – основа формирования поликультурной личности. Полиязычным можно назвать человека, говорящего, понимающего и умеющего в различных ситуациях общения пользоваться иностранными языками. Изучение иностранного языка еще не говорит о получении образования. О полиязычном образовании можно говорить в тех случаях, когда на изучаемом иностранном языке преподаются еще другие учебные дисциплины, например, литература изучаемого языка, страноведение и т.п.Полиязычие как важное направление развития человечества осознавалось давно. Сегодня невозможно представить себе, что где-то ещё существуют страны, люди которых владели бы только одним языком. И в реальности нет цивилизованных государств, где жила бы только одна нация. Для нормального функционирования любого многонационального государства весьма существенно формирование двуязычия и полиязычия. Поликультурное образование в Республике Казахстан на сегодняшний момент является одним из главных направлений в системе средне – специального и высшего образования. Именно образование является важнейшим этапом в процессе формирования и развития поликультурной личности, этапом, когда осознанно формируются основные ценности и жизненные принципы.



Приложение №1.

Словарная разминка. Диктант значений.

1.Разговор двух или более лиц.

2.Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

3.Оборот, при котором резко противопоставляются противоположные понятия.

4.Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль.

5.Стиль речи, цель которого - воздействовать на читателей или слушате­лей через средства массовой информации.

6.Одинаковое начало нескольких соседних предложений.

7.Стиль речи, цель которого - сообщение и передача деловой информа­ции.

8.Упражнение, части которого объединены темой, но взяты из разных источников.



Приложение№2.

ПОПС-формула

Начало предложений

П-позиция (в чём заключается ваша точка зрения)


О-объяснение, обоснование своей позиции


П-пример, иллюстрация (факты, иллюстрирующие ваш довод)


С-следствие (суждение или вывод, призыв к принятию вашей позиции)


«Я считаю, что...»



«Потому что...»


«Например,..», «Я могу доказать это на примере...»


«Поэтому...», «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что...»

II группа.

Определить и доказать стиль речи по приёму «ПОПС»

1. Статья 4. Государственные гарантии прав граждан в области образования

1. Право граждан на образование обеспечивается государством путем развития системы образования и создания соответствующих социально-экономических условий для получения образования в соответствии с Конституцией Республики Казахстан.

2. Государство гарантирует гражданам Республики Казахстан получение бесплатного общего среднего, технического и профессионального образования и на конкурсной основе в соответствии с государственным образовательным заказом бесплатного послесреднего образования, высшего и послевузовского образования, если образование каждого из этих уровней (их ступеней) гражданин получает впервые. Бесплатность образования для обучающихся реализуется через бюджетное финансирование содержания государственных организаций образования, оплату бюджетом покупки образовательных услуг организаций образования либо предоставлением государственных образовательных грантов.



Приложение №1.

Словарная разминка. Диктант значений.

1.Разговор двух или более лиц.

2.Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

3.Оборот, при котором резко противопоставляются противоположные понятия.

4.Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль.

5.Стиль речи, цель которого - воздействовать на читателей или слушате­лей через средства массовой информации.

6.Одинаковое начало нескольких соседних предложений.

7.Стиль речи, цель которого - сообщение и передача деловой информа­ции.

8.Упражнение, части которого объединены темой, но взяты из разных источников.

Приложение№2.

ПОПС-формула

Начало предложений

П-позиция (в чём заключается ваша точка зрения)


О-объяснение, обоснование своей позиции


П-пример, иллюстрация (факты, иллюстрирующие ваш довод)


С-следствие (суждение или вывод, призыв к принятию вашей позиции)


«Я считаю, что...»



«Потому что...»


«Например,..», «Я могу доказать это на примере...»


«Поэтому...», «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что...»

III группа.

Определить и доказать стиль речи по приёму «ПОПС».

1. Стоял сухой безветренный мороз. Широкая равнина между Барбастау и Меновым Двором покрылась первым легким снежком. Покрылись снегом долины и холмики, копны сена то тут, то там и редкие, чахлые кусты тоже оделись в легкое пушистое белое одеяние. Вдали сверкал белизной густой лес вдоль Яика. Кругом бело и тихо-тихо. Казалось, за одну ночь природа очистила этот неприглядный, грязно-унылый край, каким он бывает глубокой осенью. Перед зарей донеслись сюда, как далекие раскаты грома, выстрелы пушек, но сейчас и они умолкли, где-то за Лбищенском или дальше, далеко за Яиком. По тихой заснеженной степи прокладывали дорожку двое всадников. Там, где ступали кони, оставались темные следы копыт. Всадники держали путь в Меновой Двор.

































