СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Реки".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приводится разработка урока по ФГОС по теме "Реки". 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Реки".»

Тема урока: Реки.

ФИО

Веселова Татьяна Владимировна

Место работы

МОУ СОШ №3 г. Углича Ярославской области

Должность

учитель географии

Предмет

География

Класс

6 класс

Тема и номер урока в теме

Тема: Гидросфера

Урок № 6

Учебник

Дронов,В.П. География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб.для общеобразоват. Учреждений /В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2013.-283 с.


Задачи урока:

образовательные: начать формировать представления о реках, их частях, строении, видах.


развивающие: продолжить развитие умений и навыков по поиску, обработке, сравнению, и анализу информации самостоятельно и в группах; продолжить развитие навыков работы с географической картой; способствовать развитию у обучающихся интереса к предмету,


воспитывающие: воспитывать бережное отношение к рекам как главному богатству людей, ответственное отношение к своей жизни и навыки безопасного поведения на реке; формировать географическую культуру,


Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, презентация «Реки», интерактивные демонстрационные материалы по теме «Гидросфера», атласы.


Предметы: география, литература, музыка, ОБЖ.


Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

I.этап. Организационный

(мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки);

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку.

- Как вы думаете, для чего люди путешествуют? Любите ли вы путешествовать?

-Мы сегодня отправимся в увлекательное и познавательное воображаемое путешествие, чтобы узнать много нового и интересного. А куда именно попробуйте догадаться сами.


Предлагает разгадать загадки и ребус:

1. Змея разлеглась у меня на пути,
Ползёт, а меня не пускает пройти,
Ползёт, оставаясь на месте своём.
Ты знаешь, о чём говорю я?
О чём?


2. Бежит без ног, не зная горя, 
И добирается до моря.
 


3. Чуть дрожит на ветерке 
Лента на просторе,
 
Узкий кончик в роднике,
 
А широкий в море.


4. Разгадка зашифрована в ребусе


– Догадались, что мы будем сегодня изучать и куда отправимся?

- Мы сегодня отправимся в воображаемое путешествие не просто по реке, а по одной из великих европейских и российских рек – по Волге!

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу


Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Отвечают на вопросы,

высказывают предположения маршрута путешествия.







Отгадывают загадки, определяют маршрут путешествия.















Ребята высказывают свои предположения.


Формирование мотивационной основы учебной деятельности





Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.


Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.






Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


II.Актуализация знаний


- Но прежде чем отправиться в путь, нам кое-что необходимо собрать…

- Что обычно берут с собой в дорогу? (нужно собрать багаж).

- Как вы думаете, что является самым необходимым в багаже ученика? (Знания).

- Я уверена, что в начальной школе вы кое-то узнали о географических объектах, в которых содержится пресная вода. Давайте их вспомним.

Предлагает ответить на вопросы в начале §47:

Вспомните:

1. Что такое исток и устье реки, речная долина?

2. Как образуются речные долины?

3. Какие крупные реки вам известны?

4. Какие реки протекают в вашей местности?

Отвечают на вопросы.




Формирование способности к самообразованию на основе мотивации к познанию.


Умение извлекать необходимую информацию, анализировать ее, делать выводы.


Коммуникативные УУД

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.


I1I.Этап изучения новых знаний и способов действий.






















































































































Первичное закрепление

знаний


























Физкультминутка


























































































































































Итог урока











Рефлексия



Подводит обучающихся к формулировке темы урока:

- Ну, а теперь, разгадав загадки и ребус, ответив на вопросы, вы можете сказать, какая у нас будет сегодня тема урока.

- Итак, тема нашего урока-путешествия «Реки».

Предлагает открыть тетради и записать тему урока: Реки.

Ставит перед обучающимися цель урока.


Предлагает информацию к размышлению:

- На воды суши приходится всего 4% от общего объема гидросферы. Много это или мало? Как в связи с таким небольшим их количеством мы должны относиться к этим объектам, как нужно использовать пресную воду?


- Из перечисленных вами вод суши речь сегодня пойдет о реках, об остальных видах вод вы узнаете в последующих курсах географии.


- Я убедилась, что определенный багаж знаний о водах суши у вас имеется, а ведь что-то вы еще не знаете. Для этого я предлагаю вам стать настоящими юными гидрологами и провести исследование, а уж потом мы отправимся с вами в путешествие.

- А вы знаете, кто такие гидрологи?

Гидролог - специалист по изучению водной поверхности Земли, её свойств, протекающих в ней процессов (круговорот воды в природе и пр.).

Происходит это слово от греч. слов «hydor» – вода и «logos» – учение)

Гидрология – наука, изучающая воды Земли, их размещение и свойства.


- Все вы во время летних каникул любите отдыхать у реки, купаться в ней, удить рыбу.

(Фрагмент мультфильма «Кот Леопольд и золотая рыбка»)


- Ребята, как вы думаете, что же такое река?



