СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: «Декоративно-прикладное искусство. Язык и законы. Народные промыслы России. Декоративно-прикладное искусство Крыма»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Декоративно-прикладное искусство. Язык и законы. Народные промыслы России. Декоративно-прикладное искусство Крыма»

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: «Декоративно-прикладное искусство. Язык и законы. Народные промыслы России. Декоративно-прикладное искусство Крыма»»

Искусство 9 класс

Учитель: Смаилова Л.К. Дата:_________

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство. Язык и законы. Народные промыслы России. Декоративно-прикладное искусство Крыма»


Цели и задачи урока:

 - ознакомить обучающихся с видами декоративно-прикладного творчества; научить анализировать их, определять основные средства выразительности каждого вида декоративно-прикладного искусства;

- формировать эстетические чувства, вкус; активизировать желание учеников овладевать умениями и навыками создавать предметы декоративно-прикладного искусства;

- воспитывать интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства, мировой культуры и культурного наследия своего народа.

Ключевые понятия: предмет быта, вышивка, роспись ткани, писанка, резьба по дереву, керамика, обработка металла, плетение из соломы, лозы, народная игрушка.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения: работа с понятием, объяснение учителя, демонстрация приемов работы, практическая работа.

Оборудование: произведения декоративно-прикладного искусства (роспись ткани, декупаж, вышивки, керамические изделия, игрушки и др.). Презентации



СТРУКТУРА УРОКА

1.30'

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация опорных знаний.

4. Мотивация учебной деятельности.

5. Подведение итогов первой тридцатиминутки урока.


2.30'

1. Организационный момент

Напоминание о теме урока и поставленных целях.

2. Изучение нового материала.

3.Первичное закрепление нового материала.

4. Подведение итогов второй тридцатиминутки урока.


3.30'

1. Организационный момент.

2. Практическая работа

3. Итоги всего модульного урока, оценивание обучающихся.

4. Рефлексия.



ХОД УРОКА

1.30'

1. Организационный момент

  • приветствие;

  • проверка наличия учеников;

  • проверка наличия учебных и рабочих принадлежностей;

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация опорных знаний

4. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Сегодня на уроке мы познакомимся с традиционными видами декоративно-прикладного творчества, но многие из них вы уже знаете. Попробуйте назвать те, которые вам знакомы. Возможно, вы даже занимаетесь какими-либо видами декоративно-прикладного творчества. (Ученики перечисляют известные им виды).Вам было дано домашнее задание, сделать небольшое сообщение о любом виде «Декоративно-прикладного искусства» (шитье, цветоведение, патчворк (шитье из лоскутков), аппликация, квиллинг, макраме, вязание, выжигание, резьба, плетение, скрапбукинг, росписи( жостовская, хохлома, гжель и т.д.) ,


5. Подведение итогов первой тридцатиминутки урока.



2.30'

1. Организационный момент

  • проверка наличия учеников;

  • Напоминание темы урока и поставленных целях.

2. Изучение нового материала

1. Презентация

Декоративно-прикладное творчество и его виды.

Работа с понятием

Декоративно-прикладное искусство - (от лат. deco — украшаю) - раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.

Объяснение учителя

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, игрушки, ювелирные и другие художественные изделия.

Учитель демонстрирует предметы декоративно-прикладного творчества.


Виды декоративно-прикладного творчества неисчерпаемы: резьба по дереву и обработка металла, вышивка и роспись ткани; плетение из соломки или лозы, изделия из кости, камня, стекла, глины, обработка драгоценных и полудрагоценных камней, изготовление игрушек и многое другое.

Декоративно-прикладное искусство всегда отражает национальные особенности: в отделке различных предметов быта отражены жизненный уклад, история, культура и даже экономика народа.

Вышивка - распространенный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор или любое другое изображение выполняют ручным или машинным способом на ткани.

Роспись ткани - очень древнее искусство, пришедшее в Европу из Индонезии. Самые ранние свидетельства о покраске тканей относятся еще к I веку нашей эры. Самым распространенным это

искусство было в Китае и Японии. Мастерицы вручную расписывали флаги, платки, шарфы и другие изделия по эскизам профессиональных художников.

