СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по технологии(технический труд): "Свойства металлов" (6 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по технологии 6 класс Свойства металлов»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»

городского округа город Стерлитамак

Республики Башкортостан














Конспект урока по технологии: «Свойства металлов»












Класс: 6 Учитель технологии: Самородов Анатолий Николаевич











2016 год



Цель урока:

- изучить свойства металлов.


Задачи урока:

образовательная:

- активизировать знания учащихся по теме «Металлы. Сплавы»;

- познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами металлов;

развивающая:

способствовать:

- развитию наблюдательности, любознательности, умения сравнивать, делать выводы;

- развитию технического мышления воображения, творческих и коммуникативных способностей;

воспитательная:

способствовать:

- развитию у учащихся таких качеств как: трудолюбие, самостоятельность, аккуратность и бережливость;

- воспитанию у учащихся культуры трудовых отношений и формирование общей технологической культуры.


Тип урока: комбинированный, с использованием исследовательской технологии.


Методы и формы обучения: наблюдения, исследовательская работа, эвристическая беседа, сравнительно-сопоставительный анализ, устный опрос, беседа, рассказ, работа с кластером, демонстрация презентации, взаимопроверка, лабораторная работа.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, карточки с заданиями (приложения 1-3), образцы металла (латуни, меди, стали), кернеры, пружины, грузы, проволока.


Продолжительность урока: 90 мин.


План урока:

1. Организационно-подготовительная часть – 3 мин.

2. Постановка цели, повторение пройденного материала – 7 мин.

3. Сообщение нового материала, физкультминутка – 23 мин.

4. Закрепление нового материала – 12 мин.

5. Лабораторно-практическая работа – 35 мин.

5. Подведение итогов урока – 10 мин.


Ход урока:


1. Организационно-подготовительная часть:


Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку.


2. Активизация знаний по теме «Металлы и сплавы».


Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на предметы на ваших столах, что у них общего? Из чего они сделаны?

Предполагаемые ответы учащихся: Образцы металла, кернеры, пружины, грузы, проволока.

Учитель: Как вы определили, что это металл? Что такое металл? Что такое сплав?

Ответы учащихся. (Слайды 2-3)

Учитель: Какие виды цветных металлов вы знаете?

Предполагаемые ответы учащихся: Алюминий, медь и сплавы – латунь, бронза, дюралюминий.

Учитель: Какие виды чёрных металлов вы знаете?

Предполагаемые ответы учащихся: Железо и сплавы на его основе – сталь и чугун.

Учитель: В чём разница между сталью и чугуном? По каким признакам мы можем различить сталь и чугун?

Ответы учащихся.

Учитель: Возьмём пластины № 1 и № 2. Попробуем их согнуть. Пластина № 1 сгибается – сталь. Пластина № 2 – чугун – нет. Какой вывод мы можем сделать?

Предполагаемые ответы учащихся: Сталь более пластична, чем чугун.

Учитель: Как мы это определили?

Предполагаемые ответы учащихся: Провели опыт, на практике.

Учитель: Попробуем сформулировать тему и цель нашего урока.

Предполагаемые ответы учащихся: Тема - «Свойства чёрных и цветных металлов». Цель – изучить свойства металлов в ходе исследовательской деятельности. (Слайды 4-5)


3. Сообщение нового материала.


Механические свойства металлов

Учитель: Каждый металл и сплав обладает определёнными механическими и технологическими свойствами. Проведём практическую работу и исследуем механические свойства металлов. Заполним кластер по ходу выполнения работы. (Слайд 6) (Приложение 1)

Учитель: Повесьте на данные металлические подвески нашу полку. Подвески не разрушаются от его веса. Почему?

Предполагаемые ответы учащихся: Значит они обладают достаточной прочностью. (Слайд 7)

Учитель: Сделайте в стальной и медной пластине лунки с помощью кернера, ударив по нему молотком с одинаковым усилием. В какой пластине глубина лунки будет больше? О чём это свидетельствует?

Предполагаемые ответы учащихся: Глубина лунки будет больше в медной пластине, т.к. твёрдость стали больше. (Слайд 8)

Учитель: Прикрепите к металлической пружине небольшой груз, а затем снимите его. Что произойдет с пружиной?

Предполагаемые ответы учащихся: Она растянется, а после снятия примет первоначальную форму.

Учитель: О каком свойстве металла идёт речь?

Предполагаемые ответы учащихся: Об упругости. (Слайд 9)

Учитель: Возьмите металлическую проволоку и согните её. О каком свойстве идет речь? Предполагаемые ответы учащихся: О пластичности. (Слайд 10)


Физкультминутка


Учитель: Прежде чем мы с вами перейдём к изучению технологических свойств, выполним физкультминутку.