Предлагает задание: найдите в тексте параграфа 47 определение реки и проверьте правильность ваших предположений,

- Какие реки вы знаете? Как называется наша местная река?

Организует исследовательскую работу в группах:

- А сейчас, ребята, вам как гидрологам предстоит исследовательская работа: необходимо подготовиться к путешествию и овладеть новыми знаниями о реках. Каждая группа получит задание. Выполнять его нужно быстро и дружно. (4 группы гидрологов, время выполнения 3 мин.)


Задание для I группы: Используя рисунок 156 и текст §47, расскажите о строении реки и её основных частях. Расскажите как определить правые и левые притоки.


Задание для II группы: Используя рисунок157 и текст к нему, расскажите об образовании дельты и эстуария.

Задание для III группы:

Используя рисунок 158 и текст §47, расскажите о строении речной системы, ответив на вопросы:

1. Что такое речная система

2. По заданию учебника с. 200 сравните речные системы Амазонки и Нила.


Задание для IV группы:

Используя текст §47, рисунок 160, ответьте на вопросы:

  1. Что называют бассейном реки?

  2. Как называется граница между соседними речными бассейнами? Где обычно она проходит?

  3. Что позволяют определить линии водоразделов?

- А теперь проверим, как наши юные гидрологи усвоили новые понятия.

Проводит фронтальный устный географический диктант по изученным понятиям:

1. Водный поток, протекающий в выработанном им углублении, называемом руслом. (река)

2. Начало реки? (исток)

3.Место впадения реки в океан, море, озеро, реку.(устье)

4. Реки, впадающие в главную реку? (притоки)

5. Главная река со всеми притоками. (речная система)

6. Территория, с которой воды стекают в главную реку

(бассейн реки)

7. Линия, разделяющая два соседних речных бассейна. (водораздел)


Показывает учащимся интерактивные демонстрационные материалы по теме «Гидросфера», где с помощью анимации изображена речная система.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного поиграть, подвигаться и получить заряд бодрости.

Предлагает учащимся игру

«Части реки»: раздает ребятам карточки с названиями «исток», «устье», «главная река», «правый приток», «левый приток». Под музыку «А по камушкам речка бежит» необходимо правильно занять свои места.

- Молодцы! Все здорово справились с заданием.


- Ребята, мы практически готовы к отплытию, но нужно еще кое-что вспомнить, чтобы наше путешествие было безопасным, ведь мы будем путешествовать по реке и, представим, что в летнее время.

- Какие правила безопасного поведения на воде вы знаете?

Предлагает назвать их.

1. Детям купаться в водоемах только в присутствии старших и только в местах, отведенных для купания.

2. Загорать и находиться на солнце в меру.

3. Нельзя нырять в незнакомых местах.

4. Играя в воде, даже в шутку нельзя "топить" своих друзей.

5. Нельзя подавать крики ложной тревоги.

6. Не отплывайте далеко от берега на надувных плавательных средствах.


- Итак, мы собрали багаж необходимых знаний, зарядились, пора в путь.

- Наше воображаемое путешествие мы совершим от истока к устью реки Волги.

- Слева от нас по направлению течения реки будет располагаться левый берег, а справа, соответственно, правый берег.

- Для начала необходимо выяснить, где находится исток Волги?

Предлагает задание в тексте учебника стр. 199:

- Определите по карте исток Волги.

Дополняет ответы:

- Исток Волги находится на Валдайской возвышенности у деревни Волговерховье в Тверской области, где из болотца бьет крошечный родник. Над истоком Волги установлена часовня.


- Вы обратили внимание, что река Волга в самом начале совсем узкая, ее можно перешагнуть.

-Но постепенно она превращается в широкую полноводную реку.


- Как вы думаете, почему?

- В Волгу впадают другие реки, которые называются притоками.

Притоки у реки бывают левые и правые.


Предлагает составить алгоритм определения левых и правых притоков реки:

- Как определить, какие из них являются левыми, а какие правыми?


Предлагает работу в группах с картой атласа:

Задание для I группы:

Определите по карте, какие притоки у реки Волги являются левыми.

Задание для II группы:

Определите по карте, какие притоки у реки Волги являются правыми.

Задание для III группы:

Определите, каких притоков у Волги больше: левых или правых.


- Главная река и её притоки образуют речную систему.



- Свои воды наша Волга, как и все реки, собирают с очень большой территории.

Предлагает задание для групп:

Задание для I группы:

-Найдите в тексте параграфа §47 как называется эта территория?

Задание для II группы:

- Найдите в тексте параграфа §47 как называется граница между соседними бассейнами рек, где обычно она проходит?

Задание для III группы:

- Найдите в тексте, что позволяют определить линии водоразделов?








Предлагает задание по карте атласа и рис. 160 с. 201 учебника

Задание для I группы:

- Определите, к бассейну какого океана принадлежит река Волга?