Ковроткачество. На востоке дом начинается там, где лежит ковер, даже если вокруг обожженная пустыня или суровые горы. Древнейший ковер с изображениями оленей, грифов и лошадей, дошедший до нас сквозь века, был соткан более 2000 лет назад. Сегодня этот шедевр украшает коллекцию Эрмитажа (Санкт-Петербург, Россия). Это действительно «шедевр веков», ведь ковроткачество - очень древнее искусство, берет свое начало с Древнего Востока. Каждому традиционном ковру соответствует определенный орнамент и цветовая гамма.

Гончарство - традиционное производство глиняной посуды, а также других глиняных изделий (изразцов, игрушек, скульптур). Сегодня старыми гончарными изделиями являются глиняные емкости, изготовленные 13000 лет назад (найдены на острове Хонсю в Японии). Керамика, фарфор и обычный глиняный сосуд - это продукция мастеров гончарного дела.

Обработка древесины. Многие из таких изделий были талисманами, оберегами, в которые верили и которым поклонялись. В Японии и Китае резные деревянные элементы издавна использовали для украшения храмов и частного жилья. Мусульманские страны Северной Африки имеют значительное количество видов архитектурной резьбы древесины. В Европе резьба широко использовали в Скандинавии (до нас дошли образцы X-XI века), Англии, Италии, Германии и других странах.

Народная игрушка. Еще в древние времена охотники не только рисовали на стенах пещер сюжеты предстоящей охоты, но и разыгрывали сцены из него с вылепленными из глины фигурками людей и животных. Эти фигурки и стали первыми куклами человечества Кукол делали из подручных материалов - из соломы, глины, дерева, камыша, с початков кукурузы, веток деревьев, ткани. Еще в Древнем Египте были куклы, изготовленные из дерева и ткани. Из Древнего Китая до нас дошли глиняные куклы, а в античную эпоху создавать кукол-марионеток из слоновой кости.

Итак, можем сделать вывод: современное декоративно-прикладное искусство - яркий пример взаимосвязи народного и профессионального искусства.



2. Место предметов декоративно-прикладного искусства в жизни человека.

В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Резные деревянные изделия пользуются большим спросом в домашнем быту - от деревянного зодчества к мебели, внутренней и внешней отделки дома.

Каждый орнамент вышивки был предназначен для определенного элемента одежды и имел особое значение, в основном, выполнял функцию оберега.

Народную игрушку во все времена создавали заботливые руки мастеров, она всегда была не только предметом игры, но и оберегом для ребенка.

Таким образом, Каждый художественно оформленный предмет был включен в систему человеческих отношений, помогал строить общение между людьми на духовном уровне — это коммуникативная функция декоративно-прикладного искусства.

-Я хочу познакомить с удивительно интересным видом декоративно-прикладного искусства «Батик».

Батик – это художественная роспись по ткани.

- А откуда эта техника родом?

- Оказывается батик – это экзотический гость, впервые появился в странах древнего Востока: в Индии, Китае, Японии, Индонезии, Бирме.

Женщины во все времена хотели красиво одеваться, украшать свою одежду, поэтому постепенно нашли способ как не только выкрасить ткань в тот или иной цвет. Но и как заполнить ее поверхность орнаментом. Хитрости были разные. На ткани завязывались узелки по форме или контуру незатейливого рисунка, обвязывались камушки, ракушки, семена причудливой формы, потом окунали ткань в емкость с красителем, сушили, а те места, где были завязаны узелки, ракушки и другие мелочи оставались непрокрашенными. И так можно было красить, получая на ткани несколько оттенков, начиная со светлых тонов и заканчивая более темными.

- Ребята, а из чего же в то время получали красители?

- Красители делали из разных водорослей и растений.

Постепенно техника усовершенствовалась. Вместо узелков стали применять резерв, в основе которого использовался воск. Расплавленным воском закрывали те места на ткани, которые не надо было окрашивать. После каждого покрытия воском ткань окунали в емкость с красителем. Затем сушили, опять покрывали воском по рисунку, затем снова окунали в краситель, снова сушили, пока не достигали нужного результата. От погружения в емкость с красителем, воск на ткани в некоторых местах давал трещины, в которые попадал краситель, поэтому светлые участки рисунка на ткани были покрыты сетью ломаных линий – паутинкой, что придавало ткани особую загадочность и колористическую сложность.