Технологические свойства металлов

Учитель: Итак, рассмотрим технологические свойства металлов. Посмотрите на определение свойства металла и догадайтесь о чём идёт речь. (На слайдах ученики видят определение и кубики с буквами, из которых они должны сложить слово)

Учитель: Свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара. (Слайд 11)Предполагаемые ответы учащихся: Ковкость. (Слайд 12)

Учитель: Свойства металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму. (Слайд 13)

Предполагаемые ответы учащихся: Жидкотекучесть. (Слайд 14)

Учитель: Свойство металла или сплава подвергаться обработке резаньем разными инструментами. (Слайд 15)

Предполагаемые ответы учащихся: Обрабатываемость резаньем. (Слайд 16)

Учитель: Свойство металла соединяться в пластичном или расплавленном состоянии. (Слайд 17)

Предполагаемые ответы учащихся: Свариваемость. (Слайд 18)

Учитель: Свойство металлов и сплавов противостоять коррозии не разрушаясь. (Слайд 19)

Предполагаемые ответы учащихся: Коррозионная стойкость. (Слайд 20)

Учитель: Проверим ваши кластеры. (Слайд 21)


4. Закрепление нового материала.


Учитель: Посмотрим насколько хорошо вы запомнили свойства металлов. Выполним следующие задания.

  1. Какие механические свойства металла иллюстрируют данные картинки? (Слайды 22-23)

  2. Какие технологические свойства металла иллюстрируют данные картинки? (Слайды 24-25)

  3. Сопоставьте механические свойства металла и его определение. (Слайды 26) (Приложение 2)

  4. Сопоставьте технологические свойства металла и его определение. (Слайды 27) (Приложение 3)

  5. Работа в парах. Найдите ошибки в определениях сплавов. (Слайды 28-29)


5. Лабораторно-практическая работа


Учитель: А сейчас я предлагаю вам выполнить лабораторно-практическую работу, чтобы сравнить технологические и механические свойства различных металлов и сплавов. Задание для лабораторной работы вы найдёте в учебнике на страницах 103-104. Полученные результаты и выводы запишите в тетрадь. (Приложение 4) (Слайд 30)

(После выполнения работы ученики обмениваются тетрадями, обсуждают получившийся результат, проверяют и оценивают работу друг друга).


6. Подведение итогов урока


Учитель: Для чего нам нужно знать свойства металлов и сплавов?

Предполагаемые ответы учащихся: Для того чтобы правильно подбирать материал для изготовления изделия в зависимости от его назначения.

Учитель: Ваше домашнее задание повторение пройденный на уроке материала.

(Запись домашнего задания. Уборка рабочих мест.)



Список источников


  1. Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. Индустриальные технологии. 6 кл. - М.: Вентана –Граф

  2. Основные свойства металлов и сплавов http://electrowelder.ru/index.php/gazosvarschik/89-main-characteristic-metal-and-alloy.html

  3. Свойства металлов и сплавов http://www.znaytovar.ru/s/Svojstva-metallov-i-splavov.html


П риложение 1

















П риложение 2

















П риложение 3



Приложение 4

Лабораторно-практическая работа

«Сравнение свойств различных металлов и сплавов»


  1. Рассмотрите образцы металлов и сплавов, определите их цвет.

  2. Положите справа от себя образцы из чёрных металлов и сплавов, а слева - из цветных. Определите вид металлов, из которых сделаны образцы.

  3. Проделайте опыт: растяните и отпустите пружины из стальной и медной проволоки. Сделайте вывод об упругости стали и меди.

  4. Положите на плиту для рубки метала образцы из стальной и алюминиевой проволоки и попытайтесь расплющить их молотком. Сделайте вывод о ковкости стали и алюминия.

  5. Закрепите в тисках стальной и латунный образцы и проведите по ним напильником. Сделайте вывод об обрабатываемости стали и латуни.


Просмотр содержимого презентации
«Свойства металлов»

Свойства черных и цветных металлов

Свойства черных и цветных металлов

Что такое металлы и сплавы?

Что такое металлы и сплавы?

Металл — это вещество, обладающее ярким блеском и хорошей проводимостью тепла и электричества. Сплав — макроскопически однородный металлический материал, состоящий из смеси двух или большего числа химических элементов с преобладанием металлических компонентов.

Металл — это вещество, обладающее ярким блеском и хорошей проводимостью тепла и электричества.

