Урок в 9 классе по теме «Общие химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации»
Цель урока: развитие, систематизация и обобщение знаний учащихся о химических свойствах кислот на основании положений теории электролитической диссоциации.
Задачи урока: 1. На основании экспериментальных опытов, закрепить знания о свойствах кислот в свете теории электролитической диссоциации.
2.Научить записывать уравнения реакций, отражающих химические свойства кислот в молекулярном и ионном виде.
3.Развитие умений пользоваться приёмами сравнения, обобщения, делать выводы.
4.Воспитание личностных качеств обучающихся, обеспечивающих успешное выполнение деятельности
Методы обучения: беседа, постановка и решение учебных проблем, объяснение, химический эксперимент.
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, инструктивная карта для выполнения лабораторной работы
Оборудование и реактивы: NaOH, HCl, H2SO4, CuO, Na2CO3, Zn, Cu, фенолфталеин, нагревательный прибор, пробирки
Урок комбинированный (объяснение нового материала), носит проблемный характер, сопровождается презентацией.
Вводная часть урока: подготовка к восприятию нового материала
В восьмом классе мы с вами изучали тему «Основные классы неорганических соединений», где познакомились с химическими свойствами кислот. В 9 классе познакомились с теорией электролитической диссоциации. Всвязи с новыми представлениями о кислотах (с позиций ТЭД) сегодня на уроке мы постараемся решить проблему «Почему растворы кислот проявляют общие химические свойства?»
Фронтальный опрос:
Что такое электролитическая диссоциация?
Какие вещества называют электролитами?
Какой вид химической связи характерен для веществ - электролитов?
Дайте определение кислоты с точки зрения ТЭД.
Какова классификация кислот?
На какие группы делятся кислоты по степени диссоциации?
Что можете сказать о степени диссоциации многоосновных кислот?
Изучение нового материала
Опираясь на имеющиеся знания, составим опорный конспект, отражающий химические свойства кислот. Для этого составим генетические ряды металла и неметалла. Учащиеся самостоятельно в тетради выполняют задание. С помощью презентации мы проверяем правильность выполненной работы. В ходе обсуждения составляем схему, отражающую химические свойства кислот. Слайд 2
неМеталл Металл C + H2↑
Кислотный оксид Основной оксид O + H2O
Кислота Основание Л + H2O
Соль Соль Ь + кислота
Подтверждаем правильность наших суждений в ходе выполнения лабораторной работы. В ходе выполнения работы и обсуждения наблюдений делаем выводы о возможности протекания этих реакций в свете ионных представлений и решаем учебную проблему: «Почему растворы кислот проявляют общие химические свойства?»
Перед выполнением работы провожу инструктаж по технике безопасности: работа с растворами кислот и щёлочей; правила нагревания веществ.
Учащиеся выполняют работу согласно инструктивной карте и делают записи в таблице
Лабораторные опыты: Химические свойства кислот
Название опыта | Исходные вещества | Наблюдения | Уравнение химической реакции |
Взаимодействие кислот с основаниями а) с щелочами б) с нерастворимыми основаниями | NaOH, фенолфталеин NaOH,фенолфталеин, HCl CuSO4 NaOH Cu(OH)2 Н2SO4 | фенолфталеин стал малиновым р-р становится бесцветным Выпал голубой осадок. Осадок растворился | NaOH Na+ + OH- NaOH + HCl= NaCl +H2O H+ + OH- = H2O CuSО4+2NaOH= Cu(OH)2↓ + NaSО4 Cu(OH)2+H2SO4 = CuSO4 + 2 H2O Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ +2H2O |
2. Взаимодействие с основными оксидами | CuO H2SO4 | При t раствор приобретает голубую окраску | CuO+ H2SO4=CuSO4+H2O CuO + 2H+ = Cu2+ +H2O |
Этот вид реакции протекает лишь в случае образования растворимой соли. CuO+ H3PO4 ≠ т.к. образующийся на поверхности оксида осадок прекратит доступ кислоты к нему, и вещества не смогут соприкасаться. |
3.Взаимодействие кислот с солями. | Na2CO3 HCl | Выделяется газ | Na2CO3 + 2 HCl = 2NaCl + H2O + CO2 2H+ + CO32- = H2O + CO2 |
Этот вид реакции протекает в случае, если выделяется газ или выпадает осадок. |
4.Взаимодействие кислот с металлами | Zn, H2SO4 Cu, H2SO4 | Выделяется газ Изменений нет | Zn + H2SO4 = Zn SO4 +H2 Zn0 + 2H+ = Zn2+ +H20 |
С металлами не взаимодействует H2SO3, по- особому взаимодействует H2SO4 и HNO3 |
По ходу выполнения эксперимента после каждого опыта идёт проверка с помощью презентации. Слайды 4-7.
В конце работы учащиеся самостоятельно делают вывод, отвечая на вопрос: «Почему растворы кислот проявляют общие химические свойства?». Идёт обсуждение.
Вывод: Общие химические свойства кислот обусловлены свойствами иона H+
Закрепление
Опрос учащихся:
С чем взаимодействуют кислоты?
Почему растворы кислот проявляют общие химические свойства?
Слайд 8. Задание: запишите уравнения практически осуществимых реакций. Если реакция не протекает, укажите причину. Из букв, соответствующих возможным реакциям, вы составите название металла
1. HCl + Li2CO3 → К
2. H2SO4+ H2SiO3 → B
3. HCl + Ag → C
4. Al2 (SO4)3 + BaCl2 → А
5. HCl + Al2O3 → Л
6. HNO3 +SO2 → E
7. H3PO4 + KOH → И
8. H2SO4 + Al → Й
Слайд 9. Домашнее задание: §9, №3
Инструктивная карта
Лабораторный опыт
Тема: «Общие химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации».
Цель: проведя эксперимент, ответить на вопрос «Почему растворы кислот проявляют общие химические свойства?»
Ход выполнения работы
Опыт 1. Взаимодействие кислот с основаниями
а) В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия, добавьте фенолфталеин. Что наблюдаете? К полученному раствору добавьте раствор соляной кислоты до изменения окраски. Запишите уравнения диссоциации гидроксида натрия и взаимодействия его с соляной кислотой в молекулярном и ионном виде.
б) Из имеющихся на столе реактивов получите гидроксид меди (II) Сu(OH)2 и добавьте к нему раствор серной кислоты до появления признака. Запишите уравнения проведённых химических реакций в молекулярном и ионном виде.
Опыт 2. Взаимодействие кислот с основными оксидами
В пробирку налейте 2 мл раствора серной кислоты, добавьте к нему немного порошка оксида меди (II) СuO, нагрейте. Что наблюдаете? Запишите уравнение химической реакций в молекулярном и ионном виде.
Опыт 3. Взаимодействие кислот с солями
В пробирку налейте 2 мл раствора карбоната натрия Na2CO3, добавьте немного раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение химической реакций в молекулярном и ионном виде.
Опыт 4. Взаимодействие кислот с металлами
В две пробирки налейте по 2 мл раствора серной кислоты. В одну добавьте гранулу цинка, а в другую – меди. Что наблюдаете? Сравните результаты. Запишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.
Сделайте вывод, ответив на поставленный вопрос.