В нашей стране ручная роспись ткани стала развиваться с 30-х годов прошлого века. Появившись у нас, батик видоизменился, впитав в себя элементы прикладного искусства.

- Ребята, а где применяют батик?

- Для украшения интерьеров в виде панно, занавесов, в одежде и т.д.


Итак, с чего же начинается творческая работа художника над произведением? Конечно, с выбора темы соответственно назначению изделия. С хорошо продуманной композиции сюжета. Это может быть декоративный образ, настроение.

Сделав эскизы, начинают подготовку красителей. Краситель для х/б тканей или шелка разводят в горячей воде, добавляют холодную воду и соль, иногда уксус. Количество используемых цветов практически неограниченно.

Затем готовят ткань и подрамник для натягивания ткани. Для батика годится любая белая ткань – бязь, ситец, шелк и др.

На натянутую ткань наносят рисунок простым карандашом по эскизу, а затем по карандашным линиям наносят резерв. Или делают рисунок в натуральную величину на бумаге, подкладывают его под подрамник и переводят его на ткань, работая сразу резервом на просвет. Иногда в состав резерва добавляют обезжиренные масляные краски, что придает рисунку графический характер. Для нанесения резерва используют стеклянные трубочки – рейсфедеры.

Во время работы ткань на подрамнике должна находиться в горизонтальном положении. Для нанесения красителя на ткань используют ватные тампоны или беличьи кисти.

Для того чтобы красители на готовом батике не смывались, их закрепляют – промывают батик в бензине, подсушивают и проглаживают или, скрутив батик в рулон вместе с чистой тканью, подвешивают в бак с небольшим количеством воды, накрывают крышкой и запаривают от 40 минут до 3 часов, в зависимости от вида ткани. Затем изделие стирают в горячей воде с мылом.


3.Первичное закрепление нового материала.

1. Что называют декоративно-прикладным искусством?

2. Какие существуют виды декоративно-прикладного искусства?Показ слайдов «Какие виды ДПИ?»

3. Каким видам промыслов вам хотелось бы научиться? Почему?


4. Подведение итогов второй тридцатиминутки урока.


3.30'

1. Организационный момент

  • проверка наличия учеников;

2. Практическая работа

1.Сегодня мы освоим один простой, но очень эффектный способ росписи тканей – узелковую технику или так называемую роспись способом бандан.

Этот способ орнаментации ткани считается самым древним. Он распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае. В Индии он назывался «бандана» (связывать), а в Японии – «тибари» (связывать узелком).

Суть состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно продуманной схеме складывают определенным способом и перевязывают прочными нитками или тонкими шнурами. Существуют даже своеобразные названия способов обвязки, например аккордеон, мраморная расцветка, волнистые линии, розетка, солнышко и т.д. Затем ткань красят, опуская ее в краситель или кистями или тампонами. После крашения узелки развязывают. При этом получаются разные, очень интересные и неожиданные рисунки с переходом от светлого к темному оттенку, поскольку краска неравномерно впитывается материалом в связанных и несвязанных местах.


Для изготовления батика для наших панно нам потребуются: кусочки белой ткани, прочные нитки, беличьи кисти. Что касается красителей, то вместо специальных анилиновых мы будем использовать обыкновенные акварельные краски, так как наш батик не придется стирать, и он не нуждается в закреплении. К тому же широкий спектр акварели позволяет создать бесконечное множество оттенков.


Приступаем к работе.

Перевязав ткань, кистями наносим на нее краску, подбирая цветовые сочетания.

После росписи удаляем нити.

А вот посмотрите, какой интересный рисунок получился на ткани. Роспись способом «бандан» получается непредсказуемой и с необычным, неожиданным графическим рисунком.

Анализируем и оцениваем работы.

2. Выполнить сенквейн «Вид ДПИ»


3. Итоги всего модульного урока, оценивание обучающихся.

- Оценивание выполненных эскизов (анализ).

- Подведение итогов урока.

- Уборка рабочих мест.


4. Рефлексия.

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!