Сплав — макроскопически однородный металлический материал, состоящий из смеси двух или большего числа химических элементов с преобладанием металлических компонентов.

Тема урока: Свойства черных и цветных металлов

Тема урока:

Свойства черных и цветных металлов

Цель урока: изучить механические и технологические свойства металлов в ходе исследовательской деятельности.

Цель урока:

изучить механические и технологические свойства металлов в ходе исследовательской деятельности.

Заполните кластер Свойства металлов

Заполните кластер

Свойства металлов

Механические свойства металлов ПРОЧНОСТЬ способность металла или сплава воспринимать действующие нагрузки не разрушаясь

Механические свойства металлов

ПРОЧНОСТЬ

способность металла или сплава воспринимать действующие нагрузки не разрушаясь

Механические свойства металлов ТВЁРДОСТЬ свойство металла сопротивляться внедрению в него другого, более твёрдого материала

Механические свойства металлов

ТВЁРДОСТЬ

свойство металла сопротивляться внедрению в него другого, более твёрдого материала

Механические свойства металлов УПРУГОСТЬ свойство металла или сплава восстанавливать первоначальную форму после прекращения действия на них внешних сил

Механические свойства металлов

УПРУГОСТЬ

свойство металла или сплава восстанавливать первоначальную форму после прекращения действия на них внешних сил

Механические свойства металлов ПЛАСТИЧНОСТЬ способность изменять форму под действием каких-либо нагрузок не разрушаясь

Механические свойства металлов

ПЛАСТИЧНОСТЬ

способность изменять форму под действием каких-либо нагрузок не разрушаясь

Технологические свойства металлов Свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара т с в о к ь о к

Технологические свойства металлов

Свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара

т

с

в

о

к

ь

о

к

Технологические свойства металлов Свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара т ь о в о с к к

Технологические свойства металлов

Свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара

т

ь

о

в

о

с

к

к

Технологические свойства металлов Свойства металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму у и с ж е т т к ч о д е ь к

Технологические свойства металлов

Свойства металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму

у

и

с

ж

е

т

т

к

ч

о

д

е

ь

к

Технологические свойства металлов Свойства металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму ь ж т и с д ч е к о т к у е

Технологические свойства металлов

Свойства металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму

ь

ж

т

и

с

д

ч

е

к

о

т

к

у

е

Технологические свойства металлов Свойство металла или сплава подвергаться обработке резаньем разными инструментами о б ь о т а м р с а р а м б ы е з а т в н ь е е

Технологические свойства металлов

Свойство металла или сплава подвергаться обработке резаньем разными инструментами

о

б

ь

о

т

а

м

р

с

а

р

а

м

б

ы

е

з

а

т

в

н

ь

е

е

Технологические свойства металлов Свойство металла или сплава подвергаться обработке резаньем разными инструментами р о е б з р а а н б е ь а ы а с м ь е о в м т т

Технологические свойства металлов

Свойство металла или сплава подвергаться обработке резаньем разными инструментами

р

о

е

б

з

р

а

а

н

б

е

ь

а

ы

а

с

м

ь

е

о

в

м

т

т

Технологические свойства металлов Свойство металла соединяться в пластичном или расплавленном состоянии с и е в о т м т а с е ь р

Технологические свойства металлов

Свойство металла соединяться в пластичном или расплавленном состоянии

с

и

е

в

о

т

м

т

а

с

е

ь

р

Технологические свойства металлов Свойство металла соединяться в пластичном или расплавленном состоянии ь с т в с а р о и в е м а

Технологические свойства металлов

Свойство металла соединяться в пластичном или расплавленном состоянии

ь

с

т

в

с

а

р

о

и

в

е

м

а

Технологические свойства металлов Свойство металлов и сплавов противостоять коррозии не разрушаясь з р ь о т р о о с к к и о а с я й н т н о

Технологические свойства металлов

Свойство металлов и сплавов противостоять коррозии не разрушаясь

з

р

ь

о

т

р

о

о

с

к

к

и

о

а

с

я

й

н

т

н

о

Технологические свойства металлов Свойство металлов и сплавов противостоять коррозии не разрушаясь с к т о о р й р к о о з и н ь а с н я о т

Технологические свойства металлов

Свойство металлов и сплавов противостоять коррозии не разрушаясь

с

к

т

о

о

р

й

р

к

о

о

з

и

н

ь

а

с

н

я

о

т

Заполните кластер Свойства металлов технологические механические ковкость прочность жидкотекучесть твердость упругость свариваемость обрабатываемость резаньем пластичность коррозионная стойкость

