СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме «Общие химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 9 классе по теме «Общие химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации»,

целью которого являются: развитие, систематизация и обобщение знаний учащихся о химических свойствах кислот на основании положений теории электролитической диссоциации.

           
Detect languageAfrikaansAlbanianAmharicArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBengaliBosnianBulgarianCatalanCebuanoChichewaChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CorsicanCroatianCzechDanishDutchEnglishEsperantoEstonianFilipinoFinnishFrenchFrisianGalicianGeorgianGermanGreekGujaratiHaitian CreoleHausaHawaiianHebrewHindiHmongHungarianIcelandicIgboIndonesianIrishItalianJapaneseJavaneseKannadaKazakhKhmerKoreanKurdishKyrgyzLaoLatinLatvianLithuanianLuxembourgishMacedonianMalagasyMalayMalayalamMalteseMaoriMarathiMongolianMyanmar (Burmese)NepaliNorwegianPashtoPersianPolishPortuguesePunjabiRomanianRussianSamoanScots GaelicSerbianSesothoShonaSindhiSinhalaSlovakSlovenianSomaliSpanishSundaneseSwahiliSwedishTajikTamilTeluguThaiTurkishUkrainianUrduUzbekVietnameseWelshXhosaYiddishYorubaZulu   AfrikaansAlbanianAmharicArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBengaliBosnianBulgarianCatalanCebuanoChichewaChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CorsicanCroatianCzechDanishDutchEnglishEsperantoEstonianFilipinoFinnishFrenchFrisianGalicianGeorgianGermanGreekGujaratiHaitian CreoleHausaHawaiianHebrewHindiHmongHungarianIcelandicIgboIndonesianIrishItalianJapaneseJavaneseKannadaKazakhKhmerKoreanKurdishKyrgyzLaoLatinLatvianLithuanianLuxembourgishMacedonianMalagasyMalayMalayalamMalteseMaoriMarathiMongolianMyanmar (Burmese)NepaliNorwegianPashtoPersianPolishPortuguesePunjabiRomanianRussianSamoanScots GaelicSerbianSesothoShonaSindhiSinhalaSlovakSlovenianSomaliSpanishSundaneseSwahiliSwedishTajikTamilTeluguThaiTurkishUkrainianUrduUzbekVietnameseWelshXhosaYiddishYorubaZulu            
      Text-to-speech function is limited to 200 characters  
  Options : History : Feedback : Donate Close

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме «Общие химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации»»

Урок в 9 классе по теме «Общие химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации»

Цель урока: развитие, систематизация и обобщение знаний учащихся о химических свойствах кислот на основании положений теории электролитической диссоциации.

Задачи урока: 1. На основании экспериментальных опытов, закрепить знания о свойствах кислот в свете теории электролитической диссоциации.

2.Научить записывать уравнения реакций, отражающих химические свойства кислот в молекулярном и ионном виде.

3.Развитие умений пользоваться приёмами сравнения, обобщения, делать выводы.

4.Воспитание личностных качеств обучающихся, обеспечивающих успешное выполнение деятельности

Методы обучения: беседа, постановка и решение учебных проблем, объяснение, химический эксперимент.

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, инструктивная карта для выполнения лабораторной работы

Оборудование и реактивы: NaOH, HCl, H2SO4, CuO, Na2CO3, Zn, Cu, фенолфталеин, нагревательный прибор, пробирки

Урок комбинированный (объяснение нового материала), носит проблемный характер, сопровождается презентацией.

Вводная часть урока: подготовка к восприятию нового материала

В восьмом классе мы с вами изучали тему «Основные классы неорганических соединений», где познакомились с химическими свойствами кислот. В 9 классе познакомились с теорией электролитической диссоциации. Всвязи с новыми представлениями о кислотах (с позиций ТЭД) сегодня на уроке мы постараемся решить проблему «Почему растворы кислот проявляют общие химические свойства?»

Фронтальный опрос:

Что такое электролитическая диссоциация?

Какие вещества называют электролитами?

Какой вид химической связи характерен для веществ - электролитов?

Дайте определение кислоты с точки зрения ТЭД.

Какова классификация кислот?

На какие группы делятся кислоты по степени диссоциации?

Что можете сказать о степени диссоциации многоосновных кислот?

Изучение нового материала

Опираясь на имеющиеся знания, составим опорный конспект, отражающий химические свойства кислот. Для этого составим генетические ряды металла и неметалла. Учащиеся самостоятельно в тетради выполняют задание. С помощью презентации мы проверяем правильность выполненной работы. В ходе обсуждения составляем схему, отражающую химические свойства кислот. Слайд 2

неМеталл Металл C + H2↑



Кислотный оксид Основной оксид O + H2O

Кислота Основание Л + H2O

Соль Соль Ь + кислота

Подтверждаем правильность наших суждений в ходе выполнения лабораторной работы. В ходе выполнения работы и обсуждения наблюдений делаем выводы о возможности протекания этих реакций в свете ионных представлений и решаем учебную проблему: «Почему растворы кислот проявляют общие химические свойства?»

