СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по технологии "Выпиливание лобзиком"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по технологии "Выпиливание лобзиком"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по технологии "Выпиливание лобзиком"»

Тема: «Выпиливание лобзиком»

Цель урока:

  1. Ознакомить обучающихся с инструментами для выпиливания изделий из фанеры или тонкой древесины, приспособлением «выпиловочный столик».

  2. Последовательностью выпиливания лобзиком.

  3. Правилами безопасной работы

  4. Формировать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера.

Задачи:

1. Предметные – формирование у учащихся умения пропильной резьбы при помощи ручного лобзика;

2. Регулятивные - определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана , последовательности действий, изготовление проекта;

3. Познавательные – выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (выпиливание лобзиком);

4. Коммуникативные – умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе;

5. Личностные – формирование бережливости при выполнении трудовых приемов.



Методы обучения:

Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, практические работы.


Тип урока: комбинированный


Вид урока: урок-практикум




Инструменты и оборудовании:

для учителя: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация образцы выпиленных изделий, план-конспект урока;

для ученика: столярный верстак, лобзик, выпиловочный столи­к, заготовки, надфиль, шлифовальная шкурка, карандаш, циркуль, шило, шаблон, рисунок.


Объект работы: Танграм - старинная восточная головоломка из геометрических фигур.

Оформление классной доски: тема занятия, новые слова, домашнее задание.

План урока:

  1. организационный момент 1-2 минуты;

  2. сообщение целей и задач урока учащимся 2-3 минуты;

  3. опрос пройденного 1-2 минут;

  4. сообщение нового материала при просмотре мультимедийной презентации 8-10 мин;

  5. вводный инструктаж по ТБ и определение задания 1-2 мин;

  6. самостоятельная работа учащихся, текущий инструктаж 40 мин;

  7. подведение итогов, заключительный инструктаж 19-20 мин.





Ход урока



  1. Вводная часть.



В начале урока учитель напоминает учащимся, что прямолинейное пиление древесины можно осуществить с помощью ручной ножовки. После этого необходимо показать красивые изделия сложной формы, выполненные лобзиком. Учащиеся рассматривают изделия и отмечают их красоту.

Учитель с учениками вспоминает, где еще, они встречались с изделиями, выполненными лобзиком (наличники на доме в деревне, предметы быта шкатулки и др.) Затем предлагается поставить вопрос: "Каким образом можно достигнуть этого результата?" "Какой инструмент лучше использовать для работы?" "Какие приспособления при этом использовать?"

Историческая справка.

Лобзики с деревянной рамой, формой напоминающей латинскую букву U придумали в 1562 году, натяжение пилки делалось вручную с помощью специального рычага, а в 1876 году был изобретен лобзик с зажимами, очень похожими на современные..

На просторах всемирной сети «отцом» электрического лобзика обычно называют Альберта Кауфманна. Аргументируют это тем, что именно Кауфманн заменил иглу швейной машинке на лезвие в 1946 году, затем эта модернизированная модель появилась в продаже в 1947 году, а еще через 7 лет, в 1954 году, патент на изобретение купила компания Bosch.

Выпиливание по дереву - это кустарное и любительское ремесло. Для работы употребляется, главным образом, тройная проклейная фанера, а также тонкие дощечки разных сортов дерева: клена, каштана, ореха, дуба и прочих. Толщина дощечек от 0,16 — 0,61 см. Рисунок на пластинку переводится с помощью копировальной бумаги. В местах вырезок просверливается шилом или с помощью дриля маленькое отверстие, после чего приступают к работе.

2. Изложение нового программного материала.

Что же надо знать хотя бы вкратце о выпиливании? Для выпиливания применяют главным образом ручные лобзики. Легкие деревянные или метал­лические П-образные рамки. На концах этих рамок имеются винтовые зажимы, в кото­рых укрепляют пилки,- Пилки для лобзи­ков - это очень узкие тонкие стальные полоски с мелкими насечками-зубьями на од­ной из кромок. Пилки разделяются по номе­рам — толщине и ширине полотна и круп­ности зубьев, а также по назначению. Различают пилки для работы по дереву и пилки для работы по металлу.

Для выпили­вания по фанере и на тонких дощечках при­меняют и те и другие пилки; выполняя мелкие, точные ажурные работы, употреб­ляют лишь пилки по металлу.