Заполните кластер

Свойства металлов

технологические

механические

ковкость

прочность

жидкотекучесть

твердость

упругость

свариваемость

обрабатываемость резаньем

пластичность

коррозионная стойкость

Какие механические свойства металла иллюстрируют данные картинки 1 3 2 4 Проверь себя

Какие механические свойства металла иллюстрируют данные картинки

1

3

2

4

Проверь себя

Какие механические свойства металла иллюстрируют данные картинки 1 3 прочность упругость 2 4 твердость пластичность

Какие механические свойства металла иллюстрируют данные картинки

1

3

прочность

упругость

2

4

твердость

пластичность

Какие технологические свойства металла иллюстрируют данные картинки 3 2 4 1 5 Проверь себя

Какие технологические свойства металла иллюстрируют данные картинки

3

2

4

1

5

Проверь себя

Какие технологические свойства металла иллюстрируют данные картинки 3. коррозионная стойкость 2. жидко- 4. обрабатываемость текучесть  резаньем 1. ковкость 5. свариваемость

Какие технологические свойства металла иллюстрируют данные картинки

3. коррозионная

стойкость

2. жидко-

4. обрабатываемость

текучесть

резаньем

1. ковкость

5. свариваемость

Сопоставьте механические свойства металлов и их определения ПРОЧНОСТЬ ТВЁРДОСТЬ УПРУГОСТЬ ПЛАСТИЧНОСТЬ способность металла или сплава воспринимать действующие нагрузки не разрушаясь свойство металла сопротивляться внедрению в него другого, более твёрдого материала свойство металла или сплава восстанавливать первоначальную форму после прекращения действия на них внешних сил способность изменять форму под действием каких-либо нагрузок не разрушаясь

Сопоставьте механические свойства металлов и их определения

ПРОЧНОСТЬ

ТВЁРДОСТЬ

УПРУГОСТЬ

ПЛАСТИЧНОСТЬ

способность металла или сплава воспринимать действующие нагрузки не разрушаясь

свойство металла сопротивляться внедрению в него другого, более твёрдого материала

свойство металла или сплава восстанавливать первоначальную форму после прекращения действия на них внешних сил

способность изменять форму под действием каких-либо нагрузок не разрушаясь

Сопоставьте технологические свойства металлов и их определения КОРРОЗИОННАЯ СТОЙКОСТЬ ОБРАБАТЫВАЕМОСТЬ РЕЗАНЬЕМ СВАРИВАЕМОСТЬ КОВКОСТЬ ЖИДКОТЕКУЧЕСТЬ Свойство металлов и сплавов противостоять коррозии не разрушаясь Свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара Свойства металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму Свойство металла или сплава подвергаться обработке резаньем разными инструментами Свойство металла соединяться в пластичном или расплавленном состоянии

Сопоставьте технологические свойства металлов и их определения

КОРРОЗИОННАЯ СТОЙКОСТЬ

ОБРАБАТЫВАЕМОСТЬ РЕЗАНЬЕМ

СВАРИВАЕМОСТЬ

КОВКОСТЬ

ЖИДКОТЕКУЧЕСТЬ

Свойство металлов и сплавов противостоять коррозии не разрушаясь

Свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара

Свойства металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму

Свойство металла или сплава подвергаться обработке резаньем разными инструментами

Свойство металла соединяться в пластичном или расплавленном состоянии

Сопоставьте сплав и его составляющие Сплав меди с алюминием латунь Сплав железа менее, чем с 1 % углерода сталь Сплав алюминия с медью, марганцем, цинком дюралюминий Сплав железа с 2-6,7 % водорода чугун бронза Сплав меди со свинцом, алюминием, цинком

Сопоставьте сплав и его составляющие

Сплав меди с алюминием

латунь

Сплав железа менее, чем с

1 % углерода

сталь

Сплав алюминия с медью, марганцем, цинком

дюралюминий

Сплав железа с 2-6,7 % водорода

чугун

бронза

Сплав меди со свинцом, алюминием, цинком

Исправьте ошибки в определении Сплав меди с цинком латунь Сплав железа менее, чем с 2 % углерода сталь Сплав алюминия с медью, магнием , цинком дюралюминий Сплав железа с 2-6,7 % углерода чугун бронза Сплав меди со свинцом, алюминием, оловом

Исправьте ошибки в определении

Сплав меди с цинком

латунь

Сплав железа менее, чем с

2 % углерода

сталь

Сплав алюминия с медью, магнием , цинком

дюралюминий

Сплав железа с 2-6,7 % углерода

чугун

бронза

Сплав меди со свинцом, алюминием, оловом

Лабораторно-практическая работа «Сравнение свойств различных металлов и сплавов»  