Перед выполнением работы провожу инструктаж по технике безопасности: работа с растворами кислот и щёлочей; правила нагревания веществ.

Учащиеся выполняют работу согласно инструктивной карте и делают записи в таблице

Лабораторные опыты: Химические свойства кислот

Название опыта

Исходные

вещества

Наблюдения

Уравнение химической реакции

Взаимодействие кислот с основаниями

а) с щелочами





б) с нерастворимыми

основаниями



NaOH, фенолфталеин


NaOH,фенолфталеин, HCl

CuSO4

NaOH


Cu(OH)2

Н2SO4



фенолфталеин стал

малиновым


р-р становится бесцветным


Выпал голубой осадок.


Осадок растворился



NaOH Na+ + OH-



NaOH + HCl= NaCl +H2O H+ + OH- = H2O


CuSО4+2NaOH= Cu(OH)2↓

+ NaSО4


Cu(OH)2+H2SO4 = CuSO4 + 2 H2O

Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ +2H2O

2. Взаимодействие с основными оксидами

CuO

H2SO4

При t раствор приобретает голубую окраску

CuO+ H2SO4=CuSO4+H2O

CuO + 2H+ = Cu2+ +H2O

Этот вид реакции протекает лишь в случае образования растворимой соли. CuO+ H3PO4 ≠ т.к. образующийся на поверхности оксида осадок прекратит доступ кислоты к нему, и вещества не смогут соприкасаться.

3.Взаимодействие кислот с солями.

Na2CO3

HCl

Выделяется газ

Na2CO3 + 2 HCl = 2NaCl + H2O + CO2

2H+ + CO32- = H2O + CO2


Этот вид реакции протекает в случае, если выделяется газ или выпадает осадок.

4.Взаимодействие кислот с металлами

Zn, H2SO4


Cu, H2SO4

Выделяется газ


Изменений нет

Zn + H2SO4 = Zn SO4 +H2

Zn0 + 2H+ = Zn2+ +H20

С металлами не взаимодействует H2SO3, по- особому взаимодействует H2SO4 и HNO3

По ходу выполнения эксперимента после каждого опыта идёт проверка с помощью презентации. Слайды 4-7.

В конце работы учащиеся самостоятельно делают вывод, отвечая на вопрос: «Почему растворы кислот проявляют общие химические свойства?». Идёт обсуждение.

Вывод: Общие химические свойства кислот обусловлены свойствами иона H+

Закрепление

Опрос учащихся:

С чем взаимодействуют кислоты?

Почему растворы кислот проявляют общие химические свойства?

Слайд 8. Задание: запишите уравнения практически осуществимых реакций. Если реакция не протекает, укажите причину. Из букв, соответствующих возможным реакциям, вы составите название металла

1. HCl + Li2CO3 → К

2. H2SO4+ H2SiO3 → B

3. HCl + Ag → C

4. Al2 (SO4)3 + BaCl2 → А

5. HCl + Al2O3 → Л

6. HNO3 +SO2 → E

7. H3PO4 + KOH → И

8. H2SO4 + Al → Й

Слайд 9. Домашнее задание: §9, №3





Инструктивная карта

Лабораторный опыт

Тема: «Общие химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации».

Цель: проведя эксперимент, ответить на вопрос «Почему растворы кислот проявляют общие химические свойства?»

Ход выполнения работы

Опыт 1. Взаимодействие кислот с основаниями

а) В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия, добавьте фенолфталеин. Что наблюдаете? К полученному раствору добавьте раствор соляной кислоты до изменения окраски. Запишите уравнения диссоциации гидроксида натрия и взаимодействия его с соляной кислотой в молекулярном и ионном виде.

б) Из имеющихся на столе реактивов получите гидроксид меди (II) Сu(OH)2 и добавьте к нему раствор серной кислоты до появления признака. Запишите уравнения проведённых химических реакций в молекулярном и ионном виде.

Опыт 2. Взаимодействие кислот с основными оксидами

В пробирку налейте 2 мл раствора серной кислоты, добавьте к нему немного порошка оксида меди (II) СuO, нагрейте. Что наблюдаете? Запишите уравнение химической реакций в молекулярном и ионном виде.

Опыт 3. Взаимодействие кислот с солями

В пробирку налейте 2 мл раствора карбоната натрия Na2CO3, добавьте немного раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение химической реакций в молекулярном и ионном виде.

Опыт 4. Взаимодействие кислот с металлами

В две пробирки налейте по 2 мл раствора серной кислоты. В одну добавьте гранулу цинка, а в другую – меди. Что наблюдаете? Сравните результаты. Запишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.



Сделайте вывод, ответив на поставленный вопрос.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!