Приветствие учащихся. На прошлом уроке мы с вами начали составлять кластер по теме «Четырёхугольники». Откройте конверты с вашими кластерами и скажите какие фигуры мы ещё не включили в кластер и почему? Какая тема сегодняшнего урока. Записываем в тетрадях число, тему урока Конечно же, нам не обойтись сегодня без знаний полученных ранее. Мы их проверим, выполнив следующую работу. Возьмите лист№1 . У вас список вопросов и две колонки. Если вы согласны с предложением, ставите галочку в столбце «Да», если нет то в столбце «Нет». На работу 3 мин. Критерий: 5 правильных –«5», 4 –«4», 3- «3» Проверьте. (на слайде ответы) Поставьте себе оценки. | Приветствие учителя. Квадрат и ромб. Мы их ещё не изучили. Ромб. Квадрат. Дать определения. Изучить свойства. Ребята отвечают на вопросы. Проверяют. Ставят оценки | Доброжелательный тон, улыбка учителя помогают лучше настроиться на урок. Кластер «Четырехугольники» ребята начинают оформлять при первом изучении темы «Параллелограм». На обратной стороне кластера- таблица «Четырехугольники. Свойства». Пример оформления можно посмотреть в ПРИЛОЖЕНИИ 1 Вопросы см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Использование ИКТ позволяет быстро и наглядно поверить выполненную работу и оценить её. |
Но с понятием квадрата вы встречались ещё в начальной школе, да и ромб фигура- знакома. Ромб (от греч.) бубен. Если сейчас бубны делают круглой формы, то раньше их делали как раз в форме ромба. Ваши предположения вы выскажите- ответив на вопросы лист № 2 в первом столбике. А в конце урока мы ответим на те же самые вопросы. И узнаем, насколько каждый из вас был близок к истине. Рассмотрите фигуру, которая у вас изображена № 1. Как она называется? Поверните рисунок на 90 градусов. Какую фигуру напоминает параллелограмм? Сравните стороны линейкой. Предположите - какое определение можно дать ромбу? Откройте учебник стр 109, сравните это определение. Запишите в вашу таблицу. Значит, какими свойствами обладает ромб? Отметьте себе это в таблице «Четырехугольники» Вслух диктует кто-то и говорит в РОМБЕ… - Сейчас вы, выясните, какими ещё особыми свойствами обладают диагонали ромба, кроме того, что они точкой пересечения делятся пополам. Исследовательская работа по плану. Сделайте выводы Запишите в таблицу Обратите внимание на первое свойство ромба Именно оно нам дает удобный способ построения ромба. Постройте ромб у себя в тетрадях. А теперь давайте дадим определение квадрата. Он у вас на рис 2. На какую раннее изученную фигуру похож квадрат? Измерьте его стороны и сделайте вывод Попробуйте дать определение квадрата. Откройте учебник на стр. 110 и проверьте, верное ли вы дали определение. Запишите в таблицу. А теперь вернемся к нашему кластеру и вставим термины «ромб» и «квадрат» Конечно, при решении задач на уроках так и в жизни используются свойства фигур НАПРИЕР: Ромб, в котором проведены диагонали, считается одной из самых крепких и выносливых конструкций. Такую конструкцию очень широко используют для постройки мостов, зданий, и даже, для рамы мотоцикла. А при решении практических задач нам не обойтись без признаков НАПРИМЕР: Как, не измеряя углов четырехугольного участка земли убедиться в том, что он имеет форму квадрата? Такие задачи мы рассмотрим на следующий урок, изучив признаки. С одной стороны такая простая фигура, окружающая нас повсюду, а порой и там где мы этого не ожидаем, а с другой- обладающая наибольшим количеством свойств. Как эти свойства и определения применяются при решении задач мы с вами посмотрим, выполнив задание на слайде. Дополните условие и решите задачу Дано: ВАСХ – ромб. ____=____. Докажите, что ВАСХ –ромб. Задача Найдите периметр ромба ABCD, изображённого на рисунке, если ◦, а диагональ BD = 15 см. Наводящие вопросы: - Что называют периметром? - Как найти периметр ромба? - Каким свойством обладают диагонали ромба? - Признак равностороннего треугольника. | Ромб – это параллелограмм, у которого все стороны равны. Всеми что и параллелограмм. Один из учащихся поговаривает слух свойства параллелограмма, и отмечают галочкой в таблице. Вывод1: Диагонали ромба перпендикулярны Вывод 2: Диагонали ромба делят его углы пополам Работают в тетрадях Прямоугольник Стороны равны Записывают в таблицу Дополняют кластер Квадрат обладает всеми свойствами ромба и прямоугольника. Смотрят на слайд. Квадрат. Работают над задачей. Работают над задачей устно. | Историческая справка помогает мотивации ребят, расширяет кругозор. Задания листа № 2 см.. Рис.1 и рис. 2 см На уроке идет совершенствование навыков работы с чертёжными инструментами. Использование физминутки на уроках позволяет формировать здоровье сбережение, разрежает обстановку, снимает напряжение. Данная тематическая сказка позволяет закрепить материал по теме свойства четырехугольников. Работу над задачей можно организовать в парах, у доски, с места с комментарием. Задача в интересной форме. Ребятам сами приходится дополнить условие. Работа над задачей показывает, на сколько хорошо ребята ориентируются по чертежу. Если позволяет время задачу можно выполнить письменно. |