Пилку закрепляют в лобзике сначала в нижнем зажиме, у ручки, затем слегка на­жимают на лобзик грудью и закрепляют дру­гой конец пилки в верхнем винтовом зажи­ме. Закрепив пилку в верхнем зажиме, на­жим на дужку лобзика ослабляют постепен­но. У некоторых лобзиков натяжение пилки осуществляется специальными винтами, позволяющими регулировать силу натя­жения.

know how: Для удобства установки и замены пилочек на лобзике, ребята из 7 класса вместе с учителем соорудили станок. Теперь легко, без усилий можно поменять пилочку.

(слайд №15)

Д ля выпиливания, кроме лобзика и за­паса пилок, необходимо иметь такие инструменты: тонкое короткое стальное шило, дрель с мелкими сверлами или неболь­шой (до 3 мм) буравчик, большой плоский напильник, два — три небольших личных напильника (плоский, трехгранный и круглый), плоскогубцы и небольшой мо­лоток.

Выпиливать что-либо, лучше всего на так называемых выпиловочных столи­ках — специальных верстачных дощечках.

Такие дощечки укрепляют на краю рабочего стола при помощи шурупов или специальных зажимов — струбцинок.

После того как весь рисунок, который хотят выпилить, переведен на фанеру или дощечку, во всех замкнутых внут­ренних контурах его шилом, бурав­чиком или дрелью просверливают не­большие отверстия. Сначала выпили­вают обычно внутренние контуры рисунка. Для этого пилку закрепляют сначала в ниж­нем зажиме лобзика, а верхний, свободный, конец ее продевают в одно из отверстий вну­треннего контура и лишь затем закрепляют в верхнем зажиме.

Затем фанеру укладывают на выпило­вочный столик и придерживают ее в процес­се выпиливания левой рукой, чтобы она не подскакивала. Лобзик берут правой рукой за рукоятку и, не торопясь, плавно, без рывков двигают его вверх и вниз по вертикали.

П о мере того как в фанере (или дощеч­ке) образуется пропил, материал левой рукой постепенно подают на себя или пово­рачивают в нужную сторону, но так, чтобы пилка двигалась лишь в вырезе выпиловоч­ного столика.

Когда при выпиливании пилка подходит к вершине угла поворота линии рисунка, подача материала вперед прекращается. Про­должая двигать лобзик вверх и вниз, выпили­ваемую фанеру или кусочек дерева мед­ленно поворачивают, пока плоскость по­лотна пилки не совпадет с направлением новой линии пропила.

Выпиленный рисунок зачищается по кромкам и контурам напильниками и над­филями или шлифовочной шкуркой.



3. Текущий инструктаж.

  • Работу выполнять хорошо подготовленным лобзиком.

  • Не "заваливать" лобзик во время пиления!

  • Следи, чтобы рука, удерживающая заготовку, не попала под пилку!

  • Не торопись и не нажимай сильно на пильное полотно.

  • Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.

  • Не сдувай опилки, по окончании работы применяй щетку-сметку.



4. Объяснение практической работы.

Ребята сегодня на уроке мы с вами будем выполнять проект «Танграм». Танграм - старинная восточная головоломка из геометрических фигур. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами". Учитель задаёт наводящие вопросы (метод ассоциаций – математика, кубики, конструктор, пазл) и заинтересовывает учащихся. Дети рассматривают предложенный проект, определяют количество деталей.

Детям раздаются технологическая карта, которая предварительно была сделана учителем.

В беседе с учениками учитель проговаривает каждый этап выполнения работы.

  1. Последовательность выполнения работы.



1. На листе фанеры сверху прикладывается шаблон так, что бы экономично разместить рисунок на заготовке.
2. Лёгким нажатием карандаша, обвести по контуру (по шаблону)
3. Приступить к выпиливанию проекта.
4. Обработать шлифовальной шкуркой края получившейся детали (крупной, мелкой).
5. Убрать рабочее место.



6. Подведение итогов.

Учитель с учениками рассматривает выполненное изделие. Отмечает качество выполненной работы, выявляет недостатки и способы их устранения. Обсуждение сложностей в работе с лобзиком, выполняют работу над ошибками. Делятся на три команды. Проводят соревнования, применяя проект на практике.



7. Закрепление пройденного материала.



8. Домашнее задание. Раскрасить изделие.



9. Уборка класс












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!