СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными условными".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

По итогам урока ученики умеют  различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; простые и составные союзы в с/п предложениях  с придаточными обстоятельственными

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными условными".»

Дата: Класс: 9 урок 21

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными условными.

Цель урока:

1) познакомить учащихся с особенностями строения и пунктуации придаточных условных;

2) развивать умения находить придаточные предложения в тексте;

3) закрепить навыки постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях;



умеют различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; простые и составные союзы в с/п предложениях с придаточными обстоятельственными


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.Разделение на группы по приему «Атомы и молекулы»

Ученики осмысливают поставленную цель. Дети делятся на группы.


5 мин.

II. Мотивация к изучению нового.

С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока.

- Чем отличается сложное предложение от простого предложения?

- На какие виды делятся сложные предложения?

- Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных?

- Какие виды сложноподчиненных предложений вам известны?

- Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными определительными?

- Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными?

Вопросы :

- Расскажите об особенностях строения сложноподчиненных предложений.

-Какие виды придаточных предложений вам уже известны?

-И сегодня мы познакомимся еще с одним видом придаточных обстоятельственных, но пока проведем орфографическую «пятиминутку».

Орфографическая « пятиминутка»

Задание: найдите столбик с правильными для всех слов ответами;

объясните выбор гласных в корнях с чередованием.

1 2 3 4 5

А) р…стение а о а о а

Б) з…ревать о о а а а В) к…сательная а а а а о Г) заг…рать а а о о о

Д) прил…гать а а а о о

Е) р…сток а о о а

Ученики отвечают на вопосы учителя.


20 мин.

III. Актуализация знаний

Группе дается задание: Стратегия «Послушать – сговориться – обсудить», 
составить постеры и выступить с ним перед классом. Постеры

зучение видов придаточных обстоятельственных по таблице учебника.

- Рассмотрим таблицу.


Образа действия или степени

Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др.

Девочка рассказала так хорошо (как?), что ни у кого не было вопросов.

Места

Где, куда, откуда

Путники шли туда (куда?), откуда слышался шум машин.

Времени

Когда ( когда…то), пока, как только, едва, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока) и др.

Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.


(С.А.Есенин)

Условия

Если (если…то), когда, раз и др.

Я приду к вам завтра (при каком условии?),если ты не возражаешь

Причины

Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др.

Нужно зажечь лампу (почему?), потому что становится темно.

Цели

Чтобы, для того чтобы и др.

Мы пошли через поле (зачем?), чтобы сократить путь.

Сравнения

Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др.

Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло.

Уступки

Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни

Как ни торопились мы к станции, все равно опоздали на последний поезд (несмотря на что?).

Следствия

Так что

Она ничего не читала, так что не сдала экзамен.

Приложение к уроку.

Схема №1


(……….), [ ]

1.Задайте вопрос.

2.Укажите средство связи частей

сложного предложения.

3.На что указывает придаточное

предложение?


Схема

2

При каком условии ?

КОЛИ… КОГДА…

( ЕСЛИ БЫ), [ ]

РАЗ


ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ УСЛОВНЫЕ.

Схема №3

ПРИДАТОЧНЫЕ УСЛОВНЫЕ

1.Отвечают на вопрос…

2.Соединяются с главным при помощи…

3.Указывают…

4.Относятся…



на экран: на какие вопросы отвечают обстоятельства данных видов?

Виды обстоятельств

Вопросы

образа действия или степени

как? каким образом?

места

где? куда? откуда?

времени

когда?

условия

при каких условиях?

причины

почему

цели

зачем?




  1. ( материалы для исследовательской работы распечатываются на каждую группу

Безграничны просторы нашей Родины. Но для каждого из нас Родина начинается с маленького уголка, который навсегда входит в нашу жизнь… Если бы не было этого заветного уголка , то перед тобой не открылась бы дверь в огромный мир Родины.

Задание: 1 .Прочитайте последнее предложение.

2.Найдите главное и придаточное, задайте вопрос от главного предложения к придаточному.

3.Назовите средство связи главного предложения с придаточным.

4 Определите, на что указывает придаточное предложение ?

5.Запишите выводы в опорную схему ( заготовка опорной схемы раздается каждому учащемуся и заполняется по ходу исследований).

6 .Можно ли изменить место придаточного?

.Работа с компьютером. Тренировочные упражнения на развитие нового материала.

1-ая группа. Выписать сложноподчиненные предложения с придаточными условными.

1.Если ты глубоко любишь родину, то не пожалеешь за нее и жизни.

2. Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва. ( В.Маяковский)

3.Если бы люди все сообща могли отдаться духовной деятельности, то они узнали бы все. ( В. Чкалов)

4. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.(Л.Н.Толстой)

5. Раз мы начали говорить, то нужно договорить до конца.

6.Чем больше я старался забраться вглубь, тем реже становились деревья.


2-ая группа. К данным придаточным допишите главные предложения, расставьте знаки препинания.

1.Если вы хотите увидеть новые для себя края…

2. Если же в вашем крае много интересного…

3.Когда все люди на земле будут беречь природу…

4.Раз взялся за дело…

3-я группа . Написать сочинение- миниатюру « С чего начинается Родина?»

(использовать придаточные условия).



10 мин.

IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока.

Задание: записать, расставляя знаки препинания. Определить вид придаточного.

1. Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился. (обр.дей)

2. Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печет, летают и пляшут стрекозы, веселый ведут хоровод. (места)

3. Там, где уходят горы вдаль, свободнее вздыхают степи. (места)

4. Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем. (услов)

5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. (услов)

6. Мишутка не ходит в школу, оттого что он босой. (причин)

7. Для того чтобы перейти реку, надо было крепко держаться на ногах. (цели)

8. Чтоб эту истину понять еще ясней, прослушай басенки моей. (цели)

9. Листья на деревьях не желтели и не облетали, сколько ни свистел ветер по ночам. (уступки)

10. Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать. (след)


Ученики делают внутренний и внешний круг. Внутренний- обсуждают тему, а внешний- наблюдает за их действиями.



5 мин.

V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» 
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

- Чему научил вас урок?
- Какое впечатление осталось у вас от урока?



Проводит рефлексию.

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось



Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Дерево Блоба



стикеры

2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!