Приложение №3

I группа:

Псевдотекст№1

В псевдотексте переплетены строки из текстов Д.С. Лихачева « Человек должен быть интеллигентен» и С. Гиацинтовой «Что значит быть воспитанным?»Найти текстообразующие компоненты каждого отрывка, составляющего псевдотекстпо технологии КМ «Фишбоун».

1. Определите существенные стилистические различия между этими фрагментами.

2. Соедините стилистически близкие фрагменты, чтобы выявить два исходных текста.Привести свои аргументы в качестве доказательстваУказать языковые средства, присущие данному стилю.



Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интелли­гентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с други­ми людьми?Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении ува­жительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не му­сорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).Воспитанный, интеллигентный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность, интеллигентность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными...Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это тер­пимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.Социальный долг человека – быть интеллигентным.














Приложение №3

II группа.

Псевдотекст№ 2

В псевдотексте переплетены строки Эдуарда Варатьяна «Путешествие в слово» и Д.Н. Шмелева «Современный русский язык. Лексика».

1. О каком языковом явлении рассказывают авторы?

2. Какие фрагменты содержат одинаковую информацию, а значит, не могут принадлежать одному и тому же тексту?

3. Определите существенные стилистические различия между этими фрагментами.

4. Соедините стилистически близкие фрагменты, чтобы выявить два исходных текста по технологии КМ «Фишбоун».

Привести свои аргументы в качестве доказательства. Указать языковые средства, присущие данному стилю.





Покаюсь. Придуманный мною заголовок “разнозвучащие, но равнозначные” далек от научной непреложности. Он всего лишь силуэт, грубое очертание еще одного вида словесных взаимосвязей – явления синонимии. Понятие синонимы давно уже является предметом разнообразных лингвистических истолкований. О том, что такое синоним, какие бывают синонимы, насколько это понятие вообще реально и т.д., были высказаны в лингвистической литературе самые разнообразные, часто противоречивые соображения. Еще древние греки обратили внимание на свойство одних и тех же слов выражать одну и ту же мысль. Римляне продвинулись дальше. Они увидели в синонимах не только средство заменять одно слово другим без ущерба для смысла, но осознавали различие между ними…

И все же до сегодняшнего дня исследователи не выработали единого взгляда на синонимическую природу слова.

Существуют и различные определения синонимов. Синонимы определяются как слова, имеющие тождественное значение, как слова, обозначающие одно и то же понятие или же способные обозначить один и тот же предмет… Одни считают синонимами слова, которые, называя одно и то же явление действительности, называют его по-разному, придают ему какие-то новые смысловые или эмоциональные оттенки.

Другие в ранг синонимов возводят только слова с цельным смысловым тождеством, такие, как бегемот – гиппопотам, языковедение – языкознание…

Надцатые полагают, что богатство синонимов – это беда языка, так как затрудняет пользование им…

Что же все-таки понимать под синонимами? – резонно спросите вы.








Приложение №3

III группа

Псевдотекст 3.

В псевдотексте переплетены строки С. Т.Аксакова, Ф.И.Тютчева и строки из Глоссария.“Расплетите” этот текст, вычленив тексты по признакам типов речи, стиля текста.

1. Определите существенные стилистические различия между этими фрагментами.

2. Соедините стилистически близкие фрагменты, чтобы выявить три исходных текста технологии КМ «Фишбоун».Привести свои аргументы в качестве доказательства. Указать языковые средства, присущие данным стилям.


Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, ещё не закрытая чёрной приближающейся тучей, озаряла ровным светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся в течение целого часа. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром,Как бы резвяся и играя Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты громовые,Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Громом называется явление в атмосфере, сопровождающее молнию. Вызывается колебаниями воздуха в результате быстрого нагревания и расширения воздуха на пути молнии. Сквозь незанавешенные окна постоянно видна была молния. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила сносит наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищённый от ветров.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!