Лабораторно-практическая работа

«Сравнение свойств

различных металлов и сплавов»

 

  • Рассмотрите образцы металлов и сплавов, определите их цвет.
  • Положите справа от себя образцы из чёрных металлов и сплавов, а слева - из цветных. Определите вид металлов, из которых сделаны образцы.
  • Проделайте опыт: растяните и отпустите пружины из стальной и медной проволоки. Сделайте вывод об упругости стали и меди.
  • Положите на плиту для рубки метала образцы из стальной и алюминиевой проволоки и попытайтесь расплющить их молотком. Сделайте вывод о ковкости стали и алюминия.
  • Закрепите в тисках стальной и латунный образцы и проведите по ним напильником. Сделайте вывод об обрабатываемости стали и латуни.
ТВОРЧЕСКИХ  ВАМ  УСПЕХОВ!

ТВОРЧЕСКИХ ВАМ УСПЕХОВ!

Список источников

Список источников

  • Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. Индустриальные технологии. 6 кл. - М.: Вентана –Граф
  • Основные свойства металлов и сплавов http://electrowelder.ru/index.php/gazosvarschik/89-main-characteristic-metal-and-alloy.html
  • Свойства металлов и сплавов http:// www.znaytovar.ru/s/Svojstva-metallov-i-splavov.html
  • Иллюстрации слайд 1, 4 http:// metalloexport.com/wp-content/uploads/2012/12/stalnoy-prokat.jpg
  • http:// izhevsk.neobroker.ru/img-org/tovar-150-150/tovar-2177093-150-150.jpg
  • http:// alfasnab.24net.kz/files/repository/950acc3172c1dbc38614ba2594d13d04.jpg
  • Иллюстрация слайд 3 http:// www.classifieds24.ru/images/2550/2549267/large_8.jpg
  • Фон слайдов 6, 21 http:// upload.flado.ru/uads/n/1/5/5/0/9/155097.jpg
  • Иллюстрация слайд http :// www.junowealth.co.uk/wp-content/uploads/Pension-Liberation.jpg
  • Иллюстрация слайд 8, 22, 23 http:// www.tpuls.ru/userdata/catafoto/7248-1.jpg
  • Иллюстрация слайд 9, 22, 23 http:// www.oborudunion.ru/l2567525/images/photocat/454x/999662417.jpg
Список источников 12. Иллюстрация слайд 10, 22, 23 http:// www.njt.ru/upload/iblock/669/untitled_w200_h214_nocrop.png 13. Иллюстрация слайды 11,12, 24, 25 http://growinggarden.ru/img/home/%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0-%D0%B2-%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B8%D1%85-% D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F%D1%85/000018.jpg 14. Иллюстрация слайды 13, 14, 24, 25 http:// www.metalspace.ru/images/articles/education_career/metallurgy/steel_cat.jpg 15. Иллюстрация слайды 15, 16 , 24, 25 http:// korporacia.ru/sites/default/files/upload/obrabotkametallarezaniem-photo1.jpg 16. Иллюстрация слайды 17, 18, 24, 25 http:// оптинструмент.рф . images.1c-bitrix-cdn.ru/upload/ iblock /d90/osnovnye_vidy_svarivaemykh_metallov.jpg?142289146473381 17. Иллюстрация слайды 19, 20, 24, 25 http:// www.s-molotkom.ru/uploads/posts/2012-10/1349967721_korroziya-metallov.jpg

Список источников

12. Иллюстрация слайд 10, 22, 23 http:// www.njt.ru/upload/iblock/669/untitled_w200_h214_nocrop.png

13. Иллюстрация слайды 11,12, 24, 25 http://growinggarden.ru/img/home/%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0-%D0%B2-%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B8%D1%85-% D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F%D1%85/000018.jpg

14. Иллюстрация слайды 13, 14, 24, 25 http:// www.metalspace.ru/images/articles/education_career/metallurgy/steel_cat.jpg

15. Иллюстрация слайды 15, 16 , 24, 25 http:// korporacia.ru/sites/default/files/upload/obrabotkametallarezaniem-photo1.jpg

16. Иллюстрация слайды 17, 18, 24, 25 http:// оптинструмент.рф . images.1c-bitrix-cdn.ru/upload/ iblock /d90/osnovnye_vidy_svarivaemykh_metallov.jpg?142289146473381

17. Иллюстрация слайды 19, 20, 24, 25 http:// www.s-molotkom.ru/uploads/posts/2012-10/1349967721_korroziya-metallov.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!