Задание для II группы:

- Определите, к бассейну какого океана относятся такие реки России, как Обь, Енисей, Лена?


Задание для III группы:

- Куда несут свои воды реки Амур, Дон?


-Итак, мы проследовали по реке Волге от ее истока до устья – Каспийского моря. Мы выяснили, что все реки текут, впадают в другие реки, в озера, в моря, в океаны.

- Наше воображаемое путешествие подходит к концу.


Предлагает вопросы:

1. Насколько результативным было наше путешествие? Понравилось ли оно вам?

2. Выполнили мы его цель?



- Какими знаниями вы пополнили ваш багаж?



сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


Думают, предлагают варианты, формулируют тему урока.




Записывают в тетради тему урока.








Размышляют, делают вывод о необходимости бережного использования и охраны вод.

Высказывают свои мнения.








































Высказывают свои варианты понятия «река».



Находят в тексте определение, озвучивают его.

Отвечают на вопросы.














Изучают условные знаки карты, отвечают.



Высказывают свои предложения.







































































































Анализируют карту, определяют исток (возвышенность, недалеко от города Тверь).






Учащийся читает отрывок из стихотворения

Н. Палькина:


Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника,

Выбегает голубое чудо -

Русская народная река.

Лёгкий дом, как девичья светёлка.

Вяз, ольшаник, сумрачная ель.

Стойте, люди!

Здесь родилась Волга,

Здесь её и дом, и колыбель.


Обдумывают вопрос, высказывают свои предположения, что в Волгу несут воды другие реки и делают ее полноводной.







Формулируют совместно с учителем правило определения левых и правых притоков реки.






Определяют: левые – Ветлуга, Кама, Самара;



правые – Ока, Сура.




Левых притоков гораздо больше.
















Изучают текст, находят определение, озвучивают его.

Изучают текст, отвечают, что водоразделы обычно проходят по горным хребтам или по возвышенностям и позволяют определить, к бассейну, какого океана или внутреннего стока относится река.


Изучают рисунок, делают вывод: Волга впадает в Каспийское море-озеро и относится к бассейну внутреннего стока, т.е. не впадает в океан.


Делают вывод: эти реки относятся к бассейну Северного Ледовитого океана.

Определяют по карте принадлежность Амура бассейну Тихого океана, а р. Дон – бассейну Атлантического океана.










Отвечают на вопросы.





Делятся своими впечатлениями о работе на уроке.

Формирование способности к самообразованию на основе мотивации к познанию.











Формирование способности к самообразованию на основе мотивации к познанию.

Формирование экологической культуры, бережного отношения к водам суши.









































































































































































Формирование способности к самообразованию на основе мотивации к познанию.





Формирование патриотизма, гордости за свою родину.
































































Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе игры






Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе поиска информации



























Формирование ответственного отношения к учению, его важности и необходимости в жизни






















Умение анализировать полученную информацию, размышлять, делать выводы.









































Формирование понятия «река»




Умение извлекать необходимую информацию, анализировать ее, делать выводы.













Формирование понятия «притоки», «речная система»,

умения определять левые и правые притоки.








Формирование навыков работы с картой.







Формирование понятия «бассейн реки», «водораздел»




















































































Формирование умения анализировать и сравнивать информацию















Домашнее задание


1. Изучить §17, ответить на вопросы;

2. Почувствуйте себя гидрологами и сравните по описаниям реки Терек и Волга в рубрике «Школа географа-следопыта».

3. Подписать на контурных картах на стр.14-15 реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Хуанхэ.














Используемая литература и ресурсы:


  1. Соколова Е.И., Ларина Т.И. Загадки мудрой совы. Ярославль, 2000.

  2. Н. Палькин « О, Волга!»

  3. http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B0%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&clid=1806161&lr=194

  4. http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B4%20%D0%B0%D0%BD%D1%85%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&clid=1806161&lr=194

  5. http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B4%20%D0%BD%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&clid=1806161&lr=194

  6. http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B4%20%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F&clid=1806161&lr=194

  7. http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0%20%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BA%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&clid=1806161&lr=194

  8. http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B8&clid=1806161&lr=194

  9. http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/general.php?SE

  10. http://trud-ost.ru/?m=2011&paged=302

  11. http://www.meteo.nw.ru/articles/index.php?id=477

  12. http://ecomos.ru/kadr22/nowostBlank.asp?fajl=new20.03.12.htm

  13. Мультфильм «Кот Леопольд и золотая рыбка» объединение «Экран».

  14. Песня в исполнении Л. Сенчиной «А по камушкам речка течет…»

  15. Песня в исполнении Л. Зыкиной «Течет река Волга…»

  16. Демонстрационные материалы по географии. Интерактивное наглядное пособие по теме «Гидросфера». ООО «Дрофа», 2007.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!